Рабочая программа по физике (7 класс)

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101»



Рассмотрено

на заседании МО

_____________________,

протокол № __________

от «___»________2015г.;

на педагогическом совете,

протокол №___________

от «___»_________2015г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

______________________
«___»___________2015г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №101»

Г.В. Чиконина______________

Приказ №_________________

от «___» _____________2015г.





Рабочая программа

физики

для обучающихся 7А, 7Б, 7В класса

на 2015-2016 учебный год


Составитель:

Галынина Кристина Владимировна,

учитель физики









Новокузнецк, 2015г.



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7-х классов составлена в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с использованием авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина, «Физика. 7-9 классы»

В соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №101 на изучение физики в 7 классе отводится 3 ч в неделю (105 часов за год). Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, контрольных работ - 6 , из них тематических-5, итоговых-1

Учебно-методический комплект для обучающихся:

  1. Перышкин, А.В. Физика 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. Под ред. А.В. Перышкин- 9-е изд., стереотип- М.:Дрофа, 2007. - 191, [1]с. : ил.

  2. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл средней школы/ И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Для коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов рабочей программой предусматривается систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.

Изучение физики в 7 классе напреправлена на достижение целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Задачи:

Создать условия для:

  • развития мышления, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса еѐ познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

  • овладения знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • формирования познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и осознанному выбору профессии.

В 7 Б, 7 В классах обучаются дети с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.

Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:

- незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

- преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;

- низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;

- ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;

- снижение работоспособности;

- повышенная истощаемость;

- неустойчивость внимания;

- ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;

- расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;

- более низкий уровень развития восприятия;

- отставание в развитие всех форм мышления;

- недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.

В связи с особенностями здоровья обучающихся в рабочую программу внесены изменения. Сокращение количество часов по теме: Равномерное и неравномерное движения. Высвободившиеся часы на обобщения и систематизирование знаний по теме: Сила. Сила-причина изменения скорости.

2. Содержание программы


  1. Введение

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора».

2. Первоначальные сведения о строении вещества

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа №2 «Измерение размеров тел».


  1. Взаимодействие тел

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Расчёт пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет амссы и объема его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.

Фронтальные лабораторные работы:

№3. «Измерение массы тела на рычажных весах».

№4. «Измерение объема твердого тела».

№5. «Определение плотности вещества твердого тела».

№6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».


  1. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Сообщающиеся сосуды. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы:

№7. «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

№8. «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Работа и мощность. Энергия

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Лабораторные работы:

№9. «Выяснение условия равновесия рычага».

№10 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

3. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

4. Календарно-тематическое планирование Всего - (105ч) контрольных работ - (6ч), лабораторных работ - (10ч).

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Примерные сроки прохождения

7Б, 7В

Введение (4ч)

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика.

1

1




2

Физические термины. Наблюдения и опыты.

1

1




3

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.

1

1




4

Физика и техника. Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ.

Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности».

1

1




Первоначальные сведения о строении вещества (7ч)

5

Строение вещества. Молекулы. Проверочная работа по теме «Физические величины».

1

1




6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров тел».

1

1




7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Модели жидкости и газов

1

1




8

Три состояния вещества.

1

1




9

Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

1

1




10

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

1




11

Решение задач по теме: «Строение вещества»

1

1




Взаимодействие тел (30ч )

13

Механическое движение.

1

1




14

Равномерное и неравномерное движения.

2

1




15

Проверочная работа по теме «Строение вещества»

1

1




16

Расчет пути и времени движения.

1

1




17

Решение задач по теме: «Механическое движение»

1

1




18

Инерция. Решение задач по теме: «Инерция».

1

1




19

Взаимодействие тел.

1

1




20

Масса тела. Единицы массы.

1

1




21

Измерение массы.

1

1




22

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

1




23

Понятие объема. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела».

1

1




24

Плотность вещества.

1

1




25

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».

1

1




26

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

1




27

Решение задач по теме: «Определение плотности вещества твердого тела».

1

1




28

Зачет «Механическое движение. Масса. Плотность.»

1

1




29

Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса. Плотность».

1

1




30

Анализ контрольной работы№1

1

1




31

Сила. Сила-причина изменения скорости. Самостоятельная работа по теме «Плотность»

1

2




32

Явление тяготения. Сила тяжести.

