Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)

Открытый урок по физике 8 класс

Учитель ГалиеваТ.М.

Повторительно - обобщающий урок по теме

« Изменение агрегатных состояний»

Незнающие пусть научаться,

а знающие пусть вспомнят еще раз.

Античный афоризм

Цели:

  • Развивающая: умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях, активизировать мышление школьников;

  • обучающая: повторить основные формулы раздела агрегатные состояния вещества с помощью решения задач; закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении раздела агрегатные состояния вещества; обеспечить усвоение формул расчёта количества теплоты для различных тепловых процессов;

  • коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися (работа в группах) и учителем;

  • воспитательная: развитие познавательного интереса к физике.

Задачи урока

  • Закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация). Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации;

  • Формирование умений: решать задачи на применение формул для расчета количества теплоты; работать с таблицами физических величин; строить и читать графики процессов; давать ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям; выявить уровень перечисленных умений;

  • Приучать учащихся к аккуратности при решении задач, построении графиков; к доброжелательному общению и взаимопомощи при работе в группах.

Форма урока: урок-игра

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2 мин).
II. Разминка (8 мин.).
III. Физический конкурс (20 мин)
IV. Общий итог (5мин).

V. Рефлексия (5 мин)

I. Организационный момент.

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Содержание. Мы живем в мире полей и веществ. В природе существует три агрегатных состояния вещества. Агрегатное состояние вещества может изменяться. Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества. Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании, конденсации. Знания, которые вы получили при изучении темы, сегодня будем применять при решении задач, работе с таблицами, при объяснении явлений, происходящих в природе.

Сегодня у нас будет урок-игра по теме « Изменение агрегатных состояний». А девиз нашего сегодняшнего урока - Незнающие пусть научаться, а знающие пусть вспомнят еще раз.

Работать будем в группах, у нас три команды - сидящих за красным, синим и зеленым столами, в каждой группе у нас будет капитан команды, который будет принимать основные решения и распределять работу в группах. Работа на уроке будет оцениваться баллами, та группа, которая набирает на уроке максимальное количество баллов получает за урок оценку 5. Игра состоит из 5 заданий.

  1. Разминка

  2. Физический конкурс.

ЗАДАНИЕ 1. РАЗМИНКА.

Максимальное количество баллов за каждый правильный ответ 1.

Прослушав отрывки из стихов, вам необходимо назвать, какие тепловые явления нашли отражения в данных отрывках.

Стихи на тепловые явления.

1. А. С. Пушкин "Евгений Онегин".

В окне увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре...

Вопрос: Что представляют с точки зрения физики, "на стёклах лёгкие узоры".

Ответ: Кристаллики замёрзшей воды, её твёрдое состояние.

2. Е. Баратынский "Весна".

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Вопрос: В каком агрегатном состоянии находится вода?

Какие тепловые процессы отражены в этом отрывке?

Ответ: Вода в жидком и твёрдом агрегатном состоянии. Процессы нагревания и плавления.

3. Д. Б. Кедрин "Мороз на стеклах".

Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно это
Зима тоскует о весне.

Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?

Приведите на физическую терминологию процесс "рисование" стужи на окне.

Ответ: Кристаллизация.

4. Иван Суриков "Залилась заря"

От цветов на полях
Льётся запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром.

Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?

Ответ: Конденсация. Образование росы.

ЗАДАНИЕ 2. Второе задание нашего соревнования называется «Заселите остров формулами». Максимальное количество баллов 3.

Остров «Величины(Каждой команде выдается лист с рисунком островов, и они должны в течение одной минуты заселить пустующий остров формулами, беря буквенные значения с острова «Величины»)




Q λ L c

m Δ t q

q c

Остров «Формулы»

Задание 3. Исторический портрет.

Максимальное количество за правильный ответ 5 баллов. Будут даны 5 подсказок, с каждой подсказкой максимальный балл уменьшается на 1.

Перед вами портрет английского физика. Назовите его имя.

