Рабочая программа по физике 10 класс на 3 часа

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике разработана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по физике (2004) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004) и на основе авторских программ В.С.Данюшенкова, О.В. Коршуновой. Рабочая программа разработана с учетом возрастных особенностей. В ней выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение физики в 10 классе выделяется 2 часа в неделю, и 1 час в неделю за счет компонента общеобразовательного учреждения для расширения знаний и умений по всем темам курса, реализации авторской программы и подготовке к ЕГЭ. Всего 102 часа.

При обучении используется следующий УМК и дополнительная литература:

1. Н.Н. Тулькинбаева. А.Э. Пушкарев Методические рекомендации к учебникам Г.Я. Мяки­шева, Б.Б. Буховцева, ПН. Сотского «Физика. 10 класс» М.: Просвещение,

2.Физика 10 кл: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уро­вень, Мякишев Г.Я., Буховцев Б. Б., Н.Н. Сотский, М.: Просвещение , 2009 (классический курс)

3.Сауров Ю.А. Физика в 10 классе: Модели уроков. Книга для учителя - М. Просвещение, 2010

4. Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике. 10-11 классы: пособие для учащихся обще­образовательных учреждений (базовый и профильный уровень), М.: Просвещение, 2009

5.Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задания по физике : 10 кл. Книга для учителя- М.: Просвещение, 2008

6. Электронное приложение к учебнику Физика 10 кл

7.Сборник задач по физике для 9-11 классов, сост. Г.Н. Степанова. М. Просвещение, 1996

8. Заботин В.Н. Физика 10-11 кл. Контроль знаний, умений, навыков учащихся-М. Просвеще­ние. 2008

9. Демкович В.П., Демкович Л.П. «Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы», М.: «Просвещение», 1981

Контроль проводится в виде письменной контрольной работы дифференцированного характера. Лабораторные работы №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака», №6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников», а также №7 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» проводятся при наличии оборудования. Лабораторный практикум не проводится. Всего выполняется 8 контрольных и 7 лабораторных работ.

Большая роль в программе уделяется этапам закрепления, обобщения, систематизации знаний, а также диагностике и коррекции, основанным на анализе ошибок школьников.

При реализации программы преследуются следующие цели и задачи:

усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной фи­зической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного позна­ния природы;

овладение умениями проводить наблюдения, плани­ровать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физи­ке для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физиче­ских знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации

развитие познавательных интересов, интеллекту­альных и творческих способностей в процессе приобрете­ния знаний и умений по физике с использованием раз­личных источников информации и современных информа­ционных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходи­мости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержа­ния; готовности к морально-этической оценке использова­ния научных достижений; чувства ответственности за за­щиту окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рациональ­ного природопользования и охраны окружающей среды.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики на базовом уров­не ученик должен знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, за­кон, теория, вещество, взаимодействие, электрическое поле.

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внут­ренняя энергия, абсолютная температура, средняя кине­тическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механи­ки, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

вклад российских и зарубежных ученых, оказав­ших значительное влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;

отличать гипотезы от научных теорий; делать вы­воды на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и экспери­менты являются основой для выдвижения гипотез и тео­рий, позволяют проверить истинность теоретических вы­водов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказы­вать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использо­вания физических знаний: законов механики, термо­динамики и электродинамики в энергетике;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащу­юся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электро­приборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие орга­низмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окру­жающей среды.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п.п

Наименование изучаемого раздела

Всего часов

В том числе

Уроки

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

1

Введение


1

1

-

-

2

Механика

48

42

1.Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

2.Изучение закона сохранения механической энергии.

1. Контрольная работа по теме «Кинематика»

2. Контрольная работа по теме «Динамика и силы в природе»

3. Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике»

4.Контроль и коррекция


3

Молекулярная физика. Термодинамика

29

24

1.Опытная проверка закона Гей-Люссака.

2.Опытная проверка закона Бойля - Мариотта.

3.Измерение модуля упругости резины

1. Контрольная работа по теме МКТ газа

2. Контрольная работа по теме «Термодинамика»



Электродинамика

36

32

1.Изучение последовательного и параллельного соединения проводников

2. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

1. Контрольная работа по теме «Электростатика»

2. Контрольная работа по теме «Постоянный электрический ток»



Повторение

5

5

-

-


Итого по предмету

119

104

7

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Введение. Основные особенности физического метода исследования

Физика как наука и основа естествознания. Экспери­ментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Науч­ный метод познания окружающего мира; эксперимент - гипотеза - модель - (выводы-следствия с учетом границ модели) - критериальный эксперимент. Физическая тео­рия. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение.

2. Механика

Классическая механика как фундаментальная физи­ческая теория. Границы ее применимости.

Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Систе­ма отсчета. Координаты. Пространство и время в клас­сической механике. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с посто­янным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линей­ная скорости вращения.

Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньюто­на. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тя­готения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон со­хранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон со­хранение механической энергии.

Использование законов механики для объяснения дви­жения небесных тел и для развития космических иссле­дований.

Статика. Момент силы. Условия равновесия твердо­го тела.

3. Молекулярная физика. Термодинамика

Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее эксперименталь ные доказательства. Размеры и масса молекул. Количеств вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа

Температура. Энергия теплового движения молекул Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в терм динамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Плавле­ние и отвердевание. Уравнение теплового баланса.

