- Преподавателю
- Физика
- Опыт работы Денисовой Ирины Николаевны
Опыт работы Денисовой Ирины Николаевны
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Денисова И.Н. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Щетиновская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Автор опыта:
Денисова Ирина Николаевна,
учитель физики
МОУ «Щетиновская СОШ»
2015
Содержание:
Раздел I.Информация об опыте…………………………………………………2
Раздел II.Технология опыта……………………………………………………..5
Раздел III.Результативность опыта……………………………………………...8
Библиографический список…………………………………………………….12
Приложение к опыту……………………………………………………………14
Тема опыта: Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время как средство формирования познавательной активности
«… Проектное обучение поощряет и усиливает
истинное учение со стороны учеников,
расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения,
творчества и конкретного участия …»
В. Гузеев
Раздел I.
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Более 147 лет составляет «Педагогический стаж» Щетиновской средней школы. Школа ориентированна на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей, путем создания в ней адаптивной педагогической системы и благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребенка.
Индивидуальные познавательные и творческие потребности учащихся реализуются через систему дополнительного образования: факультативы, кружки, секции, научные общества учащихся. Месторасположение школы позволяет ей активно сотрудничать с Щетиновским ДСК, Бессоновской музыкальной школой и физкультурно-оздоровительный комплексом.
В школе обучается 140 учеников, состав школьников неоднороден: с одной стороны - это дети с высоким уровнем развития, обладающие интеллектуальными, творческими способностями, с другой - с задержкой психического развития и ослабленным развитием. Исследования социального окружения показывают, что по социальному составу, культурному уровню и образовательным потребностям население села разнообразно.
Изучив потребности и возможности обучающихся автора опыта заинтересовала проблема развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках физики.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению творческой самореализации семиклассников в учебно-познавательной деятельности автора Л.А.Коростылёва «Методика определения уровня самореализации личности». По результатам диагностики в группе оказалось только 7 % учащихся с высоким уровнем творческой самореализации, 49% учащихся группы находились на среднем уровне, 40% - на низком уровне.
В ходе анализа результатов изучения исходного уровня творческой самореализации определилась необходимость в развитии познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках физики.
Актуальность опыта.
Проблема творческой самореализации личности учащихся в обучении физики в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование самосозидающей личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся.
Как показывает анализ литературы и практический опыт преподавания, одним из возможных способов решения задачи насыщения образовательной среды условиями, способствующими творческой самореализации учащихся, является такая организация работы учителя, в основе которой лежит формирование их индивидуальных образовательных траекторий. Эта проблема стала особенно актуальной в рамках подготовки к профилизации старшей школы. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает создание условий «для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ». Традиционная система организации учебно-воспитательного процесса находится в противоречии с законами и закономерностями психофизиологической деятельности человека. Ученики и учителя испытывают постоянную перегрузку. Назрела необходимость готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании.
Задача педагога состоит в создании развивающей среды, в которой задаются формы и условия для развития исследовательских компетенций, способствующие формированию у учащегося внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме, как научного, так и с жизненного плана, с исследовательской и творческой позиции.
Поскольку физика как учебный предмет является для учащихся ценностью потенциальной, то возможно именно здесь скрыт секрет невысокого интереса к физике, ведь большинство старшеклассников хочет приобрести гуманитарную, юридическую или экономическую специальность.
Таким образом, определяется противоречие между потребностями учащихся в их творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности и отсутствием в традиционной школе индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся при изучении физики посредством проектно-исследовательской деятельности.
Длительность работы над опытом
Работа по разрешению противоречия между потребностями учащихся в их творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности и отсутствием в традиционной школе индивидуальных образовательных траекторий обучающихся была разделена на несколько этапов.
Первый этап - начальный (констатирующий) - сентябрь 2011 - декабрь 2011 года. Начальный период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня творческой самореализации и познавательного интереса учащегося.
