• Преподавателю
  • Физика
  • Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

В условиях современной школы невозможно предоставить качественное образование школьникам без учета межпредметных связей. Это связано с увеличением объема информации в школьном курсе и необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию. Особенно важное значение приобретают межпредметные связи в активизации познавательной деятельности учащихся. Межпредметные связи физики и математики не только помогают более наглядному формированию конкретных понятий каждого из предметов, но и спо...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа















Интегрированный учебный модуль

«Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Авторы: учитель математики МБОУ Газимуро-Заводская СОШ Макарова И.Ю.; учитель физики МБОУ Газимуро-Заводская СОШ Задорожина О.В.






2013 г

Аннотация:

В условиях современной школы невозможно предоставить качественное образование школьникам без учета межпредметных связей. Это связано с увеличением объема информации в школьном курсе и необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию. Особенно важное значение приобретают межпредметные связи в активизации познавательной деятельности учащихся.

Межпредметные связи физики и математики не только помогают более наглядному формированию конкретных понятий каждого из предметов, но и способствуют наиболее полному представлению об окружающем мире (понятия о строении материи, различных процессах, видах энергии). Необходимость связи между учебными предметами диктуется дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, подготовкой учащихся к практической деятельности.

Взаимосвязь предметов играет большую роль в повышении уровня подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ, делает более значимыми знания, раскрывает их практическое применение в жизни. Задания с прикладным содержанием, включенные в экзаменационные варианты по математике под номером В 12, В 13 представляют собой широкий круг (задачи на движение, тепловое расширение, давление, свободное падение и т. д.); по физике под номером А1, А2, А 3, В 1 и т.д.

Но как сделать эту подготовку наиболее эффективной? Как научить понимать и правильно применять полученные знания? Эти вопросы беспокоят многих учителей. Для этого и разработан интегрированный учебный модуль по теме «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовки к ЕГЭ» для учащихся 11 класса.

Цель: создание условий для повышения у учащихся качества подготовки к ЕГЭ.

Задачи:

- сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск, отбор необходимых сведений, фактов, опорных знаний)

- повысить мотивацию к учению через решение личностно-значимой проблемы

- научить применять информацию при решение экзаменационных задач

Ожидаемые результаты: систематизация знаний в интеграции физики с математикой; повышение качества подготовки к ЕГЭ.

Учебный модуль включает следующие блоки:

Блок 1 «Отбор содержания задач ЕГЭ по математике и по физике». Предполагает самостоятельную деятельность учащихся по анализу содержания материалов ЕГЭ и отбору необходимой информации.

Блок 2 «Опорные знания по математике и по физике». Предполагает выделение опорных знаний с помощью учителя на основе отобранных задач.

Блок 3 « Практикум по решению экзаменационных задач». Содержит примеры решения задач, на основе которых можно самостоятельно отработать выполнение задач ЕГЭ заданного блока.

Блок 1 «Отбор содержания задач ЕГЭ по математике и по физике»

Задача на ЕГЭ по математике

Задача на ЕГЭ по физике

Метапредметные знания

В12 Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» . Из пункта А в пункт D ведут три дороги. Через пункт В едет грузовик со средней скоростью 44 км/ч, через пункт С едет автобус со средней скоростью 50 км/ч. Третья дорога - без промежуточных пунктов, и по ней движется легковой автомобиль со средней скоростью 62 км/ч. На рисунке показана схема дорог и расстояние между пунктами по дорогам. Все три автомобиля одновременно выехали из А. Какой автомобиль добрался до D позже других? В ответе укажите, сколько часов он находился в дороге.

A 1 На рисунке представлен график зависимости пути от времени.

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Определите по графику скорость движения велосипедиста в интервале от момента времени 1 с до момента времени 3 с после начала движения.

1) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»
2) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»
3) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»
4) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Формула для нахождения скорости, расчетные навыки

В 12 Тело движется прямолинейно в вертикальном направлении по закону h(t) = 7 + 12t - 9t2 (t - время движения в секундах, h - расстояние от земли в метрах). Определите начальную скорость движения (в м/с).

