Рабочая программа по физике 9 класс

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического

объединения

Председатель МО

_______/Казанцева Е.В./ «___»__________20___г.



Утверждена

Директор МБОУ

«Ромодановская СОШ №1»
__________/Абросимова Е.А./

«___»___________20___г.









Рабочая программа

учебного курса физики в 9А и 9Б классах

на 2012-2013 учебный год



Составлена учителем физики

Бакулиной Н.А.





20_____г.



Пояснительная записка

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  4. «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы», составитель: В.А. Шевцов (авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин); издательство М.: Дрофа, 2005г.

  5. Учебный план МБОУ «Кочуновская ООШ» на 2015-2016 учебный год.

  6. Локальный акт МБОУ «Кочуновская ООШ» о рабочей программе.


Основные цели изучения курса физики в 9 классе.

Изучение физики в 9классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;


Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще­ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда­че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч­ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи­ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.


Рабочая программа по физике в 9-м классе составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы», составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов (авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин); издательство М.: Дрофа, 2009г.

Для реализации программы используется учебник: А.В.Перышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», «Дрофа», 2012

Количество часов на год по программе: 70

По плану: 68. Уменьшено количество часов за счет резервных уроков

Место курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе : в 9 классе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Так как согласно Устава МБОУ «Кочуновская ООШ» учебный год содержит 34 недели , на физику отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю





Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;,

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, диффузию, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы,;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.






Тематическое планирование по дисциплине «Физика, 9 класс»



Номер урока по программе

Название

разделов и тем

Количество часов по программе

Количество лабора-торных работ

Количество контрольных работ

Тестирование

1

Законы взаимодействия и движения тел

26

2

2

1

2

Механические колебания и волны. Звук

10

2

1


3

Электромагнитное поле

17

2

1


4

Строение атома и атомного ядра

11

3

1

1

5

Обобщающее повторение курса физики 7-9 классов

4

-

-


Итого

68

9

5

2


Содержание программы


1. Законы взаимодействия и движения тел 26ч.

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равно­мерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

2. Механические колебания и волны. Звук. 10ч.

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и гром­кость звука. Эхо.

3. Электромагнитные явления 17ч.

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой ру­ки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энер­гии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

4. Строение атома и атомного ядра 11ч.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохране­ние зарядового и массового чисел при ядерных реак­циях.

5. Обобщающее повторение курса физики 7-9 классов 4 ч.

Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел. Работа и мощность. Энергия. Законы взаимодействия и движения тел. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества. Электрические явления. Электромагнитные явления. Электромагнитное поле. Световые явления. Строение атома и атомного ядра.





































Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Вид урока

Вид самостоятельной работы

Дата проведения

план

факт

1/1

Материальная точка. Система отсчета.

1

Беседа

Ответы на вопросы

2/2

Перемещение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения.

1

Эвристическая беседа,

Решение задач

3/3

Перемещение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения. Решение задач

1

Эвристическая беседа,

Решение задач

4/4

Прямолинейное равноускоренное движение, мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Решение задач

1

Эвристическая беседа,

Решение задач

5/5

Прямолинейное равноускоренное движение, мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Решение задач

1

Эвристическая беседа,

Решение задач

6/6

Прямолинейное равноускоренное движение, мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Решение задач

1

Эвристическая беседа,

Решение задач

7/7

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

Лабораторная работа

Лаб.работа

8/8

Анализ л/р №1

Графики равномерного и равноускоренного движения.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

9/9

Графики равномерного и равноускоренного движения. Решение задач

1

Эвристическая беседа

Решение задач

10/10

Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира

1

Лекция

-

11/11

Относительность механического движения. Решение задач

1

Решение задач

Решение задач

12/12

Контрольная работа №1 по теме «Прямолинейное движение»

1

Контр.работа

Контр.работа

13/13

Анализ к/р №1

Инерциальная система отсчета

1

Эвристическая беседа

Работа над ошибками

14/14

Первый, вто­рой и третий законы Ньютона.

1

Беседа

Решение задач

15/15

Первый, вто­рой и третий законы Ньютона. Решение задач.

1

Беседа,

Решение задач

Решение задач

16/16

Первый, вто­рой и третий законы Ньютона. Решение задач

1

Решение задач

Решение задач

17/17

Свободное падение.
Тест №1 «Законы Ньютона»

1

Эвристическая беседа,

тестирование

тест

18/18

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

1

Исследовательская лабораторная работа

Лаб.работа

19/19

Анализ л/р №2, теста №1

Невесомость.

1

Эвристическая беседа

Ответы на вопросы

20/20

Закон всемирного тяготения

1

Эвристическая беседа

Решение задач

21/21

Свободное падение. Закон всемир­ного тяготения. Решение задач

1

Решение задач

Решение задач

22/22

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

23/23

Реактивное движение

1

Урок-конференция

Решение задач

24/24

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактив­ное движение. Решение задач.

1

Решение задач

Решение задач

25/25

Законы взаимодействия и движения тел. Решение задач.

1

Решение задач

Решение задач

26/26

Контрольная работа №2 по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

1

Контр.работа

Контр.работа

27/1

Анализ к/р №2

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине.

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

1

Эвристическая беседа, исследовательская лабораторная работа

Лаб.работа

28/2

Анализ л/р №3

Свободные колебания. Колебательная система. Маятник.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

29/3

Амплитуда, период, частота колеба­ний.

Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

1

Эвристическая беседа, исследовательская лабораторная работа

Лаб.работа

30/4

Анализ л/р №4

Превращение энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

31/5

Механические колебания. Решение задач.

1

Решение задач

Решение задач

32/6

Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны.

1

Беседа

Ответы на вопросы

33/7

Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и пе­риодом (частотой).

