• Преподавателю
  • Физика
  • Методическая разработка на тему Творческий отчет участника конкурса Учитель здоровья

Методическая разработка на тему Творческий отчет участника конкурса Учитель здоровья

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий отчет участника конкурса «Учитель здоровья »

Идею своей системы деятельности за период с 2012-2015 учебные года я сформулировала как: развитие творческого потенциала учащихся на основе внедрения элементов современных педагогических технологий на уроках физики и информатики.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Слишком много в жизни современных учеников факторов риска для возникновения различных заболеваний из-за постоянного ожидания оценки со стороны учителей и родителей, увеличения объема информационных нагрузок, выросшей интенсивности и эмоционального напряжения учебного процесса. Все это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьников, сокращению времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности, что отрицательно сказывается на здоровье обучающихся. Но ребенок теряет не только здоровье, он теряет интерес к обучению. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детей, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения, так как здоровьесберегающие технологии - система мер, при соблюдении которых любая педагогическая технология может стать здоровьесберегающей.

Мною была определена цель педагогической деятельности: использование комплекса элементов современных педагогических технологий в образовательном процессе, формирующих здоровый образ жизни учащихся, позволяющих им быть успешными в современном информационном и коммуникативном пространстве.

В соответствии с целью мною были определены и решались следующие задачи:

  1. Создать условия для обучения физике в соответствии с потребностями, способностями и возможностями каждого ученика; с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

  2. Использовать, внедрять, апробировать элементы современных педагогических технологий обучения, направленных на развитие познавательных интересов и творческих способностей школьников, в том числе, формирующие здоровый образ жизни учащихся;

  3. Вести мониторинг результатов достижений учащихся.

Здоровьесберегающие технологии в обучении физики - это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры, общение, использование образов, идей, ролей. Без всего этого нет и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.

Уроки физики могут стать эталонными в формировании у учащихся потребности в развитии интеллекта, творческого начала и сохранении своего здоровья. Ведь физика - не только очень серьезный предмет. Физика - мировоззренческая наука, формирующая кругозор учащихся. Знания по физике могут обеспечить безопасность, так как законы физики действуют везде, где существует физическая материя.

Следуя принципам здоровьесбережения детей, решаю на уроках физики такие задачи, как: снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления; охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей); формирование культуры здоровья учащихся. Применяю во время урока 4-7 видов учебной деятельности, чередуя их через 7-10 минут (опрос учащихся, слушание, рассматривание наглядных пособий, проведение опытов, ответы на вопросы, решение примеров и задач, написание уравнений реакций). Однообразие деятельности утомляет школьников, так же как и ее частая смена.

Я, как любой учитель должна заботиться о сохранении здоровья детей на протяжении всего рабочего дня. Поэтому ещё на перемене готовлю кабинет физики к работе: проверяю состояние доски, парт, освещённость, проветриваю помещение.

Исследование учёных позволили установить диапазон оптимальных цветов, которые благотворно влияют на человека. Это зелёный, жёлто-зелёный и зелёно-голубой цвета. Поэтому в кабинете физики я используем зелёно-голубой и бежевый тона. На стенах нет ничего лишнего, что могло бы вызвать тревогу и раздражение учащихся.

Кабинет физики озеленён, потому что комнатные растения полезны не только тем, что создают уютную обстановку, но и отфильтровывают частицы пыли, понижают содержание углекислого газа и повышают содержание кислорода, очищают воздух от примесей формальдегида, которого много в мебели, нормализуют влажность воздуха.

Начиная с первых уроков в 7 классе, чтобы процесс обучения сделать интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес к предмету использую элементы развивающего обучения. Для написания творческих работ предлагаю учащимся проведение домашних экспериментов или наблюдений с выполнением рисунков и описанием результатов наблюдений.

Например: задания с экологической направленностью, чтобы учащиеся прочувствовали важность экологических проблем лично для себя, предлагаю им дома выполнить следующие задания.