В12 Высоту над землей подброшенного вверх мяча можно вычислять по формуле h (t) = 2 + 12t - 5t2 (h - высота в метрах, t - время в секундах, прошедшее с момента броска). Сколько секунд мяч будет находиться на высоте более 6 метров?

A 1 Тело разгоняется на прямолинейном участке пути, при этом зависимость пройденного телом пути S от времени t имеет вид: Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ».

Чему равна скорость тела в момент времени Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» при таком движении?

1) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»
2) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»
3) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»
4) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Умение решать квадратные уравнения или неравенства, вид движения

В12 Для получения на экране увеличенного изображения лампочки в лаборатории используется собирающая линза с главным фокусным расстоянием Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» см. Расстояние Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» от линзы до лампочки может изменяться в пределах от 30 до 50 см, а расстояние Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» от линзы до экрана - в пределах от 150 до 180 см. Изображение на экране будет четким, если выполнено соотношение Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ». Укажите, на каком наименьшем расстоянии от линзы можно поместить лампочку, чтобы еe изображение на экране было чeтким. Ответ выразите в сантиметрах.

A 15 Если предмет расположен на расстоянии 10 см от собирающей линзы с фокусным расстоянием 7 см, то изображение находится приблизительно на расстоянии

1) 23,3 см перед линзой
2) 23,3 см за линзой
3) 15,2 см перед линзой
4) 15,2 см за линзой

Вычислительные навыки, умение решать уравнения.

В12 При температуре Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» рельс имеет длину Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» м. При возрастании температуры происходит тепловое расширение рельса, и его длина, выраженная в метрах, меняется по закону Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», где Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - коэффициент теплового расширения, Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - температура (в градусах Цельсия). При какой температуре рельс удлинится на 3 мм? Ответ выразите в градусах Цельсия.

Единицы измерения величин, вычислительные навыки, зависимость изменения одной величины от другой (объема от температуры)

В 12 Коэффициент полезного действия (КПД) некоторого двигателя определяется формулой Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», где Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - температура нагревателя (в градусах Кельвина), Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - температура холодильника (в градусах Кельвина). При какой минимальной температуре нагревателя Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» КПД этого двигателя будет не меньше Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», если температура холодильника Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» К? Ответ выразите в градусах Кельвина.

A 23 Идеальная тепловая машина работает по циклу Карно, совершая за один цикл работу 2 кДж. Количество теплоты 6 кДж рабочее тело двигателя получает за один цикл от нагревателя, температура которого 217 °С. Температура холодильника равна (ответ округлите до целых)

1) 17 °С 2) 54 °С 3) 288 °С 4) 327 °С

B 1 Температуру холодильника идеальной тепловой машины уменьшили, оставив температуру нагревателя прежней. Количество теплоты, полученное газом от нагревателя за цикл, не изменилось. Как изменились при этом КПД тепловой машины, количество теплоты, отданное газом за цикл холодильнику, и работа газа за цикл?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличилась;

2) уменьшилась;

3) не изменилась.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

КПД тепловой машины

Количество теплоты, отданное газом

холодильнику за цикл работы

Работа газа за цикл

?

?

?

Вычислительные навыки, прямая и обратная зависимость

В 12 Сила тока в цепи Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» (в амперах) определяется напряжением в цепи и сопротивлением электроприбора по закону Ома: Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», где Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - напряжение в вольтах, Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - сопротивление электроприбора в омах. В электросеть включeн предохранитель, который плавится, если сила тока превышает 4 А. Определите, какое минимальное сопротивление должно быть у электроприбора, подключаемого к розетке в 220 вольт, чтобы сеть продолжала работать. Ответ выразите в Омах.

A 12 Идеальный амперметр и три резистора сопротивлением Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» Ом, Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» и Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» включены последовательно в электрическую цепь, содержащую источник с Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», равной Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» В, и внутренним сопротивлением Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» Ом. Показания амперметра равны

1) 100 A
2) 4 A
3) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» 0,56 A
4) 0,25 A

Вычислительные навыки, умение решать уравнение как пропорцию.

