Методическая разработка на тему Культура здоровья

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭССЕ

«Культура здоровья»

"Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

Сделайте его крепким и здоровым "

Ж.-Ж. Руссо


Наш современный мир, с его сумасшедшим темпом жизни, с новыми технологиями, которые появляются и внедряются буквально на наших глазах, мир, в котором многие ценности пересматриваются и переоцениваются - это тот мир, в котором живём мы и наши дети, мир в котором дети должны стать личностями, чтобы после окончания школы работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье.

Но, к сожалению, слишком много в жизни современных учеников факторов риска для возникновения различных заболеваний из-за постоянного ожидания оценки со стороны учителей и родителей, увеличения объема информационных нагрузок, возросшей интенсивности и эмоционального напряжения учебного процесса. Все это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьников, сокращению времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности, что отрицательно сказывается на здоровье обучающихся.

Размышляя над темой эссе, я постепенно пришла к мысли, что в его названии заключается сам смысл моей работы в школе, без сохранения здоровья, эмоционального благополучия ребенка нет развития его индивидуальности, творческого потенциала. Воспитывать культуру здорового образа жизни является главной задачей семьи и школы.

Став учителем, я поняла, как важно для сохранения здоровья каждого ученика воспринимать его таким, каков он есть, как необходима всем детям любовь, поддержка, доброе слово. Терпение, сострадание, повышенное внимание к каждому моменту жизни твоего ученика, к каждой мелочи, которая случилась с ним, - вот те качества, которыми должен обладать настоящий учитель, воспитывающий здоровое поколение.

Когда я начинала работать учителем, одним из ведущих педагогических принципов выбрала для себя «не навреди». Но постепенно жизнь, опыт работы добавили еще несколько позиций в мои взгляды на профессию: «не отмахнись», «не разучись улыбаться», «не разочаровывайся», «не останавливайся».

Не навреди. Я считаю, что это главное, о чем должен помнить учитель. И когда он отчитывает нерадивого ученика, и когда хвалит перед всем классом отличника. Нельзя навредить ученику своей ленью, некомпетентностью, несправедливым отношением. Принцип «не навреди» вытекает из общего принципа гуманизма как уважения личности, как заботы о ее будущем и ее благе. Для учителя нет ничего важнее этого принципа!

Не отмахнись. Профессия учитель - это постоянное общение с людьми. И когда иду в класс, когда только вхожу в школу, я должна быть предельно внимательна к моим ученикам. Я не должна позволить моим личным проблемам застить мне глаза и не заметить, что ребенку плохо. Ведь даже разбитая коленка или потерянная ручка могут стать для него трагедией, и я не имею права отмахнуться от этого как от мелочи. И тем более я должна вмешаться, когда ребенку по-настоящему плохо: обижают сверстники или родители не проявляют должного внимания и заботы. Это мой долг!

Не разучись улыбаться. Никакие проблемы в жизни не должны убить улыбку, которую учитель обязан дарить своим ученикам, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства всем становиться неуютно. Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. Чувство юмора в жизни учителя играет очень важную роль. В нем часто мое спасение!

Не разочаровывайся. В моей профессии может быть очень много поводов для разочарования, если не научиться смотреть на них философски. «Убилась», объясняя тему, а класс смотрит на тебя непонимающими глазами. Не повод опускать руки. Дети мало читают, а их родители совершенно этим не озабочены. Не причина смотреть на мир с отчаянием. Ведь завтра мои ученики могут так порадовать меня, что мир расцветет всеми цветами радуги. Именно так и бывает!

Не останавливайся. Я должна постоянно идти вперед, совершенствоваться в своей профессии. Учитель не может сказать: «Я все знаю, мне больше нечему учиться». Да, бывает трудно, когда опускаются руки - из каждой ситуации можно сделать вывод и идти дальше. Да, иногда хочется все бросить из-за огромной нагрузки и кучи навалившихся проблем - мы можем остановиться и передохнуть, а затем опять продолжить движение. Я, как учитель, должна постоянно открывать новое - новые знания, новые методики преподавания, новые взгляды на воспитание детей, новые приемы работы с родителями. Не идти вперед - значит идти назад!

По этому в работе я опираюсь на вечные и неизменные ценности: доброту, уважение, справедливость, честность, требовательность, - для меня это не просто слова. Я стараюсь помочь ребенку самореализоваться, подбираю для каждого ученика свою «высоту планки», учу видеть и ценить малейший успех, справедливо указываю на промахи, но при этом не задеваю самолюбие, даю возможность исправить недочеты. Это не слова, это моё проверенное жизнью убеждение - к каждому ребенку индивидуальный подход. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни, немыслимо без активного участия в этом процессе самого педагога

Следуя принципам здоровьесбережения детей, решаю на уроках физики такие задачи, как: снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления; охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей); формирование культуры здоровья учащихся. Учитывая возрастные психологические особенности школьников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.

Стиль общения учителя с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников. Я стараюсь придерживаться демократического стиля общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, когда ученик не боится ошибиться при решении поставленной задачи, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.

Хорошо дидактически проработанный урок - самый здоровьеориентированный для всех его участников. Включение в уроки физики здоровьесберегающих технологий делает урок более интересным, занимательным, создаёт рабочее настроение, усиливает интерес к предмету, на таких занятиях ученики с удовольствием включаются во все виды деятельности, они жизнерадостны, оптимистичны, открыты в общении со сверстниками и педагогами.

Широко использую в своей практике нестандартные уроки: уроки - конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки - соревнования, и другие.

Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Также использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

Часто на уроках организую групповую работу и работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.

Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Использование физкультминутки или упражнений-энергизаторов - естественный элемент урока, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.

Использование компьютерных технологий на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Но все эти приемы и методы не дадут должного эффекта, если сам учитель не будет заботиться о своем здоровье. Мы, учителя, должны научиться по-настоящему отдыхать. Отдыхать от школьных проблем, от уроков, от тетрадей. Учитель обязан быть разносторонним человеком, у него должны быть интересы и помимо школы. И я убеждена, что мы не должны «растворятся» в профессии. Поговорить с подругой, улыбнуться мужу - и никаких «сапожник без сапог» по отношению к собственным детям. Учитель, который не уделяет внимания своим близким, не сможет быть по-настоящему внимателен и к своим ученикам. Завести домашнее животное, заняться рукоделием, спорт, путешествия - да что угодно! - даже чтение «дамских романов»!.. Это не мешает, не отвлекает, а лишь помогает мне оставаться бодрой, жизнерадостной, с оптимизмом глядящей вперед.

Когда-то давно я услышала слова библии: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Такая ясная и простая мысль, которая стала для меня ориентиром моей жизни. Этому я стремлюсь научить и своих учеников. Слушать голос своей совести, любить и знать свое тело и поступать так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.







© 2010-2022