• Преподавателю
  • Физика
  • Систематизация и обобщение знаний обучающихся при подготовке к итоговой аттестации

Систематизация и обобщение знаний обучающихся при подготовке к итоговой аттестации

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Систематизация и обобщение знаний обучающихся

при подготовке к итоговой аттестации.


В современных условиях объем необходимых для человека знаний быстро возрастает. Потоки информации заполняют окружающий нас мир, просачиваясь во все сферы жизнедеятельности человека. Современные школьники сталкиваются с большим количеством учебного материала, который им нужно освоить. Наблюдается непрерывное возрастание умственной деятельности учащихся, перегруженность их учебного дня. Как помочь ученикам справиться с таким обилием информации? Каким способом структурировать полученные ими знания? Один из ответов на поставленные вопросы - систематизация и обобщение знаний обучающихся.

Ещё одна проблема, которая встала перед учителями и учениками при подготовке к итоговой аттестации - это сокращение часов по физике. Для успешной сдачи экзаменов необходимо начинать подготовку, начиная с 7 класса, правильно организовывая повторение и обобщение изучаемого материала. Для того чтобы обобщающее повторение сыграло определенную положительную роль для подготовки к итоговому контролю, нужно не эпизодическое, а систематическое, целенаправленное его использование после изучения различных тем, разделов и всего курса в целом.

В этом году экзамен по физике в нашей школе из 29 выпускников сдавали 10 человек. Экзамен сдали все, т. е. все перешагнули порог, который в составил 36 баллов. Минимальный результат 44 балла, максимальный 90, средний балл составил 57.

Эти положительные результаты сдачи ЕГЭ, я считаю, достигаются благодаря тому, что на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности обучающихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений систематизации знаний. Другой фактор - целенаправленная работа по использованию всех видов заданий ЕГЭ как в обучающей, так и в контрольной функциях. При планировании учебной работы исхожу из комплекса требований к содержанию и уровню подготовки выпускников. Большую роль уделяю специальным урокам предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно использую для актуализации знаний учащихся по проверяемым, в рамках ЕГЭ, элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса. Нехватка учебного времени не позволяет повторить весь изученный материал. Моя задача состоит в том, чтобы привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания.

Широко использую новые информационно-коммуникационные технологии при преподавании информатики и внедряю их на уроки физики. Использую информационные технологии в случаях диагностического тестирования качества усвоения материала: тренировочного режима для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы; обучающего режима (по блоку тем составлены презентации к урокам, тесты, практические работы), когда усвоение новой темы производится посредством последовательного показа «кадров»; работы с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно повышает интерес к процессу обучения.

До 2008 года, одной из важнейших проблем, являлась низкая оснащённость кабинета информатики и физики, в свете современных требований к данным кабинетам. Благодаря победе в конкурсе нашей школы материальное оснащение кабинетов физики и информатики пополнилось. Сейчас в школе имеется компьютерный класс с 15-ю рабочими местами, подключенными к ЛВС и имеющими выход в Internet, принтер, мультимедийный проектор с экраном, интерактивная доска StarBoard, и недавно установленный программный комплекс нового поколения - электронная образовательная среда КМ-ШКОЛА, созданная компанией «Кирилл и Мефодий» по созданию мультимедийных уроков в данной среде программного комплекса. Поэтому, чтобы в полной мере использовать полученные средства обучения я регулярно посещаю семинары и курсы на которых пополняю свои знания по работе с ними.
В своей педагогической деятельности стараюсь использовать проведение интегрированных уроков. Во-первых, интегрирование является методологической основой современного преподавания, во-вторых, интеграция даёт возможность показать учащимся мир в целом, преодолев разобщённость научного знания по дисциплинам, и исключает дублирование. С помощью проведения интегрированных уроков стараюсь усилить межпредметные связи, расширить учащимся сферы получаемой информации. Наиболее тесную связь провожу в преподавании физики и математики, физики и химии (в разделах: «Электролиз», «Действие тока», «Строение атома» и др.), физики и информатики.

Ежегодно провожу тестирование и анкетирование учащихся, с целью определения их интереса к изучаемому материалу, теме, методике ведения урока, затруднениях при изучении (анкетирование бывает анонимным или по желанию). Вот некоторые вопросы из моих анкет: «Что нужно сделать для развития интереса к физике?», «Помогает ли Вам физика в жизни? В чём?», «Почему я затрудняюсь в решении задач по физике?»