Оцените загрязненность снега в городе. В чистые стеклянные банки наберите снег из различных мест и, поставив их в комнате, дождитесь, когда снег растает. Поместите рядом банку с водой из водопроводного крана. Сравните прозрачность и чистоту воды во всех банках. Сделайте вывод, где вода грязнее всего, и объясните, почему.

Развиваю конструкторские и изобретательские способности учащихся через самостоятельное изготовление простейших приборов или наглядных пособий, дидактического материала с обязательным изучением техники безопасности при работе с приборами.

«Изобретение» различных простейших электрических приборов, таких как экологически чистый источник тока - батарейка из овощей, прибор для определения заряда на теле - электроскоп знакомит детей с правилами безопасной работы с электроприборами в школе и дома, значением безопасного напряжения и силы тока, оказанием помощи при поражении током; при изучении темы «Влажность воздуха» - дети создают индикаторы влажности, «предсказатели погоды» и знакомятся с влияние влажности воздуха на самочувствие человека, учатся регулировать воздушно-тепловой режим дома и в школе, узнают о влияние банных процедур на организм человека, о роли влажности и её регулирование в промышленных и домашних условиях и т.д.

Чтобы выполнять подобные задания, учащимся приходится возвращаться к полученным знаниям, учиться мыслить творчески и заботиться о своем здоровье.

Элементы разноуровневого обучения использую при проведении контрольных, проверочных и самостоятельных работ, которые составляю по уровням сложности учебного материала на выбор самих учащихся, когда решение задачи оцениваются в различное количество баллов. Решив задания I уровня, ребята могут выбрать задания II уровня и.д. Постепенное усложнение заданий приучает учащихся не бояться трудностей, снимает стрессовое состояние, помогает стремиться к более высокой самооценке.

Для развития зрительной памяти использую различные формы выделения важного материала (записываю крупно, использую цветные мелки, подчёркиваю, обвожу). Использую для этого классную доску, экран, проектор, как для объяснения нового материала, так и для закрепления пройденного, либо для проверки знаний.

Элементы технологии В.Ф. Шаталова по созданию опорных конспектов применяю при повторении пройденного на уроке, для активизации и развития зрительной памяти, познавательного интереса. Учимся с ребятами составлять развернутый план ответа, а в дальнейшем составляем опорные конспекты по изученному материалу, что позволяет уменьшить время подготовки к следующему уроку, снизить утомляемость при подготовке домашнего задания.

Для того чтобы избежать утомляемости у детей и обеспечить их хотя бы небольшой двигательной активностью создаю на уроках физики элементы сказочности (как в содержании материала, так и в методах его подачи), что развивает любознательность обучающихся, доступно раскрывает различные физические явления, снимает усталость и активизирует детей. Использование на уроках сказочных фрагментов с описанием изучаемых физических явлений помогает создать у ребят положительный эмоциональный фон, так нужный для успеха учебной деятельности. Использую игровые технологий (игра-минутка «Найди ошибку», «Крестики-нолики»), кроссворды, задачи-загадки, литературные произведения и стихотворения.

На своих уроках я обязательно слежу за посадкой обучающихся, так как сидячая поза увеличивает статическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность

Обязательной составной частью моего урока являются физкультминутки, включающие гимнастику для глаз (в том числе электронные физкультминутки для глаз с музыкальным сопровождением), кистей пальцев рук, дыхательную гимнастику. Физкультминутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки, они проводятся в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Предлагаемые упражнения стараюсь органически вплетать в канву урока. Например, при изучении условий плавания тел использую физкультминутку:

«Поднимите правую руку вверх, это будет сила, направленная вверх, т.е. ….(архимедова сила). Левую руку опустите вниз, это будет сила, направленная вниз, т.е. ….(сила тяжести). На заданные вопросы отвечайте руками.

