Рабочая программа по физике 7 класс. А. В. Пёрышкин. (2 часа в неделю)

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Уссурийска» УГО


«Согласовано» «Утверждаю»

ЗДУВР МБОУ СОШ № 4 директор МБОУ СОШ №4

Метляева М. Н. Гончаренко О. В.

_________________ __________________


Рабочая программа

по физике

для 7 класса

учителя первой квалификационной категории

Илюшкиной Марии Николаевны






2015/2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г., и примерной учебной программы основного общего среднего образования по физике (Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г).

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

Целью обучения является:

- формирование у учащихся представлений о физической картине мира, основанных на понимании смысла основных понятий и законов физики при передаче им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности при изучении тем: «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействие тел», «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», «Работа, мощность и энергия».

Задачами преподавания физики 7 класса являются:

-освоение знаний о физических явлениях и величинах, о механическом движении, равномерном прямолинейном движении, явлении инерции;

о массе и плотности тел, о методах измерения массы и плотности тел;

о взаимодействии тел, силе, методах измерения сил;

о давлении твёрдых тел и жидкостей, атмосферном давлении, законах Паскаля и Архимеда;

о работе, мощности и энергии.

- овладение умениями

проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений; определять цену деления шкалы прибора;

рассчитывать путь и скорость при равномерном прямолинейном движении, представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

измерять силы взаимодействия двух тел, объяснять причины плавания тел;

рассчитывать работу, мощность и энергию тела.

- развитие познавательных интересов, самостоятельности в приобретении новых знаний

при проведении наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и вычислений;

при исследовании явления инерции, зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы, зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления; при исследовании условия плавания тела, условия равновесия рычага;

при решении физических задач и проблемной ситуации.

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,

- воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

-использование полученных знаний и умений для того, чтобы обнаруживать существование атмосферного давления, экспериментально сравнивать изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении по наклонной плоскости, решать практические задачи повседневной жизни, объяснять принципы действия гидронасоса, гидравлического пресса, подъёмного крана,

для обеспечения безопасности природопользования и охраны окружающей среды.

Наиболее оптимально содержание учебного курса изложено в УМК:

1Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс;

2.Минькова Р. Д. Рабочая тетрадь по физике к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»;

3. Пёрышкин А.В. «Физика. 7 класс»;

4Волков В. А., Полянский С. Е., Поурочные разработки по физике 7 класса.

В распределении учебного материала опираюсь на авторскую программу А. В. Пёрышкина, в которую внесены небольшие изменения. Для того, чтобы провести повторение за 5-6 класс по математике и природоведению и входной контроль на первой недели - добавлены 2 часа в раздел 1; для того, чтобы на последней недели каждой четверти провести нестандартный урок в виде игры и урок решения задач - объедены несколько тем.

Контроль результатов обучения физике осуществляется по следующим направлениям:

  1. учащийся должен владеть теоретическими знаниями и понимать смысл физических понятий, физических величин, физических законов и формул. Для их проверки используются такие формы контроля, как устный опрос, физические диктанты, взаимоконтроль при работе в парах, самоконтроль при работе с образцом, контроль старшего группы при групповой работе, экспресс- опрос и тест.

  2. учащийся должен уметь описывать и объяснять физические явления, использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин, представлять результаты измерений с помощью таблиц и графиков, выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системе. В этом случае актуальны такие формы контроля, как лабораторные работы:

- определение цены деления измерительного прибора,

-измерение размеров малых тел,

- измерение массы тела на рычажных весах,

-измерение объёма тела,

- определение плотности вещества твёрдого тела,

- самостоятельное изобретение прибора для измерения сил и измерение им сил,

- определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело,

- выяснение условия равновесия рычага,

- определение КПД при подъёме по наклонной плоскости.

  1. учащийся должен уметь решать задачи на применение изученных физических законов и использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Для контроля используются контрольные и проверочные работы.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,

даёт распределение учебных часов по разделам курса, определяет минимальное количество лабораторных работ, календарно - тематическое планирование курса.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.