4. Электродинамика

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электриче­ского поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность элек­тростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводни­ков. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. За­кон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электриче­ский ток в металлах. Зависимость сопротивления от тем­пературы. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собствен­ная и примесная проводимости полупроводников, р-п- переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электри­ческий ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ларневская средняя общеобразовательная школа











СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР:

___________ ______________

(подпись) (расшифровка)

_______________ 20______ г.

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по _____________________________________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Класс ________________________________________________________

Учитель

__________________________________________________________









Количество часов:

всего ___________ часов;

в неделю ________ часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы

____________________________________________________________________

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)



№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

По программе

Фактически

1

Физика и познание мира

1

2

Основные понятия кинематики

1

3

Путь и перемещение. Решение задач по теме «Элементы векторной алгебры».

1

4

Скорость. Равномерное прямолинейное движение

1

5

Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное движение»

1

6

Относительность механического движения. Принцип относительности.

1

7

Решение задач на относительность механического движения

1

8

Мгновенная скорость.

1

9

Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения

1

10

Решение задач по теме «Характеристики равноускоренного прямолинейного движения»

1

11

Свободное падение тел - частный случай равноускоренного прямолинейного движения. Движение с ускорением свободного падения

1

12

Решение задач по теме «Свободное падение тел»

1

13

Равномерное движение точки по окружности

1

14

Элементы кинематики твердого тела

1

15

Обобщающее повторительное занятие по теме «Кинематика»

1

16

Контрольная работа по теме «Кинематика»

1

17

Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение

1

18

Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение

1

19

Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение

1

20

Силы в механике. Гравитационные силы

1

21

Сила тяжести и вес. Невесомость

1

22

Решение задач по теме «Гравитационные силы. Вес тела»

1

23

Силы упругости- силы электромагнитной природы

1

24

Решение задач по теме «Движение тел под действием сил упругости и тяжести»

1

25

Лабораторная работа «Изучение движения тела под действием сил упругости и тяжести»

1

26

Сила трения

1

27

Решение комплексных задач по динамике

1

28

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Динамика и силы в природе»

1

29

Контрольная работа по теме «Динамика и силы в природе»

1

30

Закон сохранения импульса.

1

31

Решение задач на закон сохранения импульса

1

32

Работа силы (механическая работа), мощность, энергия

1

33

Кинетическая энергия и ее изменение

1

34

Потенциальная энергия и ее изменение. Энергия силы тяжести.

1

35

Потенциальная энергия и ее изменение. Энергия силы упругости

1

36

Закон сохранения энергии в механике.

1

37

Лабораторная работа «Экспериментальное изучение закона механической энергии»

1

38

Решение задач на теоремы о кинетической и потенциальной энергиях и закон сохранения полной механической энергии

1

39

Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике»

1

40

Элементы статики

1

41

Решение экспериментальных задач на равновесие твердых тел

1

42

Контроль и коррекция знаний по теме «Механика»

1

43

МКТ-фундаментальная физическая теория. Основные положения МКТ и их опытное обоснование

1

44

Решение задач на характеристики молекул и их систем

1

45

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа

1

46

Решение задач на основное уравнение МКТ идеального газа

1

47

Температура

1

48

Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона)

1

49

Газовые законы

1

50

Лабораторная работа «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

1

51

Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы

1

52

Контрольная работа по теме МКТ газа

1

53

Реальный газ. Воздух. Пар

1

54

Решение задач на тему реальный газ

1

55

Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости.

1

56

Твердое состояние вещества

1

57

Зачет по теме «Жидкие и твердые тела», коррекция знаний

1

58

Термодинамика как фундаментальная физическая теория

1

59

Работа в термодинамике

1

60

Решение задач на расчет работы термодинамической системы

1

61

Теплопередача. Количество теплоты

1

62

Первый закон термодинамики

1

63

Адиабатный процесс. Его значение в технике

1

64

Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»

1

65

Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики

1

66

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

1

67

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Термодинамика»

1

68

Контрольная работа по теме «Термодинамика»

1

69

Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика - как фундаментальная физическая теория

1

70

Закон сохранения заряда. Закон Кулона

1

71

Электрическое поле. Напряженность.

1

72

Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принципа суперпозиции

1

73

Проводники и диэлектрики в электрическом поле

1

74

Энергетические характеристики электростатического поля

1

75

Решение задач на расчет энергетических характеристик электростатического поля

1

76

Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора

1

77

Обобщающее-повторительное занятие по теме «Электростатика»

1

78

Контрольная работа по теме «Электростатика»

1

79

Электрический ток. Условия его существования. Стационарное электрическое поле

1

80

Закон Ома для участка цепи

1

81

Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи

1

82

Лабораторная работа «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»

1

83

Работа и мощность постоянного тока

1

84

Решение задач на расчет работы и мощности постоянного тока

1

85

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи

1

86

Решение задач на закон Ома для полной цепи. Лабораторная работа «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1

87

Решение комбинированных задач по теме «Постоянный электрический ток»

1

88

Контрольная работа по теме «Постоянный электрический ток»

1

89

Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры. Сверхпроводимость

1

90

Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках

1

91

Полупроводниковые приборы

1

92

Закономерности протекания тока в вакууме. ЭЛТ.

1

93

Закономерности протекания электрического тока в проводящих жидкостях

1

94

Решение задач на закон электролиза

1

95

Закономерности протекания электрического тока в газах. Плазма

1

96

Повторение и решение задач ЕГЭ по теме «Кинематика»

1

97

Повторение и решение задач ЕГЭ по теме «Динамика»

1

98

Повторение и решение задач ЕГЭ по темам «МКТ», «Термодинамика»

1

99

Повторение и решение задач ЕГЭ по теме «Электростационарное поле. Электрический ток»

1

100

Итоговая контрольная

1

101

Обобщение и систематизация знаний за курс X класса

1

102

Итоговое обобщение

1





© 2010-2022