Определения, основные положения теории, физические законы, а самое главное количественное описание этого всего, т.е. формулы обучающиеся должны не только понять, но и знать наизусть. Я это требую. Для повторения и обобщения изученного материала составляем таблицы по изучаемым темам, которыми ребята впоследствии пользуются как справочником. Пользуясь данными таблицами, ребята постоянно повторяют теоретический материал.

Для того чтобы систематизированным знаниям была придана определенная структура, полезно представить полученные результаты обобщения в виде классификационной схемы, сводной таблицы, определенных записей. В схемах и таблицах выделяются не только элементы схемы, но и отражаются элементы между ними. Схемы, таблицы выступают как модель структуры учебного материала и как средство лучшего отражения этой структуры в сознании ученика. Они помогают школьникам получить целостное представление об изученной порции учебного материала, что позволяет подготовиться на высоком уровне к итоговому контролю. Использование информации в сжатом виде позволяет осуществить переход знаний на качественно более высокий уровень, позволяющий рационально организовать тематическое повторение, облегчающий использование информации в процессе применения знаний.

На первых уроках демонстрирую готовые схемы и таблицы. После уяснения их основного назначения, существенных признаков их составления учащимся предлагают заполнить схемы или таблицы самостоятельного.

Методы работы с таблицами и схемами различны: провожу эвристическую беседу, выразив ее результаты в виде схемы; знакомлю учащихся со схемой, по которой они самостоятельно проводят обобщение на уроке или дома; предлагаю обучающимся самостоятельно обобщить материал и выразить результаты в виде схемы, таблицы.

Назначение тематического повторения - привести знания в систему, придать им определенную структуру и устранить пробелы.

Стараюсь четко структурировать учебный материал, что облегчает его восприятие. Именно поэтому в старших, 9-11 классах, мною используется опорный конспект (ОК). ОК - это тот материал, знание которого обязательно для каждого. Он дисциплинирует, учит видеть главное. При ответе ученика ОК используется как «скелет» воспроизводимого материала, который необходимо аргументировать примерами, увиденными в окружающей жизни или полученными на основе жизненного опыта, эксперимента, обосновывать его важность и значимость.

В 11-х классах, приступая к повторению, обучающиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал в виде опорных схем, обобщающих таблиц, знание которого необходимо для обоснования решения задач. Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень. Помимо обобщения теоретического материала на уроках повторения предлагаются тренировочные тесты, которые использовались на ЕГЭ в предыдущие годы.

Таким образом, такое повторение активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает их математические способности, повышает интерес к предмету. Все это, в конечном счете, ведет к созданию системы изучаемого материала, что позволяет подготовиться к итоговому контролю на высоком уровне.

Применение компьютера несет в себе освежающую новизну известных принципов обучения и воспитания, таких как принципы наглядности, деятельности, усиливает познавательные мотивы обучения, усиливает возможности учителя в постановке учебных задач, повышает эффективность усвоения нового учебного материала, способствует организации самостоятельной работы учащихся.
Компьютерные варианты тестов позволяют повысить уровень усвоения знаний, стимулируют познавательную активность учащихся, способствуют формированию у них реальной оценки собственных знаний.

Но я придерживаюсь мнения многих моих коллег о том, что никакие новшества не заменят вдохновенного Слова. Общение и диалог - это составляющие хорошего современного урока. Слово, обеспечит понимание ценности созидательной силы, мысли и деятельности, даст ребенку представление о природе творчества, о возможности совместно участвовать в решении практических задач и ученика, и учителя. Ни один компьютер не передаст всю гамму ощущений, радости открытия, пережитых на уроке. Оно передаётся только Словом Учителя. Роль жеста, взгляда, интонации учителя и ученика приобретут особое содержательное, а не только внешнее значение. Велика и нравственная природа Слова! В. А. Сухомлинский писал: «Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает в себя, прежде всего, умение говорить, обращаясь к человеческому сердцу». На своих уроках я обращаюсь к ученикам с искренностью и доверием, стараюсь понять точку зрения ученика. Каждый обучающийся хочет быть участником общей работы, так как видит, что его мнение часто определяет ход урока. Поэтому и старается каждый быть искренним, хорошо подготовленным, эрудированным собеседником.

Все свои уроки я провожу в форме доброжелательной, творческой, непринуждённой беседы. Считаю, что атмосфера такого духовного общения на уроках поднимает сам процесс обучения на высокий уровень творчества. Серьёзно изучать личность каждого обучающегося, его возрастные и психологические особенности, профессиональные склонности и интересы помогает мне общение с родителями учащихся.

В настоящее время важными становятся не только усвоенные в школе знания, но и овладение обучающимися способами усвоения знаний, способами мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала ученика.



4

© 2010-2022