Содержание учебного курса физики 7 класса

№№

Название разделов и их содержание

Количество часов

Из них к\р, л\р.

1

Повторение курса природоведения и математики 5-6 класса. Входной контроль.

2

1к/р


Введение

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

3

1 л/р,

    Первоначальные сведения о строении вещества

    Строение вещества. Молекулы .Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях, и в

    твёрдых веществах .Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния вещества. Различия в молекулярном строении газообразных, жидких и твёрдых веществ.

    6

    1 л/р,

    1 к/р

      Взаимодействие тел.

      Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчёт пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

      21

      3 л/р,

      1 к/р.

        Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

        Давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

        20

        2 л/р,

        1 к/р,

          Работа и мощность. Энергия.

          Механическая работа. Единицы работы.

          Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Условие равновесия тел. Коэффициент полезного действия механизма.

          Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. Превращение одного вида энергии в другой.

          12

          2 л/р,

          1 к/р.

            Повторение.

            Взаимодействие тел. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Работа, мощность, энергия.

            4

            ИТОГО:

            68

            11л/р,

            5 к/р.




            Календарно-тематическое планирование по физике в 7 классе.

            Дата

            №/п

            №урока в разделе

            Тема урока

            Оборудование, демонстрации

            1 четверть. Раздел 1. ( 2 часа).

            1.

            1.1

            Техника безопасности. Повторение курса математики и природоведения за 5-6 классы. ИОТ№1.

            Таблица СИ,

            2.

            1.2

            Входной контроль.

            (Контрольная работа №1).

            Раздаточный материал.

            Раздел 2 . Введение. 4 часа.

            3

            2.1

            . Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты

            Колебания тела, магнитные и оптические явления.(1-3)

            Видео.

            4.

            2.2

            Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Лабораторная работа 1

            «Определение цены деления измерительного прибора». ИОТ№3.

            Измерительные приборы:

            линейка, часы, демонстрационные амперметры и вольтметры,

            измерительные цилиндры. (4-5)

            5.

            2.3

            Физика и техника

            Портреты учёных, современные и старые приборы (6). Видео.

            Р

            Раздел 3. Первоначальные сведения о строении вещества. 6 часов.

            6.

            3.1

            Строение вещества. Молекулы.

            Лабораторная работа 2:

            «Измерение размеров малых тел».ИОТ №4.

            Модели молекул, мелкие предметы. (7-8)

            7.

            3.2

            Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение.

            Диффузия в жидкости и в газе. (9-10). Презентация.

            8.

            3.3

            Притяжение и отталкивание молекул.

            -стеклянная пластинка и сосуд с водой. (11). Видео.

            9.

            3.4

            Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

            Презентация

            (12-13)

            10

            3.5

            Контрольная работа 2 «Первоначальные сведения о строении вещества»

            Карточки с заданиями

            11

            3.6

            Работа над ошибками. Решение качественных задач.

            Карточки с заданиями

            Раздел 4. Взаимодействие тел. 21 час.

            12

            4.1

            Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости.

            Тележки, линейки, и т.п.

            Графики (14-16). Видео.

            13

            4.2

            Расчет пути и времени движения. Решение задач.

            Карточки

            (17)

            14

            4.3

            Явление инерции. Решение задач.

            колебания маятника, наклонная плоскость, презентация. (18)

            15

            4.4

            Взаимодействие тел. Масса

            тела. Единицы массы тела. Измерение массы тела. Лабораторная работа 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». ИОТ№ 5.

            Рычажные весы , различные тела, разновесы. 19-21

            16

            4.5

            Игра по материалу 1 четверти.

            Мензурки, тела,

            Задания командам

            2 четверть.

            17

            4.6

            Плотность вещества.

            Наборы тел,

            рычажные весы, разновесы.22. Видео.

            18

            4.7

            Лабораторные работы 4,5.

