- Преподавателю
- Физика
- Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся
Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Амельчукова Н.И. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Республики Казахстан.
Уланский отдел образования.
КГУ « Средняя школа имени Базылбека Ахметова».
« Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся».
Обобщение педагогического опыта работы
Амельчуковой Надежды Ивановны,
учителя физики.
с.Новоодесское.
2014-2015 уч.год.
Амельчукова Надежда Ивановна,
учитель физики первой категории.
КГУ «Средняя школа имени Базылбека Ахметова» Уланского района Восточно- Казахстанской области.
Обобщение педагогического опыта на МО ЕМЦ.
Данная брошюра - обобщение опыта работы по методической теме учителя( по проблемной теме).
В ней рассматриваются наиболее актуальные современные проблемы преподавания физики и способы их решения на основе развития у учащихся умений и навыков решения качественных и экспериментальных задач.
Раскрыты пути и методы достижения учителем результативности обучения предмету.
Визуально показана работа с учащимися по экспериментальной проверке решения качественных задач.
Вскрыты положительные аспекты вышеуказанной проблемы, вскрыта необходимость более глубокого внедрения данных задач в учебный процесс. В сжатом систематизированном виде проведен анализ и синтез наиболее существенных положений данной проблемы и предложены практические способы её реализации, как на уроках физики, так и во внеурочной работе по предмету.
Брошюра может быть рекомендована для учителей физики, особенно для молодых педагогов.
Рецензент: Нургазинова Дина Адылхановна, учитель физики, руководитель МО ЕМЦ КГУ « Средняя школа имени Базылбека Ахметова».
В программе «Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года» отмечается, что важным показателем образованности населения является уровень подготовки по естественно- научным дисциплинам, и , прежде всего, физике, математике на школьном уровне. Н.А.Назарбаев обращает внимание на то, что будущее Казахстана в руках высокообразованных специалистов и тем самым поднимает вопрос о коренном улучшении подготовки специалистов различных областей производства. Это невозможно без существенной опоры на высокий уровень физико - математической подготовки в школе. Важной составной частью последнего является совершенствование методов и средств обучения, обеспечивающих глубокое и прочное усвоение знаний и умений. В этом ключе выше названная тема актуальна и современна.
Как мы знаем, при изучении физики решение качественных задач является наиболее трудной частью деятельности школьников. Обучение учащихся этому виду деятельности занимает одно из главных мест в процессе обучения. Изучение опыта обучения физике дает основание сделать вывод о, далеко еще, неиспользованных возможностях повышения эффективности учебного процесса. Эти возможности связаны, главным образом, с совершенствованием методики обучения, формированием и поддерживанием у школьников интереса к изучению физики.
Традиционная организация процесса обучения не полностью отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. Так на уроке ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, затем воспроизводит, т.е. ученик получает определенный набор знаний по предмету. Но если мы хотим сформировать личность, готовую к творческой деятельности, то необходимо в план урока включать задачи с нестандартной подачей формулировки, задачи с интересным содержанием или интересными способами решения, качественные, занимательные и развивающие задачи.
Кроме того, одним из недостатков в обучении физике, является то, что основная нагрузка при усвоении материала связана с запоминанием новых терминов, правил, формул и т.д. Качественные задачи часто вызывают у школьников интерес, определенные положительные эмоции. Поэтому учащиеся часто лучше запоминают не только сами задачи, их решение, но и способы, которыми они были решены.
Есть и еще одно обстоятельство. Начальный этап изучения физики характеризуется повышением чувства ответственности, творческой инициативы, что характерно школьникам этого возраста. Дети стремятся к самостоятельности, они любят решать задачи, требующие сообразительности, определенного умственного напряжения. Им нравятся поиски различных способов решения одной и той же задачи, быть «авторами» новых задач, они испытывают удовлетворение при самостоятельном выполнении задания. В этот период у учащихся возникает новое отношение к научным знаниям, стремление знать и уметь применять эти знания. Интересы учащихся этого возраста характеризуются легкостью возникновения и вместе с тем слабой устойчивостью, изменчивостью и сильной зависимостью от частных успехов и неудач. При определенных условиях интересы подростка становятся глубокими, устойчивыми и действенными.
Поэтому, для поддержания и развития интереса к предмету необходимо включать в процесс обучения качественные задачи, без которых преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность - необходимое средство возбуждать, поддерживать внимание.
