- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 10 класс на 3 часа
Рабочая программа по физике 10 класс на 3 часа
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Борисенко Е.В. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике разработана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по физике (2004) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004) и на основе авторских программ В.С.Данюшенкова, О.В. Коршуновой. Рабочая программа разработана с учетом возрастных особенностей. В ней выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение физики в 10 классе выделяется 2 часа в неделю, и 1 час в неделю за счет компонента общеобразовательного учреждения для расширения знаний и умений по всем темам курса, реализации авторской программы и подготовке к ЕГЭ. Всего 102 часа.
При обучении используется следующий УМК и дополнительная литература:
1. Н.Н. Тулькинбаева. А.Э. Пушкарев Методические рекомендации к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, ПН. Сотского «Физика. 10 класс» М.: Просвещение,
2.Физика 10 кл: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровень, Мякишев Г.Я., Буховцев Б. Б., Н.Н. Сотский, М.: Просвещение , 2009 (классический курс)
3.Сауров Ю.А. Физика в 10 классе: Модели уроков. Книга для учителя - М. Просвещение, 2010
4. Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровень), М.: Просвещение, 2009
5.Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задания по физике : 10 кл. Книга для учителя- М.: Просвещение, 2008
6. Электронное приложение к учебнику Физика 10 кл
7.Сборник задач по физике для 9-11 классов, сост. Г.Н. Степанова. М. Просвещение, 1996
8. Заботин В.Н. Физика 10-11 кл. Контроль знаний, умений, навыков учащихся-М. Просвещение. 2008
9. Демкович В.П., Демкович Л.П. «Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы», М.: «Просвещение», 1981
Контроль проводится в виде письменной контрольной работы дифференцированного характера. Лабораторные работы №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака», №6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников», а также №7 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» проводятся при наличии оборудования. Лабораторный практикум не проводится. Всего выполняется 8 контрольных и 7 лабораторных работ.
Большая роль в программе уделяется этапам закрепления, обобщения, систематизации знаний, а также диагностике и коррекции, основанным на анализе ошибок школьников.
При реализации программы преследуются следующие цели и задачи:
усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электрическое поле.
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
-
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п.п
Наименование изучаемого раздела
Всего часов
В том числе
Уроки
Лабораторные и практические работы
Контрольные работы
1
Введение
1
1
-
-
2
Механика
48
42
1.Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
2.Изучение закона сохранения механической энергии.
1. Контрольная работа по теме «Кинематика»
2. Контрольная работа по теме «Динамика и силы в природе»
3. Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике»
4.Контроль и коррекция
3
Молекулярная физика. Термодинамика
29
24
1.Опытная проверка закона Гей-Люссака.
2.Опытная проверка закона Бойля - Мариотта.
3.Измерение модуля упругости резины
1. Контрольная работа по теме МКТ газа
2. Контрольная работа по теме «Термодинамика»
Электродинамика
36
32
1.Изучение последовательного и параллельного соединения проводников
2. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
1. Контрольная работа по теме «Электростатика»
2. Контрольная работа по теме «Постоянный электрический ток»
Повторение
5
5
-
-
Итого по предмету
119
104
7
8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Введение. Основные особенности физического метода исследования
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира; эксперимент - гипотеза - модель - (выводы-следствия с учетом границ модели) - критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение.
2. Механика
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранение механической энергии.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Статика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
3. Молекулярная физика. Термодинамика
Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее эксперименталь ные доказательства. Размеры и масса молекул. Количеств вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа
Температура. Энергия теплового движения молекул Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в терм динамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.
4. Электродинамика
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р-п- переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ларневская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
___________ ______________
(подпись) (расшифровка)
_______________ 20______ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по _____________________________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Класс ________________________________________________________
Учитель
__________________________________________________________
Количество часов:
всего ___________ часов;
в неделю ________ часов;
Планирование составлено на основе рабочей программы
____________________________________________________________________
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Примечание
По программе
Фактически
1
Физика и познание мира
1
2
Основные понятия кинематики
1
3
Путь и перемещение. Решение задач по теме «Элементы векторной алгебры».
1
4
Скорость. Равномерное прямолинейное движение
1
5
Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное движение»
1
6
Относительность механического движения. Принцип относительности.
1
7
Решение задач на относительность механического движения
1
8
Мгновенная скорость.
