Модульно-компетентностный подход при организации лабораторных работ по физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модульно-компетентностный подход при организации лабораторных работ по физике.

Коробкова Г.П.

г.Комсомольск-на-Амуре

КГБ ПОУ

«Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»

В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.

Одним из направлений деятельности преподавателя является направление формирования у студентов навыков самостоятельной практической работы, в частности лабораторной работы. Использование модульной технологии позволяет поэтапно (модульно) организовать познавательный процесс учащихся. Модульное обучение - это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому студенту выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Данная технология предполагает, что учащийся должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт, а затем применять его при выполнении лабораторной работы. Преподаватель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся. В тоже время, в процессе обучения физике должны формироваться и профессиональные компетенции, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Такого рода компетенции формируются только за счет профильной составляющей, которая является неотъемлемой частью лабораторной работы

Компетентность - это результат подготовки человека для выполнения деятельности в определенных областях.

Для того, чтобы выпускник, был компетентным в своей области производства, необходимо поэтапное комплексное формирование компетенций, которые представляет собой открытую систему, включающую компоненты, взаимодействующие между собой, которые актуализируются и обогащаются в деятельности по мере возникновения реальных жизненных проблем, с которыми сталкивается выпускник на производстве и в реальной жизни.

Одна из главных проблем СПО недостаточность практических умений и навыков у студентов т.е. теоретические знания преобладают над практическими

Чтобы сформировать их необходимо тренироваться, получая эти навыки постепенно в процессе движения по вертикали, получая комплексную подготовку на каждом курсе ( по горизонтали).

Учитывая направленность определенного профессионального модуля и индивидуализации обучения, необходимо способствовать формированию исследовательских умений на лабораторных и практических работах по физике.

Многие студенты выполняют лабораторные работы механически, не задумываясь над смыслом выполнения экспериментального исследования, над содержанием своих действий, их логикой необходимостью, не умеют их обосновать.

Смысловые аспекты в лабораторных работах затрагиваются мало. Работа в микрогруппе из двух человек должна формировать у учащихся навыки коммуникации, обучать распределению обязанностей, чего часто не происходит (в лучшем случае - один студент выполняет эксперимент, другой записывает). Преподаватели в качестве причин этого отмечают стремление учащихся действовать с подсказкой, неумение работать быстро, недостаточность теоретических знаний, нехватку оборудования и, как следствие, неумение работать с ним и т.п.

Лабораторный эксперимент используется от случая к случаю, что не позволяет в достаточной мере формировать умения как получать информацию. Как грамотно оформлять техническую документацию.

Компетенция

Методика формирования компетенции

Ценностно-смысловая

Компетенция

.Цель: осмысленная

организация собственной

деятельности,

уметь выбирать целевые

установки своих действий

и поступков

1.перед выполнением лабораторной работы предлагается ознакомиться с теоретическим материалом к данной работе

2.сформулировать вопросы начинающиеся со слов

«почему?», «зачем?», «в чем причина?», «как устроено?», «как делать?»

из прозвучавших вопросов можно сформулировать цели лабораторной работы

3.указать личностную .значимость знаний умений и навыков, которые будут формироваться на

данной лабораторной работе

Общекультурная компе­

тенция.

Цель: осознание роли

науки физики в жизни

человека, ее влияние на

мир, начало освоения

учеником научной карти­

ны мира (понятие об

явлениях, вещества и телах)

1.указывается практическая значимость изучаемого материала

2.профессиональная значимость знаний умений и навыков, формируемых на данной лабораторной работе

Учебно-познавательная

компетенция.

Цель: формирование

общеучебных умений и

навыков,

развитие навыков иссле­

довательской деятельно­

сти, воспитание интереса

к физике

1.По результатам тестирования производиться дифференциация

Практических заданий модуля на обязательный и повышенный

уровень

2.В активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении

нии физики велика роль эксперимента, поэтому необходимо уделять достаточно внимания решению экспериментальных задач на

лабораторной работе

3.Использование лабораторных работ позволяет организовать продуктивную деятельность студентов

(так как перед студентами всегда есть план деятельности -

при этом ускоряются темпы формирования

экспериментальных,практических умений и повышается уровень их сформированности

Общепрофессиональная компетенция

Цель: умение студентов проводить физический эксперимент, формирование

умений самостоятельно

отбирать, обрабатывать и рассчитывать результаты физического эксперимента

осознавать ценность физического эксперимента для познания природы и развития техники.