            «плотности Измерение объема тела», «Определение плотности вещества твердого тела». ИОТ № 6,7.

            Измерительные цилиндры, рычажные весы, мензурки.

            19

            4.8

            Решение задач по теме «Расчет массы и объема тела по его плотности»

            Карточки (23).

            20

            4.9

            Контрольная работа 3 по теме «Взаимодействие тел. Масса. Плотность».

            Раздаточный материал.



            21

            4.10

            Работа над ошибками. Решение задач.

            Карточки

            22

            4.11

            Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

            Демонстрация падения тел (24-25). Видео.

            23

            4.12

            Сила упругости. Закон Гука.

            Модели видов деформации, динамометр. Презентация.

            24

            4.13

            Вес тела. Решение задач.

            Карточки. Презентация.

            25

            4.14

            Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.

            Тележка с линейкой, взаимодействие тележек.28-29. Видео.

            26

            4.15

            Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

            Динамометр, наборы грузов. Презентация.

            27

            4.16

            Лабораторная работа 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». ИОТ № 8.

            Динамометры

            28

            4.17

            Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Лабораторная работа 7. «Измерение силы трения с помощью динамометра». ИОТ № 26.

            Способы уменьшения и увеличения силы трения.

            29

            4.18

            Проверочная работа по теме:

            «Масса тела. Сила. Равнодействующая сил»

            Раздаточный материал.

            30

            4.19

            Работа над ошибками.

            Карточки

            31

            4.20

            Игра по материалу 1 полугодия.

            Презентации,

            Задания для команд

            32

            4.21

            Решение задач по темам:

            «Строение вещества»,

            «Расчёт пути и скорости»,

            «Сила, масса и плотность».



            Практикум

            по решению задач.

            3 четверть.

            Раздел 5. Давление. 20 часов.

            33

            5.1

            Давление. Единицы давления.

            Песок, столик на ножках. Видео.

            34

            5.2

            Способы увеличения и уменьшения давления

            презентация

            35

            5.3

            Давление газа.

            Воздушные шарики. (37). Презентация.

            36

            5.4

            Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

            Прибор для демонстрации закона Паскаля. (38). Презентация.

            37

            5.5

            Давление в жидкости и газе.

            Стеклянный сосуд (39). Видео.

            38

            5.6

            Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

            (40). Презентация.

            39

            5.7

            Решение задач.

            Карточки, таблицы.

            40

            5.8

            Сообщающиеся сосуды.

            Модели фонтана и сообщающихся сосудов, (41). Презентация.

            41

            5.9

            Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

            Опыт с газетой

            (42-43). Видео.

            42

            5.10

            Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

            Модель опыта Торричелли. (44). Презентация.

            43

            5.11

            Барометр анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

            Модель барометра - анероида

            (45-46). Презентация.

            44

            5.12

            Манометры. Решение задач по теме: «Давление в жидкости и газе».

            Модели манометров.(47). Презентация.

            45

            5.13

            Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

            Модели гидравлического насоса и гидравлического пресса.(48-49). Видео.

            46

            5.14

            Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. .

            Воздушный шарик с гелием,

            различные тела на ниточке, сосуд с водой, динамометр. (50-51). Презентация.

            47

            5.15

            Лабораторная работа 8:

            «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». ИОТ № 10.

            Наборы для вычисления силы Архимеда, рычажные весы. Презентация.

            48

            5.16

            Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

            Плавание тел, кораблик, воздушный шарик.52-54. Видео.

            49

            5.17

            Лабораторная работа 9:

            «Выяснение условий плавания тела в жидкости». ИОТ № 10.

            Измерительные цилиндры, пробирки с песком.

            50

            5.18

            Контрольная работа 3 по теме:

            «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

            Карточки с заданиями.

            51

            5.19

            Работа над ошибками.

            Карточки

            52

            5.20

            Игра по теме

            «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

            Задания для команд,

            раздаточный материал. Презентация.

            4 четверть. Раздел 6.

