- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа разработана на основе примерной программы, имеет все темы согласно ФГОС
Рабочая программа разработана на основе примерной программы, имеет все темы согласно ФГОС
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лисник Л.В. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Краевое государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум имени П.И. Сюзева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине
ОДП.12 «ФИЗИКА»
для специальностей 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,
13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины физика Автор: Пентин А.Ю., кандидат физико-математических наук, одобрена Директором ФГУ «Федеральный институт развития образования» Ф.Ф. Харисов от 10 апреля 2008г. и директором Департамента государственной политики нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко от 16 апреля 2008г.
Организация - разработчик: КГАОУ СПО «Добрянский гуманитарно-
технологический техникум им. П. И. Сюзева»
Разработчик: Лисник Любовь Васильевна, преподаватель высшей категории
Добрянского гуманитарно-технологического техникума
Рассмотрено и Одобрено на заседании методического совета техникума
Протокол № _________ от «______» ____________________2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 21
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 27
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной для специальностей 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)». Рабочая программа рассмотрена предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Физика» входит в блок общеобразовательных дисциплин, изучаемых на 1и 2 курсах СПО.
1.3.Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
знать: основы разделов физики «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика», «Атомная и ядерная физика»;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации; исследовательской и проектной деятельности, методами лабораторного исследования зависимостей физических величин,
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
-
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Содержание дисциплины имеет межпредметные связи с дисциплинами общепрофессионального цикла - техническая механика, электротехника и электроника.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 254часов
для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» обязательная аудиторная учебная нагрузка 169 часов;
самостоятельная работа обучающегося 85 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
254
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
169
в том числе:
практические занятия по решению задач
Лабораторно-практических работ
26
Самостоятельная работа обучающегося (всего):
85
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов, сообщений, рефератов, работа с научно-популярными и техническими текстами, оформление отчетов по лабораторным работам, выполнение письменных расчетных заданий и упражнений, подготовка к тестированию по темам.
Итоговая аттестация в форме
экзамен за первый и второй курс обучения
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
2
Раздел 1. МЕХАНИКА: Кинематика, Динамика, Статика.
24
Тема 1.1
Механическое движение
Содержание учебного материала:
3
2
1
Механическое движение. Относительность механического движения. Системы отсчета.
Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. Домашняя самостоятельная работа по расчету характеристик движения. Упражнение №1 ФИЗИКА 9 кл
2
Тема 1.2
Виды механического движения
Содержание учебного материала:
2
2
1
Виды движения (равномерное, равноускоренное).
График скорости, график движения, график ускорения.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий. Домашняя самостоятельная работа по расчету характеристик движения по графикам движения.
Упражнение №2
1
Тема 1.3
Движение по окружности.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме.
1
Тема 1.4 Взаимодействие тел.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Взаимодействие тел. Сила, масса.
Лабораторная работа
1
1
Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета.
1
Тема 1.5
Законы динамики Ньютона.
Содержание учебного материала:
3
2
1
Законы динамики Ньютона.
1
2
Закон всемирного тяготения.
1
3
Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Невесомость.
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. Упражнение №3
1
Тема 1.6
Импульс, закон сохранения импульса.
Содержание учебного материала:
1
2
1
Закон сохранения импульса и реактивное движение.
1
Лабораторная работа
1
2
Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета. Упражнение №4
2
Тема 1.7
Энергия. Работа.
Содержание учебного материала:
1
2
1
Виды механической энергии. Закон сохранения механической энергии.
Работа и мощность.
Лабораторная работа
2
3
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
1
4
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. Упражнение №5
2
Тема 1.8 Механические колебания.
Содержание учебного материала:
1
2
1
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания.
Резонанс.
Лабораторная работа
1
5
Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме.
1
Тема 1.9 Механические волны.
Содержание учебного материала
2
2
1
Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны.
Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета. Подготовка к зачету и итоговой контрольной работе. Домашняя практическая работа по теме «Графические задачи по механике» Подготовка к тестированию по теме «Механика».
3
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «МЕХАНИКА»
2
Раздел 2. Молекулярная физика
33
Тема 2.1
Основные положения молекулярно-кинетической теории.
Содержание учебного материала
3
2
1
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества.
1
2
Масса и размеры молекул.
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.
2
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, составление таблицы. Упражнение №1 Физика 10 кл
2
Тема 2.2
Идеальный газ.
Содержание учебного материала
3
2
1
Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.
1
2
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.
2
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Упражнение №2
1
Тема 2.3
Температура.
Содержание учебного материала:
3
2
1
Тепловое движение. Измерение температуры.
1
2
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Шкала абсолютных температ ур.
2
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, решение задач. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. Упражнение №3
1
Тема 2.4
Уравнение состояния идеального газа.
