Разработка урока по физике 8 класс Магниты

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики

Класс: 8 класс. УМК А.В. Перышкин.

Тема: Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.

Цель: Способствовать формированию знаний учащихся о свойствах постоянных магнитов и о картине их магнитного поля.

Задачи:

Предметные :

1.Дать понятие постоянного магнита, магнитного поля;

2. Исследовать зависимость величины магнитного поля магнита от расстояния до него;

3.Исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов;

4. Изучить свойства постоянных магнитов и их применение; дать представление о магнитном поле Земли.

Метопредметные :

1.Осознание, влияния магнитного поля на организм человека ;

2.Развивать умения проводить эксперимент, наблюдать, умение к самостоятельному исследованию, к совместной и коллективной работе в группе, рациональном разделении труда, к уважению чужой точки зрения.
Личностные:

1.Уметь давать самооценку своей работы, правильно определять свою роль в группе.

Методы: исследовательский, проблемный.

Приемы обучения: Flash-презентация, демонстрация, наблюдения учащихся, объяснение, инструктаж.

Средства обучения:

1. Компьютер

2. Экран

3. Проектор

4. Магниты (по кол-ву детей в классе)

5. Железные опилки

6. Компас, микрофон, телефон, динамики, магнитные стрелки

7.Предметы из разных веществ.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация.

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей. (А. Мицкевич)

Как вы думаете какую роль магниты играют в жизни людей?

Мы привыкли к магниту и порой даже не подозреваем, сколько магнитов вокруг нас. Но нет, наверное, человека, который мог бы сказать: «Я знаю о магните все». Вопрос, почему магнит притягивает, всегда будет волновать людей и рождать жажду новых знаний и открытий. И все же мы знаем о магните достаточно много для того, чтобы заставить его служить себе.



  1. Проблемная ситуация: Демонстрируем компас, микрофон, телефон, динамик. Что может объединить такие разные приборы?

Обращаем внимание на компас - Скажите пожалуйста, какой физический прибор у меня в руках?

- Что самое главное в этом приборе?

Ответ уч-ся: В руках вы держите компас. Основной частью компаса является магнитная стрелка.

С давних времён компас был одним из непременных приборов, который использовали путешественники. Основная часть компаса - постоянный магнит. Стрелка компас постоянно указывает стороны света. Значит стрелка какой магнит? - Постоянный.

4. Формулируем тему урока. «Постоянные магниты и их свойства»

5. Постановка целей. У каждого ученика карточки с таблицами:

Знаю

Хочу знать

Узнал (заполняется к концу урока)

Есть магниты.

У магнитной стрелки есть полюсы.

Около проводника с электрическим током возникает магнитное поле.

Как получить постоянный магнит?

Каковы свойства магнитов?

Почему магниты притягивают тела?

Почему поворачивается стрелка?

Все ли тела притягиваются магнитом? И т.д.

Заполняя таблицу учащиеся ставят свои цели, озвучивают их. Совместно формулируем общую цель урока.

6. Изучение нового материала

- Эксперимент: Вставим в катушку с током стержень из закаленной стали. Стержень намагнитился, стал притягивать железные предметы. Выключает ток, проверяем сохранилось ли свойство стержня притягивать к себе железные предметы? Сохранилось, делаем вывод, находим в учебнике определение постоянных магнитов. (Тела длительное время сохраняющие намагниченность, называют постоянными магнитами).

- Краткие сообщение учащихся. Слайд № 5

1.История возникновения термина «магнит». МАГНИТ

Древнерусское - магнитъ (камень).

Греческое - magnetis lithos (камень из магнезии).

«Магнит» - слово греческого происхождения. Распространилось в древнерусском языке со второй половины XI в., будучи заимствованным из старославянского, который долгое время был языком письменности и книгопечатания.

Магнит - кусок железной руды или стали, способный притягивать железные и стальные предметы.

Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус (у Льва Толстого в рассказе для детей «Магнит» этого пастуха зовут Магнис). Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к чёрному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). Таким образом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа. Об этом упоминал в 6 веке до нашей эры греческий физик и философ Фалес. Первое научное изучение свойств магнита было предпринято в 13 веке ученым Петром Перегрином. В 1269 году вышло его сочинение «Книга о магните», где он писал о многих фактах магнетизма: у магнита есть два полюса, которые ученый назвал северным и южным; невозможно отделить полюса друг от друга разламыванием. Перегрин писал и о двух видах взаимодействия полюсов - притяжении и отталкивании. К 12-13 векам нашей эры магнитные компасы уже использовались в навигации в Европе, в Китае и других странах мира.

2. Естественные и искусственные магниты

Магниты бывают естественные и искусственные. Естественным магнитом является кусок магнитного железняка, обладающий свойством притягивать железные и стальные предметы. Гигантскими естественными магнитами являются Земля и другие планеты, так как эти небесные тела обладают магнитным полем. Искусственные магниты представляют собой изделия, получившие магнитные свойства в результате введение в магнитное поле или намагниченные в магнитном поле.

- Организация работы в малых группах.

Что бы вы смогли получить ответы на ваши вопросы, Предлагаю работу по группам. ( В классе 4 ученика, работают парами) У каждого учащегося листы самооценки.

