- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лемешко Ю.В. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне в 9 классе (из расчета 2 часа в неделю, 34 учебных недель).
Для реализации программы используется учебник для общеобразовательных учреждений, входящий в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации «Физика. 9 класс» Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов, М., «Мнемозина», 2013. За основу рабочей программы, взята авторская программа Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский «Физика 7-9 классы: рабочие программы по учебникам Л.Э.Генденштейн».
При изучении физики в 9 классе желательно уделять больше внимания разбору и решению задач. Педагогам и методистам хорошо известно, что понимание учениками физики приходит не сразу, а постепенно, во многом - благодаря многократному и всестороннему рассмотрению «учебных ситуаций» при решении задач. В результате у учащихся формируется физическая интуиция - главное условие понимания физики - и создаётся положительное отношение к этому важному предмету.
Школьный курс физики - систематизирующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а так же планируемые результаты обучения физике.
Цель программы:
-
формирование у учащихся научного мировоззрения, основанного на знаниях и жизненном опыте;
-
развитие целеустремлённости к самообразованию, саморазвитию;
-
воспитание экологической культуры учащихся.
В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные, направленные на:
-
развитие интеллекта;
-
использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
-
формирование у учащихся физического образа окружающего мира.
Требования к уровню подготовки для учащихся 9 класса
В результате изучения физики 9 класса ученик должен
Законы взаимодействия и движения тел:
знать/понимать
смысл понятий: траектория, сложение векторов, равнодействующая сила;
смысл физических величин: ускорение, импульс, сила, энергия;
уметь описывать и объяснять физические явления: механическое движение;
Законы сохранения в механике:
знать/понимать
смысл понятий: взаимодействие, движение, относительность;
смысл физических величин: импульс, момент импульса, кинетическая энергия, потенциальная энергия, работа, мощность;
уметь описывать и объяснять физические законы: законы сохранения импульса и энергии;
Механические колебания. Звук:
знать/понимать
смысл понятий: колебание, тембр, высота звука;
смысл физических величин: период, угловая скорость, сила, жёсткость, центростремительное ускорение, частота, громкость, амплитуда;
уметь описывать и объяснять физические явления: колебание, распространение;
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер:
знать/понимать
смысл понятий: распад ядра, деление ядра;
смысл физических величин: энергия связи, период полураспада, дефект масс;
уметь описывать и объяснять физические законы: закон радиоактивного распада, правило Содди, закон Эйнштейна взаимосвязи массы и энергии;
Атомы и Звезды:
знать/понимать
смысл понятий: галактика, нейтронная звезда, квазар, метеорит, болид, комета, спутник;
смысл физических величин: период обращения, светимость, звёздная величина;
уметь описывать и объяснять физические законы: закон радиоактивного распада, правило Содди, модели атомов.
Содержание программы
-
класс
(68 часов; 2 часа в неделю)
1. Механическое движение (11 часов)
Механическое движение. Описание механического движения тел. Система отсчета.
Траектория движения и путь. Скорость - векторная величина. Модуль векторной величины. Методы исследования механического движения. Методы измерения скорости.
Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графики зависимости модуля скорости и пути равномерного прямолинейного движения от времени.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение. Зависимость модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.
Графики зависимости модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.
Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Лабораторная работа
-
Изучение прямолинейного равномерного движения.
-
Изучение прямолинейного равноускоренного движения.
2. Законы движения и силы (16 часов)
Явление инерции. Инертность тел. Первый закон Ньютона.
Масса. Масса - мера инертности и мера способности тела к гравитационному взаимодействию.
Методы измерения массы тел. Килограмм. Сила как мера взаимодействия тел. Сила - векторная величина.
Единица силы - ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости. Правило сложения сил.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения.
Лабораторная работа
-
Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
-
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под угол.
-
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
-
Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.
3. Законы сохранения в механике (10 часов)
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Методы измерения работы и мощности.
Закон сохранения механической энергии.2
Лабораторные работы
-
Измерение мощности человека.
4. Механические колебания и волны (9 часов)
Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Гармонические колебания.
