Урок по теме Строение вещества

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Строение вещества. Молекула.

Цели урока: Обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины.

Задачи:

предметная - способствовать формированию понятий: молекула, атом, свойств вещества.

метапредметная - продолжить развитие умений работать с учебным текстом, структурирование материалов в виде опорных конспектов; развитие познавательного интереса к физике.

личностная - формирование исторического взгляда на развитие физики как науки; способствовать формированию межличностного общения в процессе парной работы.

Повторение.

Карточки по вариантам.

Самостоятельная работа

I вариант

1.Какие явления относятся к физическим?

1. Радуга.

2. Падение капель дождя.

3. Пожелтение листьев.

2. Какие явления относятся к Механическим?

1. Полет птицы.

2. Свечение электролампочки.

3. Солнечное излучение.

3. Что из перечисленного является физическим телом?

1. Ураган.

2. Вода.

3. Нож.

4. Какие слова обозначают физические величины?

1. Часы.

2. Скорость.

3. Километр.

5. Определите цену деления мензурок и объем воды в каждой из них.

Ц.Д. 1 =(300-200)/4=25мл, V1=325мл

Ц.Д. 2=(150-100)/2=25мл, V2=175мл

Ц.Д .3=(100-80)/4=5мл, V3=65мл

Урок по теме Строение вещества

Урок по теме Строение вещества







Самостоятельная работа

II вариант

1.Что из перечисленного является основной единицей физической величины?

1.Километр.

2. Метр.

3. Минута.

2. Какие явления относятся к световым?

1.Блеск звёзд.

2.Изображение человека в зеркале.

3. Плавление воска.

3. Что из перечисленного является физическим телом?

1. Температура.

2. Мяч.

3. Слон.

4. Что из перечисленного является веществом?

1. Тетрадь.

2.Ветер.

3. Фарфор.

5. Гирю опустили в мензурку с жидкостью, определите её объём

Ц.Д.=(30-20)/10=1мл,

V1=25мл, V2=48,5мл, Vгири=48,5мл-25мл, Vгири=23,5мл=0,0000235м3.


Изучение нового материала.

Сегодня нам с вами предстоит проделать трудный путь: от опытных фактов через размышления перейти к научной гипотезе. Гипотезой - называют любое предложение, которое объясняет имеющиеся факты.

Ещё 2,5 тыс. лет назад, обдумывая вопрос о строении вещества, греческий философ Демокрит выдвинул гипотезу о том, что все вещества состоят из мельчайших и неделимых частичек -молекул ( атомов), между молекулами существуют промежутки.

Наша задача , сегодня на уроке, проверить гипотезу Демокрита на различных фактах и сформировать представление о строении вещества

Экспериментальные задания.

группа

Оборудование: мел, раствор бриллианта зеленого, 3 стакана с чистой водой.

Ход работы:

Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?

Бросьте в стакан с чистой водой несколько крупинок марганцовки, размешайте и перелейте несколько капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру ещё раз. Ответьте на вопросы:

Сохранились ли основное свойство вещества - цвет?

Вспомнив размеры кристалликов марганца, что можно сказать о размерах мельчайших частиц вещества?

группа

Оборудование: машинное масло, пипетка, тарелка с водой.

Ход работы:

Налейте в тарелку воды и на её поверхность капните масло. Когда капля растечётся, измерьте диаметр плёнки линейкой, положив её на края тарелки. Рассчитайте площадь капли по формуле S=6,28R

Объём капли масла можно измерить с помощью аптечной мензурки. Зная объём и площадь рассчитайте толщину плёнки (то есть размер молекулы) по формуле:d=v /s

Какое число вы получили ?

Что вы можете сказать о размере молекулы?

группа

Оборудование:

Дощечка с двумя вбитыми гвоздями, монета, пинцет.

Ход работы:

Проверьте, легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями?

Возьмите монету за край пинцетом и подержите её около минуты в пламени спиртовки. Проходит ли монета теперь между гвоздями?

Подождите, пока монета охладится. Повторите попытку. Как вы можете объяснить результаты опыта?

группа

Оборудование:

Колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в неё трубкой, маркер , штатив, спиртовка.

Ход работы:

Положите подставку на держатель штатива, поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке. Зажгите спиртовую.

Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 минут.

Обсудите результаты опыта.

группа

Оборудование:

Фильтровальная бумага, пипетка, спирт или одеколон.

Ход работы:

Капните из пипетки одеколон или спирт на фильтровальную бумагу.

Наблюдайте, что происходит с образовавшимся пятном.

Ответьте на вопросы:

Куда исчез одеколон или спирт?

