Роль диалога в развитии личности на уроках физики

В статье раскрывается реализация проблемно - диалогического подхода, играющего огромную роль в становлении и развитии личности учеников, на примере фрагмента одного из уроков в 7 классе по теме «Механическая работа». Сегодня человек  обучаемый  стал успешней человека обученного. Следовательно, задача новой школы состоит в создании условий, которые  позволят молодому человеку не столько познакомиться с основами наук, сколько присвоить  различные  схемы освоения опыта (в первую очередь, социальног...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль диалога в развитии личности на уроках физики

И.Д. Каошантин, учитель физики

Багдаринская средняя общеобразовательная школа

В статье раскрывается реализация проблемно - диалогического подхода, играющего огромную роль в становлении и развитии личности учеников, на примере фрагмента одного из уроков в 7 классе по теме «Механическая работа»

Наполнение содержания, форм и методов физического образования творческим компонентом на сегодняшний день является одной из остро стоящих проблем. Современный мир стремительно развивается, а происходящие изменения носят глобальный характер. Если на уроках физики ученику преподносить только определенный объем фактов, законов, терминов и явлений, то это сделает его неконкурентоспособным и безоружным на рынке труда, практически не пригодным для быстроменяющегося и усложняющегося мира. Поэтому в преподавательской деятельности необходимо делать акцент на развитие личности ребенка - раскрытие его творческого потенциала сообразно его психологическим и возрастным особенностям.

Сегодня человек обучаемый стал успешней человека обученного. Следовательно, задача новой школы состоит в создании условий, которые позволят молодому человеку не столько познакомиться с основами наук, сколько присвоить различные схемы освоения опыта (в первую очередь, социального). Реализация этой задачи обеспечивается переходом на работу в логике деятельностного подхода, т.е. ориентацией на развитие способности результативно действовать в нестандартных ситуациях.

На сегодняшний день технический прогресс непосредственно влияет на формирование нравственности общества, а соответственно наука физика приобретает определенный общественный статус. Физика является обязательной составной частью всеобщего среднего образования, одновременно образуя прочный фундамент всего естествознания. Она содержит в себе мощный потенциал, воздействуя на характер мышления, помогает ориентироваться в шкале жизненных ценностей, способствуя выработке активной жизненной позиции и адекватного отношения к окружающему миру. Физика - это в первую очередь экспериментальная наука, которая требует подтверждения каждого закона и каждой теории. Поэтому как никакая другая научная дисциплина она способствует формированию таких навыков и умений, как анализ жизненных и учебных ситуаций, умения действовать в нестандартной ситуации, развивает творческие способности, логическое мышление, готовность к самообразованию, уверенность в собственных силах, коммуникативность, а это и есть основы личности выпускника школы.

Развитию личности современных школьников может способствовать использование инновационных образовательных технологий, т.е. тех, в которых прослеживается ориентация на новые образовательные результаты (новое качество образования); принципиальное изменение содержания, форм работы учителя и ученика (процессов учения и обучения) ; изменение характера взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. Таким требованиям на сегодняшний день отвечают личностно-ориентированные технологии, в которых ведущее место занимает диалог между учителем и учеником.

Проблемно - диалогическая технология применяется на начальном этапе изучения темы, когда организуется совместная деятельность учителя и ученика для решения учебной проблемы, поиска выхода из тупика или противоречия. Учащиеся самостоятельно выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Такой вид деятельности способствует формированию не только ЗУНов, но и освоению новых способов мыслительной деятельности, таких как абстрагирование, логика, умение действовать в нестандартной ситуации, уверенность в собственных силах. Например, изучая тему «Атмосферное давление» в 7 классе, проект урока разрабатывается таким образом, чтобы в первую очередь мотивировать учащихся на выполнение работы и обеспечить коммуникативные универсальные учебные действия. Рассмотрим это на примере одного занятия

  • Начало. Создание ситуации успеха, задача этого этапа инициировать необходимые учебные действия. Постановка проблемы - заполнить таблицу о полезном труде и механической работе. Задание классу - недавно я стала свидетелем спора между двумя учениками. Они спорили, что работа и труд это одинаковые понятия. Поможем им разобраться? Давайте заполним таблицу. Ученик делает уроки. Художник рисует картину. Врач лечит больного. Грузчик несет мешок. Лошадь везет телегу. Санки скатываются с горы. Какие из перечисленных примеров относятся к полезному труду, а какие к механической работе?

  • Второй этап. Ситуации интеллектуального разрыва здесь необходимо зафиксировать разрыв «знание» и «незнание». Предлагается вспомнить фрагмент басни Крылова «Лебедь, рак и щука » Но почему же воз и ныне там? Действуют ли на тележку силы? Какой вопрос вы бы мне хотели сейчас задать? ( Почему не совершается механическая работа при наличии сил в системе?)

  • Третий этап. Постановка учебной задачи и ее фиксация. Учитель задает вопрос: Что будем делать: спросим у взрослого, прочитаем в книге или сделаем опыты? Происходит развитие логики и критичности мышления, умения планировать экспериментальную деятельность. Привлечение учащихся к таким формам теоретического познания, как высказывание суждения и формулировка умозаключения. Осуществляется поиск решения задачи, нахождение нового способа действия.

  • Четвертый этап. Реализация технологической фазы экспериментального исследования. Развитие наблюдательности и аккуратности учащихся при работе. В ходе эксперимента самостоятельно догадываются о прямой зависимости работы от перемещения и силы.

  • Пятый этап. Реализация рефлексивной фазы исследования. Развитие у учеников умения анализировать результаты своей деятельности, выявлять новые, неизвестные им ранее факты. Рассказы и обсуждение результатов. Делают вывод, Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути.

  • Шестой этап. Закрепление полученных знаний, отработка навыков. Предлагается учащимся различные по сложности и содержанию задачи.

  1. В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?

Роль диалога в развитии личности на уроках физики



  1. Одинаковую ли работу совершают мальчики при равномерном перемещении на одном и том же пути?

Роль диалога в развитии личности на уроках физики



  1. Определите механическую работу по перемещению бруска

Роль диалога в развитии личности на уроках физики

Коммуникативные универсальные учебные действия, такие как, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации формировались на данном занятии за счет вовлечения учащихся в активную теоретическую и экспериментальную познавательную деятельность, предоставлением возможности проведения совместного исследования, сравнением собственных результатов с данными и выводами других учащихся класса.

Проанализировав уроки, построенные в проблемно - диалогической технологии, прихожу к выводу, что ученики с удовольствием работают на таких уроках, принимают активное участие в обсуждении поставленной проблемы, стремятся, во что бы то ни стало найти ее решение, сделать вывод, высказать мнение, внести свою лепту в общую работу. Приятно видеть, как у детей во время урока загораются глаза - значит, появился интерес, возникла рабочая атмосфера. А уходят они с хорошим настроением, чувством собственной значимости и способности справляться с поставленными проблемами, ведь на уроке был организован диалог не только между учеником и учителем, но и между учениками входе совместного поиска решения поставленных задач.

Роль диалога в развитии личности на уроках физики

© 2010-2022