Авторская программа кружка Юный физик

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23

Г. ЭЛИСТА, РКСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ




Авторская программа

кружка «Юный физик»

для учащихся 9 - 11 классов

сроком реализации 1 год.

Разработана в 2011 году.



Автор: Босхаева Наталья Петровна, учитель физики II квалификационной категории












Пояснительная записка

Кружок «Юный физик» является одним из важных элементов структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными кружками. Он способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Цели и задачи кружкового объединения «Юный физик»

Цели: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи:

  1. Образовательные: способствовать самореализации кружковцев
    в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать
    познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить
    учащихся с последними достижениями науки и техники, научить
    решать задачи нестандартными методами, развитие
    познавательных интересов при выполнении экспериментальных
    исследований с использованием информационных технологий.

  2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности
    познания законов природы, в необходимости разумного
    использования достижений науки и техники, воспитание уважения
    к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу
    общечеловеческой культуры.

  3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся
    самостоятельно работать с научно-популярной литературой,
    умений практически применять физические знания в жизни,
    развитие творческих способностей, формирование у учащихся
    активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Виды деятельности:


  • Решение разных типов задач;

  • Занимательные опыты по разным разделам физики;

  • Применение ИКТ;

  • Занимательные экскурсии в область истории физики;

  • Применение физики в практической жизни;

  • Наблюдения за звездным небом и явлениями природы;

Форма проведения занятий кружка:


  • Беседа;

  • Практикум;

  • Вечера физики;

  • Экскурсии;

  • Выпуск стенгазет;

  • Проектная работа;

  • Школьная олимпиада;

Структура программы:


  • Пояснительная записка;

  • Тематический план;

  • Содержание;

  • Методические рекомендации;

  • Литература;

Ожидаемый результат:

  • Навыки к выполнению работ исследовательского характера;

  • Навыки решения разных типов задач;

  • Навыки постановки эксперимента;

  • Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет;

  • Профессиональное самоопределение.


Учебно-тематическое планирование


Тема

Количество часов

ТЗ

ПЗ

Всего

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.

1

1

2

Аэродинамика. Изготовление модели воздушного змея и других летающих моделей

1

3

4

Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.

2


2

Подготовка и проведение вечера, посвященного юбилею И.Ньютона

1

3

4

Электрические явления. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.

2

4

6

Решение олимпиадных задач по физике


4

4

Интересные явления в природе. Занимательные опыты.

1

2

3

Исследование явления электромагнитной индукции.

1

1

2

Решение экспериментальных и качественных задач


2

2

Тестовые задания по физике. Подготовка электронных тестов по физике в помощь кабинету.

1

2

3

Оптика. Занимательные опыты по оптике.

1

1

2

Звуковые волны. Занимательные опыты по звуку.

1

1

2

Подготовка и проведение недели физики в рамках предметных недель в школе

1

3

4

Средства современной связи. Экскурсия на местную АТС

1

1

2

Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом.

2

2

4

Тепловые явления

1

3

4

Изготовление самодельных приборов и ремонт существующего оборудования кабинета физики


2

2

Проектная работа. Изготовление действующей модели.

1

5

6

Защита проекта. Выставка работ.

1


1

Экскурсия в музей космонавтики села Шоршелы

2


2

Общее количество

20

40

60

Содержание

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.

Занятия 3 - 6. Рассмотрение вопросов из аэродинамики. Сил, действующих на тело в воздухе. Зависимости скорости полета от внешних факторов. Изготовление модели воздушного змея и других летательных аппаратов.

Занятия 7 - 8. Нобелевские лауреаты по физике. Жизнь и научная работа.

Занятия 9 - 12. Подготовка и проведение вечера, посвященного юбилею И.Ньютона. Биография Ньютона. Открытие закона всемирного тяготения. Небесная механика. Классическая механика.

Занятия 13 - 18. Электрические явления. Законы Ома. Параллельное и последовательное соединения проводников. Электроизмерительные приборы: устройство и принцип действия. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.

Занятия 19 - 22. Решение олимпиадных задач по физике. Всероссийская олимпиада по физике. Соросовская олимпиада по физике. Экспериментальный тур олимпиады по физике.

Занятия 23 - 25. Исследование явления электромагнитной индукции. Из истории открытия явления электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Опыты.

Занятия 26 - 27. Решения экспериментальных и качественных задач.

Занятия 28 - 30. Составление тестов по физике. Работа с конструктором сайтов. Создание электронных тестов в помощь кабинету физики.

Занятия 31 - 32. Оптические явления. Прямолинейное распространение света. Скорость света в вакууме. Законы отражения и преломления. Занимательные опыты.

Занятия 33 - 34. Звуковые волны. Скорость и длина волны. Громкость и высота звука. Распространение звука в разных средах. Эхо. Занимательные опыты со звуком.

Занятия 35 - 38. Подготовка и проведение недели физики. Разработка плана недели физики. Подготовка мероприятий. Техническое оснащение массовых мероприятий в раках недели физики. Анализ проведения недели физики.

Занятия 39 - 40. Развитие средств связи. Современные средства связи. Экскурсия на местную АТС.

Занятия 41 - 44. Строение солнечной системы. Карта звездного неба. Способы определения небесных координат. Вид звездного неба. Наблюдение за звездным небом.

Занятия 45 - 48. Тепловые явления. Кипение воды. Точка росы. Двигатели внутреннего сгорания. Демонстрация опытов с последующим обсуждением.

Занятия 49 - 50. Изготовление самодельных приборов и ремонт существующего оборудования кабинета физики.

Занятия 51 - 58. Проектная работа. Изготовление действующей модели. Защита проекта. Выставка работ.

Занятия 59 - 60. Экскурсия в музей космонавтики в село Шоршелы.

Методические рекомендации

Работа кружковцев включает разные виды деятельности. Помимо теоретических уроков очень много практических занятий, поэтому следует особое внимание уделять соблюдению учащимися правил техники безопасности. Вести учет всех проведенных инструктажей с соответствующей записью в журнале.

При решении задач обратить внимание на отыскание наиболее рациональных способов решения. Выбор способа решения - право учащегося. Оформление решения задач в соответствии с общепринятыми нормами. Выбор единиц измерения в соответствии с условием задачи, если в условии не оговаривается отдельно - то в СИ. Умение хорошо изложить решение надо поощрять, но умение хорошо и быстро догадываться, должно цениться выше.

План является ориентиром для учителя. Используя методическую литературу и собственный опыт, учитель конкретизирует содержание каждого занятия.

Литература


  1. Журнал «Физика в школе»

  2. Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»

  3. К.Н.Павленко «Тестовые задания по физике» (7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс), М, «Школьная пресса», 2004

  4. Г.Н.Никифоров «Готовимся к ЕГЭ по физике. Экспериментальные задания», М, «Школьная пресса», 2004

  5. Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994

  6. Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999

  7. И.С.Шутов «Физика. Решение практических задач», Минск, Современное слово, 1997

  8. И.Я Ланина «Развитие интереса к физике», М, Просвещение, 1999

  9. М.Алексеева «Физика юными», М. Просвещение, 1980 и другие.



© 2010-2022