- Преподавателю
- Физика
- Планирование по физике по учебнику С. Я. . Тихомирова, Б. М. Яворский Физика 10
Планирование по физике по учебнику С. Я. . Тихомирова, Б. М. Яворский Физика 10
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козлова В.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тихомирова С.А. «Физика - 10». Базовый уровень. 68ч (2ч в неделю)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Химки
-
ПРИНЯТО
Школьным методическим
объединением учителей
Протокол № __ от ______2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 20 г. Химки
_________________ А.С.Сорокин
«___» ___________ 2015 г.
Рабочая программа
по физике
в 10 А и Б классах
на 2015 - 2016 учебные годы
Составитель:
В.В. Козлова
учитель математики
высшей квалификационной категории
г. Химки
АВТОРЫ ПРОГРАММЫ:
Примерная программа среднего (полного) образования по физике (базовый уровень), рекомендованная Министерством образования и науки России от 07.07.2005 № 03-1263.
Составители: С.А.Тихомирова, Б.М.Яворский.
БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК:
Тихомирова С.А. Физика. 10кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений (базовый уровень) / С.А.Тихомирова, Б.М.Яворский. - М.: Мнемозина, 2008.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-
Касьянов В.А. Физика. 10кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.
-
Марон А.Е. Контрольные работы по физике: 10-11 кл.: Кн. для учителя /А.Е.Марон, Е.А.Марон. - М.: Просвещение, 2003.
-
Пёрышкин А.В., Родина Н.А. Физика: Учеб. для 6-7 кл. средней школы. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
-
Пёрышкин А.В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник. - 8-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2004.
-
Справочник школьника. Решение задач по физике /Сост. И.Г.Власов, при участии А.А.Витебской. - М.: Философич. об-во «Слово», компания «Ключ-С», АСТ, Центр гуманитар. наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996.
Саенко П.Г. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1992. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского и примерной программы среднего (полного) образования по физике базовый уровень Х - ХI классы, разработанной в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа рассчитана
11 класс - 67 ч. в год (2 часа в неделю.)
Изменения, внесенные в программу и их обоснование:
По базисному учебному плану на предмет физика в 11 классе отводится 68 часов. В рабочей программе запланировано 67 часов, так как уроки выпадают в праздничные дни. За счет резервного времени авторской программы С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского часы и темы будут реализованы.
Программой предусмотрено проведение:
-
контрольных и проверочных работ - 4;
-
лабораторных работ - 7.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Список литературы (основной и дополнительной)
-
С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского. Физика 10- 11, М.: Просвещение, 2009 г.
-
Тихомирова С.А. Программа и планирование. Физика-10-11. - М.: Мнемозина, 2008.
-
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 - 11 класс. - М.: Дрофа, 2010 г.
-
ЕГЭ 2011. Физика. Репетитор/ В.А. Грибов, Н.К. Ханнанов. - М.: Эксмо, 2009 г.
-
ЕГЭ. Физика. Типовые тестовые задания /Н.А. Панов, С.А. Шабунин, Ф.Ф. Тихонин. - М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Поурочное планирование по физике С.А.Тихомирова, Б.М. Яворский 2008г
-
Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. (Оптика, квантовая физика, ядерная физика)
-
Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов. (Молекулярная физика)
-
Дидактические материалы. Физика 10 класс. А. Е. Марон. «Дрофа», Москва 2004г
-
Контрольные работы по физике 10 - 11 классы: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. - 2-е изд. М.: Просвещение, 2009 г.
-
Поурочное планирование по физике к Единому Государственному Экзамену/ Н.И. Одинцова, Л.А. Прояненкова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.
-
Цифровые образовательные ресурсы:
-
№п/п
Наименование
Издательство
Виртуальная физическая лаборатория
1
Лабораторный практикум по физике 8 кл
Лиен
2
Лабораторные работы по физике 11 кл
Дрофа
Библиотека наглядных пособий
1
1 с: школа. Физика, 7- 11 кл
Дрофа
2
Интерактивный курс физики для 7- 11 кл
Физикон
3
Живая физика
Институт новых технологий
4
Физика 7-11 кл
Кирилл и Мефодий
5
Интерактивная энциклопедия «от плуга до лазера 2.0»
Компания «новый диск»
6
Открытая физика 1.1
Физикон
7
«Астрономия» 9-11 кл
Физикон
8
Презентации уроков по физике
(собственные)
9
Коллекция кроссвордов в среде Excel
(собственные)
10
Коллекция тестов в среде Mi Test
(собственные)
Цель программы направлена на :
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала - такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Содержание
1. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (40 часов)
Магнитное поле (4 часа)
Магнитное поле тока.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электроаппаратурой;
Электромагнитная индукция (6 часов)
Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.
Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни:
при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;
для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Механические и электромагнитные колебания (11 часов)
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона; бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Механические и электромагнитные волны (6 часов)
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.
Проведение опытов по исследованию электромагнитных волн;
Оптика (13 часов)
Фронтальные лабораторные работы:
-
Изучение явления электромагнитной индукции
-
Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника
-
Определение показателя преломления стекла
-
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров
-
Наблюдение интерференции и дифракции света
-
Определение длины световой волны
2.ФИЗИКА ХХ ВЕКА (28часов)
Элементы специальной теории относительности (сто) (2 часа)
Фотоны (4 часа)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе.
Атом (4 часа)
Законы динамики. Всемирное тяготение.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление законов классической механики.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Атомное ядро и элементарные частицы (9 часов)
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Проведение исследований процессов радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.
Строение вселенной (9 часов)
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Фронтальные лабораторные работы:
-
Изучение треков заряженных частиц
ТРЕБОВАНИЯ КУРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:
B результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле; волна, фотон;
-
смысл физических величин: элементарный электрический заряд;
-
смысл физического закона сохранения электрического заряда, сохранения энергии, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
-
описывать и объяснять физические явления электромагнитную индукцию
-
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
-
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики в энергетике;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
-
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов;
-
-
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и охраны окружающей среды.
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: волновые свойства света;
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, атомное ядро, ионизирующие излучения,;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
смысл понятий: планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
-
смысл физических законов классической механики; всемирного тяготения;
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли;
№
Наименование разделов и тем.
Количество часов
всего
Теоретические занятия
Лабораторные, практические занятия
Контрольные занятия
1
Магнитное поле.
4
3
1
2
Электромагнитная индукция.
6
4
1
1
3
Механические и электромагнитные колебания .
11
9
1
1
4
Механические и электромагнитные волны.
6
5
1
5
Оптика.
13
8
4
1
6
Элементы специальной теории относительности.
2
2
7
Фотоны.
4
3
1
8
Атом.
4
4
9
Атомное ядро и элементарные частицы
9
7
1
1
10
Строение вселенной.
7
7
Всего часов:
68
52
7
7
Промежуточный и итоговый контроль
№
Раздел
Вид работы
Примерная дата проведения
Коррекция
даты
проведения
1
Магнитное поле.
Проверочная работа.
12.09
Контрольная № 1
03.10
2
Механические и электромагнитные колебания.
Проверочная работа.
20.11
Контрольная № 2
11.12
3
Оптика.
Контрольная № 3
06.02
4
СТО. Фотоны.
Проверочная работа.
27.02
5
Атом.
Контрольная № 4
23.04
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
№
Тема
Кол-во часов
Период изучения
Кол - во К/р
Кол - во Л/р
ВЕДЕНИЕ
1
1-ая четверть
-
-
1.
Методы научного познания
1
1-ая четверть
-
-
МЕХАНИКА
25
1, 2-ая четверть
2
1
1.
Кинематика
7
1-ая четверть
-
-
2.
Динамика
8
1-ая четверть
1
1
3.
Статика
3
2-ая четверть
-
-
4.
Законы сохранения в механике
7
2-ая четверть
1
-
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА
20
2, 3-ая четверть
1
2
1.
Молекулярно - кинетическая теория
2
2-ая четверть
-
-
2.
Свойства газов
4
2-ая четверть
-
1
3.
Основы термодинамики
8
3-ая четверть
1
-
4.
Свойства твёрдых тел
2
3-ая четверть
-
-
5.
Свойства жидкостей
4
3-ая четверть
-
1
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
20
3, 4-ая четверть
2
2
1.
Электростатика
7
3, 4-ая четверть
1
-
2.
Законы постоянного электрического тока
8
4-ая четверть
1
2
3.
Электрический ток в различных средах
5
4-ая четверть
-
-
ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10-го КЛАССА
№
урока
Дата
Тема
Кол-во
часов
Д/з
ВВЕДЕНИЕ
1
Методы научного познания
1
задание в тетради
МЕХАНИКА
26
§1-30
Кинематика
7
§1-11
Механическое движение. Траектория, путь, перемещение.