1

Беседа

Решение задач

34/8

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

1

Беседа

Решение задач

35/9

Механические волны. Звук. Решение задач.

1

Решение задач

Решение задач

36/10

Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук»

1

Контр.работа

Контр.работа

37/1

Анализ к/р №3

Однородное и неоднородное магнитное поле.

1

Беседа

Ответы на вопросы

38/2

Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика.

1

Беседа

Решение задач

39/3

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.

1

Беседа

Решение задач

40/4

Магнитный по­ток. Решение задач

1

Беседа, Решение задач,

Решение задач

41/5

Опыты Фарадея. Электромагнитная индук­ция. Лабораторная работа№5 «Изучение явления электромагнитной индук­ции»

1

Эвристическая беседа, исследовательская лабораторная работа

Лаб.работв

42/6

Анализ л/р №5

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

43/7

Магнитное поле. Решение задач

1

Беседа, Решение задач

Решение задач

44/8

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энер­гии на расстояние.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

45/9

Электромагнитное поле

1

Эвристическая беседа

Ответы на вопросы

46/10

Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

47/11

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

48/12

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

Эвристическая беседа

Ответы на вопросы

49/13

Электромагнитная при­рода света. Преломление света. Показатель пре­ломления. Дисперсия света.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

50/14

Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

Эвристическая беседа

тест

51/15

Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

1

Исследовательская лабораторная работа

Лаб.работа

52/16

Анализ л/р №6

Электромагнитное поле. Решение задач

1

Решение задач

Решение задач

53/17

Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле»

1

Контр.работа

Контр.работа

54/1

Анализ к/р №4

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

1

Эвристическая беседа

Ответы на вопросы

55/2

Радиоактивные превращения атомных ядер. Со­хранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

1

Эвристическая беседа

Решение задач

56/3

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Лабораторная работа №7 «Изучение треков заряженных частиц по гото­вым фотографиям»

1

Эвристическая беседа, исследовательская лабораторная работа

Лаборат.работа

57/4

Анализ л/р №7

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел.

Состав атомного ядра, ядерные силы

1

Эвристическая беседа

Решение задач

58/5

Энер­гия связи частиц в ядре.

1

Эвристическая беседа. Решение задач

Решение задач

59/6

Энер­гия связи частиц в ядре. Решение задач.

1

Решение задач

Решение задач

60/7

Деление ядер урана. Цеп­ная реакция.

Лабораторная работа №8 «Изучение деления ядра атома урана по фотог­рафии треков»

1

Эвристическая беседа, исследовательская лабораторная работа

Лаб.работа

61/8

Анализ л/р №8

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

1

Эвристическая беседа

тест

62/9

Дозиметрия. Период полураспада. Закон ра­диоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

1

исследовательская лабораторная работа

Лаб.работа

63/10

Анализ Л/р №9

Строение атома и атомного ядра. Решение задач.

Тест №2 «Строение атома и атомного ядра»

1

Решение задач

тест

64/11

Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра»

1

Контр.работа)

Контр.работа

65/1

Анализ к/р №5

Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел. Работа и мощность. Энергия.

1

повторение

Решение задач

66/2

Законы взаимодействия и движения тел. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества.

1

повторение

Решение задач

67/3

Электрические явления. Электромагнитные явления. Электромагнитное поле.

1

повторение

Решение задач

68/4

Световые явления. Строение атома и атомного ядра.

1

повторение

Решение задач






УМК:

  1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.-3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.

  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В.Иванова. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2002.

Дополнительная литература

  1. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 кл. : Механика. Молекулярная физика. Термодинамика.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2001.

  2. Богатырев А.Н. Электрорадиотехника: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1996.

  3. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. 9-11 классы (Законы сохранения в механике)/ Авт.-сост. В.А. Шевцов - Волгоград: Учитель, 2003.

  4. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. Изд.5-е.-М.: "Илекса", 2004.

  5. Физика в школе. Научный метод познания и обучение /В.Г.Разумовский, В.В.Майер.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

  6. Сборник задач по физике: учеб пособие / Гладкова Р.А., Косоруков А.Л.-2-е изд., испр. И доп.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

  7. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. -М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

Электронные ресурсы

  1. Демонстрационный эксперимент по физике. Физика 7-11 класс.

  2. school-collection.edu.ru/

fcior.edu.ru/

оборудование для лабораторных работ:


  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Приборы и материалы

  1. Направляющая рейка,

  2. Каретка,

  3. Резиновый коврик,

  4. Секундомер.

  1. Измерение ускорения свободного падения.

Приборы и материалы

Миллиметровая лента с метками.

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

Приборы и материалы

  1. Набор пружин с разной жесткостью,

  2. Набор грузов массой 100 г,

  3. Секундомер,

  4. Штатив с муфтой и лапкой.

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Приборы и материалы

  1. Штатив с муфтой и лапкой,

  2. Груз на нити (длина нити 130 см),

  3. Секундомер.

  1. Изучение явления электромагнитной индук­ции.

Приборы и материалы

  1. Миллиамперметр,

  2. Катушка-моток,

  3. Магнит дугообразный,

  4. Источник питания,

  5. Катушка с железным сердечником,

  6. Реостат,

  7. Ключ,

  8. Соединительные провода.

  1. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

Приборы и материалы

  1. Спектральные трубки с гелием, криптоном, неоном,

  2. Источник питания,

  3. Соединительные провода,

  4. Стеклянная пластинка со скошенными гранями,

  5. Лампа с вертикальной нитью накала.

  1. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Приборы и материалы

  1. Фотографии треков заряженных частиц.

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотог­рафии треков.

Приборы и материалы

  1. Фотографии треков заряженных частиц.

  1. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

  1. Дозиметр бытовой,

  2. Инструкция по его использованию.

7

© 2010-2022