- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Форафонтова Е.В. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрена и одобрена
на заседании методического
объединения
Председатель МО
_______/Казанцева Е.В./ «___»__________20___г.
Утверждена
Директор МБОУ
«Ромодановская СОШ №1»
__________/Абросимова Е.А./
«___»___________20___г.
Рабочая программа
учебного курса физики в 9А и 9Б классах
на 2012-2013 учебный год
Составлена учителем физики
Бакулиной Н.А.
20_____г.
Пояснительная записка
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
-
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
«Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы», составитель: В.А. Шевцов (авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин); издательство М.: Дрофа, 2005г.
-
Учебный план МБОУ «Кочуновская ООШ» на 2015-2016 учебный год.
-
Локальный акт МБОУ «Кочуновская ООШ» о рабочей программе.
Основные цели изучения курса физики в 9 классе.
Изучение физики в 9классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
-
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Рабочая программа по физике в 9-м классе составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы», составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов (авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин); издательство М.: Дрофа, 2009г.
Для реализации программы используется учебник: А.В.Перышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», «Дрофа», 2012
Количество часов на год по программе: 70
По плану: 68. Уменьшено количество часов за счет резервных уроков
Место курса в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе : в 9 классе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Так как согласно Устава МБОУ «Кочуновская ООШ» учебный год содержит 34 недели , на физику отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
-
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;,
-
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, диффузию, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы,;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
-
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
-
рационального применения простых механизмов;
-
оценки безопасности радиационного фона.
Тематическое планирование по дисциплине «Физика, 9 класс»
Номер урока по программе
Название
разделов и тем
Количество часов по программе
Количество лабора-торных работ
Количество контрольных работ
Тестирование
1
Законы взаимодействия и движения тел
26
2
2
1
2
Механические колебания и волны. Звук
10
2
1
3
Электромагнитное поле
17
2
1
4
Строение атома и атомного ядра
11
3
1
1
5
Обобщающее повторение курса физики 7-9 классов
4
-
-
Итого
68
9
5
2
Содержание программы
1. Законы взаимодействия и движения тел 26ч.
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
2. Механические колебания и волны. Звук. 10ч.
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
3. Электромагнитные явления 17ч.
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
4. Строение атома и атомного ядра 11ч.
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
5. Обобщающее повторение курса физики 7-9 классов 4 ч.
Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел. Работа и мощность. Энергия. Законы взаимодействия и движения тел. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества. Электрические явления. Электромагнитные явления. Электромагнитное поле. Световые явления. Строение атома и атомного ядра.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Вид урока
Вид самостоятельной работы
Дата проведения
план
факт
1/1
Материальная точка. Система отсчета.
1
Беседа
Ответы на вопросы
2/2
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
1
Эвристическая беседа,
Решение задач
3/3
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Решение задач
1
Эвристическая беседа,
Решение задач
4/4
Прямолинейное равноускоренное движение, мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Решение задач
1
Эвристическая беседа,
Решение задач
5/5
Прямолинейное равноускоренное движение, мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Решение задач
1
Эвристическая беседа,
Решение задач
6/6
Прямолинейное равноускоренное движение, мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Решение задач
1
Эвристическая беседа,
Решение задач
7/7
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
1
Лабораторная работа
Лаб.работа
8/8
Анализ л/р №1
Графики равномерного и равноускоренного движения.
1
Эвристическая беседа
Решение задач
9/9
Графики равномерного и равноускоренного движения. Решение задач
1
Эвристическая беседа
Решение задач
10/10
Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира
1
Лекция
-
11/11
Относительность механического движения. Решение задач
1
Решение задач
Решение задач
12/12
Контрольная работа №1 по теме «Прямолинейное движение»
1
Контр.работа
Контр.работа
13/13
Анализ к/р №1
Инерциальная система отсчета
1
Эвристическая беседа
Работа над ошибками
14/14
Первый, второй и третий законы Ньютона.
1
Беседа
Решение задач
15/15
Первый, второй и третий законы Ньютона. Решение задач.
1
Беседа,
Решение задач
Решение задач
16/16
Первый, второй и третий законы Ньютона. Решение задач
1
Решение задач
Решение задач
17/17
Свободное падение.
Тест №1 «Законы Ньютона»
1
Эвристическая беседа,
тестирование
тест
18/18
Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»
1
Исследовательская лабораторная работа
Лаб.работа
19/19
Анализ л/р №2, теста №1
Невесомость.
1
Эвристическая беседа
Ответы на вопросы
20/20
Закон всемирного тяготения
1
Эвристическая беседа
Решение задач
21/21
Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Решение задач
1
Решение задач
Решение задач
22/22
Импульс. Закон сохранения импульса.
1
Эвристическая беседа
Решение задач
23/23
Реактивное движение
1
Урок-конференция
Решение задач
24/24
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Решение задач.
1
Решение задач
Решение задач
25/25
Законы взаимодействия и движения тел. Решение задач.
1
Решение задач
Решение задач
26/26
Контрольная работа №2 по теме «Законы взаимодействия и движения тел»
1
Контр.работа
Контр.работа
27/1
Анализ к/р №2
Колебательное движение. Колебания груза на пружине.
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»
1
Эвристическая беседа, исследовательская лабораторная работа
Лаб.работа
28/2
Анализ л/р №3
Свободные колебания. Колебательная система. Маятник.
1
Эвристическая беседа
Решение задач
29/3
Амплитуда, период, частота колебаний.
Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»
1
Эвристическая беседа, исследовательская лабораторная работа
Лаб.работа
30/4
Анализ л/р №4
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
1
Эвристическая беседа
Решение задач
31/5
Механические колебания. Решение задач.
