Описание опыта работы учителя физики

  В условиях перегрузки учителя возникла проблема нехватки времени для написания каждый день конспектов уроков,  которые не были бы формальными, а отвечали  бы требованиям времени. Модель системного подхода к проектированию темы дает возможность: * уточнять все обстоятельства изучения учебного материала; * выделять возможности учащихся и  мотивы их деятельности, уровень  подготовки; * характер и содержание обучения; * особенности обучения; *  уточнять цели и задачи обучения заранее.      Учител...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание опыта работы.

«Модель системного подхода к проектированию учебной темы с применением интерактивных технологий и мониторинга на различных этапах обучения»

Автор опыта: Ряшко Светлана Васильевна, учитель физики Донецкой общеобразовательной школы I - III ступеней №85.

Стаж работы: 30 лет.

Категория: высшая.

Звание: учитель - методист.

Условия возникновения и становления опыта.

В условиях перегрузки учителя возникла проблема нехватки времени для написания каждый день конспектов уроков, которые не были бы формальными, а отвечали бы требованиям времени. Модель системного подхода к проектированию темы дает возможность:

* уточнять все обстоятельства изучения учебного материала;

* выделять возможности учащихся и мотивы их деятельности, уровень подготовки;

* характер и содержание обучения;

* особенности обучения;

* уточнять цели и задачи обучения заранее.

Учитель имеет возможность оценить различные варианты организации учебного процесса и выбрать из них оптимальные. Таким образом, планируя тему, возможно направить обучение на конкретный результат. Я занимаюсь таким планированием более десяти лет. Имею разработки по темам: «Механика» , «Оптика» , «Электрические явления» , «Электродинамика» и другие. Применяю эти модели в своей работе, чем разгружаю время для самообразования, творческой работы и отдыха.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость.

Известно, что причиной и движущей силой любого развития является процесс появления и разрешения противоречий. Противоречия возникли и у меня. Передо мной возникли вопросы: Как усовершенствовать учебно - воспитательный процесс? Как оптимально подбирать и использовать современные педагогические технологии? И как все это сделать в бешеном темпе учительской жизни?

Мой опыт является актуальным поскольку дает возможность ответить на все эти вопросы, которые у меня возникли. Благодаря модели можно не только оценить различные варианты организации учебного процесса, но и создать план управления познавательной деятельностью учащихся, оценить состояние качества образования и если нужно изменить методы и технологии обучения на более оптимальные.

В процессе работы, составляя модели различных тем, я использую новые интерактивные и здоровьесберегающие технологии обучения. Сотрудничество учителя и ученика на основе взаимоуважения и доверия делает обучение интересным, свободным от принуждения, побуждает к саморазвитию и самовоспитанию.

Главная идея опыта.

Главная идея опыта - составить план - схемы уроков, указывая цель урока, этапы урока, распределить деятельность учителя и учеников, а также определить средства управления учебной деятельностью. Модель системного подхода к планированию темы имеет не только компоненты содержания образования, но и методы мониторинга, примеры контроль - заданий, методы регулирования и анализа результатов обучения. Для записи результатов каждый ученик имеет индивидуальный лист оценивания, куда заносит все полученные им баллы. После изучения всей темы учитель подводит итоги, выставляет оценки в лист оценивания, а позже и в журнал.

Теоретическая база опыта.

Формируя индивидуальный педагогический стиль, я использовала опыт следующих известных педагогов:

- Г. Щукина (теория развития познавательного интереса);

- В.Давыдова( теория содержательного обобщения;

- Ю. Бабанского (теория оптимизации обучения);

- М. Махмутова (теория проблемного обучения) и другие.

Но не только эти теории сыграли важную роль в работе. Очень помог творческий поиск: воображение, умение сделать прогноз, комбинировать известные методы и технологии, а также желание сделать обучение интересным и результативным.

Новизна опыта.