В 12 В розетку электросети подключены приборы, общее сопротивление которых составляет Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»Ом. Параллельно с ними в розетку предполагается подключить электрообогреватель. Определите наименьшее возможное сопротивление Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» этого электрообогревателя, если известно, что при параллельном соединении двух проводников с сопротивлениями Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» Ом и Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» Ом их общее сопротивление даeтся формулой Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» (Ом), а для нормального функционирования электросети общее сопротивление в ней должно быть не меньше 9 Ом. Ответ выразите в омах.

A 12 На рисунке показан участок цепи постоянного тока.

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Каково сопротивление этого участка, если Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»?

1) 7 Ом
2) 2,5 Ом
3) 2 Ом
4) 3 Ом

Вычислительные навыки, умение решать уравнение как пропорцию.

В 12 Опорные башмаки шагающего экскаватора, имеющего массу Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» тонн, представляют собой две пустотелые балки длиной Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» метров и шириной Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» метров каждая. Давление экскаватора на почву, выражаемое в килопаскалях, определяется формулой Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», где Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - масса экскаватора (в тоннах), Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - длина балок в метрах, Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - ширина балок в метрах, Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - ускорение свободного падения (считайте Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»м/сИнтегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»). Определите наименьшую возможную ширину опорных балок, если известно, что давление Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» не должно превышать 140 кПа. Ответ выразите в метрах.

Вычислительные навыки, умение решать уравнение как пропорцию.

В 12 К источнику с ЭДС Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» В и внутренним сопротивлением Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» Ом, хотят подключить нагрузку с сопротивлением Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» Ом. Напряжение на этой нагрузке, выражаемое в вольтах, даeтся формулой Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ». При каком наименьшем значении сопротивления нагрузки напряжение на ней будет не менее 50 В? Ответ выразите в Ома

B 2 К источнику тока присоединен резистор.

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Как изменятся общее сопротивление цепи, сила тока в цепи и напряжение на клеммах источника тока, если параллельно к имеющемуся резистору подсоединить еще один такой же? ЭДС источника и внутреннее сопротивления считайте постоянными.

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится;

2) уменьшится;

3) не изменится.

Прямая и обратная зависимость, вычислительные навыки

A 2 На тело, находящееся на горизонтальной плоскости, действуют три горизонтальные силы (см. рисунок, вид сверху).

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Каков модуль равнодействующей этих сил, если Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ».

A 3 На рисунке представлены четыре вектора сил.

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

С исключением какого из четырех векторов равнодействующая оставшихся трех векторов равна нулю?

A 4 Два тела движутся по взаимно перпендикулярным пересекающимся прямым, как показано на рисунке.

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Модуль импульса первого тела равен Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», а второго тела равен Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ». Чему равен модуль импульса системы этих тел после их абсолютно неупругого удара?

Построение вектора суммы неколлинеарных и коллинеарных векторов, теорема Пифагора, модуль вектора.

A 11 Расстояние между двумя точечными электрическими зарядами уменьшили в 2 раза, и один из зарядов уменьшили в 2 раза. Сила взаимодействия между зарядами

1) увеличилась в 2 раза
2) увеличилась в 4 раза
3) увеличилась в 8 раз
4) не изменилась

A 8 При повышении абсолютной температуры идеального газа в 2 раза средняя квадратичная скорость теплового движения молекул

1) уменьшится в Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» раз
2) увеличится в Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» раз
3) уменьшится в 2 раза
4) увеличится в 2 раза

B 1 Груз массой m, подвешенный к пружине, совершает колебания с периодом T и амплитудой Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ». Что произойдет с периодом колебаний, максимальной потенциальной энергией пружины и частотой колебаний, если при неизменной амплитуде уменьшить массу груза?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличилась;

2) уменьшилась;

3) не изменилась.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Период колебаний

Максимальная потенциальная

энергия пружины

Частота колебаний

?

?

?

B 3 Пучок света переходит из воды в воздух. Частота световой волны равна Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», скорость света в воздухе равна с, показатель преломления воды относительно воздуха равен n.

Физические величины:

А) длина волны света в воздухе;

Б) длина волны света в воде.

А

Б

?

?

Формулы:

1) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»; 2) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»; 3) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»;4) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ».