Второй этап - основной (формирующий) - январь 2012 - март 2013 года, предполагающий использование проектно-исследовательской деятельности в процессе преподавании физики в 7-11 классах.
Третий этап - заключительный (контрольный) - апрель 2013 - май 2014 года. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой «урок - внеклассная работа».
Теоретическая база опыта
В основе педагогического опыта лежат идеи Н.Ф. Виноградова, М.Н. Скаткина, В.Г. Горецкого, Матюха Л.В., А. Шацкого, М.Г. Качурина, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский.
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Проблема развития познавательной и творческой активности не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательной и творческой активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя.
По мнению педагогов, познавательный интерес, как и творческая активность - сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса и творческой активности, а, следовательно, условия, влияющие на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние.
Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.
А. Шацкий утверждал, что учебно-исследовательская деятельность учащихся - это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.
М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников». Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве - первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свой познавательный интерес и творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в комбинации технологий: технологии проектного обучения, технологии проблемного обучения, в создании системы методов и приемов, нацеленных на развитие познавательного интереса к изучению физики и творческих способностей учащихся.
Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы.
Также новизна моего опыта выражается в составлении мной системы уроков по темам, которая входит в разрабатываемый мной сайт учителя физики.
Раздел II.Технология опыта
Цель опыта : создание функционально-динамической модели по формированию ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках физики через проектно-исследовательскую деятельность.
Для достижения намеченной цели необходимо решить ряд следующих задач:
-
Провести диагностику с целью определения уровня развития ключевых образовательных компетенций учащихся.
-
Разработать алгоритм действий по формированию ключевых образовательных компетенций учащихся и определить минимальные сроки получения первых значимых результатов применения новой технологии.
-
Построить макроструктуру учебного занятия, позволяющего формировать и совершенствовать ключевые образовательные компетенции учащихся.
-
Скорректировать микроструктуру учебного занятия: содержание учебного материала, методы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, с помощью которых осуществляются образовательные задачи, и достигается реальный результат на каждом этапе урока.
-
Провести контрольную диагностику уровней сформированности ключевых образовательных компетенций по окончании внедрения новой технологии.
-
Организовать рефлексию собственной деятельности по внедрению новой технологии в практику.
Рассмотрим более подробно, как решать поставленные задачи на уроках физики через проектно-исследовательскую деятельность.
I этап построения функционально-динамической модели предполагает выявление начального уровня развития ключевых образовательных компетенций учащихся с целью определения дальнейших путей их развития и совершенствования, а также формирования новых компетенций учащихся.
Диагностика проводится по двум направлениям:
-
Для получения общей картины развития образовательных компетенций учащихся необходимо провести входную диагностику образовательных компетенций учащихся, используя специальные методики оценивания и базу основных критериев (см. Приложение 1).
-
С целью выявления уровня готовности учащихся к проектно-исследовательской деятельности необходимо провести исследование их интеллектуальной сферы с использованием школьного теста умственного развития (ШТУР)1. (см.Приложение 2).
По завершении проведения входной диагностики необходимо провести обстоятельный анализ полученных результатов и сделать соответствующие выводы об уровне развития тех или иных компетенций учащихся и их готовности к проектно-исследовательской деятельности.
Таким образом, мы переходим ко II этапу технологической части опыта -необходимостью определиться с последовательностью и сроками каждого отдельного вида деятельности педагога при подготовке к уроку и его проведении. В частности:
-
формирование перечней ключевых образовательных компетенций;
-
подбор учебного материала;
-
выбор формы организации учебного занятия;
-
проведение промежуточной диагностики сформированности компетенций учащихся;
-
организация рефлексии собственной деятельности на уроке;
III этап - этап построения макроструктуры учебного занятия. Как отмечают Т.М. Давыденко и Е.В. Тонков, в основе выделения этапов учебного занятия лежит структура процесса усвоения учащимися знаний.2
Структура процесса усвоения
Восприятие предполагает сосредоточенность внимания учащихся на познавательном объекте; осмысление - понимание учащимися изучаемого содержания учебного материала; запоминание - сохранение знаний в памяти учащихся; применение - овладение умениями применять знания на практике; обобщение и систематизация - сведение изученного в единую систему.
