Рабочая программа по физике 9 класс

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне в 9 классе (из расчета 2 часа в неделю, 34 учебных недель).

Для реализации программы используется учебник для общеобразовательных учреждений, входящий в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации «Физика. 9 класс» Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов, М., «Мнемозина», 2013. За основу рабочей программы, взята авторская программа Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский «Физика 7-9 классы: рабочие программы по учебникам Л.Э.Генденштейн».

При изучении физики в 9 классе желательно уделять больше внимания разбору и решению задач. Педагогам и методистам хорошо известно, что понимание учениками физики приходит не сразу, а постепенно, во многом - благодаря многократному и всестороннему рассмотрению «учебных ситуаций» при решении задач. В результате у учащихся формируется физическая интуиция - главное условие понимания физики - и создаётся положительное отношение к этому важному предмету.

Школьный курс физики - систематизирующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а так же планируемые результаты обучения физике.




Цель программы:

  • формирование у учащихся научного мировоззрения, основанного на знаниях и жизненном опыте;

  • развитие целеустремлённости к самообразованию, саморазвитию;

  • воспитание экологической культуры учащихся.

В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные, направленные на:

  • развитие интеллекта;

  • использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;

  • формирование у учащихся физического образа окружающего мира.

Требования к уровню подготовки для учащихся 9 класса

В результате изучения физики 9 класса ученик должен

Законы взаимодействия и движения тел:

знать/понимать

смысл понятий: траектория, сложение векторов, равнодействующая сила;

смысл физических величин: ускорение, импульс, сила, энергия;

уметь описывать и объяснять физические явления: механическое движение;

Законы сохранения в механике:

знать/понимать

смысл понятий: взаимодействие, движение, относительность;

смысл физических величин: импульс, момент импульса, кинетическая энергия, потенциальная энергия, работа, мощность;

уметь описывать и объяснять физические законы: законы сохранения импульса и энергии;

Механические колебания. Звук:

знать/понимать

смысл понятий: колебание, тембр, высота звука;

смысл физических величин: период, угловая скорость, сила, жёсткость, центростремительное ускорение, частота, громкость, амплитуда;

уметь описывать и объяснять физические явления: колебание, распространение;

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер:

знать/понимать

смысл понятий: распад ядра, деление ядра;

смысл физических величин: энергия связи, период полураспада, дефект масс;

уметь описывать и объяснять физические законы: закон радиоактивного распада, правило Содди, закон Эйнштейна взаимосвязи массы и энергии;

Атомы и Звезды:

знать/понимать

смысл понятий: галактика, нейтронная звезда, квазар, метеорит, болид, комета, спутник;

смысл физических величин: период обращения, светимость, звёздная величина;

уметь описывать и объяснять физические законы: закон радиоактивного распада, правило Содди, модели атомов.














Содержание программы

  1. класс

(68 часов; 2 часа в неделю)

1. Механическое движение (11 часов)

Механическое движение. Описание механического движения тел. Система отсчета.

Траектория движения и путь. Скорость - векторная величина. Модуль векторной величины. Методы исследования механического движения. Методы измерения скорости.

Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графики зависимости модуля скорости и пути равномерного прямолинейного движения от времени.

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение. Зависимость модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.

Графики зависимости модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.

Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Лабораторная работа

  1. Изучение прямолинейного равномерного движения.

  2. Изучение прямолинейного равноускоренного движения.

2. Законы движения и силы (16 часов)

Явление инерции. Инертность тел. Первый закон Ньютона.

Масса. Масса - мера инертности и мера способности тела к гравитационному взаимодействию.

Методы измерения массы тел. Килограмм. Сила как мера взаимодействия тел. Сила - векторная величина.

Единица силы - ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости. Правило сложения сил.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения.

Лабораторная работа

  1. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

  2. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под угол.

  3. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

  4. Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

3. Законы сохранения в механике (10 часов)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Методы измерения работы и мощности.

Закон сохранения механической энергии.2

Лабораторные работы

  1. Измерение мощности человека.

4. Механические колебания и волны (9 часов)

Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Гармонические колебания.