1

1




33

Сила упругости.

1

1




34

Закон Гука. Вес тела.

1

1




35

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

1




36

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

1




37

Сложение двух сил. Равнодействующая сила.

1

1




38

Сила трения. Трение скольжения.

1

1




Трение покоя. Трение в природе и технике.

1

1




39

Зачет «Взаимодействие тел»






41

Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел».

1

1




42

Анализ контрольной работы№2

1

1




Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (30ч)

43

Давление. Единицы давления.

1

1




44

Способы увеличения и уменьшения давления.

1

1




45

Давление газа. Самостоятельная работа по теме «Давление»

1

1




46

Передача давления жидкостями и газами.

1

1




47

Закон Паскаля.






48

Давление в жидкости и в газе.

1

1




49

Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

1




50

Сообщающиеся сосуды. Самостоятельная работа по теме «Давление жидкостей»

1

1




51

Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

1




52

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

1




53

Измерение атмосферного давления.

1

1




54

Опыт Торричелли.

1

1




55

Барометр-анероид.






Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

1

1

56

Решение задач на расчёт атмосферного давления.

1

1

57

Зачет «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

1

58

Контрольная работа №3 «Давление газов, жидкостей и твердых тел».

1

1

59

Анализ контрольной работы№3

1

1

60

Поршневой и жидкостный насос.

1

1

61

Гидравлический пресс.

1

1

62

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

1

63

Самостоятельная работа по теме «Атмосферное давление»

1

1

64

Архимедова сила

1

1

65

Плавание судов.

1

1

66

Воздухоплавание.

1

1

67

Тест по теме «Архимедова сила, плавание тел»



68

Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел»

1

1

69

Зачет «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

1

70

Контрольная работа №4 «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

1

71

Анализ контрольной работы№4

1

1

Работа и Мощность. Энергия (31ч )

72

Механическая работа. Единицы работы.

1

1

73

Мощность. Единицы мощности

1

1

74

Решение задач на расчёт мощности.

1

1

75

Решение задач на расчёт работы.

1

1

76

Решение задач на расчёт мощности и работы.

1

1

78

Простые механизмы.

1

1

79

Решение задач по теме: «Простые механизмы»

1

1

80

Рычаг.

1

1

81

Равновесие сил на рычаге.

1

1

82

Момент силы.

1

1

83

Решение задач по теме: «Момент силы»

1

1

84

Рычаги в природе, технике, быту.

1

1

85

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага».

1

1

86

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило механики»

1

1

87

Коэффициент полезного действия механизма.

1

1

89

Решение задач по теме: «КПД»

1

1

90

КПД. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

1

91

Энергия.

1

1

92

Кинетическая и потенциальная энергия.

1

1

93

Закон сохранения энергии.

1

1

94

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

1

95

Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия»

1

1

96

Контрольная работа №5 «Работа, мощность, энергия»

1

1

97

Анализ контрольной работы№5

1

1

98

Повторение тем: «Строение вещества», «Взаимодействие тел».

1

1

99

Повторение тем: «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

1

100

Решение задач по теме: «Определение плотности.»

1

1

101

Решение задач по теме: «Механическое движение. Масса.»

1

1

102

Повторение пройденного материала

1

1

103

Зачет за курс 7 класса

1

1

104

Подготовка к итоговой контрольной работы

1

1

105

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

1

1























5. Основная литература

Для учителя


  1. Перышкин, А.В. Физика 7: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. Под ред. А.В. Перышкин- 9-е изд., стереотип- М.:Дрофа, 2007. - 191, [1]с. : ил.

  2. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл средней школы/ И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.

  3. Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с. ил.

Для обучающихся

  1. Перышкин, А.В. Физика 7: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. Под ред. А.В. Перышкин- 9-е изд., стереотип- М.:Дрофа, 2007. - 191, [1]с. : ил.

  2. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл средней школы/ И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.

Дополнительная литература

Для учителя

  1. Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2003. - 96 с. ил.

  2. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с. ил.

Для обучающихся

  1. Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

eorhelp.ru/

school-collection.edu.ru

festival.1september.ru

metodist.lbz.ru/

pedsovet.org/forum/forum31.html

prometheanplanet.ru

exchange.smarttech.com

mon.gov.ru/pro/fgos/

pedsovet.su



© 2010-2022