- Преподавателю
- Физика
- Программа для изучения закона Ома и решения задач по данной теме
Программа для изучения закона Ома и решения задач по данной теме
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Курзюков Ю.А. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
ЗАЯВКА
на участие в городском конкурсе мультимедийных пособий для учителей физики и информатики.
Направляем для участия в городском конкурсе мультимедийных пособий для учителей физики и информатики мультимедийное пособие по физике «Закон Ома для участка цепи»,
автор: учитель физики МБОУ СОШ №33
Курзюков Юрий Александрович,
т. 8 918-435-0628.
Городской конкурс мультимедийных пособий для учителей физики и информатики
модель
«Закон Ома для участка цепи»
Используется на уроках физики, 8 классы,
раздел «Электрические явления», темы:
электрическое сопротивление, закон Ома для участка электрической цепи, последовательное и параллельное соединение проводников.
Предмет: Физика;
Тема урока:
Класс:
МБОУ СОШ №33
Автор проекта:
Должность: учитель физики.
Новороссийск 2011
План-конспект проведения урока.
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование: компьютер, проектор
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Повторение
3. Демонстрация закона Ома на модели
4. Решение задач
5. Подведение итогов
1. Оргмомент
Класс делится по рядам на команды. Урок проводится в виде исследования моделей. За решение задачи по модели (правильно и быстро) команде присваиваются баллы.
2. Повторение
Вопросы для повторения материала:
- чем отличаются проводники и непроводники (диэлектрики)? (способностью пропускать электрические заряды)
- какие типы источников тока вы знаете? (химические, фотоэлектрические, термоэлементы, механические генераторы)
- какие элементы электрической цепи вы знаете? (резистор, нагревательный элемент, лампа, источник тока, ключ)
- что такое электрический ток (направленное движение электрических зарядов)
- что такое электрический ток в металлах (упорядоченное движение свободных электронов)
- какое действие электрического тока вы знаете? (тепловое, химическое, магнитное)
- в каких единицах измеряется сила тока? (в амперах)
- сколько миллиампер в одном ампере, микроампер в одном ампере,
- что такое напряжение? (физическая величина, характеризующая электрическое поле, показывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую)
- в каких единицах измеряется напряжение? (в вольтах)
- что такое электрическое сопротивление проводника? (зависимость силы тока от свойств проводника)
- в каких единицах измеряется сопротивление? (в омах, килоомах, мегаомах)
3. Демонстрация закона Ома на модели
Закон Ома был открыт Георгом Омом в 1827 году. Он звучит так:
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
С помощью формулы это можно выразить так: I=U/R;
Из этой формулы следует, что при увеличении сопротивления при постоянном напряжении ток будет уменьшаться. При увеличении напряжения при постоянном сопротивлении ток будет возрастать.
Применим закон Ома для решения задач с помощью компьютерной модели.
4. Решение задач.
Включаем компьютерную модель, выбираем схему 1. Вводим данные: напряжение 15 В, сопротивление 10 Ом, какой будет ток и напряжение на сопротивлении? (1,5 А; 15 В)
Изменим данные: 25 В и 15 Ом (1,67 А и 25 В)
Повторяем до тех пор пока все учащиеся будут решать быстро и без ошибок.
Переходим к схеме 2, чем она отличается от схемы 1? Какое соединение проводников? (последовательное), как вычисляется общее сопротивление последовательных проводников? (суммированием). Как распределяется напряжение на проводниках? (пропорционально их сопротивлению).
Вводим данные:
U=10 В, R1=15 Ом, R2=10 Ом; Определить токи и напряжения на сопротивлениях. (I1=0,4 А, U1= 6 В, I2=0,4 А, U2= 4 В)
Далее в зависимости от подготовки учеников предлагаются схемы 3, 4, 5, 6 с возрастающей сложностью вычислений.
5. Подведение итогов, выставление оценок
Повторяем закон Ома, проверяем баллы, набранные учениками.
Комментарий-пояснение, рекомендации по использованию в работе.
Модель «Закон Ома для участка цепи» предназначена для демонстрации закона Ома на уроке физики в 8 классе при изучении темы «Электрические явления».
В модели можно продемонстрировать несколько электрических схем:
1. Единственное сопротивление;
2. Два последовательных сопротивления;
3. Три последовательных сопротивления;
4. Два параллельных сопротивления;
5. Три параллельных сопротивления;
6. Последовательно-параллельное соединение сопротивлений.
В каждой из указанных схем можно моделировать изменение напряжения питания в пределах от 0 до 220 вольт, изменение сопротивлений в пределах от 1 до 50 Ом. На схеме величины, требующие расчета, обозначаются знаком вопроса. После вычисления учеником этих величин учитель нажимает кнопку «Расчет» и может быстро и точно проверить результат. Количество сочетаний входных параметров схем достаточно велико, чтобы не повторяться в течение многих уроков.
Виды экрана компьютера показаны ниже:
Автор считает, что применение модели «Закон Ома для участка цепи» поможет ученикам хорошо разобраться в материале, подготовиться к решению задач и развить общее понимание физических процессов по теме «Электрические явления». Для учителя данная модель поможет быстро и безошибочно оценить решения учеников.
Необходимые ресурсы для использования модели мультимедиа «Закон Ома для участка цепи» на уроке:
-
Компьютер с операционной системой «Windows»;
-
Проектор с экраном для демонстрации;
Источники информации:
-
Учебник «Физика», 8 класс;
-
Интернет ресурс fizika.ayp.ru/4/4_8.html
-
Интернет ресурс physel.ru/-mainmenu-29/mainmenu-32/377-s-46--.html