Содержание учебного материала:
4
2
1
Уравнение Менделеева - Клапейрона.
2
2
Изопроцессы. Газовые законы.
2
Лабораторная работа
1
6
Опытная проверка газовых законов.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, решение задач, составление отчета по л.р. Упражнение №4
2
Тема 2.5
Испарение и конденсация.
Содержание учебного материала
2
2
1
Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
Лабораторная работа
1
7
Измерение влажности воздуха.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета.
1
Тема 2.6
Капиллярные явления.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Поверхностное натяжение и смачивание. Капиллярные явления.
Лабораторная работа
1
8
Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета.
2
Тема 2.7
Твердые тела.
Содержание учебного материала:
3
2
1
Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Деформация твердых тел.
1
2
Закон Гука. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.
2
Лабораторная работа
1
9
Определение модуля упругости резины. Расчеты погрешностей лабораторных работ.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной
литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета.
Упражнение №6
2
Тема 2.8
Внутренняя энергия.
Содержание учебного материала:
1
2
1
Внутренняя энергия.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной
литературы. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. Упражнение №9
1
Тема 2.9
Работа газа.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Работа газа в термодинамике.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Решение задач. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. Упражнение №10
1
Тема 2.10
Количество теплоты.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме.
1
Тема 2.11
Первый и второй закон термодинамики.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Второй закон термодинамики.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. Упражнение №11
1
Тема 2.12
Тепловые двигатели.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Тепловые двигатели. Принцип их действия.
Коэффициент полезного действия. Охрана окружающей среды.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Работа по составлению обобщающих таблиц по теме.
Рефераты по теме «Тепловые двигатели», «Экологические проблемы использования ТД», « Пермская ГРЭС» Домашняя практическая работа по теме «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА» Подготовка к тестированию по теме «Молекулярная физика».
3
Раздел 3. Электродинамика
70
Тема 3.1
Электрический заряд.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Взаимодействие заряженных тел.
Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Рефераты по теме «Электростатические явления в профессии автомеханика», «Работа ксерокопировальной техники»
1
Тема 3.2 Электрическое поле
Содержание учебного материала:
3
2
1
Электрическое поле. Напряженность поля.
1
2
Принцип суперпозиции электрических полей.
2
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Домашняя практическая работа по теме «Принцип суперпозиции» Упражнение №12
2
Тема 3.3
Проводники и диэлектрики в электрическом поле
Содержание учебного материала:
2
2
1
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами, составление обобщающих таблиц.
1
Тема 3.4
Электрическая емкость.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Электрическая емкость. Конденсатор. Виды конденсаторов.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, . Работа с учебными и научно-популярными текстам с техническими словарями и справочниками. Подготовка презентации по теме «Типы конденсаторов»
1
Тема 3.5
Работа электрического поля.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Работа электрического поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Домашняя практическая работа по теме «Работа электрического поля» Подготовка к тестированию по теме «Электростатика». Упражнение №13
2
Тема 3.6
Постоянный электрический ток.
Содержание учебного материала:
1
2
1
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
Лабораторная работа
1
10
Изучение закона Ома для участка цепи.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Подготовка справочных таблиц.
1
Содержание учебного материала:
1
2
Тема 3.7
Электрические цепи.
1
Последовательное и параллельное соединения проводников.
Лабораторная работа
1
11
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.8
Закон Ома для полной цепи.
Содержание учебного материала:
3
2
1
ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи.
Лабораторная работа
1
12
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.9.
Работа и мощность электрического тока.
Содержание учебного материала:
1
2
1
Работа постоянного тока. Мощность постоянного тока.
Лабораторная работа
1
13
Определение мощности и работы электрического тока.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Подготовка к тестированию по теме «Постоянный электрический ток»
2
ЭКЗАМЕН ЗА ПЕРВЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Тема3.10 Электрический ток в металлах.
Содержание учебного материала:
1
3
1
Электрический ток в металлах.
Лабораторная работа
1
14
Снятие ВАХ металлов.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.11 Электрический ток в вакууме.
Содержание учебного материала:
1
3
1
Электрический ток в вакууме.
Лабораторная работа
1
15
Снятие ВАХ вакуумных приборов.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.12
Электрический ток в полупроводниках
Содержание учебного материала:
1
3
1
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Лабораторная работа
1
16
Снятие ВАХ полупроводникового п-р перехода.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
2
Тема 3.13
Электрический ток в жидкостях.
Содержание учебного материала:
1
3
1
Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Закон электролиза.
Лабораторная работа
1
17
Исследование проводимости жидкости.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Рефераты по теме «Применение электролитического метода для покраски автомобилей», «Применение электролиза для получения чистых металлов», Подготовка к тестированию по теме «Электрический ток в различных средах».
2
Тема 3.14
Магнитное поле тока.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Модуль вектора магнитной индукции.
