Урок по теме Архимедова сила

Предлагается разработка урока по теме "Архимедова сила". Цель урока: сформулировать понятие архимедовой силы, научить выводить формулу, выражающую зависимость этой силы от плотности жидкости (газа) и объёма тела на основе закона паскаля; продолжить формулирование умений находить равнодействующую двух сил, применять закон Паскаля для объяснения давления жидкости или газа на погруженное тело, применять формулу для расчёта давления внутри жидкости, сравнивать значения давления жидкостей и газов на ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

«Архимедова сила»

Ф.И.О.: Вакун Алина Николаевна

Место работы: МОУ Усть- Большерецкая СОШ №2

Должность: учитель

Предмет: физика

Класс: 7

Тема и номер урока в теме: Архимедова сила, № 49.

Базовый учебник: А. В. Перышкин, Физика 7кл., М. Дрофа, 2009.

Цель урока: сформулировать понятие архимедовой силы, научить выводить формулу, выражающую зависимость этой силы от плотности жидкости (газа) и объёма тела на основе закона паскаля; продолжить формулирование умений находить равнодействующую двух сил, применять закон Паскаля для объяснения давления жидкости или газа на погруженное тело, применять формулу для расчёта давления внутри жидкости, сравнивать значения давления жидкостей и газов на находящиеся в них тела;.

Задачи:

- обучающие: знакомство учащихся с понятием Архимедовой сила, усвоение ими закона Архимеда

- развивающие: показать роль физического эксперимента в физике, раскрыть причинноследственные связи в изучаемом материале.

- воспитательные: воспитание аккуратности, уважительного отношения к умственному труду, умения слушать и быть услышанным.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: усвоение нового материала, дискуссия.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя (в том числе с ЭОР)

Деятельность учащихся

Время

(мин)

1

Мотивация

ЭОР № 1 обноруживание выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.

Сообщение темы.

ЭОР. фрагмент презентации

«…..Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише , Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч».

(Учитель бросает в аквариум с водой мяч).

Дискуссия .

Почему мяч всплыл на поверхность? Подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды. Будем называть её выталкивающей.

Запись темы урока.

Попытки ответить на вопросы преподавателя .

3

2

Актуализация имеющихся знаний

ЭОР №2 выталкивающая сила.

Беседа.

Опустим в тот же аквариум цилиндр. Действует ли в этом случае выталкивающая сила? Подумайте, как с помощью приборов, которые находятся у вас на столах, проверить, действует ли выталкивающая сила на металлический цилиндр.

Обсуждение поставленных преподавателем вопросов.

Выполнение эксперимента.( Чтобы проверить, действует ли выталкивающая сила на металлический цилиндр, надо подвесить тело к пружине динамометра, заметить его показания, а затем опустить тело в воду, повторить измерение и сравнить оба показания динамометра.)

7

Дискуссия.

Какой вывод можно сделать из этих наблюдений? Как направлена сила? Значит, на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила, и на те, которые плавают, и на те которые тонут.

ЭОР просмотр видео- ролика.

.

Обсуждение поставленных преподавателем вопросов.

На любые тела, погруженные в воду, действует выталкивающая сила.

Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх.

10

3

Введение нового материала

ЭОР № 3

Определение выталкивающей силы(Силы Архимеда)

ЭОР на видео задача. В сосуд с водой погружен куб, длина ребра которого, 10см. уровень воды над верхней гранью куба 10см. Определите силу, с которой вода давит на верхнюю и нижнюю грани куба. Изобразите направление силы графически.

Что можно сказать о действии жидкости на брусок? Что можно сказать о давлении внутри жидкости на одной и той же глубине?

Сделаем вывод:

силы, с которыми вода действует на боковые поверхности бруска, равны, они направлены навстречу друг другу и сжимают брусок.

Теперь сравним значения давления на уровнях верхней и нижней грани бруска.

Почему на уровне нижней грани бруска вода оказывает большее давление, чем на верхней?

Напишем формулу, по которой производится расчёт давления жидкости на уровне верхней и нижней поверхности.

ЭОР просмотр видео- ролика.

Вывод формулы.

Дискуссия.

Как направлены силы? Как направлена равнодействующая этих сил? Чему равна равнодействующая этих сил?

Решают поставленные учителем задачи.

Делают записи в тетради.

Обсуждение поставленных преподавателем вопросов.


15

4

Закрепление материала

ЭОР № 4

Постановка проблемной задачи

Работа по тестам.

ЭОР.

по кадрам презентации.

В Вологодской области есть, на первый взгляд, странное озеро. С незапамятных времён люди считали, что на дне его живёт колдун, и боялись нарушать границы его владений. Однажды попытался крестьянин искать свою лошадь в озере, а она не успела войти в него, как потеряла равновесие и упала, но не утонула, а всплыла. Да и другие предметы, брошенные в воду, не тонули, а поддерживались непонятной силой. Как объяснить такое явление? Такие водоёмы встречаются и в других странах. Самый большой из них- Мертвое море. О нём сложились мрачные легенды. Но человек, вооруженный наукой, не боится капризов природы. Уже в 1902году по морю ходили небольшие пароходы, а на его берегах высились горы белоснежной соли. То, что раньше возбуждало страх, стало кладовой богатств для человека.

Решают поставленные учителем задачи.

Делают записи в тетради.

7

5

Рефлексия.

Итог урока

Подведение итогов урока.

Как мы строим физические теории.

Домашнее задание - § 48,49, упражнение 32

Обсуждение работы, проделанной на уроке, запись домашнего задания в дневниках и тетрадях.

3

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название ресурса



Тип, вид ресурса


Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЭОР № 1

Обноруживание выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.

И

Видеофрагмент

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5258-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_16.swf

2

ЭОР № 2

выталкивающая сила.

И

Видеофрагмент

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5258-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_16.swf

3

ЭОР № 3

Определение выталкивающей силы(Силы Архимеда)

П

Видеофрагмент

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5258-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_16.swf

4

ЭОР № 4

Постановка проблемной задачи

И, К

Видеофрагмент

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5258-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_16.swf

Вакун Алина Николаевна
МОУ Усть- Большерецкая СОШ №2



© 2010-2022