Прямая и обратная зависимость

A 15 Предмет S отражается в плоском зеркале аb. Изображение предмета Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» верно показано на рисунке

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

1
2) 2
3) 3


Построение симметричных фигур

A 14 В колебательном контуре, ёмкость конденсатора которого равна 20 мкФ, происходят собственные электромагнитные колебания. Зависимость напряжения на конденсаторе от времени для этого колебательного контура имеет вид Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» где все величины выражены в единицах СИ. Индуктивность катушки в этом колебательном контуре равна

1) 12,5 мГн
2) 0,2 Гн
3) 25 Гн
4) 100 Гн

Умение решать тригонометрическое уравнение.

Блок 2 «Опорные знания по математике и по физике»

  1. Вычислительные навыки, необходимые для решения задач ЕГЭ

  • Сложение чисел

  • Вычитание

  • Умножение

  • Деление

  • Приближенные вычислении, округление чисел

  • Стандартная запись числа

  • Свойства степени

2) Идеи теории симметрии, тесно связанной с математикой, в частности с геометрией, позволяют

  • в молекулярной физике рассмотреть строение молекул кристаллов

  • в оптике изучить построение изображений в плоских зеркалах

  • в физике элементарных частиц ознакомить учащихся со слабым взаимодействием кварков и лептонов

  • исследовать связь законов сохранения и т.д.

3) Язык математических формул позволяет в ряде физических ситуаций без эксперимента делать важные выводы. Например: законы для идеального газа: Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля. Три закона выведены в предположении, что одна из величин (объем, либо температура, либо давление), характеризующих состояние газа, постоянна. Определить связь, в которой находится объем, давление и температура, когда каждая из величин (V, p, t) изменяется, можно через математические преобразования.

  1. Графический язык, основа которой - математика, широко используется в курсе физики при рассмотрении различных процессов.

  • Составление задач по заданному графику, формуле

  • Свойства некоторых функций, в основном линейной, квадратичной, обратной пропорциональности, синуса и т.д. Сравнивая уравнения должны делать выводы о свойствах величины.

  1. Векторный язык. Используется в курсе физике для иллюстрации векторных величин, т.е. величин, имеющих направление.

  2. Построение вектора суммы неколлинеарных и коллинеарных векторов. Тоже используются широко при решении задач на применение законов Ньютона, сложении сил, напряженности поля силы системы зарядов, векторов магнитной индукции, созданной различными токами в точке и т.д.

7) Геометрические сведения:

  • Координатный метод

  • Теорема Пифагора

  • Определение синуса, косинуса

  • Подобие треугольников

  1. Метод пропорций (прямая и обратная пропорциональная зависимость) используется не только для вывода, чтения формул, но и так же для решения задач.

Таким образом, можно выявить основные метапредметные знания:

  1. Распознавание вида функции по формуле

  2. Вычисление значения функции по формуле

  3. Расчет по формуле значения аргумента, при которой функция принимает заданное значение.

  4. Выражение из формулы одной величины через другую

  5. Нахождение области определения функции

  6. Строить график

  7. По абсциссе точки графика находить ординату

  8. По ординате точки графика находить ее абсциссе

  9. По нескольким графикам, вычерченной в одной общей системе координат, находить координаты точек пересечения графиков

  10. Определять интервалы, где функция возрастает и убывает

  11. Указывать области «знакопостоянства» функции

  12. Находить наибольшее и наименьшее значения функции и абсциссы точек, в которых эти значения достигнуты

  13. Определять по формуле, принадлежит ли точка с заданными координатами графику представленной функции.













Блок 3 « Примеры решения задач ЕГЭ»

МАТЕМАТИКА

Пример 1 После дождя уровень воды в колодце может повыситься. Мальчик измеряет время Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» падения небольших камешков в колодец и рассчитывает расстояние до воды по формуле Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», где Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - расстояние в метрах, Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - время падения в секундах. До дождя время падения камешков составляло 0,6 с. На сколько должен подняться уровень воды после дождя, чтобы измеряемое время изменилось на 0,2 с? Ответ выразите в метрах.

Решение.

Пусть Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - расстояние до воды до дождя, Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - расстояние до воды после дождя. После дождя уровень воды в колодце повысится, расстояние до воды уменьшится, и время падения уменьшится, станет равным Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»с. Уровень воды поднимется на Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» метров.

