Рабочая программа по физике на 172 часа

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Практикоориентированность программы 50%, составлена в соотверствии с по...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



УТВЕРЖДАЮ



Директор Государственного автономного

профессионального образовательного учреждения

«Гуманитарно-технический техникум»

г. Оренбурга



_____________________________О.В.Кручинина

28.08.2015










Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.03 Физика





















2015 г.

Рассмотрена на заседании методической комиссии естественнонаучных дисциплин

протокол № 1 от 28.08.2015

председатель________Е.И.Гарина

Соответствует требованиям ФГОС СПО по профессии 29.01.24 Оператор электронного набора и вёрстки

Зам. директора по учебно-методической работе___________И.С.Груздева

28.08.2015

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена

для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО,

реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах

освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО)

на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,

служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,

предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего

общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований

федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии

или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента

государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки

России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы учебной дисциплины «Физика», предназначенной для изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика», предназначенной для профессиональных образовательных организаций для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»(протокол №3 от 21.07.2015г.), и приказа Минобразования России от 05.03.2004 №1089 (ред. От 31.01.12) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования».

Организация-разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Гуманитарно-технический техникум» г.Оренбурга

Разработчики:

председатель МК Е.И.Гарина

преподаватель С.Н.Попова

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. Паспорт учебной дисциплины

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

9

  1. Условия реализации учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

17











1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.12. Физика


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 29.01.24 Оператор электронного набора и вёрстки.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Физика» находится в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования, и является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке студентов.

1.3. Цель и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение физики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий - классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории;

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

- применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки достоверности, использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

- воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

В результате изучения физики на профильном уровне студент должен:

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

- смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;

- смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

- описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитную индукцию; распространение электромагнитных волн; дисперсию, интерференцию и дифракцию света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;

- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

- описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

- применять полученные знания для решения физических задач;

- определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

- измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

- приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

- анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- рационального природопользования и защиты окружающей среды;

- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.

1.4 Результаты освоения учебной дисциплины.

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение

студентами следующих результатов:

личностных:

-чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности, в быту, при обращении с приборами и устройствами;

-готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

-умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития

в выбранной профессиональной деятельности;

-умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

-умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

-умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

-использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения,

описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

-использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов,

явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в

профессиональной сфере;

-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

-умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

-умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

-умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

-сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

-владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

-владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

-умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

-сформированность умения решать физические задачи;

-сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

-сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.


1.5. Перечень формируемых компетенций:

Общие компетенции (ОК):

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач профессионального и личностного развития.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения задания.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 254 часа, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка 172 часов,

- самостоятельная работа обучающегося 86 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

258

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

172

в том числе:


лабораторные работы

38

практические занятия

44

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

86

в том числе:


конспектирование

подготовка и написание доклада

оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем

выполнение контрольного задания

18

34

21

13

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП.03 Физика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение.

3



2



2







2






3



3




2






3


3



2



3


3


3


2




3


3







2





3

3




2







3





3





2


2



3







2




3

3






3









3








3




2





3


3








2


3


3





2
















3




3




3


1


2



1


3



2




3


3



2





3


3


3



2




2


2

Физика как наука. Методы научного познания.

Физика-фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа: Принцип соответствия.

1

Раздел 2.

Механика.

57

Кинематика.

Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Система отсчёта. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Равномерное движение и его графическое описание. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Свободное падение.

Практическая работа №1."Физика - фундаментальная наука о природе".

Практическая работа №2. "Способы описания движения".

Практическая работа №3. "Виды движения".

Практическая работа №4. Кинематика.

8

Лабораторная работа №1. Определение ускорения движения тела.

Лабораторная работа №2. Изучение траектории движения тела, брошенного горизонтально.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа: Пространство и время в классической механике. Роль математики в физике. Баллистическое движение. Основы кинематики.

5

Динамика.

Взаимодействие тел. Инерциальные системы отсчета. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики. Инерциальные системы отсчета. Силы в механике: тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Вес и невесомость.

Практическая работа №5. "Законы Ньютона".

Практическая работа №6. "Силы в природе".

7

Лабораторная работа №3. Сложение сил, направленных под углом друг к другу.

Лабораторная работа №4. Изучение 3 закона Ньютона.

Лабораторная работа №5. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

Лабораторная работа №6. Исследование упругих свойств пружины.

4

Самостоятельная внеаудиторная работа: Принцип относительности Галилея. Применение законов Ньютона. Движение ИСЗ. Основы динамики.

5

Законы сохранения.







Закон сохранения импульса и реактивное движение. Момент силы. Условия равновесия твёрдого тела. Закон сохранения механической энергии. Механическая работа и мощность.

Практическая работа №7. "Законы сохранения в механике".

6

Лабораторная работа №7. Исследование закона сохранения энергии.

Лабораторная работа №8. Измерение КПД наклонной плоскости.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа: Законы сохранения в механике. Использование законов механики для объяснения движения небесных объектов и для развития космических исследований.