Содержание качественных задач должно соответствовать основным требованиям к результатам обучения физике. Условие этих задач должно быть доступным всем учащимся и не требовать от школьника много времени для усвоения их условия и, тем более, дополнительных разъяснений учителя. Они должны быть максимально четкими, краткими, и использовать понятия, термины, символы, хорошо знакомые учащимся из школьного курса. В число задач могут включаться задачи, знакомящие их с нестандартными методами рассуждений, но не требующие расширения учебного материала программы.
Характер представления качественных задач должен учитывать психологические особенности восприятия учащимися информации.
Методика использования учебных занимательных задний в общих чертах сходна с методикой использования обычных заданий, и , хотя четкой границы провести между ними невозможно, использование занимательности обладает некоторыми особенностями.
Качественные задачи, которые используются на уроке, должны соответствовать теме урока, органично вкрапляться в структуру урока и подача их должна быть не однотипной, тогда будет польза и эффект.
Использование качественных задач целесообразно:
- когда есть опасность непринятия учащимися какого- либо учебного задания;
- при прохождении сложных тем или постановке трудных дидактических задач урока;
- при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений;
- при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.
Некоторые качественные задачи я предлагаю для устного решения в начале или в конце урока. Эти задания определяются не трудностью физического решения, а нестандартностью решения, новизной и необычностью физической ситуации. Такие задачи удобны для повторения или для выполнения однотипных упражнений.
Ввиду простоты решения некоторых из этих задач, ученики их лучше усваивают. Качественные задачи способствуют углублению и закреплению знаний учащимися. Они служат также средством поверки знаний и практических навыков школьников. Умелое применение учителем качественных задач повышает интерес учащихся к физике и поддерживает активное восприятие ими материала в течение урока. Решая качественные задачи, учитель анализирует явления, развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, умение применять теоретические знания для объяснения явлений природы, быта, техники, расширяет технический кругозор учащихся, подготавливает их к практической деятельности. Качественные задачи дают возможность учителю ввести упражнения в те разделы курса физики средней школы, которые рассматриваются только с качественной стороны.(например: гидродинамика, электромагнетизм, волновая оптика и др).
При решении качественных задач применяют следующие 3 приема: 1.Эвристический,состоящий в постановке и разрешении ряда взаимно связанных качественных вопросов, ответы, на которые содержатся либо в условии задачи, либо в известных ученику физических законах. Этот прием ряд методических достоинств: он учит анализировать физические явления, описанные в задаче, синтезировать данные её условия с содержанием известных законов, обобщать факты, делать выводы.
2.Графический прием применим к тем качественным задачам, условие которых формулируется с помощью различных иллюстраций. Ответ получается в виде соответствующего чертежа, графика, рисунка, схемы, фотографии. Достоинство этого приема - наглядность и лаконичность решения. Он развивает функциональное мышление школьников, приучает их к точности, аккуратности.
3.Экспериментальный метод заключается в получении ответа на вопрос задачи на основе опыта, поставленного и проведенного в соответствии с её условием. В процессе экспериментального решения задачи школьники становятся как бы исследователями, развивается их любознательность, активность, формируются практические умения и навыки работы с физическими приборами. При правильно поставленном опыте ответ, полученный экспериментальным путем, не вызывает сомнений. В то же время, эксперимент не объясняет, почему именно так, а не иначе протекает явление. На помощь приходит словесное доказательство.
В основе любого их тех приёмов решения качественных задач лежит аналитико - синтетический метод. Можно указать на следующую схему этого метода решения для большинства качественных задач:
1.Ознакомление с условием задачи.
2.Анализ содержания задачи.
3.Составление плана решения.
4.Осуществление плана решения.
5.Проверка ответа.
Заключение.
Только при таком подходе к решению качественных задач можно достичь результативности обучения физике. Ребята с удовольствием участвуют в различных олимпиадах, конкурсах, достигая хороших результатов, занимают призовые места.
Умения и навыки решения качественных задач помогают учащимся при выполнении заданий ЕНТ.
На снимке: я и Ветчинникова Полина, уч-ся 8- Б класса .участница областного конкурса «Юный физик».(2012г).
Ветчинникова Полина, учащаяся 8- Б класса, член команды Уланского района в областном конкурсе «Юный физик».(2012год).
Демешева Диляра , учащаяся 8- Б класса - активная участница всех конкурсов и олимпиад.
На переднем плане фото Строкатов Владимир, ученик 9- Б класса, двукратный участник и призер Республиканской дистанционной олимпиады для школьников по физике. (2014, 2015 гг).