Лабораторная работа
1
18
Изучение магнитного поля тока.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Подготовка справочных таблиц.
1
Тема 3.15
Сила Ампера. Сила Лоренца.
Содержание учебного материала:
1
2
1
Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Лабораторная работа
1
19
Изучение треков заряженных частиц, движущихся в магнитном поле.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами Подготовка к тестированию по теме «Магнитное поле тока»
2
Тема 3.16
Электромагнитная индукция
Содержание учебного материала:
2
2
1
Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Направление индукционного тока.
Лабораторная работа
1
20
Изучение явления электромагнитной индукции.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.17
Закон электромагнитной индукции.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Электродинамический микрофон.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.18 Самоиндукция.
Содержание учебного материала
2
2
1
Самоиндукция. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Подготовка к тестированию по теме «Электромагнитная индукция»
2
Тема 3.19
Свободные и вынужденные колебания.
Содержание учебного материала.
4
2
1
Свободные и вынуждённые электромагнитные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Колебательный контур.
2
2
Гармонические колебания. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Уравнение, описывающие процессы в колебательном контуре.
2
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.20 Переменный электрический ток.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Переменный электрический ток. Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.21
Нагрузки в цепи переменного тока.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока
Лабораторная работа
1
21
Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока.
Лабораторная работа
1
22
Измерение индуктивности катушки.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной
литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Подготовка рефератов. Рефераты по теме «История открытия электромагнитной индукции», «Применение явления самоиндукции», «Трансформаторы», «Производство электроэнергии», «Передача электроэнергии».
1
Тема 3.22 Производство и передача электроэнергии.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.
«Производство, передача и использование электроэнергии в России».
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной
литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Подготовка рефератов.
1
Тема 3.23
Волновые явления.
Содержание учебного материала
2
2
1
Волновые явления. Длина волны. Скорость волны. Уравнение бегущей волны. Электромагнитные волны и их экспериментальное обнаружение. Плотность потока электромагнитного излучения.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.24 Принципы радиосвязи.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. Детектирование и модуляция. Свойства электромагнитных волн.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Доклад по теме «Электромагнитные волны и их использование для передачи информации». Подготовка к тестированию по теме «Электромагнитные волны»
2
Тема 3.25
Волновые свойства света.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Волновые принципы Гюйгенса. Оптика и скорость света.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной
литературы.
1
Тема 3.26 Доказательство закона отражения и преломления света.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Отражение света. Преломление света. Полное отражение.
Лабораторная работа
2
23
Определение показателя преломления стекла.
1
24
Изучение распределения энергии в преломленном и отраженном луче
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, обработка результатов лабораторной работы.
1
Тема 3.27
Дисперсия света
Содержание учебного материала:
2
2
1
Дисперсия света.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы
1
Тема 3.28 Интерференция света.
Дифракция света
Содержание учебного материала:
4
2
1
Интерференция света. Применение интерференции. Дифракция света. Дифракционная решётка.
Лабораторная работа
1
25
Изучение интерференции и дифракции света.
Лабораторная работа
1
26
Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы
1
Тема 3.29 Поляризация света.
Содержание учебного материала:
3
2
1
Поляризация света. Поперечность световых волн и электромагнитная теория света.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Подготовка к тестированию по теме «Волновая оптика»
2
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРОДИНАМИКА»
2
Раздел 4. Квантовая физика.
24
Тема 4.1 Излучения и спектры
Содержание учебного материала:
3
2
1
Виды излучений. Источники света. Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ.
2
2
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений.
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 4.2 Фотоэффект
Содержание учебного материала:
3
2
1
Основные положения квантовой физики. Фотоэффект.
2
Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта давление света.
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 4.3 Химическое действие света.
Давление света.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Химическое действие света. Давление света.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 4.4 Строение атома.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Опыты Резерфорда. Строение атома. Теории Бора и её трудности. Лазеры.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 4.5 Радиоактивность.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Открытие радиоактивности. Альфа -, бета -,гамма-излучения. Радиоактивные превращения.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 4.6 Закон радиоактивного распада.
Содержание учебного материала:
3
2
1
Закон радиоактивного распада. Изотопы.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 4.7 Строение атомного ядра.
Содержание учебного материала:
3
2
1
Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 4.8 Ядерные реакции.
Содержание учебного материала:
3
2
1
Ядерные реакции. Деление ядер урана и цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, Рефераты по теме « Излучения и спектры», «Радиоактивность», «Применение ядерной энергии», «Применение радиоактивных изотопов»,
«Биологическое действие излучений»
1
Тема 4.9 Применение ядерной энергии.
Содержание учебного материала:
3
2
1
Урок - конференция по теме « Применение ядерной энергии. Получение изотопов». Биологическое действие радиоактивных излучений.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Подготовка к тестированию по теме «Квантовая физика»
2
Раздел 5. Элементы астрофизики.