1
Решение задач
Решение задач
32/6
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны.
1
Беседа
Ответы на вопросы
33/7
Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
1
Беседа
Решение задач
34/8
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.
1
Беседа
Решение задач
35/9
Механические волны. Звук. Решение задач.
1
Решение задач
Решение задач
36/10
Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук»
1
Контр.работа
Контр.работа
37/1
Анализ к/р №3
Однородное и неоднородное магнитное поле.
1
Беседа
Ответы на вопросы
38/2
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
1
Беседа
Решение задач
39/3
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.
1
Беседа
Решение задач
40/4
Магнитный поток. Решение задач
1
Беседа, Решение задач,
Решение задач
41/5
Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Лабораторная работа№5 «Изучение явления электромагнитной индукции»
1
Эвристическая беседа, исследовательская лабораторная работа
Лаб.работв
42/6
Анализ л/р №5
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
1
Эвристическая беседа
Решение задач
43/7
Магнитное поле. Решение задач
1
Беседа, Решение задач
Решение задач
44/8
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
1
Эвристическая беседа
Решение задач
45/9
Электромагнитное поле
1
Эвристическая беседа
Ответы на вопросы
46/10
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
1
Эвристическая беседа
Решение задач
47/11
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.
1
Эвристическая беседа
Решение задач
48/12
Принципы радиосвязи и телевидения.
1
Эвристическая беседа
Ответы на вопросы
49/13
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света.
1
Эвристическая беседа
Решение задач
50/14
Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
1
Эвристическая беседа
тест
51/15
Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»
1
Исследовательская лабораторная работа
Лаб.работа
52/16
Анализ л/р №6
Электромагнитное поле. Решение задач
1
Решение задач
Решение задач
53/17
Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле»
1
Контр.работа
Контр.работа
54/1
Анализ к/р №4
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.
Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
1
Эвристическая беседа
Ответы на вопросы
55/2
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
1
Эвристическая беседа
Решение задач
56/3
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Лабораторная работа №7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
1
Эвристическая беседа, исследовательская лабораторная работа
Лаборат.работа
57/4
Анализ л/р №7
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел.
Состав атомного ядра, ядерные силы
1
Эвристическая беседа
Решение задач
58/5
Энергия связи частиц в ядре.
1
Эвристическая беседа. Решение задач
Решение задач
59/6
Энергия связи частиц в ядре. Решение задач.
1
Решение задач
Решение задач
60/7
Деление ядер урана. Цепная реакция.
Лабораторная работа №8 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»
1
Эвристическая беседа, исследовательская лабораторная работа
Лаб.работа
61/8
Анализ л/р №8
Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
1
Эвристическая беседа
тест
62/9
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»
1
исследовательская лабораторная работа
Лаб.работа
63/10
Анализ Л/р №9
Строение атома и атомного ядра. Решение задач.
Тест №2 «Строение атома и атомного ядра»
1
Решение задач
тест
64/11
Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра»
1
Контр.работа)
Контр.работа
65/1
Анализ к/р №5
Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел. Работа и мощность. Энергия.
1
повторение
Решение задач
66/2
Законы взаимодействия и движения тел. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества.
1
повторение
Решение задач
67/3
Электрические явления. Электромагнитные явления. Электромагнитное поле.
1
повторение
Решение задач
68/4
Световые явления. Строение атома и атомного ядра.
1
повторение
Решение задач
УМК:
-
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.-3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.
-
Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В.Иванова. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2002.
Дополнительная литература
-
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 кл. : Механика. Молекулярная физика. Термодинамика.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2001.
-
Богатырев А.Н. Электрорадиотехника: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1996.
-
Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. 9-11 классы (Законы сохранения в механике)/ Авт.-сост. В.А. Шевцов - Волгоград: Учитель, 2003.
-
Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. Изд.5-е.-М.: "Илекса", 2004.
-
Физика в школе. Научный метод познания и обучение /В.Г.Разумовский, В.В.Майер.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
-
Сборник задач по физике: учеб пособие / Гладкова Р.А., Косоруков А.Л.-2-е изд., испр. И доп.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
-
Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. -М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
Электронные ресурсы
-
Демонстрационный эксперимент по физике. Физика 7-11 класс.
-
school-collection.edu.ru/
fcior.edu.ru/
оборудование для лабораторных работ:
-
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Приборы и материалы
-
Направляющая рейка,
-
Каретка,
-
Резиновый коврик,
-
Секундомер.
-
Измерение ускорения свободного падения.
Приборы и материалы
Миллиметровая лента с метками.
-
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
Приборы и материалы
-
Набор пружин с разной жесткостью,
-
Набор грузов массой 100 г,
-
Секундомер,
-
Штатив с муфтой и лапкой.
-
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Приборы и материалы
-
Штатив с муфтой и лапкой,
-
Груз на нити (длина нити 130 см),
-
Секундомер.
-
Изучение явления электромагнитной индукции.
Приборы и материалы
-
Миллиамперметр,
-
Катушка-моток,
-
Магнит дугообразный,
-
Источник питания,
-
Катушка с железным сердечником,
-
Реостат,
-
Ключ,
-
Соединительные провода.
-
Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
Приборы и материалы
-
Спектральные трубки с гелием, криптоном, неоном,
-
Источник питания,
-
Соединительные провода,
-
Стеклянная пластинка со скошенными гранями,
-
Лампа с вертикальной нитью накала.
-
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Приборы и материалы
-
Фотографии треков заряженных частиц.
-
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Приборы и материалы
-
Фотографии треков заряженных частиц.
-
Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
-
Дозиметр бытовой,
-
Инструкция по его использованию.
7