            Работа. Мощность. Энергия. (12 часов)

            53

            6.1

            Механическая работа. Единицы работы.

            Мощность. Единицы мощности.

            Перемещение бруска. (55-56)

            54

            6.2

            Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

            Простые механизмы.

            Рычаг. (57-58). Видео.

            55

            6.3

            Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

            Модели игрушечных кранов.(59-61). Презентация.

            56

            6.4

            Лабораторная работа 9 по теме:

            «Выяснение условия равновесия рычага». ИОТ №11.

            Рычаг и набор грузов.

            57

            6.5

            Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.

            (62 ) Презентация.

            58

            6.6

            Центр тяжести тела. Условие равновесия тел.Коэффициент полезного действия механизма.

            Таблица. Презентация.

            (63-65)

            59

            6.7

            Лабораторная работа 11 по теме: «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». ИОТ № 12.

            Наклонные плоскости, штативы, наборы грузов, динамометры.

            60

            6.8

            Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии.

            Модель

            пружинного маятника.

            (66-67)

            61

            6.9

            Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

            Пружинный маятник. (68)

            62

            6.10

            Решение задач по теме: «Простые механизмы. Энергия».

            Карточки

            63

            6.11

            Контрольная работа по теме: «Работа. Мощность. Энергия».

            Раздаточный материал.

            64

            6.12

            Работа над ошибками. Решение задач.

            Практикум по решению задач ГИА.

            65

            7.1

            Повторение темы: «Строение вещества и их свойства».

            Модели молекул,

            карточки

            66

            7.2

            Повторение темы: «Взаимодействие тел».

            Раздаточный материал.

            67

            7.3

            Итоговый урок по теме: «Физика и игрушки».

            Игрушки, презентации.

            68

            7.4

            Решение качественных задач.


            Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:

            В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

            Знать/понимать:

            - смысл понятий:

            физическое явление, физический закон, вещество, материальная точка, взаимодействие, инерция. энергия;

            - смысл физических величин:

            путь, скорость, масса, плотность, сила; давление, работа, мощность;

            кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

            - смысл физических законов:

            Паскаля, Архимеда, закона сохранения энергии;

            - формулы нахождения:

            скорости, пути, плотности вещества; работы, мощности, коэффициента полезного действия;

            давления в твёрдом теле, давления в жидкости, энергии.

            уметь:

            -описывать и объяснять физические явления:

            явление диффузии, равномерное прямолинейное движение, передачу давления в твёрдых телах, жидкостях и газах, явление воздухоплавания и плавание тел в жидкости;

            - использовать физические приборы и измерительные и измерительные инструменты для измерения физических величин:

            Расстояния, промежутка времени, массы, силы и давления.

            - представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:

            Пути от времени, скорости от времени, силы от массы тела, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

            - выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

            - приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях,

            - решать задачи на применение изученных физических законов;

            - осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников;

            -использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

            - обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

            - рационального применения простых механизмов.



            Учебно-методическое и программное обеспечение:

            Для учителя:


            1. Волков В. А., Полянский С. Е. «Поурочные разработки по физике 7 кл., М., ВАКО, 2009.

            2. Гутник Е. М. ,Пёрышкин А. В. Авторская программа «Физика 7 класса», М., Глобус, 2008.

            3. Громцева О. И., Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс, к учебнику

            А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс», М., Экзамен, 2010.

            1. Лукашик В. И. «Сборник задач по физике 7-9 кл.», М., Просвещение, 2008 г.

            2. Минькова Р. Д. «Рабочая тетрадь по физике 7 кл., М., Экзамен, 2012.

            3. Пёрышкин А. В. «Физика. 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений, М., Дрофа, 2012.

            Для ученика:

            1.Лукашик В. И. «Сборник задач по физике 7-9 кл.», М., Просвещение, 2008 г.

            2.Пёрышкин А. В., «Физика 7 класс», М., Дрофа, 2012 г.


            © 2010-2022