Разработка урока на тему

Модель урока  Автор: учитель физикиГлимьянова Айгуль Шарафутдиновна. МБОУ «Школа-интернат среднего(полного)общего образования имени Героя Советского Союза Ш.Сулейманова с. Новый Каинлык» Краснокамского района. Координаты: 452946, РБ, Краснокамский район, с. Новый Каинлык,  ул. Школьная, 30. Телефон: 83475975173. Краткая аннотация урокаКласс: 8 Тема. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха Тип урока: урок изучения новой темы. Методы: ·        рассказ-беседа; ·        работа с  ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель урока

Автор: учитель физики Глимьянова Айгуль Шарафутдиновна.

МБОУ «Школа-интернат среднего(полного)общего образования имени Героя Советского Союза Ш.Сулейманова с. Новый Каинлык» Краснокамского района.

Координаты: 452946, РБ, Краснокамский район, с. Новый Каинлык,

ул. Школьная, 30. Телефон: 83475975173.

Краткая аннотация урока
Класс: 8
Тема. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

Тип урока: урок изучения новой темы.

Методы:

  • рассказ-беседа;

  • работа с моделями flash -презентации "Испарение и конденсация. Насыщенный пар", «Влажность воздуха», просмотр видеоролика.

  • демонстрация прибора;

  • практические упражнения.

Оборудование:

  • Компьютер и мультимедийный проектор;

  • Психрометрическая таблица;

  • Изображения гигрометров и прибор психрометр.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.).

  2. Актуализация знаний: работа с видеороликом «Испарение и конденсация. Насыщенный пар»(8 мин.).

  3. Изучение нового материала: работа с видеороликом «Влажность» (20 мин.).

  4. Рефлексия (8 мин.).

  5. Подведение итогов урока (5 мин.).

  6. Задание на дом (2 мин.).

Цель: объяснить понятие влажности воздуха, показать практическое применение и важность данной физической величины, ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение и конденсация. Насыщенный пар".

  2. Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.

  3. Продемонстрировать способ измерения влажности воздуха при рассмотрении прибора для ее измерения - психрометра.

Развивающие: выделять главное, обобщать, сравнивать, развивать экспериментальные навыки в ходе работы с моделями,

развивать умения применять знания при решении задач разной уровни сложности.

Воспитательные:

Воспитание устойчивого интереса на занятиях ЗОЖ , важности понятия влажности воздуха в жизнедеятельности живых организмов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Изменение агрегатных состояний вещества».

Сначала проведем маленький устный опрос по теме «Испарение и конденсация. Насыщенный пар» с использованием flash -презентации. Потом попробуем ответить на вопрос, что нужно понимать под влажностью воздуха и какое значение она имеет в жизнедеятельности человека, а также какими способами и какими приборами можно измерить влажность воздуха. Затем проверим приобретенные знания при решении задач.(слайд2)

2. Поверка домашнего задания.

Работа с flash -презентацией «Испарение и конденсация. Насыщенный пар» (слайд3)

Учитель: Что называется парообразованием?

Ученик: Явление превращения жидкости в пар, называется парообразованием.

Учитель: Что называется испарением?

Ученик: Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением?

Учитель: От чего зависит испарение и при какой температуре происходит процесс испарения?

Ученик: Испарение зависит от: а) рода жидкости, б) температуры, в) площади поверхности жидкости, г) наличия ветра. Испарение может происходить при любой температуре.

Учитель: Что такое конденсация и что вы можете сказать про энергетические процессы при конденсации?

Ученик: Явление превращения пара в жидкость, называется конденсацией. Данное явление происходит с выделением энергии.

Учитель: Что такое динамическое равновесие?

Ученик: Когда число молекул, вылетающих из жидкости равно числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость, то наступает динамическое равновесие.

Учитель: Какой пар называется насыщенным, а какой не насыщенным?

Ученик: Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным, а пар, не находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью, называется ненасыщенным.

Учитель: Что такое кипение?

Ученик: Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре, называется кипением.

Учитель: Что происходит с температурой кипения жидкости в процессе кипения и от чего она зависит?

Ученик: Во время кипения температура жидкости не меняется. Температура кипения зависит от рода жидкости и давления.

Учитель: Что такое удельная теплота парообразования и конденсации?

Ученик: Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры, называется удельной теплотой парообразования и конденсации.

Итак, я думаю, что каждый из вас сегодня готов к уроку.

  1. Изучение нового материала.

