- Преподавателю
- Физика
- Доклад по теме Система заданий для формирования логических познавательных УУД на уроках физики
Доклад по теме Система заданий для формирования логических познавательных УУД на уроках физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Афанасьева Л.А. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Система заданий для формирования логических познавательных УУД на уроках физики
Перед педагогами во все времена стояла проблема, как научить учащихся мыслить. «Многознание уму не научает». Эта мудрость, высказанная две с лишним тысячи лет назад философом Гераклитом Эфесским, не устарела и поныне. Это подтверждают и результаты тестирования PISA последних лет. На первых позициях находятся Китай, Сингапур, Корея, Япония. Наши школьники не умеют переносить полученные знания для решения практических задач, не умеют работать с информацией, моделировать ситуации.
На решение данной проблемы как раз и направлены стандарты второго поколения. Их отличительной особенностью является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Познавательные УУД учат ребенка мыслить системно, применять свои знания, развивают творческое мышление, а в целом - учат учиться.
Я предлагаю систему заданий по физике для 7 класса. Это разноуровневые задания по различным темам курса для самостоятельной работы учащихся с целью формирования логических УУД.
Задания направлены на формирование и (или) развитие умений выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и др. Для этого используются следующие типы заданий: установить соответствия, выполнить работу с деформированным текстом, найти лишнее, заполнить пропуски в таблице, выбрать ответ из предложенных вариантов и др.
Приведенные ниже задания сконструированы самостоятельно или модифицированы уже имеющиеся в сборниках задач и учебнике. Задания распределены по уровням сложности: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий. Выставление отметки при работе не является обязательным.
Задания могут быть использованы при разработке уроков различной типологии на разных этапах урока: для актуализации знаний, осознания и осмысления нового материала, закрепления, контроля.
Примеры заданий
1. Анализ объектов с целью выделения признаков.
-
«Верно-неверно».
(Б) Верно ли что кислород может быть твердым?
-
«Четвертый лишний».
(Б) Найдите лишнее: радуга, наводнение, окисление, плавление.
-
Установление соответствия.
(Б) Установите соответствие между научными открытиями и именами ученых, которым эти открытия принадлежат
1.Закон упругой деформации
А. Архимед
2.Закон всемирного тяготения
Б. Р.Гук
3.Закон равновесия рычага
В. И.Ньютон
Г. Г.Галилей
-
Задания на перевод единиц измерения.
-
Задания с многовариантными решениями.
2. Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
-
Решение кроссвордов, анаграмм.
Решите анаграмму, исключите лишнее слово. Ласи (сила),
Нотьюн (Ньютон), сасам (масса), рсокстьо (скорость),
-
Разгадывание ребусов с физическим содержанием.
-
Работа с деформированным текстом.
(Б) Заполните пропуски в тексте.
Прибор, изображенный на рисунке называется _____________. С его помощью можно измерить физическую величину ___________. Цена деления данного прибора составляет _____________. Предел измерения __________.
-
Составление из предложенных слов рифмованного вывода.
(П) К уроку «Сила»
К телу,применили, силу, К телу силу применили,
Скорость, изменили, его Его скорость изменили.
Если, тела, сохранилась, Если скорость сохранилась,
Скорость, изменилось, форма. Форма тела изменилась.
3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
-
Нахождение отличий, общего, выбор основания для сравнения
1) (П) Что общего в устройстве барометра и манометра?
2) (П) При одинаковых объемах, на какое тело из каждой пары твердых тел действует большая сила тяжести?
Стекло, лист фанеры;золотое кольцо, серебряный кулон.
3) (В) Сравните виды сил трения: покоя, скольжения, качения, выбрав самостоятельно существенные признаки для сравнения.
-
Ранжирование объектов в порядке убывания или возрастания степени признака.
-
Классификация.
(П) Объедините понятия в группы, определив для каждой обобщающие слова:
мензурка, секунда, Земля, скорость, Джоуль, масса, термометр, Плутон, барометр, мощность, Марс, килограмм, сила, Венера, Сатурн, работа, метр, Ньютон, ареометр, Паскаль, время, Юпитер.
-
Обобщение.
(Б) Какое понятие является более общим: земное тяготение, солнечное тяготение, всемирное тяготение.
4. Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
-
(П) Какое утверждение является верным: 1.Чем больше масса тела, тем больше сила тяжести, действующая на него. 2.Чем больше сила тяжести, действующая на тело, тем больше его масса.
-
(П) Выберите из перечисленных причину явления и установите соответствие.
А.трение
1. Притяжение к земле
2. Неровность поверхностей
Б.деформация
3. Отталкивание молекул
4. Взаимодействие тел
5. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
-
Решение качественных задач.
(П) У какого автомобиля - грузового или легкового - больше тормозной путь при одинаковой скорости движения? Почему?
-
Работа с деформированным текстом.
Заполните пропуски.
(П) Режущие и колющие инструменты затачивают для того, чтобы … давление, так как чем … площадь опоры, тем …… давление (увеличить, уменьшить, больше, меньше)
6. Доказательство.
-
(П) В приведённой ниже таблице указаны свойства трёх физических тел, сделанных из дерева, камня, железа. Определите, из чего сделаны предметы, обоснуйте свой выбор.
Свойство
Тело 1
Тело 2
Тело 3
Сохраняет ли форму?
да
да
да
Тонет ли в воде?
да
нет
да
Притягивается ли магнитом?
да
нет
нет
7. Выдвижение гипотез и их обоснование.
-
Выполнение фронтального эксперимента.
Оборудование: деревянный брусок, деревянная линейка, динамометр, наждачная бумага, набор грузов.
Задания для выполнения.
1)(Б)Выберите верное утверждение. Физические приборы предназначены: а) для измерения погрешностей; б) для выдвижения физических гипотез; в) для создания физических теорий; г) для проведения опытов.
2) (Б) Выберите верное утверждение. Подтвердить предсказания теории можно: а) прочитав параграф учебника; б) отвергнув существующую теорию; в) обсудив теорию с товарищем; г) проведя серию физических экспериментов.
3) На вашем столе имеется динамометр. Определите и запишите а) (Б) пределы измерения; б) (Б) цену деления; в) (П) абсолютную погрешность при измерении силы.
4)(В) Проверьте на опыте предположение о зависимости (независимости) силы трения от рода поверхности. Составьте таблицу для записи показаний измерений. Сделайте вывод.
В результате работы над заданиями для учителя появляется возможность вести целенаправленную работу по формированию логических познавательных УУД, для ученика - возможность выполнения интересных развивающих нестандартных разноуровневых заданий.
Ссылки на источники
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011
-
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008
-
Коханов К.А., Сауров Ю.А. Методология функционирования и развития школьного физического образования: монография, - Киров: Издательство ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012. - 326 с.
-
Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждениий/ В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. - 22-е изд. - М.:Просвещение, 2010
-
Ханнанова Т.А. Физика.7 класс: рабочая тетрадь к учебнику А,В,Перышкина/ Т.А.Ханнанова, Н.К.Ханнанов, - 2-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2013
Ключевые слова: развитие мышления, система логических УУД, нестандартные разноуровневые задания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселёвского городского округа
«Основная общеобразовательная школа №31»
Формирование логических познавательных УУД на уроках физики
Составитель: Л.А.Афанасьева
2015 год