Вопросы:

Если архимедова сила меньше силы тяжести, то тело …..? (опускаем руки вниз)

Если архимедова сила больше силы тяжести, то тело…..? (поднимаем руки вверх)

Если сила тяжести равна архимедовой силе, то тело…..? (плаваем)

Если плотность тела больше плотности жидкости, то тело….? (поднимаем руки вверх)

Если плотность тела меньше плотности жидкости, то тело….? (опускаем руки вниз)

Если плотность тела равна плотности жидкости, то тело….? (плаваем)

А теперь поднимите руки вверх, затем опустите голову вниз и наоборот. Повторить два раза»

Для обеспечения двигательной активности использую упражнения - энергизаторы. Например, при изучении темы «Строение вещества» провожу такое упражнение: одна группа детей на уроке изображает поведение молекул в твёрдых телах - дети становятся, изображая кристаллическую решётку, берутся за руки и хаотически колеблются, другая группа детей демонстрирует строение жидкостей - дети уже не так крепко держатся за руки, расстояние между ними больше, движение молекул хаотическое, третья группа учеников изображает строение газов и поведение молекул в нём: молекулы свободно двигаются, изредка сталкиваются между собой. Все модели наглядны и хорошо запоминаются.

Использование компьютерных технологий на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Использую дистанционные формы при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, часто болеющими или обучающимися на дому, что позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения с педагогам, а ведь именно общение необходимого для социализации и адаптации ребёнка в обществе.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:

1)переход дороги на запрещенный сигнал светофора;
2)внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
3)переход дороги перед близко движущимся транспортом;
4)нарушение правил езды на велосипеде;
5) игра на дороге;

Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными.

Помогает мне в этой работе система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики в 7 - 10 классах. По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Решение «транспортных» задач, расчет тормозного пути автомобиля не должно заканчиваться получением числового ответа, следует обсудить полученный результат с учениками, проанализировать его.

Работу по профилактике травматизма провожу и на внеклассных мероприятиях. С ребятами моего 8 «А» класса, занимающимися в студии ЮИД (Юный инспектор движения) проводим урок «Физика и безопасность дорожного движения» для учащихся начальной школы. В специально оборудованном кабинете малыши знакомятся с работой светофора, учатся правильно переходить дорогу, соблюдать правилам дорожного движения для пешеходов и велосипедистов.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность. Целью, которой является совершенствование целостной системы выявления, поддержки и развития одаренных школьников в процессе обучения и внеурочной работы по физике, направленной на обеспечение их успешной самореализации.

В своей практике использую потенциал детей, имеющих более высокий уровень подготовки по физике. Эти ученики уже владеют навыками учебного труда, поэтому при планировании их учебно-познавательной деятельности применяю проблемно - исследовательские методы, использую методы самостоятельной работы. Они играют роль консультантов, руководителей при организации парной и групповой работы на уроке, помогают проверять домашнее задание у своей группы, что создает комфортное состояние на уроке у всех учащихся.

Мною разработана система творческих заданий и лабораторных исследований, домашних лабораторных работ для учащихся интересующихся физикой. Авторские разработки «Исследовательские домашние задания по физике для учащихся 7 класса», «Исследовательские домашние задания по физике для учащихся 8 класса», мной представлены в сети Internet в электронном журнале педагогических материалов «Эдукон» (edukon.ru/material/?mid=6495).

К исследовательской работе по физике я привлекаю учащихся 8-10 классов, уровень рассматриваемых вопросов становился более серьезным, и порождаются вопросы и проблемы связанные с экологией и здоровьесбережением. Моими учащимися за период 2012/2015 у.г, были созданы исследовательские проекты:

  • «Наушники и их влияние на организм подростка», 2 место в районной Научно-практической конференции, Диплом участника II публичной презентации школьных исследовательских работ «Инженер леса XXI века», 2012г.

  • «Энергосбережение - новый вид энергии»- 1 место РНПК, сертификат участника финала международного конкурса исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке», Диплом участника конкурса «Живинка в деле» в IV открытом Международном конкурсе проектов и исследовательских работ УГПУ. ( 2012г.)

  • «Влияние бытовых отходов на экологию города», 1 место РНПК, Диплом I степени и памятный кубок за 1 место в рамках конкурса «Живинка в деле» в V открытом Международном конкурсе проектов и исследовательских работ УГПУ, Диплом за лучшую работу в области экологии и природопользования на III публичной презентации школьных исследовательских работ «Инженер леса XXI века», Диплом I степени и памятный значок за участие в финальном фестивале Евразийского экономического форума молодёжи в международном конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке» в направлении «Экологическая поляна», участие в VI Всемирном экономическом форуме в Астане. (2013г.)