Работа с flash -презентацией «Влажность воздуха»(слайд 3).

Учитель. Окружающая нас атмосфера из-за постоянного испарения воды с поверхности водоемов и суши всегда содержит в себе водяные пары. Количество пара, содержащегося в атмосфере , играет очень важную роль для жизни на Земле, в том числе и для самочувствия человека. Если в воздухе содержится мало водяных паров, то это создает чувство сухости во рту, одежда "электризуется" и липнет к телу. Оказывается оптимальная для человека влажность лежит в пределах 40-60%. Наша задача, выяснить, что же понимают под влажностью воздуха, как ее можно определить и выяснить, а оптимальные ли условия для работы, например в нашем классе, у вас дома.

Записываем тему урока «Влажность воздуха».

Водяной пар в воздухе, несмотря на огромные поверхности рек, озёр, океанов не является насыщенным, атмосфера открытый сосуд. Движение воздушных масс приводит к тому, что в одних местах в данный момент испарение воды преобладает над конденсацией, а в других наоборот.

С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар. Количество пара, содержащегося в атмосфере, играет очень важную роль для жизни на Земле, в том числе и на самочувствие человека. Также, для предсказания погоды, атмосферных явлений необходимо следить за влажностью воздуха. Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. Как вы понимаете, чем больше водяного пара будет содержаться в атмосфере при данной температуре, тем больше будет влажность воздуха, т.е. тем ближе пар будет к состоянию насыщения.

Как же определить влажность воздуха?

Для этого, во-первых, необходимо знать количество водяного пара в единице объема воздуха. Для этого вводится понятие абсолютная влажность воздуха, которая показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях (т.е. при данной температуре и атмосферном давлении).

Обозначается ρ- абсолютная влажность воздуха - плотность водяного пара [единица измерения - кг/м3].

При тех же условиях водяной пар может быть насыщенным. Существуют специальная таблица, в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара, которая обозначается ρ 0. Такая таблица находится в ваших сборниках задач по физике авторов Лукашик В.И., Иванова Е.В., страница 198, в сборниках задач по физике автора Рымкевич, страница 164.

Зная значения плотности насыщенного пара и пара, содержащегося в атмосфере, можно определить, насколько отличается при данных условиях водяной пар от насыщенного. Для этого вводится понятие относительной влажности воздуха, которая равна отношению абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженному в процентах.

Обозначается φ- относительная влажность воздуха. Посмотрите на определение и из определения попытайтесь записать формулу, для расчета относительной влажности воздуха.

φ =( ρ / ρ 0)*100% (слайд 5)

Учитель: Подумайте над таким вопросом, при каком значении влажности воздуха наступает динамическое равновесие?

Ученик: при 100% .

Учитель. А теперь поработаем с моделями (слайд 4 - flash -презентация «Влажность»)

Модель 2.23. «Определение относительной влажности воздуха».

Модель2.24 «Определение точки росы»

Просмотр видефильма «Конденсационный гигрометр»(слайд 6)

Учитель: Не меняя массу содержащегося в атмосфере водяного пара его можно сделать насыщенным, если изменять температуру, а именно понижать. Температура, при которой пар , содержащийся в атмосфере становится насыщенным, называется точкой росы. Откуда такое интересное название? Каждый из вас неоднократно наблюдал такие природные явления, как появление тумана или выпадение росы. Почему и как это происходит? По утрам, когда температура воздуха понижается, пар охлаждается и при некоторой температуре становится насыщенным. Дальнейшее понижение температуры окружающей среды приводит уже к конденсации этого пара в виде появления тумана и росы. Роса свидетельствует о том, что влажность была 100%. Относительную влажность можно измерять с помощью ряда приборов, специально созданных для этого. Это гигрометры и психрометры.

Учитель Рассмотрим принцип действия психрометра (демонстрация прибора) и (слайд7)

Психрометр имеет два термометра: "сухой" и "влажный". Они так называются потому, что конец одного из термометров находится в воздухе, а конец второго обвязан кусочком марли, погруженным в воду. Испарение воды с поверхности влажного термометра приводит к понижению его температуры. Второй же, сухой термометр, показывает обычную температуру воздуха. Измеренные психрометром значения температур можно перевести в значение относительной влажности воздуха по специальной таблице: слайд 8

  1. Рефлексия .

I.Практическая работа «Определение влажности воздуха» (слайд9).