5


Контрольная работа №1. Механика.

1

Механические колебания и волны.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Звуковые волны. Практическая работа №8. "Механические колебания и волны".

6

Лабораторная работа №9. Измерение периода колебаний математического маятника.

Лабораторная работа №10. Изучение колебаний пружинного маятника.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа: Проявление колебательных процессов в природе и их использование в технике. Автоколебания. Механические колебания и волны. Ультразвук и его использование.

4

Раздел 3.

Молекулярная физика. Термодинамика.

48

Основы МКТ газов.

Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Масса и размеры молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

Практическая работа №9. "Модель идеального газа".

Практическая работа №10. "Уравнение состояния идеального газа".

8

Лабораторная работа №11. Исследование изохорного процесса.

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: Опыт Штерна. Шкалы температур. Основы МКТ.

5

Агрегатные состояния веществ и фазовые переходы.

Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Смачивание. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения твердых тел. Механические свойства твёрдых тел. Изменения агрегатных состояний вещества.

Практическая работа №11. "Насыщенный пар".

Практическая работа №12. "Твёрдые тела".

Практическая работа №13. "Изменение агрегатных состояний".

7

Лабораторная работа №12. Измерение относительной влажности воздуха.

Лабораторная работа №13. Измерение модуля упругости резины.

Лабораторная работа №14. Исследование капиллярности.

Лабораторная работа №15. Исследование уравнения теплового баланса.

Лабораторная работа №16. Измерение температуры кристаллизации вещества.

Лабораторная работа №17. Наблюдение за отвердеванием аморфного вещества.

Лабораторная работа №18. Измерение атмосферного давления.

7

Самостоятельная внеаудиторная работа: Приборы для измерения влажности воздуха. Структура и свойства жидкостей. Создание материалов с заданными свойствами. Структура и свойства твёрдых тел. Фазовые переходы.

7

Термодинамика.

Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

Практическая работа №14. "Применение 1го закона ТД к тепловым процессам".

Практическая работа №15. "Тепловые машины".

7

Самостоятельная внеаудиторная работа: Внутренняя энергия и способы её изменения. Применение тепловых двигателей в народном хозяйстве Оренбургской области и охрана окружающей среды.

5


Контрольная работа №2. Молекулярная физика и термодинамика.

1

Раздел 4.

Электродинамика.

108

Электростатика.

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.

Практическая работа №16. Напряжённость электрического поля".

Практическая работа №17. Электрический потенциал".

Практическая работа №18. "Электрическая ёмкость".

Практическая работа №19. "Конденсатор".

11

Лабораторная работа №19. Измерение электроёмкости конденсатора.

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: Электростатика.

1

Постоянный электрический ток.

Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, жидкостях, газах и вакууме. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

Практическая работа №20. "Электрический ток".

Практическая работа№21. Смешанное соединение проводников.

Практическая работа №22. "Законы постоянного тока".

Практическая работа №23. "Электрический ток в различных средах".

Практическая работа №24. "Полупроводники".

11

Лабораторная работа №20. Сборка электрической цепи.

Лабораторная работа №21. Исследование зависимости силы тока от напряжения в проводнике.

Лабораторная работа №22. Регулировка силы тока и напряжения в электрической цепи.

Лабораторная работа №23. Измерение удельного сопротивления проводника.

Лабораторная работа №24. Изучение параллельного и последовательного соединения проводников.

Лабораторная работа №25. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Лабораторная работа №26. Измерение работы и мощности электрического тока.

7

Самостоятельная внеаудиторная работа: Применение электролиза в технике. Расширение пределов измерения амперметра и вольтметра. Цепи постоянного тока. Применение полупроводников в технике.

8

Магнитное поле и электромагнитная индукция.








Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Практическая работа №25. "Действие магнитного поля на заряженную частицу и проводник с током".

Практическая работа №26."Магнитное поле, электромагнитная индукция".

6

Лабораторная работа №27. Определение полюса немаркированного магнита.

Лабораторная работа №28. Сборка и испытание электромагнита.

Лабораторная работа №29. Изучение явления электромагнитной индукции.

3

Самостоятельная внеаудиторная работа: Магнитные свойства вещества. Электроизмерительные приборы. Вихревые токи, применение электромагнитной индукции.

8

Электромагнитные колебания.

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Конденсатор и катушка и цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Практическая работа №27. "Электромагнитные колебания".

Практическая работа №28. "Элементы цепи переменного тока".

Практическая работа №29. "Преобразование электрического тока".

6

Лабораторная работа №30. Изучение работы трансформатора.

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: Цепи переменного тока. Получение, передача и распределение электроэнергии в Оренбургской области.

6

Электромагнитные волны.








Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных излучений. Принципы радиосвязи и телевидения. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.

Практическая работа №30. "Электромагнитные излучения".

Практическая работа №31. "Радиосвязь".

Практическая работа №32. «Виды линз».

Практическая работа №33. « Геометрическая оптика".

Практическая работа №34. «Интерференция».