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Ответ: 1.

Пример 2 Высота над землeй подброшенного вверх мяча меняется по закону Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», где Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - высота в метрах, Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - время в секундах, прошедшее с момента броска. Сколько секунд мяч будет находиться на высоте не менее трeх метров?

Решение.

Определим моменты времени, когда мяч находился на высоте ровно три метра. Для этого решим уравнение Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»:

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Проанализируем полученный результат: поскольку по условию задачи мяч брошен снизу вверх, это означает, что в момент времени Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»(с) мяч находился на высоте 3 метра, двигаясь снизу вверх, а в момент времени Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»(с) мяч находился на этой высоте, двигаясь сверху вниз. Поэтому он находился на высоте не менее трёх метров 1,2 секунды.

Ответ: 1,2.

Пример 3 Камнеметательная машина выстреливает камни под некоторым острым углом к горизонту. Траектория полeта камня описывается формулой Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», где Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» мИнтегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - постоянные параметры, Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - смещение камня по горизонтали, Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - высота камня над землeй. На каком наибольшем расстоянии (в метрах) от крепостной стены высотой 8 м нужно расположить машину, чтобы камни пролетали над стеной на высоте не менее 1 метра?

Решение.

Задача сводится к решению неравенства Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»: при заданных значениях параметров a и b:

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»м.

Камни будут перелетать крепостную стену на высоте не менее 1 метра, если камнеметательная машина будет находиться на расстоянии от 10 до 90 метров от этой стены. Наибольшее расстояние - 90 метров.

Ответ: 90.

Пример 4 . Уравнение процесса, в котором участвовал газ, записывается в виде Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», где Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» (Па) - давление в газе, Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - объeм газа в кубических метрах, a - положительная константа. При каком наименьшем значении константы a уменьшение вдвое раз объeма газа, участвующего в этом процессе, приводит к увеличению давления не менее, чем в 4 раза?

Решение.

Пусть Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» и Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - начальные, а Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» и Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - конечные значения объема и давления газа, соответственно. Задача сводится к решению неравенства Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», причем Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»:

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ».

Ответ: 2.

Пример 5 Eмкость высоковольтного конденсатора в телевизоре Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» Ф. Параллельно с конденсатором подключeн резистор с сопротивлением Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» Ом. Во время работы телевизора напряжение на конденсаторе Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» кВ. После выключения телевизора напряжение на конденсаторе убывает до значения U (кВ) за время, определяемое выражением Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» (с), где Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - постоянная. Определите (в киловольтах), наибольшее возможное напряжение на конденсаторе, если после выключения телевизора прошло не менее 21 с?

Решение.

Задача сводится к решению неравенства Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» при заданных значениях начального напряжения на конденсаторе Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» кВ, сопротивления резистора Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» Ом и ёмкости конденсатора Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» Ф:

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» кВ.

Ответ: 2.

ФИЗИКА

Пример 1 При прямолинейном движении зависимость координаты тела x от времени t имеет вид: Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ».

Чему равна скорость тела в момент времени Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» при таком движении?

1) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»
2) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»
3) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»
4) Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Решение.

При равноускоренном движении зависимость координаты тела Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» от времени в общем виде следующая:

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ».

Сравнивая с выражением, данным в условии, получаем, что начальная скорость равна Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» а ускорение Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» Таким образом, скорость тела в момент времени Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» равна

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ».

Правильный ответ: 3.

Пример 2.

A 14 Через катушку течёт электрический ток, сила Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» которого зависит от времени Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» так, как показано на графике. Индуктивность катушки 10 Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ». Какая энергия будет запасена в катушке в момент времени Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»?

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

1) 15 мДж
2) 30 мДж
3) 45 мДж
4) 180 мДж

Решение.

Энергия магнитного поля в катушке связана с величиной силы тока в ней и с индуктивностью соотношением: Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ». Из графика видно, что к моменты времени Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» сила тока была равна 6 А. Следовательно, энергия магнитного поля, запасенная в катушке была равна Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ».

Правильный ответ: 4.

Пример 3.

A 3 На рисунке представлены три вектора сил, лежащих в одной плоскости и приложенных к одной точке.

