- Преподавателю
- Физика
- Статья
Статья
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Саранцева М.Ю. |
Дата | 13.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Саранцева М.Ю., преподаватель физики Г(О)БОУ НПО
Профессиональный лицей №10
г. Липецка
Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения физики
На современном этапе развития начального профессионального образования проблема активности познавательной деятельности обучающихся приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность обучающихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
В процессе решения поставленных задач преподаватель сталкивается с рядом противоречий:
- между требованиями обучающегося в развитии своих склонностей, интересов и традиционной малоактивной системой обучения;
- между традиционными формами, методами и приемами обучения и необходимостью новой методики по формированию различных приемов умственной деятельности;
- между традиционным планированием учебного процесса без учета логики усвоения обучающимися знаний и необходимостью нетрадиционного планирования, позволяющего организовать познавательную деятельность обучающихся в соответствии со своими возможностями и интересами;
- между необходимостью обеспечения базового уровня образования всех обучающихся и различными уровнями физических знаний обучающихся.
Нужен творческий подход к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, опирающийся на методы известных педагогов и психологов.
Таким образом, необходимость использования эффективных форм и методов обучения - объективная реальность нашего времени. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить активной познавательной деятельности обучающихся, сотрудничества и эффективной обратной связи преподавателя с обучающимися.
Преподаватель должен научиться:
1) оптимально сочетать традиционные и нетрадиционные формы обучения;
2) использовать идеи развивающего обучения;
3) практиковать гуманизм и демократизацию педагогических отношений;
4) привлекать внимание обучающегося к вопросу, задаче, учебной теме;
возбуждать его интерес, используя игры как движущую силу познава-
тельной активности;
5) ставить обучающегося перед познавательным затруднением, преодолени которого активизировало бы его мыслительную деятельность;
6) выдвигать перед детьми противоречие между возникающей у них
познавательной потребностью и невозможностью ее решения
посредством имеющегося запаса знаний, умений и навыков;
7) помочь обучающемуся увидеть основную проблему познавательного задания и наметить план путей выхода из возникшего затруднения, побудить его к активной поисковой деятельности.
Активизации мыслительной деятельности обучающихся, привитию интереса к предмету способствуют различные формы и методы: уроки-семинары, зачеты, уроки-игры, ребусы, викторины, кроссворды, тесты, творческие задания, проблемные ситуации, что несет мощный эмоциональный и творческий заряд обучающемуся, мобилизуя его на успешную учебную деятельность.
Каждый урок следует начинать с повторения теоретической части, обеспечивая взаимосвязь изучаемых тем. Наиболее распространенные формы - тесты, викторины, разгадывание кроссвордов.
Или в начале урока можно предложить вопрос в нестандартной формулировке на применение имеющихся знаний.
Например: «Что было бы, если отсутствовала диффузия?»
Подобные задания активизируют мышление, требуя от обучающихся более прочного усвоения знаний и способности творчески применять их в нестандартной ситуации. Ответить на предложенные вопросы ребята могут и письменно.
Большое внимание следует уделять игровым методам проверки знаний основных понятий, терминов, формул (ленточка, лото, цепочка и т.д.).
В играх различные знания и новые сведения подросток получает свободно. Чаще то, что на уроке казалось трудным и недоступным, во время игры легко усваивается.
При изложении нового материала нужно создавать проблемные ситуации, в которых обучающимся самостоятельно выдвигают гипотезы, ищут пути их подтверждения, делают выводы и формулируют определения и законы. Это дает возможность более глубоко понять материал, повышает активность и вызывает заинтересованность обучающихся.
Контроль усвоения изученного материала осуществляется при проведении самостоятельных, проверочных, контрольных работ, диктантов, тестов, зачетов, смотров знаний, которые строятся по принципам дифференцированного подхода. Задания делятся на уровни: базовый и продвинутый. Можно задание разделить на основное и дополнительное. За решение дополнительного задания ставится еще одна дополнительная оценка (положительная). Ребята сами определяют уровень своей подготовки и решают то или иное задание.
Развитию познавательного интереса способствуют творческие задания. Среди них:
- составление кроссвордов;
- сочинения;
- рассказы с физическими ошибками;
- творческие проекты.
Большое внимание следует уделять внеклассной работе. Викторины, конкурсы эрудитов, олимпиады и другие мероприятия создают устойчивый интерес к изучаемому предмету.
Такая система работы преподавателя формирует у обучающихся стремление к глубокому и осознанному усвоению знаний, постоянному самосовершенствованию, развивает самостоятельность, ответственность, адекватную самооценку своих возможностей, творческий подход к труду.
Они активно участвуют во внеклассной работе по физике, охотно выполняют задания преподавателя.