Практическая работа №35. «Дифракция».

Практическая работа №36. «Световые волны».

Практическая работа №37 . "Электромагнитные излучения".

15

Лабораторная работа №31. Построение изображений в плоском зеркале.

Лабораторная работа №32. Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы.

Лабораторная работа №33. Наблюдение явления интерференции.

Лабораторная работа №34. Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решётки.

Лабораторная работа №35. Исследование явления дисперсии.

5

Самостоятельная внеаудиторная работа: Виды радиосвязи. Полное внутреннее отражение. Разрешающая способность оптических приборов. Проявление волновых свойств света в природе и использование в технике. Практическое применение различных видов ЭМИ.

12

Контрольная работа №3. Электромагнетизм.

1

Специальная теория относительности.

Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи.

Практическая работа №38."СТО".

3

Самостоятельная внеаудиторная работа: Пространство и время в СТО.

1

Раздел 5.

Строение атома и квантовая физика.

31

Квантовая физика.

Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н.Лебедева и С.И.Вавилова.

Практическая работа №39. "Фотоэффект".

5

Самостоятельная внеаудиторная работа: Гипотеза Луи де Бройля.

1

Строение атома.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение. Лазеры.

Практическая работа №40. "Строение атома".

4

Лабораторная работа №36. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Лабораторная работа №37. Исследование устройства фотоэлемента.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа: Люминесценция и её виды. Применение лазеров в Оренбурге.

3

Строение атомного ядра.

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы.

Практическая работа №41." Строение атомного ядра".

Практическая работа №42. "Ядерные реакции".

Практическая работа №43. "Ядерная энергетика".

8

Лабораторная работа №38. Измерение радиационного фона.

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: Статистический характер процессов в микромире. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Законы сохранения в микромире. Биологическое действие радиоактивных излучений.

6

Контрольная работа №4. Квантовая физика и строение атома.

1

Раздел 6.

Эволюция Вселенной.

11

Солнечная система. Наша Галактика.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

Практическая работа №44. "Планеты Солнечной системы".

5

Самостоятельная работа: Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Образование планетных систем.

4

Современная научная картина мира.

Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. "Красное смещение" в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

2

Итого

258


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Освоение программы учебной дисциплины «Физика» предполагает наличие в

профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную

программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.1

В состав кабинета физики входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета физики должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого

участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика», входят:

-многофункциональный комплекс преподавателя;

-наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ»,

«Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», портреты

выдающихся ученых-физиков и астрономов);

-информационно-коммуникативные средства;

-экранно-звуковые пособия;

-комплект электроснабжения кабинета физики;

-технические средства обучения;

-демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

-лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

-статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;

-вспомогательное оборудование;

-комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

-библиотечный фонд.

____________

1

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),

обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно-популярной литературой естественно-научного содержания.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты должны

иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. - 19-е изд. - М.: Просвещение, 2010 - 364 с.:ил.

2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. - 19-е изд. - М.: Просвещение, 2010 - 400 с.:ил.

3. . Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебн. для общеобразоват.учебн. заведений. -5-е изд., дораб. - М.:Дрофа, 2004. - 416 с.:ил.

4. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебн. для общеобразоват.учебн. заведений. -5-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2004. - 416 с.:ил.,8 л.цв.вкл.

5.Дмитриева В.Ф. Физика: учебник для студ.образоват.учреждений сред.проф.образования.-10-е изд., стер. - М., Издательский центр «Академия», 2008. - 464 с.

6. Рымкевич А.П. Физика: пособие для общеобразовательных учреждений - 9-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2005.-188с.

Интернет-ресурсы:

1.physics.ru

2.in-nov.ru

3.optika.ucoz.ru

4.uchebniki-online.net

5.htp://fizikaonline.ru

6. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

7.w dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).

8.booksgid.com(Воокs Gid. Электронная библиотека).

9.globalteka.ru(Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).

10.window.edu.ru(Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

11.st-books.ru(Лучшая учебная литература).

12.school.edu.ru (Российский образовательный портал.).

13.ru/book(Электронная библиотечная система).

14.alleng.ru/edu/phys.htm(Образовательные ресурсы Интернета - Физика).

15.school-collection.edu.ru(Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

16.https//fiz.1september.ru(учебно-методическая газета «Физика»).

17.n-t.ru/nl/fz(Нобелевские лауреаты по физике).

18.nuclphys.sinp.msu.ru(Ядерная физика в Интернете).

19.college.ru/fizika(Подготовка к ЕГЭ).

20.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь

в науку»).


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.

Текущий контроль проводится в форме практических и контрольных работ после изучения каждого раздела. Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачёта.

Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для проведения коллоквиумов, рубежного контроля, примерной тематики и содержания контрольных работ, тестовых заданий, докладов, вопросов к экзаменационным билетам отражено в Программе текущей и промежуточной аттестации студентов по дисциплине «Физика».

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся умеет:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.

Выполнение индивидуальных заданий, практических и контрольных работ


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся знает:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Дифференцированный зачёт

9

© 2010-2022