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Масштаб рисунка таков, что сторона одного квадрата сетки соответствует модулю силы 1 H. Определите модуль вектора равнодействующей трех векторов сил.

1) 0 H
2) 5 H
3) 10 H
4) 12 H

Решение.

Из рисунка видно, что равнодействующая сил Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» и Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» совпадает с вектором силы Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» Следовательно, модуль равнодействующей всех трех сил равен

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ».

Используя масштаб рисунка, находим окончательный ответ

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ».

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Правильный ответ: 3.

Пример 4.

B 1 Температуру холодильника идеальной тепловой машины уменьшили, оставив температуру нагревателя прежней. Количество теплоты, полученное газом от нагревателя за цикл, не изменилось. Как изменились при этом КПД тепловой машины, количество теплоты, отданное газом за цикл холодильнику, и работа газа за цикл?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличилась;

2) уменьшилась;

3) не изменилась.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

КПД тепловой машины

Количество теплоты, отданное газом

холодильнику за цикл работы

Работа газа за цикл

?

?

?

Решение.

Если понизить температуру холодильника при неизменной температуре нагревателя, КПД идеальной тепловой машины увеличится: Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ». КПД связано с работой газа Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» и количеством теплоты Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», полученным газом за цикл, соотношением Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ». Таким образом, поскольку при понижении температуры холодильника количество теплоты, получаемое газом от нагревателя за цикл, не изменяется, заключаем, что работа газа за цикл увеличится. Отданное холодильнику количество теплоты можно найти из закона сохранения энергии: Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ». Так как после понижения температуры холодильника количество теплоты Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» останется неизменным, а работа возрастет, количество теплоты Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», отданное холодильнику за цикл работы, уменьшится.

Пример 5.

B 2 К источнику тока присоединены два одинаковых резистора, соединенных параллельно.

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Как изменятся общее сопротивление цепи, сила тока в цепи и напряжение на клеммах источника тока, если удалить один из резисторов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится;

2) уменьшится;

3) не изменится.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Общее сопротивление цепи

Сила тока в цепи

Напряжение на источнике тока

?

?

?

Решение.

При удалении одного из резисторов общее сопротивление цепи увеличивается. Действительно, в исходной схеме сопротивление нагрузки равнялось Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», а в конечной - R. Сопротивление нагрузки возрастает, тоже самое верное и для общего сопротивления цепи. По закону Ома, для силы тока в цепи имеем выражение Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», где Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» - сопротивление нагрузки. Так как сопротивление нагрузки увеличивается, сила тока в цепи уменьшается. Напряжение на источнике тока определяется выражением: Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ». Легко видеть, что при удалении одного из резисторов напряжение увеличивается:

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ».

Пример 6.

A 24 На рисунке представлен участок электрической цепи.

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ»

Каково отношение количеств теплоты Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ», выделившихся на резисторах Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» и Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» за одно и то же время?

1) 0,44
2) 0,67
3) 0,9
4) 1,5

Решение.

Найдем, как относятся силы тока через резисторы Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» и Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ» Используя рисунок, получаем

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ».

Следовательно,

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ».

Согласно закону Джоуля-Ленца, количество теплоты, выделяющееся на проводнике при прохождении тока, пропорционально произведению квадрата силы тока, величины сопротивления проводника и времени прохождения тока: Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ». Таким образом

Интегрированный учебный модуль «Применение математики к решению задач физического содержания при подготовке к ЕГЭ».

Правильный ответ: 3.





Ресурсы для самоподготовки:

  1. phys.reshuege.ru/

  2. ege.yandex.ru/

  3. 4ege.ru/

  4. fipi.ru/

  5. 30 вар. тип. зад. и 800 части 2(С)_Семенов, Ященко_2014 -216с.

  6. Математика. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  7. Подготовка к ЕГЭ-2014", "Физика. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. … Издательство: Легион, 2013 г. Серия: Готовимся к ЕГЭ. Жанр: ЕГЭ по физике, ЕГЭ

  8. ЕГЭ 2013. Физика. Типовые тестовые задания / О.Ф. Кабардин, СИ. Кабардина, В.А. Орлов. - М. : Издательство «Экзамен», 2013. - 143 с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)

  9. 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1. Под. ред. Семенова А.Л., Ященко И.В



© 2010-2022