Превращения энергии при колебаниях. Периоды колебаний нитяного и пружинного маятников.
Механические волны. Виды механических волн. Основные характеристики волн. Связь между скоростью волны и частотой.
Звук. Распространение и отражение звука. Громкость, высота и отражение звука.
Лабораторные работы
-
Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения.
-
Изучение колебаний пружинного маятника.
5.Атом и атомное ядро (9 часов)
Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Строение и свойства атомных ядер. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бега- и гамма-излучения. Период полураспада.
Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерная энергия. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд.
Ядерная энергетика.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Лабораторные работы
-
Наблюдение линейчатых спектров излучения.
6.Строение и эволюция Вселенной (4 часа)
Видимые движения небесных тел. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Состав и строение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд.
Строение и эволюция Вселенной.
Повторение (9 часов)
Учебно-тематический план
2 часа в неделю, всего - 68 часов.
-
Тема
Кол-во
часов
Кол-во
лабораторных
работ
Кол-во
Контроль-ных
работ
Механические движения
11
2
-
Законы движения и силы
16
4
2
Законы сохранения в механике
10
1
-
Механические колебания и волны
9
2
1
Атом и атомное ядро
9
1
1
Строение и эволюция Вселенной
4
-
-
Повторение
9
-
-
Итого
68
10
4
Календарно - тематическое планирование
(34 учебных недель, 2 часа в неделю)
№ п/п
Наименование темы
Сроки проведения
Скорректи-рованные сроки проведения
1 четверть (18 часов)
1. Механическое движение (11 часов)
1
Механическое движение. Система отсчета.
01.09.15-04.09.15
2
Скорость и путь.
01.09.15-04.09.15
3
Лабораторная работа № 1 «Изучение прямолинейного равномерного движения».
07.09.15-11.09.15
4
Прямолинейное равноускоренное движение
07.09.15-11.09.15
5
Путь при равноускоренном движении
14.09.15-18.09.15
6
Решение задач
14.09.15-18.09.15
7
Лабораторная работа № 2 «Изучение прямолинейного равноускоренного движения».
21.09.15-25.09.15
8
Равномерное движение по окружности
21.09.15-25.09.15
9
Решение задач
28.09.15-02.10.15
10
Решение задач
28.09.15-02.10.15
11
Обобщающий урок по теме «Механическое движение»
05.10.15-09.10.15
2. Законы движения и силы (16 часов)
12
Закон инерции - первый закон Ньютона
05.10.15-09.10.15
13
Взаимодействия и силы
12.10.15-16.10.15
14
Второй закон Ньютона
12.10.15-16.10.15
15
Третий закон Ньютона
19.10.15-23.10.15
16
Решение задач
19.10.15-23.10.15
17
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».
26.10.15-30.10.15
18
Лабораторная работа № 4 «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом».
26.10.15-30.10.15
Итого за 1 четверть 18 часов
2 четверть (14 часов)
19
Лабораторная работа № 5 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины».
09.11.15-13.11.15
20
Обобщающий урок по теме «Законы Ньютона»
09.11.15-13.11.15
21
Контрольная работа №1 по темам: «Механическое движение. Законы Ньютона»
16.11.15-20.11.15
22
Анализ контрольной работы.
Закон всемирного тяготения
16.11.15-20.11.15
23
Силы трения
23.11.15-27.11.15
24
Решение задач
23.11.15-27.11.15
25
Лабораторная работа № 6 «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения».
30.11.15-04.12.15
26
Обобщающий урок по теме «Силы в механике»
30.11.15-04.12.15
27
Контрольная работа №2 по теме «Силы в механике»
07.12.15-11.12.15
3.Законы сохранения в механике (10 часов)
28
Анализ контрольной работы.
Импульс. Закон сохранения импульса
07.12.15-11.12.15
29
Реактивное движение. Неупругое столкновение
14.12.15-18.12.15
30
Решение задач
14.12.15-18.12.15
31
Механическая работа. Мощность
21.12.15-25.12.15
32
Энергия
21.12.15-25.12.15
Итого за 2 четверть 14 часов
3 четверть (20 часов)
33
Закон сохранения механической энергии
11.01.16-15.01.16
34
Решение задач
11.01.16-15.01.16
35
Лабораторная работа № 7 «Измерение мощности человека».