Показание сухого термометра tсух, °С

Показание влажного термометра tвл, °С

Разность показаний термометров Dt, °C

Относительная влажность воздуха φ , %


Провести эксперимент, данные занести в таблицу (в тетрадь).

II.Вопросы (слайд 10)

  1. Что понимается под влажностью воздуха?

  2. Что называют абсолютной влажностью воздуха? Какая формула выражает смысл этого понятия? В каких единицах её выражают?

  3. Что называют относительной влажностью воздуха? Какие формулы выражают смысл этого понятия? В каких единицах её выражают?

  4. Относительная влажность воздуха 70%, что это значит?

  5. Что называют точкой росы?

  6. С помощью, каких приборов определяют влажность воздуха?

  7. Каковы субъективные ощущения влажности воздуха человеком?

  8. Относительная влажность воздуха в комнате равна 80% . температура равна 150С. Какова упругость водяного пара? ( 1,368 кПа)

  9. Относительная влажность воздуха в комнате 44%, а температура 200С. Какую температуру показывает влажный термометр психрометра? (70С)

(При выполнении последних заданий использовать справочный материал)

5.Подведение итогов урока .

Значение влажности воздуха для живых организмов (сообщение ученика).

При температуре 20-25 С наиболее благоприятным для жизни считается воздух с относительной влажностью от 40% до 60%. Когда окружающая среда имеет температуру более высокую, чем температура человека, то происходит усиленное потоотделение, что ведёт к охлаждению организма.

Однако такое потоотделение является значительной нагрузкой для человека.

Относительная влажность ниже 40% при нормальной температуре воздуха также вредна, так как приводит к усиленной потере влаги организмом, что ведёт к обезвоживанию . Особенно низкая влажность воздуха в помещениях в зимнее время, она составляет 10-20%/. При низкой влажности воздуха происходит быстрое испарение с поверхности и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, лёгких, что может привести к ухудшению самочувствия. Также при низкой влажности воздуха во внешней среде дольше сохраняются патогенные микроорганизмы, а на поверхности предметов скапливается больше статического заряда. Поэтому в зимнее время в жилых помещениях производят увлажнение с помощью пористых увлажнителей. Хорошими увлажнителями являются растения.

Если относительная влажность высокая, то мы говорим, что воздух влажный удушливый. Высокая влажность воздуха действует угнетающе, поскольку испарение происходит очень медленно. Концентрация паров воды в воздухе в этом случае высока, вследствие чего молекулы из воздуха возвращаются в жидкость почти также быстро, как и испаряются. Если пот стела испаряется медленно, то тело охлаждается слабо, и мы чувствуем себя не совсем комфортно. При относительной влажности 100% испарение вообще не может происходить - при таких условиях мокрая одежда, или влажная кожа никогда не высохнут.

Из курса биологии мы знаем о разнообразных приспособлениях растений в засушливых местностях. Но растения приспособлены и к высокой влажности воздуха. Так, родина Монстеры - влажный экваториальный лес. Монстера при относительной влажности, близкой к 100% , «плачет», она удаляет избытки влаги через отверстия в листьях - гидатоды.

В современных зданиях производится кондиционирование воздуха - создание и поддержание в закрытых помещениях воздушной среды, наиболее благоприятной для самочувствия людей. При этом автоматически регулируется температура, влажность, состав воздуха.

Исключительное значение для образования заморозка имеет влажность воздуха. Если влажность велика и воздух близок к насыщению, то при понижении температуры воздух может стать насыщенным и начнёт выпадать роса. Но при конденсации водяных паров выделяется энергия (удельная теплота парообразования при температуре, близкой к 00С, равна 2490Дж/кг). Поэтому воздух у поверхности почвы при образовании росы не будет охлаждаться ниже точки росы и вероятность наступления заморозков уменьшается. Вероятность заморозков зависит от , во-первых, от быстроты понижения температуры и, во-вторых, от влажности воздуха. Достаточно знать одно из этих данных, чтобы более или менее точно предсказать вероятность заморозка.

6.Задание на дом.(слайд 11)

Сейчас обсудим и запишем домашнее задание:

  1. Параграф 19, ответить на вопросы.

  2. Подготовить сообщения на одну из тем (по выбору)

1. Как образуется роса, иней, дождь и снег.

2. Круговорот воды в природе.

3. Литьё металлов.

III.Практическое задание: определить влажность воздуха дома (без психрометра) и подумать, может ли она быть различной.



© 2010-2022