1.Формирование компетенции производится,посредством выполнения эксперимента

2.Работая с лабораторным оборудованием студенты знакомятся с методом моделирования в науке вообще и в частности в физике, что способствует формированию не только общих, но и профессиональных компетенций

3.Имеющийся справочный и теоретический материал, способствует формированию составляющей информационной компетентности, связанной

с поиском информации.

4.На такой лабораторной работе учащиеся приобретают навыки

сознательного и рационального использования справочной материалов по физике для применения их в различных сферах человеческой жизни

Принципы модульного обучения, включают в себя системность, структурного единства: общепрофессиональных, специальных, естественно научных и общеобразовательных дисциплин.

1.Для более эффективной организации выполнения лабораторных работ по физике, на основе компетентностного подхода,

необходимо добавить принципы методического сопровождения

(к каждой лабораторной работе должны быть разработаны методические рекомендации с учетом ключевых компетенций профессионального модуля), компетентностно значимых содержания и способов деятельности

материал должен способствовать формированию ключевых компетенций в специально организованной деятельности и с использованием специальных заданий

на переформулированные цели, на сопоставление результатов реального эксперимента,

на взаимопроверку и т.п. и способов их выполнения - по алгоритму, использование реального эксперимента)

2. само умение формируется преимущественно в ходе выполнения лабораторных работ, но основы его закладываются и при проведении демонстрационного эксперимента. В состав обобщенного умения проводить физический эксперимент входят частные умения (действия): формулировать цель эксперимента, выдвигать гипотезу; проектировать эксперимент; планировать эксперимент; работать с приборами; собирать установку работать с виртуальной моделью; наблюдать и собирать данные; рассчитывать погрешности, устанавливать связи, формулировать выводы; оформлять отчет.

Некоторые из перечисленных умений тесно связаны с учебно познавательной и информационной, а также коммуникативной и ценностно-смысловой ключевыми компетенциями студентов

Таким образом, можно говорить о вкладе лабораторных работ по физике в формирование умения проводить физический эксперимент и ключевых компетенций.

Модель лабораторной работы

Название блока

№ УЭ

Функции блока

Блок

предварительного обобщения

УЭ0

постановка проблемы, на решение которой направлена лабораторная работа;

системное представление структуры данной лабораторной работы

Блок входа

(входной контроль)

УЭ1

допуск к лабораторной работе через актуализацию тех опорных знаний, умений и навыков, которые необходимы для усвоения данной работы. (теоретический минимум)

Блок

эксперимента

УЭ2

изложение основного содержания данной лабораторной работы в бланке лабораторной работы;

формирование и развитие профессионально грамотной речи

Формирование и развитие компонентов экспериментального умения и навыка.

Теоретический

блок

УЭ3

обобщение содержания теоретического материала данной лабораторной работы предоставление дополнительного и справочного материала по теме.

выполнение расчетной части;

Блок выхода

(выходной контроль)

УЭ4

  • обучающая;

  • контролирующая;

  • обратной связи.

По итогам лабораторной работы, как и всего курса, формируются в основном общие компетенции и создаются условия для формирования некоторых профессиональных компетенций, например, способность понимать и применять в прикладной деятельности современный математический аппарат, умением понять поставленную задачу и формулировать результат.

Главный результат применения данной технологии заключается в том. Что деятельность по выполнению физического эксперимента трансформируется из репродуктивно-воспроизводящей деятельности в профессионально направленную деятельность, носящую творческий, исследовательский характер это обеспечивает формированию общепрофессиональных компетенций, в которых студент может решать разнообразные задачи практической деятельности, т.е. способствует реализации компетентностного подхода.

Литература

  1. Дмитриева В.Ф Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций.- М.: издательский центр «Академия», 2015. - 25с

  2. Модульно-компетентностный подход и его реализация в профессиональм образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции (12 марта 2011 года) / Отв. ред. Н.В.Горшенина - Оренбург: ГБОУ СПО «ОГК», 2012 - 178 с,с.32

© 2010-2022