1
§1-2
Скорость при прямолинейном равномерном движении
1
§3
Сложение скоростей
1
§4
Скорость при неравномерном движении. Ускорение. Перемещение при прямолинейном равнопеременном движении.
1
§5-7
Решение задач: «Кинематика»
1
§1-7
Свободное падение тел. Движение тел, брошенных под углом к горизонту.
1
§8-9
Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
1
§10-11
Динамика
8
§12-19
Первый закон Ньютона. Сила.
1
§12-13
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
1
§14-15
Л/р №2
Лабораторная работа №1: «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»
1
§15
Закон всемирного тяготения. Вес. Невесомость. Перегрузка. Первая космическая скорость.
1
§16-18
Сила трения
1
§19
Решение задач: «Динамика»
1
§12-19
Подготовка к контрольной работе: «Динамика»
1
К/р
Контрольная работа №1: «Динамика»
1
§20
Статика
3
§20-22
Условия равновесия тел
1
§20
Центр тяжести. Виды равновесия. Устойчивость тел.
1
§21-22
Решение задач: «Статика»
1
§20-22
Законы сохранения в механике
7
§23-30
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
1
§23-25
Механическая работа. Мощность.
1
§26
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
1
§27-28
Работа силы тяжести. Работа силы упругости.
1
§28-29
Закон сохранения механической энергии
1
§30
Подготовка к контрольной работе: «Законы сохранения в механике»
1
К/р
Контрольная работа №2: «Законы сохранения в механике»
1
§31
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА
20
§31-56
Молекулярно - кинетическая теория
2
§31-33
Основные положения молекулярно - кинетической теории
1
§31
Молекулы. Движение и взаимодействие молекул.
1
§32-33
Свойства газов
4
§34-39
Модель газа. Скорости молекул газа.
1
§34-35
Основное уравнение молекулярно - кинетической теории. Уравнение Менделеева - Клапейрона.
1
§38-39
Изотермический процесс. Изохорный и изобарный процесс.
1
§36-37
Л/р №3
Лабораторная работа №2: «Опытная проверка закона Гей-Люссака»
1
§38
Основы термодинамики
8
§40-46
Исходные понятия термодинамики
1
§40
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии газа.
1
§41
Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к разным процессам.
1
§42-43
Понятие о втором и третьем законах термодинамики
1
§44
Тепловые двигатели. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
1
§45-46
Решение задач: «Молекулярная физика»
1
§40-46
Подготовка к контрольной работе: «Молекулярная физика»
1
К/р
Контрольная работа №3: «Молекулярная физика»
1
§47-49
Свойства твёрдых тел
2
§47-50
Кристаллические и аморфные тела. Структура монокристаллов. Аморфные тела.
1
§47-49
Плавление, кристаллизация и сублимация твёрдых тел
1
§50
Свойства жидкостей
4
§51-56
Структура и свойства жидкости
1
§51
Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание. Капиллярные явления.
1
§52-53
Взаимные превращения жидкостей и газов. Кипение жидкости. Влажность воздуха.
1
§54-56
Л/р №4
Лабораторная работа №3: «Измерение относительной влажности воздуха»
1
§57
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
20
§57-78
Электростатика
7
§57-64
Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
1
§57-58
Близкодействие и дальнодействие. Напряжённость электрического поля. Графическое изображение электрических полей.
1
§59-60
Работа сил электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле.
1
§61-63
Электроёмкость. Энергия заряженного конденсатора.
1
§64
Подготовка к контрольной работе: «Электростатика»
1
К/р
Контрольная работа №4: «Электростатика»
1
§65
Законы постоянного электрического тока
8
§65-69
Условия, необходимые для существования электрического тока. Электродвижущая сила.
1
§65-66
Закон Ома
1
§67
Л/р №5
Лабораторная работа №4: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивление источника тока»
1
§68
Соединение проводников
1
§68
Л/р №6
Лабораторная работа №5: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»
1
§69
Работа и мощность электрического тока
1
§69
Подготовка к контрольной работе: «Законы постоянного электрического тока»
1
К/р
Контрольная работа №5: «Законы постоянного электрического тока»
1
§70-71
Электрический ток в различных средах
5
§70-78
Элементы теории электропроводимости металлов. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.
1
§70-71
Термоэлектронная эмиссия. Электрический ток в вакууме. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка.
1
§72-73
Электропроводимость электролитов
1
§74
Электропроводимость газов. Виды самостоятельного разряда в газах.
1
§75-76
Полупроводники. Собственная проводимость полупроводников. Примесная проводимость полупроводников.
1
§77-78
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ
2
- 7 -