- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике (7 класс)
Рабочая программа по физике (7 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Галынина К.В. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101»
Рассмотрено
на заседании МО
_____________________,
протокол № __________
от «___»________2015г.;
на педагогическом совете,
протокол №___________
от «___»_________2015г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
______________________
«___»___________2015г.
Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ №101»
Г.В. Чиконина______________
Приказ №_________________
от «___» _____________2015г.
Рабочая программа
физики
для обучающихся 7А, 7Б, 7В класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Галынина Кристина Владимировна,
учитель физики
Новокузнецк, 2015г.
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7-х классов составлена в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с использованием авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина, «Физика. 7-9 классы»
В соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №101 на изучение физики в 7 классе отводится 3 ч в неделю (105 часов за год). Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, контрольных работ - 6 , из них тематических-5, итоговых-1
Учебно-методический комплект для обучающихся:
-
Перышкин, А.В. Физика 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. Под ред. А.В. Перышкин- 9-е изд., стереотип- М.:Дрофа, 2007. - 191, [1]с. : ил.
-
Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл средней школы/ И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Для коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов рабочей программой предусматривается систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.
Изучение физики в 7 классе напреправлена на достижение целей:
-
освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Задачи:
Создать условия для:
-
развития мышления, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
-
усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса еѐ познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;
-
овладения знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
-
формирования познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и осознанному выбору профессии.
В 7 Б, 7 В классах обучаются дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.
Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:
- незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
- преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;
- низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
- ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
- ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;
- расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;
- более низкий уровень развития восприятия;
- отставание в развитие всех форм мышления;
- недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.
В связи с особенностями здоровья обучающихся в рабочую программу внесены изменения. Сокращение количество часов по теме: Равномерное и неравномерное движения. Высвободившиеся часы на обобщения и систематизирование знаний по теме: Сила. Сила-причина изменения скорости.
2. Содержание программы
-
Введение
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора».
2. Первоначальные сведения о строении вещества
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа №2 «Измерение размеров тел».
-
Взаимодействие тел
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Расчёт пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет амссы и объема его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.
Фронтальные лабораторные работы:
№3. «Измерение массы тела на рычажных весах».
№4. «Измерение объема твердого тела».
№5. «Определение плотности вещества твердого тела».
№6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
-
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Сообщающиеся сосуды. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы:
№7. «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
№8. «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Работа и мощность. Энергия
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Лабораторные работы:
№9. «Выяснение условия равновесия рычага».
№10 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
3. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
-
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
-
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
4. Календарно-тематическое планирование Всего - (105ч) контрольных работ - (6ч), лабораторных работ - (10ч).
№
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Примерные сроки прохождения
7А
7Б, 7В
7А
7Б
7В
Введение (4ч)
1
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика.
1
1
2
Физические термины. Наблюдения и опыты.
1
1
3
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.
1
1
4
Физика и техника. Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ.
Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности».
1
1
Первоначальные сведения о строении вещества (7ч)
5
Строение вещества. Молекулы. Проверочная работа по теме «Физические величины».
1
1
6
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров тел».
1
1
7
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Модели жидкости и газов
1
1
8
Три состояния вещества.
1
1
9
Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел
1
1
10
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
1
1
11
Решение задач по теме: «Строение вещества»
1
1
Взаимодействие тел (30ч )
13
Механическое движение.
1
1
14
Равномерное и неравномерное движения.
2
1
15
Проверочная работа по теме «Строение вещества»
1
1
16
Расчет пути и времени движения.
1
1
17
Решение задач по теме: «Механическое движение»
1
1
18
Инерция. Решение задач по теме: «Инерция».
1
1
19
Взаимодействие тел.
1
1
20
Масса тела. Единицы массы.
1
1
21
Измерение массы.
1
1
22
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
1
1
23
Понятие объема. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела».
1
1
24
Плотность вещества.
1
1
25
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».
1
1
26
Расчет массы и объема тела по его плотности.
1
1
27
Решение задач по теме: «Определение плотности вещества твердого тела».
1
1
28
Зачет «Механическое движение. Масса. Плотность.»
1
1
29
Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса. Плотность».
1
1
30
Анализ контрольной работы№1
1
1
31
Сила. Сила-причина изменения скорости. Самостоятельная работа по теме «Плотность»
1
2
32
Явление тяготения. Сила тяжести.
1
1
33
Сила упругости.
1
1
34
Закон Гука. Вес тела.