Многие учителя занимаются планированием и разработкой уроков, но не много есть моделей полного системного подхода к этой работе. Большое место в ней занимают творческие задания и задания для самообразования, которые развивают познавательный интерес к учебе, а также углубляют знания учащихся по данной теме. Кроме этого, у модели есть описание компьютерных технологий и применение их на различных этапах урока. К каждому уроку разработана небольшая презентация или несколько слайдов для визуального наблюдения явлений, физических понятий и интересных фактов.

Технология опыта.

Модель системного подхода к планированию темы состоит из четырех этапов:

диагностический; прогностический; планирование; мониторинг.

Учителем формируется шесть блоков планирования. «Вход - выход» - в этом блоке учитель анализирует, какие знания и навыки ученик имеет, начиная изучать тему, какие знания приобретет в ходе изучения темы. Для этого материал делится на четыре уровня: 1 уровень - начальный (распознавание понятий, явлений, формул), 2 уровень - средний (знания), 3 уровень - достаточный (понимание), последний четвертый - это высокий уровень (применение и самообразование, творческий подход к обучению). Отдельное место отводится самообразованию. Роль учителя при этом - помочь, посоветовать и создать предпосылки для активного экспериментирования и поисков.

Далее учитель оценивает различные способы организации учебного процесса в течение работы с учебной темой. По этапам урока распределяются методы, формы работы и выбираются оптимальные.

После этого начинается этап планирования. На этом этапе создаются план - схемы уроков, в которых учитель должен не только указать цели урока, но и создать план управления познавательной деятельностью ученика. Выявить, что делает ученик на разных этапах урока? Что делает в это время учитель и как они взаимодействуют между собой? Какие средства управления применяет учитель? На все эти вопросы есть ответ на этом этапе планирования.

Последний этап - это мониторинг. Учителю необходимо иметь большой перечень методов мониторинга под рукой, чтобы иметь возможность применить лучший. Начиная работать над темой, каждому ученику выдается «Лист индивидуальной оценки знаний», куда он заносит все полученные на уроке и дома баллы. Если он выполняет задания для самообразования баллы увеличиваются.

Результативность, условия и возможности применения опыта.

Как и большинство педагогов, учителя физики наблюдают резкое снижение интереса детей к образованию. Они имеют широкий доступ к информации, но не стараются ее приобретать. В следствие этого, не реализуется прочный познавательный, развивающий и воспитательный потенциал предмета. Это побуждает учителя к поискам новых инновационных форм обучения и воспитания.

Анализируя опыт своей работы, я провела небольшой эксперимент. Разработала одну тему по методике составления полной модели планирования и традиционно, разрабатывая планы - конспекты уроков по этой же теме. Результат показал, что если учесть возрастные и умственные особенности учеников, то главный результат - это рост активности и работоспособности и ученика, и учителя; улучшение памяти, физической речи; способности к восприятию и обработке информации; улучшение и организованность работы; темп учебной деятельности; умение работать с оборудованием на уроке. Интерактивные технологии, применяемые в модели улучшают коммуникабельность учеников, умение работать с товарищами, корректность по отношению к одноклассникам. И, самое главное, показатели состояния здоровья в соответствии с возрастными нормами растут. Ученики не боятся идти на урок физики, а наоборот ждут его, чтобы получить новые знания. Урок нацелен на развитие ученических компетенций улучшает эмоциональное состояние ребенка.

Реальный мир требует сотрудничества учителя и учеников между собой. Опыт показывает, что обучение отдельного ученика только усиливается сотрудничеством. Поэтому при составлении модели системного подхода к проектированию учебной темы с применением мониторинга, учитель должен ответить на вопрос:

- Кто? Что? Где? Когда? С какой целью?

И последний вопрос: «Как учить?»

На все эти вопросы можно найти ответы, составляя модели тем. А это позволит сделать уроки яркими и понятными, а учитель сможет реализовать свое главное призвание - помочь ученикам проявить свои способности, таланты, создавая условия для их реализации.


© 2010-2022