Рабочая программа по физике для 8 класса по учебнику А. В. Пёрышкина

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Филиал МБОУ Евдокимовской СОШ в с. Литиж

«Рассмотрено и утверждено на заседании МО учителей математики и физики»

протокол №___ от

от 2010 г.

«____»____________2015 г.


«Проверено»

Заведующий филиалом ____________ Гришенков А.В

Дата проверки

«____»____________2015 г.

«Утверждаю»

Директор
МБОУ Евдокимовской СОШ

_____________ /Батынков Э.А/

Приказ №____ от от

«___»_______________2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

в 8 классе

(базовый уровень)


на 2014-2015 уч. год.


Составитель:

учитель первой категории

Гришенков А.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А.В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:

9 лабораторных работ, 7 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода и газовых приборов.


Содержание программы учебного предмета.

(70 часов)

Тепловые явления (15 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества. 11 часов

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа. Измерение относительной влажности воздуха.

Электрические явления. 27 часов

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления. 6 часов

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления 8 часов

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Итоговое повторение 3 часа


Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.


Итого за учебный год: 8 лабораторных работ, 5 контрольных работ.



Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Название раздела, тема урока

Коли-чество часов

Дата проведения

Приме-чание




Тепловые явления 15 ч

15




Тепловое движение. ТБ.

1




Внутренняя энергия.

1




Способы изменения внутренней энергии.

1




Виды теплопередачи. Теплопроводность

1




Конвекция. Излучение.

1




Сравнение видов теплопередач.

1




Количество теплоты.

1




Удельная теплоёмкость вещества.

1




Расчёт количества теплоты необходимого для нагревания тела.

1




Л/р №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной температуры»

1




Решение задач.

1




Л/р №2 «Определение теплоемкости твердого тела»

1




Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических процессах.

1




Повторение темы «Тепловые явления ».

1




Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

1





Изменение агрегатных состояний вещества.
11 часов

11




Различные состояния вещества

1




Плавление и отвердевание кристаллических тел.

1




Удельная теплота плавления.

1




Испарение и конденсация.

1




Кипение.

1




Влажность воздуха и ее измерение. Лабораторная работа №3 «Измерение относительной влажности воздуха»

1




Удельная теплота парообразование.

1




Решение задач.

1




Превращение энергии в механических и тепловых процессах.

1




Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

1




Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1





Электрические явления. 27 ч.


27




Электризация тел.Два рода зарядов.

1




Электрическое поле.

1




Делимость электрических зарядов.

1




Строение атомов.

1




Объяснение электрических явлений.

1




Электрический ток. Источники тока.

1




Электрическая цепь.

1




Электрический ток в металлах. Действие электрического тока.

1




Направление тока. Сила тока.

1




Амперметр. Л/р №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока.»

1




Электрическое напряжение. Л/р № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.»

1




Электрическое сопротивление проводников.

1




Закон Ома для участка цепи.

1




Расчёт сопротивления проводников.

1




Реостаты.

1




Л/р№6 «Измерение сопротивл ния проводников».

1




Последовательное соединение проводников.

1




Решение задач.

1




Параллельное соединение проводников.

1




Систематизация и обобщение знаний.

1




Контрольная работа №3 по теме

«Электрические явления»

1




Работа электрического тока.

1




Мощность электрического тока.

1




Л/р№7 «Измерение мощности работы электрического тока.»

1




Нагревание проводника электрическим током.

1




Короткое замыкание. Предохранители.

1




Контрольная работа №4 по теме «Постоянный ток»

1





Электромагнитные явления. 6 ч.

6




Магнитное поле. Магнитное поле катушки с током.

1




Применение электромагнитов. Электромагнитное реле.

1




Постоянные магниты.

1




Электродвигатель.

1




Л/р№8 «Сборка и испытание электродвигателя.»

1




Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления»

1





Световые явления. 8 ч.

8




Источники света. Распространение света.

1




Отражение света. Законы отражения света.

1




Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение.

1




Преломление света.

1




Линзы. Изображения, даваемые линзами.

1




Глаз и зрение. Оптические приборы.

1




Лабораторная работа №9 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.»

1




Контрольная работа №6 по теме «Световые явления»

1





Итоговое повторение 3 часа

3




Повторение материала

1




Итоговая контрольная работа

1




Обобщающее повторение

1






Учебно-методическое обеспечение


  1. Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2010

  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 334 с.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 кл. / сост. Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова, В.Ф. Шилов, А.А. Фадеева, Э.Т Изергин М. Просвещение 2009.

  4. Рабочие программы по физике 7-11классы. М.: «Глобус», 2009.

  5. Гутник Е. М. Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2010. - 96 с. ил.

  6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2011. - 96 с. ил.

  7. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк. 2011

  8. Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике:
    8-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. - М.: Экзамен, 2010. - 127 с. ил.

9

© 2010-2022