Рабочаяя программа и ктп 8 класс физика С. В. Громов 2 часа

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Пояснительная записка 8 класс

Статус документа

Рабочая программа предназначена для работы1классах общеобразовательной школы и составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004г;

- федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г;

-федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст. 12; ч.7 ст.28; ст.30; п.5 ч. 3 ст. 47; п. 1ч. 1 ст. 48);

Программа ориентирована на использование учебника С.В. Громовым «Физика-8». Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) в 8 классе

Структура документа

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа по физике включает разделы: пояснительную записку; цели изучения физики, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, литературу.

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 час (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Основное содержание (70 час)

Механические явления (39 час)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

Явление инерции. Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

Механические волны. Длина волны. Звук.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Равноускоренное движение.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Направление скорости при равномерном движении по окружности.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Механические колебания.

Механические волны.

Звуковые колебания.

Лабораторные работы и опыты

Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

Изучение движения конического маятника.

Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

Изучение колебаний нитяного маятника.

Тепловые явления (29 час)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины

Лабораторные работы и опыты

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

Измерение влажности воздуха

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики ученик 8 класса должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов.

Литература

  1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений - 2 изд.- М., Просвещение, 2007.

  2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс- 3 изд, переработ и дополн. М.:ВАКО, 2004

  3. Сборник задач по физике В.И.лукашик М: «Просвещение»,2001г.

  4. КИМ физика 8 класс, М.: «ВАКО»2016г.


Оборудование;

1.Желоб

2. Железные шарики

3.Штатив с муфтой и лапкой

4. Деревянная дощечка

5. Деревянный брусок

6.Набор грузов

7.Калориметр

8.Измерительный цилиндр

9. Термометр.

10. Модель двигателя

11. Камертон



Календарно - тематическое планирование по физике в 8 классе.




Ур.

Ур.

по т.

Тема урока.

Основное содержание.

Задачи урока.

Демонстрации.

Лабораторные работы и

опыты. Контроль

дата




Кинематика

(10 ч).


7.09-6.10

1.

1.

Механика - наука о движении.


Знакомство с одним из важнейших разделов физики.

ЗН основные понятия.

Движение тел по наклонной плоскости. Относительность движения тел.



2.

2.

Ускорение.

Познакомиться с понятием ускорения - важнейшей характеристикой равно-

ускоренного движения.

Движение тележки с капельницей по наклонной плоскости.



3.

3.

Скорость при равноускоренном движении.

ЗН формулу для нахождения ускорения и скорости.

УМ решать задачи.


Движение монеты по деревянной линейке.


4.

4.

Путь в равноускоренном движении.

ЗН формулу пути.

УМ решать задачи.

Движение тел по наклонному желобу.



5.

5.

Л.р. № 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

Развитие навыков работы с физическим оборудованием.


Л.р. № 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»


6.

6.

Равномерное движение тела по окружности.

Изучить один из простейших видов криволинейного движения- движение тела по окружности.

Движение шарика по закругленному желобу.

Сброс тела с вращающегося диска.


7.

7.

Период и частота обращения.

ЗН определения и формулы.

УМ решать задачи.




8.

8.

Л.р. № 2 «Изучение движения конического маятника».

Практическое изучение равномерного движения по окружности.


Л.р. № 2 «Изучение движения конического маятника».


9.

9.

Решение задач по теме

«Кинематика»

ЗН изученные формулы.

УМ решать задачи.


Д.к.р.


10.

10.

К.р. № 1 по теме

«Кинематика».

Проверить знания по теме.


К.р. № 1

.6.10




Динамика

(15 ч.)


12-10-30.11

11.

1.

Первый закон Ньютона.

Знакомство с новым разделом механики - динамикой; изучение

содержания Первого закона Ньютона.

Движение шара по гладкой горизонтальной опоре.

Взаимодействие тел с опорами и подвесами.


12.

2.

Второй закон Ньютона.

ЗН суть и формулу второго закона Ньютона.

УМ решать задачи.

Взаимодействие магнитной стрелки компаса с постоянными магнитами.

Взаимодействие бруска со сжатой пружиной.


13.

3.

Третий закон Ньютона.

ЗН, что при взаимодействии тела с равной силой действуют друг на друга.

УМ решать задачи.

Опыт с тележками, соединенными пружиной.

Упругое соударение шаров.


14.

4.

Решение задач на законы Ньютона.

ЗН формулировки законов и формулы.

УМ решать задачи.

Опыт с сосудом на весах - по домашней задаче 63.



15.

5.

