- Преподавателю
- Физика
- План-конспект урока на тему лабораторная работа
План-конспект урока на тему лабораторная работа
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Овчинникова О.В. |
Дата | 05.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок № 15 ______20____год
Тема урока: «Масса тела. Единицы массы. Измерение массы».
Цели урока:
введение понятия массы, как меры инертности тел;
знакомство учеников со способами измерения массы тела, разновидностями прибора для измерения массы тела;
формирование умения наблюдать и делать выводы;
проверка усвоение изученного материала.
Задачи:
ввести понятие массы;
познакомить учащихся с различными способами измерения массы:
сравнение скоростей взаимодействующих тел;
взвешивание.
проверить усвоение изученного материала через решение практических, количественных и качественных задач.
Технические средства:
Лабораторные весы с набором различных тел.
Набор грузов.
Ход урока
Работа учителя со всем классом
Мотивационный этап.
Демонстрация опыта с двумя тележками, показывающего, что в результате взаимодействия скорости тел изменяются, и у разных тел они изменяются по-разному.
Сначала демонстрируют взаимодействие тележек одинаковой массы, затем проводят демонстрацию с тележками разной массы. Сравнивают результаты. По результатам эксперимента делают выводы:
1). Взаимодействие тел приводит к изменению их скоростей.
2). Скорости, приобретенные телами после взаимодействия, зависят от их массы.
3). По взаимодействию тел можно судить об их массе.
Этап создания нового знания (I-я часть - теоретическая).
1. Из проведенных опытов можно сделать вывод, что тела большей массы изменяют свою скорость на меньшую величину. Про такие тела говорят, что они более инертны. Таким образом, масса - это мера инертности тел.
Зная массу одного из тел, можно всегда оценить массу другого:
Если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.
Если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей:
Слайд 2. За единицу массы в системе СИ принят 1 кг. Эталон массы хранится в городе Севре во Франции. Копии эталона хранятся в разных странах. Одна из копий международного эталона килограмма имеется в нашей стране, в Институте метрологии им. Д.И.Менделеева в г.Санкт-Петербурге.
Производные единицы массы:
1 г = 0,001 кг
1 т = 1000 кг
1 мг = 0,000001 кг
1 ц = 100 кг
Масса в физике обозначается буквой m.
Этап закрепления и контроля знаний по первой части урока.
Самостоятельная работа учащихся
Работа отдельных учащихся у доски, остальных - в тетрадях.
Решение задач из упражнения 6.
Для учащихся, имеющих более высокий уровень знаний, можно предложить решить задачи повышенной трудности.
Задачи повышенной трудности:
Порожняя тележка массой 2 кг, двигаясь со скоростью 2 м/с, столкнулась с груженой тележкой. Вследствие столкновения порожняя тележка остановилась, а груженая начала двигаться со скоростью 0,4 м/с. Какова масса груженой тележки? (ответ: 10 кг).
Человек, бегущий со скоростью 8 м/с, догнал тележку, двигающуюся со скоростью 2 м/с, и вскочил на нее. В результате скорость тележки стала 6 м/с. Какова масса человека, если масса тележки 40 кг? (ответ: 80 кг).
Этап создания нового знания (II-я часть - практическая).
Фото3. Рычажные весы
Работа учителя со всем классом
Способ определения массы тел через сравнение скоростей, приобретенных в результате взаимодействия не всегда удобен. На практике массу тела определяют взвешиванием.
Весы - прибор для измерения массы тела.
Самостоятельная работа учащихся
Знакомство с некоторыми видами рычажных весов и измерение с их помощью массы тел в):
1) римские весы с равномерной шкалой (рис.1);
2) скандинавский (русский) безмен с неравномерной шкалой (рис.2);
Рис.1
Самостоятельная работа учащихся
Работа с лабораторными весами. Правила пользования.
Учащимся после разъяснения устройства лабораторных весов предлагается с их помощью определить массу нескольких тел малого размера.
Измерение массы малых тел с помощью лабораторных весов.
Этап подведения итогов.
Работа учителя со всем классом
Подведение итогов урока, ответы на вопросы учеников.
Задание на дом.
§19-20, вопросы после § (устно).
Предложите метод, который вам позволит оценить массу макового зернышка. В вашем распоряжении имеются весы с разновесами и пакетик маковых зерен. (Ответ: Необходимо отсчитать достаточное количество зерен, а затем с помощью весов найти их массу. Далее, разделить значение массы на общее число зерен и получить искомую оценку).