Учебное занятие как организационная форма обучения реализует образовательные задачи. Реализация их достигается решением конкретных задач. В результате этого учебное занятие разбивается на отдельные его составляющие - этапы, т.е. каждая отдельная дидактическая задача определяет конкретный этап учебного занятия и в нем реализуется. Этапы учебного занятия объединяют в единое целое его образовательные цели3.
Выделяют возможный максимальный набор этапов учебного занятия, образующих его макроструктуру:
-
организационный этап,
-
этап проверки домашнего задания,
-
этап актуализации субъектного опыта учащихся,
-
этап изучения новых знаний и способов деятельности,
-
этап первичной проверки понимания изученного,
-
этап закрепления изученного,
-
этап применения изученного,
-
этап обобщения и систематизации,
-
этап контроля и самоконтроля,
-
этап коррекции,
-
этап информации о домашнем задании,
-
этап подведения итогов учебного занятия,
-
этап рефлексии.4
(см.Приложение 3).
IV этап - корректирование микроструктуры учебного занятия
Развивать ключевые образовательные компетенции учащихся на уроках физики можно различными методиками. Однако наиболее перспективным видится метод проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Организовывать проектно-исследовательскую деятельность учащихся лучше всего используя групповые формы обучения. Как отмечают Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.: «При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. К групповым относят также парную работу учащихся»5.
Рассмотрим, каким образом проектно-исследовательская деятельность может способствовать формированию, развитию и совершенствованию отдельных ключевых образовательных компетенций учащихся (по классификации А.В. Хуторского)6. (см.Приложение 4).
1. Ценностно-смысловые компетенции. Можно привести такие формы организации учебного занятия, как:
-
Симпозиум - форма урока, при которой участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).
Пример: «Влияние электромагнитного излучения на психику человека», «К вопросу о плавании тел», «Перспективы развития теории элементарных частиц» и т.д.
-
«Вопросы Сократа». Под руководством учителя школьники учатся сами отыскивать ответы на проблемные вопросы.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. (см.Приложение 8).
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В данном случае уместно применение созидающих и исследовательских методов обучения:
Созидающие методы обучения:
-
Исследовательская практическая работа. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебное исследование, а затем докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретическое положение изучаемой темы.
Пример: Выяснить от каких физических величин зависит выталкивающая сила. Исследовать зависимость сопротивления тела от температуры. Охарактеризовать изображение получаемой при помощи линзы (рассеивающей, собирающей).
-
Описание ситуации, инцидента, эксперимента.
-
Поисковая лабораторная работа.
Исследовательские методы обучения:
-
«Деловая корзина».
-
«Думай и слушай».
-
Лабиринт действий.
-
Обсуждение вполголоса
-
Самостоятельная исследовательская работа учащихся. Самый распространенный вид данной работы - работа с книгой или дополнительным материалом (аннотирование, конспектирование, план, реферат, рецензия, тезисы и т.д.)(Приложение)
4. Информационные компетенции. Здесь уместно использовать метод проектов. Ученикам предлагается создать проекты, работа над которыми предполагает достаточно длительное время (в течение учебной четверти). После этого необходимо правильно оформить письменный отчет и защитить свой проект на семинарском занятии. Очень высокий эффект такого вида деятельности достигается при использовании ресурсов сети Интернет. (Приложение)
Проект начинается с планирования. После отбора материала по тем вопросам, которые поставили сами школьники, необходимо ознакомить их с планом написания проекта. Для этого необходимо выбрать тему проекта, сформулировать цель проекта, определить задачи проекта:
-
Актуальность выбранной темы.
-
Теоретическое обоснование.
-
Историческая справка.