Л.р. № 3 «Измерение силы трения скольжения»

Отработка практических навыков при работе с лабораторным оборудованием.


Л.р. № 3 «Измерение силы трения скольжения»


16.

6.

Виды сил.

Систематизировать знания.

УМ решать задачи.




17.

7.

Импульс тела.

ЗН определение импульса.

УМ решать задачи.

Упругое столкновение шаров разной массы.



18.

8.

Закон сохранения импульса.

ЗН суть закона сохранения импульса.

УМ применять его к решению задач.

Взаимодействие двух одинаковых шаров, подвешенных на нитях.



19.

9.

Реактивное движение.

Ознакомиться с особенностями и характеристиками реактивного движения, историей его развития.

Схема реактивного движения на плакатах.

Движение воздушного шарика при выходе из него воздуха.


20.

10.

Развитие ракетной техники

Проверка знаний по темам.

«Законы Ньютона», «Импульс», «Реактивное

движение». (Тест).

Познакомиться с историей развития ракетной техники в мире и в России.

Проверить знания по темам.

Плакаты и слайды.

Макет «Водяная ракета»

Тест.


21.

11.

Энергия.

Иметь понятие о кинетической, потенциальной и полной энергии как характеристик механических систем.

УМ применять формулы к решению задач.

Взаимодействие движущегося шара с неподвижным бруском; движение бруска под действием силы упругости сжатой пружины.



22.

12.

Закон сохранения энергии.

Знать физическое содержание закона.

УМ решать задачи.

Свободное падение теннисного шарика на упругую опору.



23.

13.

Использование энергии движущейся воды и ветра.

Изучить возможности применения закона сохранения энергии в технике и быту.

Плакаты и таблицы «Устройство ГЭС и ветровых станций».



24.

14.

Решение задач.

Подготовка к контрольной работе.

Систематизировать материал, изученный по теме.


Д.к.р.


25.

15.

К.р. № 2 по теме

«Динамика».

Проверить качество усвоения изученного материала.


К.р. № 2.

7.12




Колебания

и волны (14 ч).


11.12-26-.02

26.

1.

Механические колебания.

Иметь понятие о механических колебаниях.

ЗН терминологию.

Примеры колебательных движений.



27.

2.

Превращение энергии при колебаниях.

Изучить возможные превращения энергии при колебаниях.

Колебания груза на нити; колебания пружинного маятника.



28.

3.

Виды колебаний.

Выяснить природу свободных и вынужденных колебаний.

Математический и пружинный маятники.



29.

4.

Л.р. № 4 «Изучение колебаний нитяного маятника»

Проверить на практике справедливость теоретических соотношений по периоду колебаний нитяного маятника.


Л.р. № 4 «Изучение колебаний нитяного маятника»


30.

5.

Резонанс.

Ознакомиться с явлением резонанса; изучить физическое содержание этого явления.

Установка для демонстрации нитяного маятника.



31.

6.

Механические волны.

Иметь представление об условиях возникновения волн;

ЗН виды волн.

Образование механических волн на поверхности жидкости.

Движение волны в гибком шнуре.


32.

7.

Скорость и длина волны.

Изучить характеристики механических волн.

УМ решать задачи.




33.

8.

Сейсмические волны.

Изучить условия образования и перемещения сейсмических волн.

Модель образования цунами.



34.

9.

Звуковые волны.

Звук в различных средах

Понимать, что звуковые волны - один из видов механических волн.

Рассмотреть особенности движения звуковых волн в различных средах.


Звучание камертона; возбуждение звуковых волн

при помощи металлической линейки.

Источник звука под воздушным колоколом.



35.

10.

Характеристики звука.

Эхо.

Изучить основные характеристики звуковых волн.

Бумажный рупор.

Демонстрация опыта с рупором.


36.

11.

Инфразвук и ультразвук.

Иметь представление о механических волнах околозвуковых диапазонов.




37.-38

12-13.

Решение задач.

Подготовка к контрольной работе.

ЗН основные формулы по теме

«Колебания и волны».

УМ решать задачи.


Д.к.р.


39.

14.

К.р. № 3 по теме

«Механические колебания и волны».

Проверка качества усвоения изученной темы.


К.р. № 3.

26.02




Внутренняя

энергия (12ч).


27.02-26.03

40.

1.

Тепловые явления.

Температура.

ЗН основные характеристики тепловых процессов.

Расширение воды при нагревании.

Принцип действия термометра.


41.

2.

Внутренняя энергия.

Понимать, что внутренняя энергия - это сумма кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия.

Изменение внутренней энергии проволоки при ударе по ней молотком.



42.

3.