  • «Почему подростки курят?» , 3 место РНПК, сертификат участия в публичной презентации школьных исследовательских работ «Инженер леса XXI века», 2014 год.

  • Микроволновая печь - плюсы и минусы», 1 место РНПК, сертификат участия в публичной презентации школьных исследовательских работ «Инженер леса XXI века», 2015год.

  • «Пыль», 1 место РНПК, сертификат участия в публичной презентации школьных исследовательских работ «Инженер леса XXI века», 2015год.

  • «Вред высоких каблуков с точки зрения физики» - 2 место РНПК, 2015год.

За подготовку и результативные выступления учащихся в мероприятиях разного уровня я награждена благодарственными письмами и грамотами:

  • Почетная грамота Управления образованием Администрации Туринского городского округа за качественную подготовку и результативное выступление учащихся в мероприятиях «Юные интеллектуалы Среднего Урала» -2012г.;

  • Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования в 2013 году;

  • Почетная грамота Управления образованием Администрации Туринского городского округа за большой вклад в развитие условий, обеспечивающих творческий подход в организации поиска и поддержки одаренных и талантливых детей. 2013г.;

  • Благодарность Управления образованием Администрации Туринского городского округа за плодотворную работу по развитию исследовательских навыков и творческих способностей учащихся. 2013г.;

  • Благодарственные письма за активное участие в профориентационном научно-образовательном проекте «Инженер леса XXI века», реализуемом ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» в 2012-2015г.;

  • Благодарственное письмо за подготовку дипломанта в V открытом Международном конкурсе проектов и исследовательских работ для учащихся учреждений общего, начального и среднего профессионального образования Уральского федерального округа «Живинка в деле»- 2013г.;

  • Благодарственные письма Уральского государственного экономического университета за участие и победу учащихся в Международном конкурсе проектов и исследовательских работ школьников «Дебют в науке» в направлении «Экологическая поляна» в 2012-2014г. (Приложение 1)

С данными работами ребята выступали на исследовательских конференциях и на родительских собраниях, знакомя родителей и общественность с проблемами, которые волнуют современную молодежь.

Большую роль в формировании здорового образа жизни учащихся играет организация внеклассной работы.

Одним из важнейших направлений моей деятельности является классное руководство. Форма работы с классом разнообразна - это и походы выходного дня, где дети вместе с родителями могут общаться, двигаться на свежем воздухе, классные часы на тему здоровьясбережения, «Веселые переменки», на которых учащиеся организуют подвижные игры под музыку, флешмоб, участие в спортивных мероприятиях, социальных акциях, исследовательская деятельность и др.

Направления работы:

  • диагностика уровня знаний о здоровом образе жизни;

  • выявление негативных проявлений у подростков;

  • формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся;

  • проведение мероприятий по укреплению и сохранению здоровья у учащихся;

  • пропаганда спорта, участие в спортивных мероприятиях;

  • обучение навыкам безопасного поведения;

  • вовлечение родителей в активную работу по формированию здорового образа жизни.

В классном коллективе стараюсь создать благоприятный психологический климат: атмосферу товарищества, взаимопомощи, толерантности. Данные анкетирования обучающихся показывают, что в классе нет отвергнутых ребят, отношения в коллективе ровные, доброжелательные, эмоциональная атмосфера - положительная.

Показателем успешной работы с классом являются достижения моих учеников в учебной, внеурочной деятельности, в общественной жизни школы. Мои ученики имеют активную жизненную позицию: принимают участие и занимают призовые места во внутришкольных и муниципальных и региональных мероприятиях:

  • Ежегодное участие ребят всего класса во Всероссийской акции «Корсс наций».

  • участие в областном социальном конкурсе «Будь здоров»-2013-2014г.

  • II - место в муниципальном конкурсе листовок и буклетов «Мой выбор- здоровая Россия !» - 2013г.