-
Основные этапы проекта.
-
Заключение.
-
Используемая литература.
Результаты своей работы ученик должен представить в форме «портфолио»7..
Заключительным этапом в проектно-исследовательской работе является выступление на школьной научно-практической конференции, уроке-семинаре.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
В данном случае уместно использование дискуссионных методов обучения:
-
Дискуссия - обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между двумя или более лицами.
Пример: Роль исследований ученых-физиков в приближении Конца Света. Как взвесить Землю? Что нужно сделать, чтобы стала возможной жизнь на Марсе?
-
«Группа шума».
-
Мозговая атака.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Данную группу компетенций можно развивать практически всеми вышеуказанными формами и методами.
V этап -организация рефлексии собственной деятельности по внедрению новой технологии в практику.
раздел III. Результативность опыта
Динамику развития творческой активности можно проследить по следующим критериям:
-
Стабильные или повышенные проценты качества и успеваемости. (Приложение 5)
2. Участие учащихся во внеклассных мероприятиях с демонстрацией результатов собственного творчества. Большинство учащихся, индивидуально или в составе творческой группы умеют оформлять творческую работу (кроссворды, викторины, сайт-проект, реферат, альбом и пр.). (Приложение 6)
3.Участие учащихся во Всероссийских, муниципальных, районных олимпиадах и конкурсах.
Не один год мои ученики являются победителями и призерами Всероссийских, муниципальных олимпиад и конкурсов по физике и математике (Приложение7). Пример и успехи одних стимулируют активность других, изменяются коммуникативные отношения, творчество сплотило учеников и учителей, способствует росту творческой активности не только во время уроков, но и во внеурочное время. Результаты свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческой активности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны учащихся), но и от стимулирования этой мотивации извне (со стороны учителя).
Вывод
Результаты работы над методической темой показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Я обратила внимание на то, что, работая над развитием творческой активности детей, появляется устойчивый интерес к творчеству, который способствует пониманию предмета физики и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, имеются положительные результаты влияния такой работы на других учащихся. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. Постепенно увеличился объём работы на уроке, повысилось внимание и работоспособность детей. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников. Опыт работы могут использовать учителя физики и математики, работающие в основной и старшей школе на базовом и профильном уровне преподавания физики.
Перечень литературы:
-
ru.wikipedia.org
-
uotula.ru/cgi-bin/index.cgi?id=435
-
thl.narod.ru
-
vashabnp.info/_ld/1/119_cwP.doc
-
Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997
-
Атутов П.И. Связь обучения с жизнью, с практикой, с производством. - М., 1962.
-
Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.
-
Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: «Знание», 1983. - 96 с.
-
Верцинская Я. Я. Индивидуальность личности. - Минск, 1990.
-
Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. - М., 1989.
-
Вопросы психологии способностей школьников /Под рук. В.А.Крутецкого. - М., 1964.
-
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981.
-
Цвырко О.Л., Цвырко Н.И. Компьютеры на уроках математики. - материалы Обл. научн. конф. "Применение компьютеров в системе образования". г.Тюмень, 1994.
-
Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика. - 1994. - № 5.
-
Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. -1989. - №6.
-
Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: "внешние" и "внутренние" формы // Директор школы. -1995. - №3.
-
Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.
1 Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 1999 - С. 323
2 Давыденко Т.М., Тонков Е.В. Проектирование учебного занятия: Учебное пособие. - Белгород: Изд.-во БелГУ, 2002. - С. 16.
3 Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия» - 2002.
4 Давыденко Т.М., Тонков Е.В. Проектирование учебного занятия: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - С. 16-17.
5 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия» - 2003. - С. 257 - 258.
6 Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов// Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 4 февраля. eidos.ru/journal/2003/0402.htm.
7 Портфолио проектной деятельности учащихся// Образовательная медиа-сеть Северо-Западного округа. Дополнительное образование. Методика. medianet.yartel.ru/medianet/do/metod/pril_7.doc