Способы изменения внутренней энергии.

ЗН способы изменения внутренней энергии.

УМ решать качественные задачи.

Способы изменения внутренней энергии: трением, совершением работы над телом (газом), теплообменом.



43.

4.

Виды теплообмена.

ЗН виды теплообмена.

УМ решать качественные задачи.

Теплопроводность металлов, конвекция в жидкостях, лучистый теплообмен.



44.

5.

Примеры теплообмена в природе и технике.

С.р.

Углубить знания учащихся о видах теплообмена и их роли в природе и технике.

Способы сохранения тепла или холода; устройство термоса; схема водяного отопления (плакат).

С.р.


45.

6.

Расчет изменения внутренней энергии.

УМ определять изменение внутренней энергии.

ЗН первый закон термодинамики.




46.

7.

Удельная теплоемкость.

ЗН физический смысл удельной теплоемкости.

УМ пользоваться таблицей теплоемкостей для решения задач.

Нагревание жидкости на двух горелках.



47.

8.

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении.

ЗН формулу.

УМ решать по ней задачи.




46.

9.

Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса.

ЗН формулировку закона сохранения энергии.

УМ решать задачи.

Устройство и действие калориметра.

Исследование изменения температуры воды, которая со временем остывает.


49.

10.

Л.р. № 5 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Отработка практических навыков применения изученного материала.


Л.р. № 5 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».


50.

11.

Решение задач.

Знать основные формулы и законы по теме.

УМ решать задачи.




51.

12.

Повторение и обобщение пройденного материала. С.р.

Обобщить и систематизировать изученный материал.

Проверить знания.


С.р.





Изменение агрегатных

состояний вещества

(17).

27.03-29.05

52.

1.

Агрегатные состояния вещества.

ЗН виды агрегатных состояний вещества.

УМ решать качественные задачи.

Парообразование воды.

Возгонка кристаллического йода.



53.

2.

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

ЗН особенности плавления кристаллических веществ.

УМ пользоваться таблицей температуры плавления.


Наблюдение за плавлением льда.


54.

3.

Количество теплоты, необходимое для плавления тела и выделяющееся при его кристаллизации.

ЗН формулу.

УМ читать и чертить графики;

Решать задачи.




55.

4.

Решение задач.

ЗН формулу.

УМ читать и чертить графики;

Решать задачи.




56.

5.

Испарение и конденсация.

Понимать особенности физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот.

ЗН энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации.

Охлаждение жидкости при испарении.

Устройство и работа психрометра.

Измерение влажности воздуха психрометром.

Зависимость скорости испарения от площади свободной поверхности; температуры; движения воздуха; от рода жидкости.

Д.л.р.



57.

6.

Л.р. № 6 « Наблюдение охлаждения воды при ее испарении и определение влажности воздуха».

Развитие практических навыков при работе с физическим оборудованием.


Л.р. № 6 « Наблюдение охлаждения воды при ее испарении и определение влажности воздуха».


58.

7.

Кипение.

ЗН физические особенности процесса кипения.

УМ объяснять кипение на основе молекулярно-кинетической теории.

Кипение воды.

Устройство и действие скороварки.


Постоянство температуры кипени жидкости.

Исследование зависимости температуры кипения воды от давления.


59.

8.

Количество теплоты, необходимое для парообразования и выделяющееся при конденсации.

ЗН формулу.

УМ решать задачи.




60.

9.

Решение задач.

ЗН формулы.

УМ решать задачи.




61.

10.

Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива.

Пров. работа.

Понимать физическую суть удельной теплоты сгорания топлива.

Образцы различных видов топлива; нагревание воды при сжигании сухого топлива.

Пров.р

.

62.

11.

Решение задач.

ЗН формулы.

УМ решать задачи.




63.

12.

Тепловые двигатели.

Двигатель внутреннего сгорания.

Рассмотреть применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях.

ЗН устройство и действие двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.

Работа газа и пара при расширении.

Устройство и действие четырехтактного двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.

(модели и плакаты)



64.

13.

Изобретение автомобиля и паровоза.

Познакомиться с историей создания автомобиля и паровоза.




65.

14.

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Повторить основные вопросы темы.

УМ решать задачи.




66.

15.

Итоговый урок по теме.

Тест по теме «Тепловые явления»

Проверить теоретические знания по теме.


Тест.


67.

16.

К.р. №4 по теме «Тепловые явления».

Проверить умения применять знания к решению задач.


К.р. № 4.

19.05

68.

17.

Заключительный урок по курсу физики 8 класса.





69-70

1-2

повторение






© 2010-2022