Доклад «Методы и приемы преподавания физики в классах КРО»

Доклад на методическом объединении учителей физики о особенностях работы в коррекционных классах .Обобщение опыта работы. В этом материале рассказывается, как для учащихся коррекционных классов создать « комфортные» условия изучения физики, поддержать интерес к изучению физики, выразить практическую направленность изучения физики. Сформировать обще учебные навыки, которые необходимы при изучении всех предметов. Предлагаются практические работы, которые доступны для учащихся, с использованием об...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад: « Методы и приемы работы в классах КРО».

На сегодняшний день в любой общеобразовательной школе есть классы КРО. Дети в этих классах изучают все предметы , предусмотренные программой. И так как эти дети отличаются особенностями психического развития, не все методы обучения и контроля знаний продуктивны при работе в классах КРО.

Психологические особенности временно отстающих в развитии детей:

  1. Рост основных показателей мышления медленный. В младшем возрасте быстрее развивается практическое мышление, в подростковом возрасте темп его роста снижается и убыстряется (медленно) отвлеченное мышление.

  2. Инертность мышления, его пассивность. Частая ориентация на несуществующие, случайные признаки явления. Механическое закрепление в памяти информации, во многих случаях не адекватное ее смыслу. Почти полное отсутствие попыток анализировать свои ошибки и искать пути их устранения.

  3. Усваивают знания главным образом в готовом виде. Понимают учебный материал, если его объяснение как можно более детализировано.

  4. Материал усваивают лишь после вторичного объяснения и значительного числа однотипных упражнений.

  5. Стремятся избежать интеллектуального напряжения, обладают низкой умственной работоспособностью. Для усвоения знаний нужна широкая опора на наглядность, для решения задач- развернутая помощь.

  6. Активизируют их мышление игровые ситуации. Игра вызывает положительную эмоциональную реакцию, снимает страх перед неудачей.

  7. Неусидчивость.

В нашей школе это , в основном, дети из не очень благополучных семей. Поэтому родители не помогают и не контролируют выполнение домашних заданий. Приходится организовывать работу так, чтобы как можно больше выполнить в классе. В седьмом классе два часа по программе и один час развития, то есть всего три часа. Этот дополнительный час позволяет больше времени уделить фронтальному эксперименту и практическим заданиям. Так как дети лучше понимают материал и запоминают формулы после многократных повторений, практические задания оформляем как задачи, каждый раз записывая данные, формулы, выполняя вычисления. Задания выполняют индивидуально или по парам, это позволяет избежать списывания. Но если кто-то не справляется и есть желающие помочь, то это не возбраняется. Каждая работа оценивается.

Задание № 1

Определение средней скорости движения.

Оборудование: штатив, желоб, шарик, линейка, часы, цилиндр.

С помощью цилиндра изменяем расстояние, проходимое шариком. Измеряем время.

Рассчитываем среднюю скорость.

Задание №2

Определение плотности твердого тела.

Оборудование: мензурка с водой, весы с разновесами, три тела.

Определить объем тела, его массу. Рассчитать плотность, сравнить с табличным значением.

Задание №3

Определение массы тела по его плотности и объему.

Оборудование: мензурка с водой, тела из известного вещества, таблица плотностей.

С помощью мензурки определить объем тела, по таблице плотностей найти нужную плотность, рассчитать массу тела.

Задание №4

Определение объема тела по его плотности и массе.

Оборудование: весы с разновесами, таблица плотностей, тела из известного вещества.

Взвесить тело, по таблице найти нужную плотность, рассчитать объем тела.

Задание №5

Определение жесткости пружины.

Оборудование: пружина, линейка, штатив, динамометр, груз.

Закрепить пружину в штативе, отметить ее положение в нерастянутом состоянии, измерить ее длину. С помощью динамометра определить вес груза. Подвесить груз к пружине, измерить ее длину. Определить растяжение пружины, рассчитать жесткость пружины.

Задание №6

Определение коэффициента трения.

Оборудование: деревянная линейка, деревянный брусок, динамометр, набор грузов.

Измерить с помощью динамометра вес бруска, измерить силу трения деревянного бруска по деревянной линейке. Рассчитать коэффициент трения.

Прикрепить к бруску один груз. Измерить вес, измерить силу трения. Рассчитать коэффициент трения.

Прикрепить к бруску два груза, повторить работу.

Прикрепить три груза , все повторить.

Задание № 7

Определение давления деревянного бруска на стол.

Оборудование: динамометр, деревянный брусок, линейка.

Определить с помощью динамометра вес бруска, измерить длину и ширину нижней грани бруска. Рассчитать площадь грани, рассчитать давление.

Измерить высоту бруска, рассчитать площадь боковой грани, определить давление.

Задание №8

Определение силы атмосферного давления на лист бумаги, прямоугольной формы.

Оборудование: барометр, лист бумаги, линейка.

Измерить длину и ширину листа, рассчитать площадь листа. С помощью барометра-анероида определить атмосферное давление. Перевести давление в паскали. Рассчитать силу атмосферного давления.

Задание №9

Сравнение выталкивающей силы с весом вытесненной жидкости.

Оборудование: отливной стакан с водой, цилиндр, мензурка, динамометр.

Измерить вес тела в воздухе. Опустить цилиндр в отливной стакан. Измерить вес в воде. Собрать вытесненную воду в мензурку, измерить ее объем. Найти выталкивающую силу. Рассчитать массу воды по ее объему. Найти вес вытесненной воды. Сравнить выталкивающую силу и вес вытесненной воды. Сделать вывод.

Задание №10

Определение массы тела, с помощью рычага и тела известной массы.

Оборудование:рычаг, тело известной массы( банка консервов), тело неизвестной массы-«рыба», рычаг-линейка, нитки, мешочки, штатив, измерительная линейка.

Подвесить тела к рычагу, уравновесить. Измерить расстояния от точки опоры до тел. Рассчитать массу неизвестного тела, используя правило моментов.

Проводить письменные тематические проверочные работы-зачеты бесполезно. Дети плохо письменно формулируют свои мысли, очень много орфографических ошибок. Поэтому лучше проводить такие зачеты устно, написав опорные слова на доске и дав время на повторение.

Как можно чаще нужно проводить физические диктанты по обозначению физических величин, по единицам измерения. Каждый раз оценивая ученика, и по возможности спрашивая всех.

Творческие работы. Составить задачи со сказочным содержанием, оформить задачи рисунками, составить задачи по рисункам. Работу можно проводить индивидуально, или по группам. Задачи обязательно прорешивать.

Чаще показывать занимательные опыты, делать опыты, предлагаемые учениками.

Учить работать по учебнику, искать ответы на вопросы, составлять опорные конспекты.

Решать тематические кроссворды, используя учебник. Составлять кроссворды.

Для запоминания формул использовать физическое лото.

Конечно эти приемы хорошо использовать и в обычных классах, тем более что и там много слабых учащихся. Но проблема в том , что нам часто не хватает времени, а этот час развития дает дополнительные возможности.

© 2010-2022