Критерии оценивания

«2»

«3»

«4»

«5»

Я с начала урока активно включился в работу


Степень участия в работе группы


Понял и заполнил весь материал


При выполнении каждого задания я работал на..


Я могу ответить на все вопросы поставленные в начале урока


Средний балл( сумма оценок/ на кол-во оценок)

Задача 1. (Первая пара)

Оборудование : два постоянных полосовых магнита, магнитная стрелка.

Сравнить как взаимодействуют магнитная стрелка и полосовой магнит, полосовые магниты между собой. Сделать вывод.

У магнита тоже два полюса S и N.

Задача 2. (Вторая пара)

Оборудование: железный гвоздь, алюминий, бумага, ластик, стекло, пластмасса, полосовой магнит.

Определить вещества, которые хорошо притягиваются, какие совсем не притягиваются. Результаты занести в таб.№ 1

Сильно притягиваются

Слабо притягиваются

Не притягиваются





- Представление результатов исследования. Отчет групп. Теоретики каждой группы поочередно представляют результаты своих исследований.

- Индивидуальная работа

Задание 1.

Оборудование: полосовой магнит, картон, опилки

  1. Возьмите полосовой магнит. Положите на него сверху картон. Насыпьте железные опилки, встряхните их, слегка постучав по картону пальцем

  2. Зарисуйте картину магнитного поля.

  3. Ответьте на вопросы. Как можно исследовать магнитное поле постоянного магнита? Что вы можете сказать о линиях магнитного поля (прямые, замкнутые и т.д.)? Можно ли определить в каких местах магнитное поле сильнее?

Задание 2.

Оборудование: два полосовых магнита, картон, железные опилки

  1. Возьмите полосовые магниты, расположите их одноименными полюсами друг к другу. Положите на него сверху картон. Насыпьте железные опилки, встряхните их, слегка постучав по картону пальцем

  2. Зарисуйте картину магнитного поля.

  3. Ответьте на вопросы. Как можно исследовать магнитное поле постоянного магнита? Что вы можете сказать о линиях магнитного поля (прямые, замкнутые и т.д.)? Можно ли определить по картине магнитного поля как взаимодействуют магниты?

Задание3.

Оборудование: два полосовых магнита, картон, железные опилки

  1. Возьмите полосовые магниты, расположите их разноименными полюсами друг к другу. Положите на него сверху картон. Насыпьте железные опилки, встряхните их, слегка постучав по картону пальцем

  2. Зарисуйте картину магнитного поля.

  3. Ответьте на вопросы. Как можно исследовать магнитное поле постоянного магнита? Что вы можете сказать о линиях магнитного поля (прямые, замкнутые и т.д.)? Можно ли определить по картине магнитного поля как взаимодействуют магниты?

Задание 4.

Оборудование: дугообразный магнит, железные опилки, картон

  1. Возьмите полосовые магниты, расположите их одноименными полюсами друг к другу. Положите на него сверху картон. Насыпьте железные опилки, встряхните их, слегка постучав по картону пальцем

  2. Зарисуйте картину магнитного поля.

  3. Ответьте на вопросы. Как можно исследовать магнитное поле постоянного магнита? Что вы можете сказать о линиях магнитного поля (прямые, замкнутые и т.д.)? Можно ли определить по картине магнитного поля как взаимодействуют магниты?

- Представление результатов исследования. Рассматриваем полученные картины полей, отвечаем на вопросы.

7. Контроль. В науке существует следующий подход к изучению физических явлений. после накопления сведений о физических явлениях, выдвижения различных гипотез, проведения экспериментальных опытов, учение переходит к их осмыслению, обобщению. Мы с вами прослушали ряд исторических сообщений о постоянных магнитах, изучили теоретические сведения, провели опыты. Теперь факты, полученные в ходе этой работы, попробуем обобщить и выделить главное:

Уч-ся продолжают фразы.

1. Постоянные магниты - это…

(тела, длительное время сохраняющие намагниченность)

2. В природе встречаются … магниты, например…

(магнитный железняк)

3. … постоянные магниты делают из сплавов на основе железа, никеля, кобальта и других металлов.

4. Полюсами называют…

(те места магнита, где обнаруживается наиболее сильное магнитное действие)

5. Магниты одноимёнными полюсами…

(отталкиваются)

разноимёнными полюсами…

(притягиваются)

6. Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Что это?

(особый вид материи, создаваемый движущимися электрическими зарядами)

7. Для наглядного изображения магнитного поля используются силовые магнитные линии. Магнитные силовые линии - это…

(вдоль которых в магнитном поле, располагаются оси малых магнитных стрелок)

Они замкнуты, выходят из северного полюса, входят внутрь через юж-ный, замыкаясь внутри магнита. Силовые линии магнита не пересекаются. Картину силовых линий магнитного поля постоянного магнита можно получить…

  1. Итог. Рефлексия.

Учитель: Получили ли вы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока?

Заполняют таблицу № 1.

Озвучивают по выбору. Заполняют листы самооценки.(Свои оценки учащиеся комментируют, что удалось на уроке, чего не достиг. Руководитель малой группы может высказать свою оценку работы каждого участника группы).

13. Домашнее задание.

§§ 59,60 и найдите дома бытовые приборы, где используются магниты; подумайте какова роль магнита в них.

Творческое задание на пять : Мини-сочинение «Если исчезнет магнитное поле Земли»





© 2010-2022