1
9
Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения
1
10
Решение задач по теме «Характеристики равноускоренного прямолинейного движения»
1
11
Свободное падение тел - частный случай равноускоренного прямолинейного движения. Движение с ускорением свободного падения
1
12
Решение задач по теме «Свободное падение тел»
1
13
Равномерное движение точки по окружности
1
14
Элементы кинематики твердого тела
1
15
Обобщающее повторительное занятие по теме «Кинематика»
1
16
Контрольная работа по теме «Кинематика»
1
17
Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение
1
18
Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение
1
19
Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение
1
20
Силы в механике. Гравитационные силы
1
21
Сила тяжести и вес. Невесомость
1
22
Решение задач по теме «Гравитационные силы. Вес тела»
1
23
Силы упругости- силы электромагнитной природы
1
24
Решение задач по теме «Движение тел под действием сил упругости и тяжести»
1
25
Лабораторная работа «Изучение движения тела под действием сил упругости и тяжести»
1
26
Сила трения
1
27
Решение комплексных задач по динамике
1
28
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Динамика и силы в природе»
1
29
Контрольная работа по теме «Динамика и силы в природе»
1
30
Закон сохранения импульса.
1
31
Решение задач на закон сохранения импульса
1
32
Работа силы (механическая работа), мощность, энергия
1
33
Кинетическая энергия и ее изменение
1
34
Потенциальная энергия и ее изменение. Энергия силы тяжести.
1
35
Потенциальная энергия и ее изменение. Энергия силы упругости
1
36
Закон сохранения энергии в механике.
1
37
Лабораторная работа «Экспериментальное изучение закона механической энергии»
1
38
Решение задач на теоремы о кинетической и потенциальной энергиях и закон сохранения полной механической энергии
1
39
Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике»
1
40
Элементы статики
1
41
Решение экспериментальных задач на равновесие твердых тел
1
42
Контроль и коррекция знаний по теме «Механика»
1
43
МКТ-фундаментальная физическая теория. Основные положения МКТ и их опытное обоснование
1
44
Решение задач на характеристики молекул и их систем
1
45
Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа
1
46
Решение задач на основное уравнение МКТ идеального газа
1
47
Температура
1
48
Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона)
1
49
Газовые законы
1
50
Лабораторная работа «Опытная проверка закона Гей-Люссака»
1
51
Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы
1
52
Контрольная работа по теме МКТ газа
1
53
Реальный газ. Воздух. Пар
1
54
Решение задач на тему реальный газ
1
55
Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости.
1
56
Твердое состояние вещества
1
57
Зачет по теме «Жидкие и твердые тела», коррекция знаний
1
58
Термодинамика как фундаментальная физическая теория
1
59
Работа в термодинамике
1
60
Решение задач на расчет работы термодинамической системы
1
61
Теплопередача. Количество теплоты
1
62
Первый закон термодинамики
1
63
Адиабатный процесс. Его значение в технике
1
64
Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»
1
65
Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики
1
66
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
1
67
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Термодинамика»
1
68
Контрольная работа по теме «Термодинамика»
1
69
Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика - как фундаментальная физическая теория
1
70
Закон сохранения заряда. Закон Кулона
1
71
Электрическое поле. Напряженность.
1
72
Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принципа суперпозиции
1
73
Проводники и диэлектрики в электрическом поле
1
74
Энергетические характеристики электростатического поля
1
75
Решение задач на расчет энергетических характеристик электростатического поля
1
76
Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора
1
77
Обобщающее-повторительное занятие по теме «Электростатика»
1
78
Контрольная работа по теме «Электростатика»
1
79
Электрический ток. Условия его существования. Стационарное электрическое поле
1
80
Закон Ома для участка цепи
1
81
Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи
1
82
Лабораторная работа «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»
1
83
Работа и мощность постоянного тока
1
84
Решение задач на расчет работы и мощности постоянного тока
1
85
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи
1
86
Решение задач на закон Ома для полной цепи. Лабораторная работа «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
1
87
Решение комбинированных задач по теме «Постоянный электрический ток»
1
88
Контрольная работа по теме «Постоянный электрический ток»
1
89
Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры. Сверхпроводимость
1
90
Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках
1
91
Полупроводниковые приборы
1
92
Закономерности протекания тока в вакууме. ЭЛТ.
1
93
Закономерности протекания электрического тока в проводящих жидкостях
1
94
Решение задач на закон электролиза
1
95
Закономерности протекания электрического тока в газах. Плазма
1
96
Повторение и решение задач ЕГЭ по теме «Кинематика»
1
97
Повторение и решение задач ЕГЭ по теме «Динамика»
1
98
Повторение и решение задач ЕГЭ по темам «МКТ», «Термодинамика»
1
99
Повторение и решение задач ЕГЭ по теме «Электростационарное поле. Электрический ток»
1
100
Итоговая контрольная
1
101
Обобщение и систематизация знаний за курс X класса
1
102
Итоговое обобщение
1