  • II - место в муниципальном конкурсе творческих работ «Служба 02- вчера, сегодня, завтра» - 2013г.

  • Диплом III степени в муниципальноы выставке «Мозайка детства»-2013г.

  • Диплом II степени за участие в школьном туристическом слете - 2014г.

  • Диплом победителя в региональном конкурсе молодежных работ по социальной рекламе «Новый взгляд» за графическую рекламу «Выбирай здоровую жизнь»-2014 год.

  • II - место в муниципальном этапе Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания - 2015».

  • Социальный проект «Почему подростки курят?» - 3 место РНПК 2014 год, сертификат участия в публичной презентации школьных исследовательских работ «Инженер леса XXI века» -2014 год.

  • Исследовательский проект «Вред высоких каблуков с точки зрения физики» -2 место РНПК-2015 год.

  • Участие в районном конкурсе технического моделирования «Физический прибор» -2015 год.

  • I - место за участие в муниципальном туристическом слете учащихся. (Приложение 2)

За качественное проведение летней оздоровительной компании в 2012-2015 годах я была награждена грамотами. Являюсь призером конкурса «Школьная клумба - 2012», призером школьного конкурса «Классный руководитель - 2013» в номинации разработка внеклассного воспитательного мероприятия «Вредные привычки», победитель в номинации «За высокую методическую культуру» школьного конкурса «Учитель 2013года».

Результатом своей деятельности считаю:

- успеваемость учащихся стабильна и составляет 100%;

- на повышенном уровне по физике обучаются от 47-51%, по информатике от 77-81% учащихся. На «отлично» обучаются по физике от 13-17 % , по информатике 40-47% учащихся.

- стабильно хорошие результаты показывают учащиеся 9-11 классов на итоговой аттестации по физике и информатике.

-за период 2012-2013, 2014-2015 учебные года пятнадцать выпускников успешно поступили и учатся в высших учебных заведениях Екатеринбурга и других городов России, где профилирующим предметом является физика и информатика;

- четверо учащихся нашей школы, сдававших физику на государственной итоговой аттестации награждены серебряными (2013-2014 уч.году.) и золотыми медалями (2014-2015 уч. годах);

- трое учащихся, сдававших физику на государственной итоговой аттестации, являлись стипендиатами фонда поддержки образования и науки «Алферовского фонда», в 2011-2014годах.

Повышению моего педагогического мастерства способствует не только самообразовательная и курсовая подготовка по физике и информатике, в 2014 году я прошла обучение тьюторов по программе профилактики ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях Свердловской области. Вела разъяснительную работу поданной проблеме с учащимися старших классов и их родителями.

Участвую в проектах, конкурсах, выступаю на педсоветах и заседаниях творческой группы учителей по вопросам здоровьесбережения, для родителей и коллег провожу открытые родительские собрания, классные часы.

Являюсь членом комиссии по охране труда в МАОУ СОШ №2 имени Ж.И.Алферова. В 2014 г. прошла проверку знаний требований охраны труда по программе для специалистов.

Анализируя полученные результаты учащихся, прихожу к выводу, что используемые методические приёмы, элементы здоровьесберегающих педагогических технологий обучения школьников эффективны, дают положительные результаты, способствуют укреплению и сохранению здоровья учащихся и их творческому развитию.

Исходя из опыта работы, можно сделать вывод: здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку.

Таким образом, важнейшим результатом применения здоровьесберегающей технологии в обучении физики является снятие учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения.

Физика - предмет сложный, не все учащиеся могут хорошо «выглядеть» на уроке или экзамене. Нужно им давать проявить себя. Моя главная цель - увлечь их идеями самостоятельного творчества, активизировать, показать практическое применение знаний, выработать у них умение видеть новое в известном, использовать старые знания в новых ситуациях и с новыми целями.

Информационные ресурсы:

  • Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.

  • Н. М. Керусенко «Физкультминутка» не во вред, а с пользой», статья из фестиваля « Открытый урок».

  • Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель,2007.

  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.:АРКТИ, 2003. - 272 с.

  • shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.


© 2010-2022