Разработка урока по физике по теме Изменение агрегатных состояний (8 класс)

Подсказки:

  • открыл закон сохранения энергии;

  • построил термодинамическую шкалу температур, рассчитал теплоемкость некоторых газов;

  • изыскивая лучшие способы измерения электрических токов, в 1841 г. открыл названный его именем закон, дающий зависимость между силой тока и выделенным этим током в проводнике теплом ;

  • единица измерения всех видов энергии - механической, тепловой и т.д.

ОТВЕТ: Джеймс Джоуль (1818-1889)

Задание 4. Конкурс капитанов.

Максимальное количество баллов 5.

Опыт « Кипение воды в бумажной кастрюле».

Цель: заставить воду закипеть в спичечном коробке.

В бумажный спичечный коробок наливают воду и снизу подносят зажженную свечу. Через некоторое время вода закипит, а спичечный коробок не загорается. Объясните почему?

ОТВЕТ: Вся теплота от пламени поглощается водой, так как у нее большая удельная теплоемкость, и все тепло идет на кипение и парообразование.

Задание 5. Расчетные задачи.Л.1008, 1037, 1078.

Максимальное количество баллов 10.

ОТВЕТ:

Алгоритм решения задач по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»

1. Запишите дано.

2. Переведите единицы в СИ.

3. Выясните, о каких процессах говорится в задаче.

4. Выпишите из таблиц температуру плавления и температуру кипения вещества и постройте графики процессов.

5. Подберите к каждому процессу формулу, запишите её.

6. Выпишите из таблиц недостающие величины (удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования).

7. Вычислите количество теплоты.

8. Проверьте решение по размерности.

9. Запишите ответ. ЗАДАНИЕ 6.КОНКУРС СМЕКАЛИСТЫХ

  1. Будет ли испаряться вода из стакана, если его перенести из теплого помещения на улицу, где температура 00С?

  2. Свежевыпеченный хлеб весит больше, чем тот же хлеб остывший. Почему?

  3. Укажите, основываясь на жизненных наблюдениях, что защищает от зимних морозов различных животных и птиц.

  4. С какой целью ручки наружных дверей нередко бывают снабжены деревянными накладками в тех местах, где за них берутся руками?

  5. На основе своих наблюдений ответьте на вопрос, какие условия необходимы, чтобы вода была жидкой? Чтобы она затвердела? Чтобы закипела и превратилась в пар?

  6. Будет ли таять лед, если его внести в комнату, температура в которой 00С?

  7. На весах уравновесили два стакана с водой, один с кипятком, другой с холодной водой. Через некоторое время равновесие весов нарушилось. Почему?

  8. Почему продолжительность варки мяса до готовности не зависит от того на сильном или слабом огне кипит бульон?

ЗАДАНИЕ 7.КОНКУРС НА ПОНИМАНИЕ ГРАФИКОВ.

t0C

1000

время

0



t0





IV. Общий итог

На сегодняшнем уроке мы:

  • повторили основные понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация), повторили формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации и применили их к решению задачи;

  • научились работать в группах.

Победителем по итогам игры стала _________ команда.

Домашнее задание: Решить кроссворд "Тепловые явления".

Кроссворд «Тепловые явления»

1



2





3



4



5




6




7




8



9





Вопросы для кроссворда

  1. Как называется хаотическое движение молекул в теле?

  2. Вид теплопередачи

  3. Тепловой двигатель, в котором пар или газ, вращают вал без помощи поршня, шатуна.

  4. Сосуд, хранящий пищу горячей.

  5. Вид теплопередачи, в котором тепло переносится струями жидкости или газа.

  6. Прибор, состоящий из двух сосудов, разделенных воздушным промежутком.

  7. Вид теплопередачи, осуществимый и в вакууме?

  8. Энергия, определяемая движением и взаимодействием молекул в теле.

  9. Процесс, обратный плавлению.

V. Рефлексия

1. Как вам понравилось сегодня работать в группе?
2. Все ли чувствовали себя комфортно?

3. Моё настроение на уроке.

Начало урока

Середина урока

Конец урока

Плохое

Хорошее

Отличное



© 2010-2022