Превращения энергии при колебаниях. Периоды колебаний нитяного и пружинного маятников.

Механические волны. Виды механических волн. Основные характеристики волн. Связь между скоростью волны и частотой.

Звук. Распространение и отражение звука. Громкость, высота и отражение звука.

Лабораторные работы

  1. Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения.

  2. Изучение колебаний пружинного маятника.

5.Атом и атомное ядро (9 часов)

Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Строение и свойства атомных ядер. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бега- и гамма-излучения. Период полураспада.

Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерная энергия. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд.

Ядерная энергетика.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Лабораторные работы

  1. Наблюдение линейчатых спектров излучения.

6.Строение и эволюция Вселенной (4 часа)

Видимые движения небесных тел. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Состав и строение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд.

Строение и эволюция Вселенной.

Повторение (9 часов)












Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего - 68 часов.

Тема

Кол-во

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

Контроль-ных

работ

Механические движения


11

2

-

Законы движения и силы

16

4

2

Законы сохранения в механике

10

1

-

Механические колебания и волны

9

2

1

Атом и атомное ядро

9

1

1

Строение и эволюция Вселенной

4

-

-

Повторение

9

-

-

Итого

68

10

4





Календарно - тематическое планирование

(34 учебных недель, 2 часа в неделю)

№ п/п

Наименование темы

Сроки проведения

Скорректи-рованные сроки проведения

1 четверть (18 часов)

1. Механическое движение (11 часов)

1

Механическое движение. Система отсчета.

01.09.15-04.09.15

2

Скорость и путь.

01.09.15-04.09.15

3

Лабораторная работа № 1 «Изучение прямолинейного равномерного движения».

07.09.15-11.09.15

4

Прямолинейное равноускоренное движение

07.09.15-11.09.15

5

Путь при равноускоренном движении

14.09.15-18.09.15

6

Решение задач

14.09.15-18.09.15

7

Лабораторная работа № 2 «Изучение прямолинейного равноускоренного движения».

21.09.15-25.09.15

8

Равномерное движение по окружности

21.09.15-25.09.15

9

Решение задач

28.09.15-02.10.15

10

Решение задач

28.09.15-02.10.15

11

Обобщающий урок по теме «Механическое движение»

05.10.15-09.10.15

2. Законы движения и силы (16 часов)

12

Закон инерции - первый закон Ньютона

05.10.15-09.10.15

13

Взаимодействия и силы

12.10.15-16.10.15

14

Второй закон Ньютона

12.10.15-16.10.15

15

Третий закон Ньютона

19.10.15-23.10.15

16

Решение задач

19.10.15-23.10.15

17

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».

26.10.15-30.10.15

18

Лабораторная работа № 4 «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом».

26.10.15-30.10.15

Итого за 1 четверть 18 часов

2 четверть (14 часов)

19

Лабораторная работа № 5 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины».

09.11.15-13.11.15

20

Обобщающий урок по теме «Законы Ньютона»

09.11.15-13.11.15

21

Контрольная работа №1 по темам: «Механическое движение. Законы Ньютона»

16.11.15-20.11.15

22

Анализ контрольной работы.

Закон всемирного тяготения

16.11.15-20.11.15

23

Силы трения

23.11.15-27.11.15

24

Решение задач

23.11.15-27.11.15

25

Лабораторная работа № 6 «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения».

30.11.15-04.12.15

26

Обобщающий урок по теме «Силы в механике»

30.11.15-04.12.15

27

Контрольная работа №2 по теме «Силы в механике»

07.12.15-11.12.15

3.Законы сохранения в механике (10 часов)

28

Анализ контрольной работы.

Импульс. Закон сохранения импульса

07.12.15-11.12.15

29

Реактивное движение. Неупругое столкновение

14.12.15-18.12.15

30

Решение задач

14.12.15-18.12.15

31

Механическая работа. Мощность

21.12.15-25.12.15

32

Энергия

21.12.15-25.12.15

Итого за 2 четверть 14 часов

3 четверть (20 часов)

33

Закон сохранения механической энергии

11.01.16-15.01.16

34

Решение задач

11.01.16-15.01.16

35

Лабораторная работа № 7 «Измерение мощности человека».