Мгновенно ли он исчез?

Видели ли вы, как он исчез?

Где сейчас одеколон?

Какую гипотезу о строении вещества можно выдвинуть для объяснения такого постепенного исчезновения?

группа

Оборудование:

Воздушный шарик.

Ход работы:

Надуйте воздушный шарик. Изменился ли объём воздуха в нём?

Нажмите на него руками. Что вы можете сказать о изменении объёма воздуха?

Попробуйте выдвинуть гипотезу о строении газов.

Обсуждение результатов опытов.

1группа

Вывод: Вещества состоят из мельчайших частиц (молекул).

Эти частицы сохраняют основные свойства вещества: частицы марганцовки - розовые, а мела белые.

группа

Вывод:

Размеры молекул ничтожно малы

d=v /s=0,00000016см

группа

Вывод:

Твёрдые тела при нагревании расширяются.

4группа

Вывод:

Жидкости при нагревании расширяются.

5группа

Вывод:

Вещества состоят из отдельных , мельчайших частиц, разделённых промежутками.

6группа

Вывод:

Газ легко изменяет свой объём, в результате внешних воздействий.

Объяснение способности веществ расширяться и сжиматься.

Почему при нагревании объём тела увеличивается, а при охлаждении уменьшается?

По-видимому, все вещества состоят из отдельных частичек , между которыми имеются промежутки. Если частицы удаляются друг от друга, то объём тела увеличивается. И наоборот, когда частицы сближаются, объём тела уменьшается.

Вывод:

ВЕЩЕСТВО - состоит из частиц, между которыми есть промежутки.

МОЛЕКУЛА ( в переводе с латинского «маленькая масса»)- мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.Урок по теме Строение вещества

Фотография молекул белка сделанная при помощи электронного микроскопа.

Решение задач

Рука золотой статуи в храме, которую целовали прихожане, заметно похудела. Священники в панике: кто украл золото? Или это чудо, знамение?

Вы делаете уроки .Из кухни доносится аппетитный запах готовящейся еды… Как это могло произойти согласно гипотезе Демокрита? Что доказывает распространение запахов?

Износ обуви, углубления в ступеньках древних лестниц, протирание локтей пиджаков… Не наводят ли эти будничные явления на глубокие научные размышления? На какие?

Приложение (карточки для групп):

Экспериментальное задание.

1 группа Оборудование: мел, раствор бриллианта зеленого, 3 стакана с чистой водой.

Ход работы: Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел? Перелейте несколько капель раствора бриллианта зеленого во второй стакан, затем повторите эту процедуру ещё раз, переливая раствор уже из второго стакана в третий. Ответьте на вопросы:

Сохранились ли основное свойство вещества - цвет?

Вспомнив размеры кристалликов марганца, что можно сказать о размерах мельчайших частиц вещества?

Вывод:

Экспериментальное задание.

2 группа Оборудование: машинное масло, тарелка с водой.

Ход работы: Налейте в тарелку воды и на её поверхность капните масло. Когда капля растечётся, измерьте диаметр плёнки линейкой, положив её на края тарелки. Рассчитайте площадь капли по формуле S=6,28R. Объём капли масла можно измерить с помощью аптечной мензурки. Зная объём и площадь рассчитайте толщину плёнки (то есть размер молекулы) по формуле:d=v /s

Какое число вы получили?

Что вы можете сказать о размере молекулы?

Вывод:

Экспериментальное задание.

группа Оборудование: Дощечка с двумя вбитыми гвоздями, монета, пинцет.

Ход работы: Проверьте, легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями? Возьмите монету за край пинцетом и подержите её около минуты в пламени спиртовки. Проходит ли монета теперь между гвоздями?

Подождите, пока монета охладится. Повторите попытку. Как вы можете объяснить результаты опыта?

Вывод:

Экспериментальное задание.

группа Оборудование: Колба водой, маркер, штатив, спиртовка.

Ход работы: Отметьте маркером уровень воды в трубке. Зажгите спиртовую. Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 минут.

Обсудите результаты опыта.

Вывод:

Экспериментальное задание.

группа Оборудование: Фильтровальная ткань, пипетка, спирт.

Ход работы: Капните из пипетки спирт на фильтровальную ткань. Наблюдайте, что происходит с образовавшимся пятном. Ответьте на вопросы:

Куда исчез спирт?

Мгновенно ли он исчез?

Видели ли вы, как он исчез?

Где сейчас спирт?

Вывод: Какую гипотезу о строении вещества можно выдвинуть для объяснения такого постепенного исчезновения?



© 2010-2022