18.01.16-22.01.16
36
Решение задач
18.01.16-22.01.16
37
Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике»
25.01.16-29.01.16
4.Механические колебания и волны (9 часов)
38
Механические колебания
25.01.16-29.01.16
39
Превращение энергии при колебаниях. Периоды колебаний различных маятников
01.02.16-05.02.16
40
Решение задач
01.02.16-05.02.16
41
Лабораторная работа № 8 «Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения».
08.02.16-12.02.16
42
Лабораторная работа № 9 «Изучение колебаний пружинного маятника».
08.02.16-12.02.16
43
Механические волны
15.02.16-19.02.16
44
Звук
15.02.16-19.02.16
45
Обобщающий урок по теме «Механические колебания и волны»
22.02.16-26.02.16
46
Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны»
22.02.16-26.02.16
5.Атом и атомное ядро (9 часов)
47
Анализ контрольной работы.
Строение атома
29.02.16-04.03.16
48
Излучение и поглощение света атомами
29.02.16-04.03.16
49
Лабораторная работа № 10 «Наблюдение линейчатых спектров излучения».
07.03.16-11.03.16
50
Атомное ядро
07.03.16-11.03.16
51
Радиоактивность
14.03.16-18.03.16
52
Ядерные реакции
14.03.16-18.03.16
Итого за 3 четверть 20 часов
4 четверть (16 часов)
53
Ядерная энергетика
28.03.16-01.04.16
54
Обобщающий урок по теме «Атом и атомное ядро»
28.03.16-01.04.16
55
Контрольная работа №4 по теме «Атом и атомное ядро»
04.04.16-08.04.16
6.Строение и эволюция Вселенной (4 часа)
56
Анализ контрольной работы.
Солнечная система
04.04.16-08.04.16
57
Звезды
11.04.16-15.04.16
58
Галактика. Эволюция Вселенной
11.04.16-15.04.16
59
Обобщающий урок по темам «Атом и атомное ядро. Строение и эволюция Вселенной»
18.04.16-22.04.16
7.Повторение (9 часов)
60
Повторение
18.04.16-22.04.16
61
25.04.16-29.04.16
62
Повторение
25.04.16-29.04.16
63
Повторение
02.05.16-06.05.16
64
Повторение
02.05.16-06.05.16
65
Повторение
09.05.16-13.05.16
66
Повторение
09.05.16-13.05.16
67
Повторение
16.05.16-20.05.16
68
Подведение итогов учебного года
16.05.16-20.05.16
Итого за 4 четверть 16 часов
Итого
68 часов
Учебно - методическое обеспечение
Класс
Предмет
Количество часов
Программа
УМК
9
Физика
68
1.Программа для общеобразовательных школ Физика 7-9 классы. (Программы и примерное поурочное планирование). -М.: «Мнемозина», 2013.
1.Физика. 9 класс. В 2 ч. Ч 1: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Е. Генденштейн, А. Б. Кайдалов; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. - 3-е изд., испр. - М. : Мнемозина, 2012. - 255 с.
2.Физика. 9 класс. В 2 ч. Ч 2: задачник для общеобразовательных учреждений / Л. Е. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. - 3-е изд., испр. - М. : Мнемозина, 2012. - 191 с.
Дополнительная литература
-
Контрольно-измерительные материалы. Физика. 9 класс / Сост. Н. И. Зорин. - 2-е изд., перераб. М.: ВАКО, 2013. - 80 с.
-
Физика. 9 класс. Тематические контрольные работы: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Э. Генденштейн, Е. Н. Евлахова, Н. В. Бондаренко. М.: Мнемозина, 2012. - 103 с.
-
Физика. 9 класс. Тетрадь для лабораторных работ.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждение / Л.Э. Генденштейн, В.П. Орлов. - 4-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 29 с.
-
Физика: 9 класс: контрольные измерительные материалы / С. Б. Бобошина. - М. : Издательство «Экзамен», 2014. - 94, (2) с.