10
Содержание учебного материала:
4
1
Тема 5.1 Солнечная система.
1
Солнечная система. Планеты Солнечной системы.
2
Законы Кеплера.
2
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 5.2 Звезды.
Содержание учебного материала:
2
1
1
Солнце. Строение Солнца. Строение звезд. Эволюция звезд.
Энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 5.3 Галактики.
Содержание учебного материала:
2
1
1
Звездные скопления. Галактики. Виды Галактик.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 5.4 Вселенная.
Содержание учебного материала:
2
1
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Подготовка к тестированию по теме «Элементы астрофизики»
1
Экзамен за 2 курс обучения
Всего
254(169+85)
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета с ПК «Кабинет-лаборатория физики и междисциплинарных курсов».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- MS Office .
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная
-
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. - М., 2005.
-
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. - М., 2005.
-
Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. - М., 2001.
-
Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. - М., 2001.
-
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. - М., 2003.
-
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. - М., 2003.
-
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2005.
-
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2003.
-
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. - М., 2003.
-
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. - М., 2003.
Дополнительная
-
Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10-11: Книга для учителя. - М., 2004.
-
Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., 2001.
-
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. - М., 2006.
-
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. - М., 2002.
-
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М., 2006.
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. - М., 2004.
Интернет - ресурсы
1.researcher.ru/ интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
2.1september.ru/ издательский дом «Первое сентября»
3.it-n.ru/ сеть творческих учителей
4.en.edu.ru естественно-научный портал
5.km.ru мультипортал KM.RU
6.vschool.ru/ Виртуальная школа KM.ru
-
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
Объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли;
свойства газов, жидкостей и твердых тел;
свойства электрического тока
электромагнитную индукцию,
магнитное поле тока
распространение электромагнитных волн;
волновые свойства света;
излучение и поглощение света атомом;
фотоэффект;
Домашние самостоятельные работы,
лабораторные работы №1-5
лабораторные работы №6-9
лабораторные работы №10-15
лабораторные работы №16-20
лабораторные работы №21-26
Делать выводы на основе экспериментальных данных;
лабораторные работы №1-26
Защита тем на конференциях.
Работы по защите творческих проектов, докладов и рефератов.
Работа с научно-популярными и учебными текстами отражена в тематике самостоятельных работ.
Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Работа по электронным тестам. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения лабораторных работ№1-26. Текущий контроль в форме защиты лабораторных заданий.
Качество оформления отчетов по лабораторно практическим занятиям.
Правильность и логичность составленных выводов.
Применять полученные знания для решения физических задач;
Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
Измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
-
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Домашние самостоятельные работы.
Работа по электронным тестам.
Знания:
Знать смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
Работа по электронным тестам. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения лабораторных работ и практических занятий.
Текущий контроль в форме защиты лабораторных заданий.
Качество оформления отчетов по лабораторно - практическим занятиям.
Правильность и логичность составленных выводов.
понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
Знать определение физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики
Работа с текстами и электронными текстами
Физические развивающие игры: лото, домино.
Выступления на конференциях и семинарах.
Составление рефератов и докладов, выделение основных положений в тексте.
-
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
Объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
Домашние работы, практические работы, самостоятельные и контрольные работы по темам.
Работа по электронным тестам. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения лабораторных работ и практических занятий.
Текущий контроль в форме защиты лабораторных занятий.
Качество оформления отчетов по лабораторно практическим занятиям.
Правильность и логичность составленных выводов.
Формы контроля знаний: текущий, тематический, рубежный, промежуточная аттестация.
Методы контроля: устный опрос, технический диктант, контрольная работа, тестирование.
Делать выводы на основе экспериментальных данных;
Практические, лабораторные работы
Защита темы на конференциях.
Работы по защите творческих проектов.
Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Домашние работы, практические работы, самостоятельные и контрольные работы по темам.
Работа по электронным тестам. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения лабораторных работ и практических занятий.
Текущий контроль в форме защиты лабораторных занятий.
Качество оформления отчетов по лабораторно практическим занятиям.
Правильность и логичность составленных выводов.
Формы контроля знаний: текущий, тематический, рубежный, промежуточная аттестация.
Методы контроля: устный опрос, технический диктант, контрольная работа.
Применять полученные знания для решения физических задач;
Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
Измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
-
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Домашние работы, практические работы, самостоятельные и контрольные работы по темам.
Работа по электронным тестам.
Работа с учебными и научно популярными текстами.
Знания:
Знать смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
Применение математических уравнений законов для решения задач, выполнения проектных работ, оформления рефератов и докладов.
понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
Знать определение физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики
Работа с текстами .
Физические развивающие игры: лото, домино.
Выступления на конференциях и семинарах.