• Преподавателю
  • Физика
  • Урок-тренинг (минимум) по теме «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

Урок-тренинг (минимум) по теме «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

Урок-тренинг (минимум) по теме«Основные положения МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»(2 ч) Эпиграфы: Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель, древнегреческий философ (384 – 322 гг. до н. э.) Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование. Протагор Цели: повторение, систематизация знаний по теме «Основные положения молекулярно-кинетической теории», формирование навыка решения типовых задач по данной теме, расширение кругозора учащихс...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-тренинг (минимум) по теме
«Основные положения

МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»*
(2 ч)

Эпиграфы:

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель, древнегреческий философ
(384 - 322 гг. до н. э.)

Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование.

Протагор

Цели: повторение, систематизация знаний по теме «Основные положения молекулярно-кинетической теории», формирование навыка решения типовых задач по данной теме, расширение кругозора учащихся.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Учитель оглашает эпиграфы урока, комментирует их, озвучивает цели урока.

У учащихся на столе тексты задач к уроку, у каждого - рейтинговая карта.

Учитель. Наш урок сегодня пройдет несколько необычно, каждый из вас сегодня будет работать на свой рейтинг, фиксируя свой успех в специальной рейтинговой карте. Она должна быть именной (предлагает учащимся подписать ее). Каждый правильный ответ - 1 балл в вашей карте, правильно решенная задача - 3 балла, если решаете задачу самостоятельно - это надо делать в самой рейтинговой карте и самостоятельно себя оценить. В конце урока карты сдаются учителю. И еще одно правило нашего урока: сегодня мы неоднократно будем пользоваться таблицей Менделеева и давайте договоримся, что при каждом обращении к этой таблице мы будем называть какое-нибудь достижение Д. И. Менделеева перед наукой, и не только химией! Ведь наш великий соотечественник прославился своими открытиями и в физике! Не знали? Об этом мы тоже будем говорить сегодня.

II. Вопросы, вопросы, вопросы…

Фронтальный теоретический опрос.

За каждый правильный ответ - 1 балл в карту.

1. Кому принадлежат слова?

«Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме…»

«Различия всех предметов зависят от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке».

«Ничто не существует, кроме атомов и пустого пространства. Все прочее есть мнение».

(Автор этих слов - древнегреческий ученый Демокрит, живший в V веке до нашей эры. Нам остается лишь еще раз поразиться могуществу человеческого разума…)

2. Назовите основные положения молекулярно-кинетической теории.

На доске фиксируется схема:

молекулы

Урок-тренинг (минимум) по теме «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

существуют движутся взаимодействуют

3. Какие опытные данные подтверждают эти положения?

I положение

II положение

III положение

1. Наблюдение
молекул с помощью
ионного проектора,
электронного
микроскопа.

2. Явление диффузии.

1. Броуновское движение.

2. Диффузия.

3. Давление газа на стенки
сосуда.

4. Стремление газа занять
любой объем.

1. Сохранение
формы
твердых тел.

2. Оказание
сопротивления
сжатию тел.

III. Калейдоскоп формул, величин, определений.

Учащимся предлагается дать определение следующих физических величин (на доске записываются обозначения и единицы измерения величины и формула, ее определяющая).

- Относительная молекулярная масса Mr (1);

- количество вещества  (моль);

- число Авогадро Na = 6 · 1023 1/моль;

- молярная масса M (кг/моль).

Калейдоскоп формул:

Урок-тренинг (минимум) по теме «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

Урок-тренинг (минимум) по теме «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

При написании формулы расчета количества частиц дается стихотворное толкование:

Урок-тренинг (минимум) по теме «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

Количество молекул

Легко определять:

Число молей надо знать,

На NА перемножать!

IV. Найди ошибку!

Учащимся предлагаются ошибочные ответы абитуриентов на вступительных экзаменах, необходимо объяснить, в чем ошибка, и дать правильный ответ.