18.01.16-22.01.16

36

Решение задач

18.01.16-22.01.16

37

Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике»

25.01.16-29.01.16

4.Механические колебания и волны (9 часов)

38

Механические колебания

25.01.16-29.01.16

39

Превращение энергии при колебаниях. Периоды колебаний различных маятников

01.02.16-05.02.16

40

Решение задач

01.02.16-05.02.16

41

Лабораторная работа № 8 «Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения».

08.02.16-12.02.16

42

Лабораторная работа № 9 «Изучение колебаний пружинного маятника».

08.02.16-12.02.16

43

Механические волны

15.02.16-19.02.16

44

Звук

15.02.16-19.02.16

45

Обобщающий урок по теме «Механические колебания и волны»

22.02.16-26.02.16

46

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны»

22.02.16-26.02.16

5.Атом и атомное ядро (9 часов)

47

Анализ контрольной работы.

Строение атома

29.02.16-04.03.16

48

Излучение и поглощение света атомами

29.02.16-04.03.16

49

Лабораторная работа № 10 «Наблюдение линейчатых спектров излучения».

07.03.16-11.03.16

50

Атомное ядро

07.03.16-11.03.16

51

Радиоактивность

14.03.16-18.03.16

52

Ядерные реакции

14.03.16-18.03.16

Итого за 3 четверть 20 часов

4 четверть (16 часов)

53

Ядерная энергетика

28.03.16-01.04.16

54

Обобщающий урок по теме «Атом и атомное ядро»

28.03.16-01.04.16

55

Контрольная работа №4 по теме «Атом и атомное ядро»

04.04.16-08.04.16

6.Строение и эволюция Вселенной (4 часа)

56

Анализ контрольной работы.

Солнечная система

04.04.16-08.04.16

57

Звезды

11.04.16-15.04.16

58

Галактика. Эволюция Вселенной

11.04.16-15.04.16

59

Обобщающий урок по темам «Атом и атомное ядро. Строение и эволюция Вселенной»

18.04.16-22.04.16

7.Повторение (9 часов)

60

Повторение

18.04.16-22.04.16

61


25.04.16-29.04.16

62

Повторение

25.04.16-29.04.16

63

Повторение

02.05.16-06.05.16

64

Повторение

02.05.16-06.05.16

65

Повторение

09.05.16-13.05.16

66

Повторение

09.05.16-13.05.16

67

Повторение

16.05.16-20.05.16

68

Подведение итогов учебного года

16.05.16-20.05.16

Итого за 4 четверть 16 часов

Итого

68 часов

















Учебно - методическое обеспечение


Класс

Предмет

Количество часов

Программа

УМК

9

Физика

68

1.Программа для общеобразовательных школ Физика 7-9 классы. (Программы и примерное поурочное планирование). -М.: «Мнемозина», 2013.

1.Физика. 9 класс. В 2 ч. Ч 1: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Е. Генденштейн, А. Б. Кайдалов; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. - 3-е изд., испр. - М. : Мнемозина, 2012. - 255 с.

2.Физика. 9 класс. В 2 ч. Ч 2: задачник для общеобразовательных учреждений / Л. Е. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. - 3-е изд., испр. - М. : Мнемозина, 2012. - 191 с.


Дополнительная литература

  1. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 9 класс / Сост. Н. И. Зорин. - 2-е изд., перераб. М.: ВАКО, 2013. - 80 с.

  2. Физика. 9 класс. Тематические контрольные работы: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Э. Генденштейн, Е. Н. Евлахова, Н. В. Бондаренко. М.: Мнемозина, 2012. - 103 с.

  3. Физика. 9 класс. Тетрадь для лабораторных работ.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждение / Л.Э. Генденштейн, В.П. Орлов. - 4-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 29 с.

  4. Физика: 9 класс: контрольные измерительные материалы / С. Б. Бобошина. - М. : Издательство «Экзамен», 2014. - 94, (2) с.


© 2010-2022