1
1
35
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
1
1
36
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
1
1
37
Сложение двух сил. Равнодействующая сила.
1
1
38
Сила трения. Трение скольжения.
1
1
Трение покоя. Трение в природе и технике.
1
1
39
Зачет «Взаимодействие тел»
41
Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел».
1
1
42
Анализ контрольной работы№2
1
1
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (30ч)
43
Давление. Единицы давления.
1
1
44
Способы увеличения и уменьшения давления.
1
1
45
Давление газа. Самостоятельная работа по теме «Давление»
1
1
46
Передача давления жидкостями и газами.
1
1
47
Закон Паскаля.
48
Давление в жидкости и в газе.
1
1
49
Расчет давления на дно и стенки сосуда.
1
1
50
Сообщающиеся сосуды. Самостоятельная работа по теме «Давление жидкостей»
1
1
51
Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»
1
1
52
Вес воздуха. Атмосферное давление.
1
1
53
Измерение атмосферного давления.
1
1
54
Опыт Торричелли.
1
1
55
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.
1
1
56
Решение задач на расчёт атмосферного давления.
1
1
57
Зачет «Давление газов, жидкостей и твердых тел»
1
1
58
Контрольная работа №3 «Давление газов, жидкостей и твердых тел».
1
1
59
Анализ контрольной работы№3
1
1
60
Поршневой и жидкостный насос.
1
1
61
Гидравлический пресс.
1
1
62
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
1
1
63
Самостоятельная работа по теме «Атмосферное давление»
1
1
64
Архимедова сила
1
1
65
Плавание судов.
1
1
66
Воздухоплавание.
1
1
67
Тест по теме «Архимедова сила, плавание тел»
68
Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел»
1
1
69
Зачет «Давление газов, жидкостей и твердых тел»
1
1
70
Контрольная работа №4 «Давление газов, жидкостей и твердых тел»
1
1
71
Анализ контрольной работы№4
1
1
Работа и Мощность. Энергия (31ч )
72
Механическая работа. Единицы работы.
1
1
73
Мощность. Единицы мощности
1
1
74
Решение задач на расчёт мощности.
1
1
75
Решение задач на расчёт работы.
1
1
76
Решение задач на расчёт мощности и работы.
1
1
78
Простые механизмы.
1
1
79
Решение задач по теме: «Простые механизмы»
1
1
80
Рычаг.
1
1
81
Равновесие сил на рычаге.
1
1
82
Момент силы.
1
1
83
Решение задач по теме: «Момент силы»
1
1
84
Рычаги в природе, технике, быту.
1
1
85
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага».
1
1
86
Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило механики»
1
1
87
Коэффициент полезного действия механизма.
1
1
89
Решение задач по теме: «КПД»
1
1
90
КПД. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
1
1
91
Энергия.
1
1
92
Кинетическая и потенциальная энергия.
1
1
93
Закон сохранения энергии.
1
1
94
Превращение одного вида механической энергии в другой.
1
1
95
Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия»
1
1
96
Контрольная работа №5 «Работа, мощность, энергия»
1
1
97
Анализ контрольной работы№5
1
1
98
Повторение тем: «Строение вещества», «Взаимодействие тел».
1
1
99
Повторение тем: «Давление газов, жидкостей и твердых тел»
1
1
100
Решение задач по теме: «Определение плотности.»
1
1
101
Решение задач по теме: «Механическое движение. Масса.»
1
1
102
Повторение пройденного материала
1
1
103
Зачет за курс 7 класса
1
1
104
Подготовка к итоговой контрольной работы
1
1
105
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса
1
1
5. Основная литература
Для учителя
-
Перышкин, А.В. Физика 7: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. Под ред. А.В. Перышкин- 9-е изд., стереотип- М.:Дрофа, 2007. - 191, [1]с. : ил.
-
Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл средней школы/ И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.
-
Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с. ил.
Для обучающихся
-
Перышкин, А.В. Физика 7: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. Под ред. А.В. Перышкин- 9-е изд., стереотип- М.:Дрофа, 2007. - 191, [1]с. : ил.
-
Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл средней школы/ И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.
Дополнительная литература
Для учителя
-
Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2003. - 96 с. ил.
-
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с. ил.
Для обучающихся
-
Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
eorhelp.ru/
school-collection.edu.ru
festival.1september.ru
metodist.lbz.ru/
pedsovet.org/forum/forum31.html
prometheanplanet.ru
exchange.smarttech.com
mon.gov.ru/pro/fgos/
pedsovet.su