1. Броуновское движение - это движение молекул, которое впервые наблюдал в микроскоп английский ученый Р. Броун.

(Суть броуновского движения состоит в том, что достаточно мелкие твердые частицы, взвешенные в жидкости, совершают беспорядочное движение. Броун в 1827 г. впервые наблюдал в микроскоп движение этих частиц, а не молекул, не видимых в микроскоп. Броуновское движение - это следствие хаотического движения молекул жидкости или газа, оно явилось одним из важнейших обоснований МКТ.)

2. Относительная молекулярная масса - это масса одной молекулы данного вещества.

(Относительная молекулярная масса Mr - величина безразмерная, масса молекулы - m0 (кг, г). Относительная молекулярная масса численно равна молярной массе, выраженной в граммах на моль:

Mr = M (г/моль)

Урок-тренинг (минимум) по теме «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ».)

V. «Вихрь задач».

- На доске решаем задачи с нечетными номерами, в рейтинговых карточках - самостоятельно задачи с четными номерами, оцениваем себя по 3-балльной шкале. Решающий у доски тоже самостоятельно оценивает свою работу и заносит баллы в свою рейтинговую карту с пометкой «работа у доски».

Задачи к уроку-тренингу «Основные положения молекулярно-кинетической теории»:

1. В сосуде находится 3 моль кислорода. Сколько примерно атомов кислорода в сосуде?

2. Какое количество вещества составляют 5,418 · 1026 молекул?

3. Какова масса 4 моль кислорода (О2), выраженная в килограммах?

4. Масса капельки воды равна 10-13 кг. Из скольких молекул она со-стоит?

5. Сколько молекул содержится в 1 кг водорода (Н2)?

6. Чему равна масса молекулы водорода (Н2)?

7. Чему равна масса молекулы кислорода (О2)?

8. Какое количество вещества составляют 1,204 · 1024 молекул?

9. Определите количество вещества в m = 6 кг водорода (Н2).

10. Сколько молекул содержится в 1 г кислорода (О2)?

11. Какую массу имеют 2 · 1023 молекул азота?

12. Сколько атомов содержится в 8 г гелия?

13. Сколько атомов содержится в 1 м3 алюминия?

14. Сколько молекул воды содержится в 2 м3 льда?

15. Какова масса изделия из золота, содержащего N = 1,2 · 1021 атомов?

Научные достижения Д. И. Менделеева (о них говорили при каждом обращении к периодической системе элементов):

- всемирная слава пришла к Менделееву после создания им периодической системы элементов;

- предсказал детально физические и химические свойства нескольких еще неизвестных элементов, которым присвоил название экаалюминий, экабор, экакремний;

- предсказал существование критической температуры, получил общее уравнение состояния идеального газа;

- ему принадлежит конструкция барометра;

- в 1887 г. осуществил полет на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения и изучения верхних слоев атмосферы;

- большую роль сыграл в организации метрологической службы;

- разработал физическую теорию весов, точные приемы взвешивания;

- много времени уделял переплетному делу и изготовлению чемо-
данов.

Сам Д. И. Менделеев писал так о своих заслугах перед наукой: «Всего более четыре предмета составили мне имя: периодический закон, исследования упругости газов, понимание растворов как ассоциаций, «Основы химии». Тут все мое богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною, это мои дети, и ими, увы, дорожу сильно, столько же, как и детьми».

VI. Подведение итогов.

Подсчет личного рейтингового балла, выявление лучшего знатока МКТ с вручением медали «Влюбленный в МКТ».

На медали слова М. В. Ломоносова:

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай - берегут.

- Напомню вам еще раз основные положения молекулярно-кинетической теории:

МКТ нам говорит:

Все из частичек состоит,

Соединенья их многообразны,

Поэтому и свойства тел

Разнообразны!

Частицы те всегда в движеньи,

И существует между ними

Притяженье,

Отталкивание тоже есть,

И в теле столько их,

Что трудно счесть!



© 2010-2022