• Преподавателю
  • Физика
  • Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся

Раздел Физика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан.

Уланский отдел образования.

КГУ « Средняя школа имени Базылбека Ахметова».





« Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся».




Обобщение педагогического опыта работы

Амельчуковой Надежды Ивановны,

учителя физики.






с.Новоодесское.

2014-2015 уч.год.

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.



Амельчукова Надежда Ивановна,

учитель физики первой категории.

КГУ «Средняя школа имени Базылбека Ахметова» Уланского района Восточно- Казахстанской области.









Обобщение педагогического опыта на МО ЕМЦ.

Данная брошюра - обобщение опыта работы по методической теме учителя( по проблемной теме).

В ней рассматриваются наиболее актуальные современные проблемы преподавания физики и способы их решения на основе развития у учащихся умений и навыков решения качественных и экспериментальных задач.

Раскрыты пути и методы достижения учителем результативности обучения предмету.

Визуально показана работа с учащимися по экспериментальной проверке решения качественных задач.

Вскрыты положительные аспекты вышеуказанной проблемы, вскрыта необходимость более глубокого внедрения данных задач в учебный процесс. В сжатом систематизированном виде проведен анализ и синтез наиболее существенных положений данной проблемы и предложены практические способы её реализации, как на уроках физики, так и во внеурочной работе по предмету.

Брошюра может быть рекомендована для учителей физики, особенно для молодых педагогов.

Рецензент: Нургазинова Дина Адылхановна, учитель физики, руководитель МО ЕМЦ КГУ « Средняя школа имени Базылбека Ахметова».






В программе «Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года» отмечается, что важным показателем образованности населения является уровень подготовки по естественно- научным дисциплинам, и , прежде всего, физике, математике на школьном уровне. Н.А.Назарбаев обращает внимание на то, что будущее Казахстана в руках высокообразованных специалистов и тем самым поднимает вопрос о коренном улучшении подготовки специалистов различных областей производства. Это невозможно без существенной опоры на высокий уровень физико - математической подготовки в школе. Важной составной частью последнего является совершенствование методов и средств обучения, обеспечивающих глубокое и прочное усвоение знаний и умений. В этом ключе выше названная тема актуальна и современна.

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

Как мы знаем, при изучении физики решение качественных задач является наиболее трудной частью деятельности школьников. Обучение учащихся этому виду деятельности занимает одно из главных мест в процессе обучения. Изучение опыта обучения физике дает основание сделать вывод о, далеко еще, неиспользованных возможностях повышения эффективности учебного процесса. Эти возможности связаны, главным образом, с совершенствованием методики обучения, формированием и поддерживанием у школьников интереса к изучению физики.

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

Традиционная организация процесса обучения не полностью отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. Так на уроке ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, затем воспроизводит, т.е. ученик получает определенный набор знаний по предмету. Но если мы хотим сформировать личность, готовую к творческой деятельности, то необходимо в план урока включать задачи с нестандартной подачей формулировки, задачи с интересным содержанием или интересными способами решения, качественные, занимательные и развивающие задачи.

Кроме того, одним из недостатков в обучении физике, является то, что основная нагрузка при усвоении материала связана с запоминанием новых терминов, правил, формул и т.д. Качественные задачи часто вызывают у школьников интерес, определенные положительные эмоции. Поэтому учащиеся часто лучше запоминают не только сами задачи, их решение, но и способы, которыми они были решены.

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

Есть и еще одно обстоятельство. Начальный этап изучения физики характеризуется повышением чувства ответственности, творческой инициативы, что характерно школьникам этого возраста. Дети стремятся к самостоятельности, они любят решать задачи, требующие сообразительности, определенного умственного напряжения. Им нравятся поиски различных способов решения одной и той же задачи, быть «авторами» новых задач, они испытывают удовлетворение при самостоятельном выполнении задания. В этот период у учащихся возникает новое отношение к научным знаниям, стремление знать и уметь применять эти знания. Интересы учащихся этого возраста характеризуются легкостью возникновения и вместе с тем слабой устойчивостью, изменчивостью и сильной зависимостью от частных успехов и неудач. При определенных условиях интересы подростка становятся глубокими, устойчивыми и действенными.

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

Поэтому, для поддержания и развития интереса к предмету необходимо включать в процесс обучения качественные задачи, без которых преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность - необходимое средство возбуждать, поддерживать внимание.

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

Содержание качественных задач должно соответствовать основным требованиям к результатам обучения физике. Условие этих задач должно быть доступным всем учащимся и не требовать от школьника много времени для усвоения их условия и, тем более, дополнительных разъяснений учителя. Они должны быть максимально четкими, краткими, и использовать понятия, термины, символы, хорошо знакомые учащимся из школьного курса. В число задач могут включаться задачи, знакомящие их с нестандартными методами рассуждений, но не требующие расширения учебного материала программы.

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

Характер представления качественных задач должен учитывать психологические особенности восприятия учащимися информации.

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

Методика использования учебных занимательных задний в общих чертах сходна с методикой использования обычных заданий, и , хотя четкой границы провести между ними невозможно, использование занимательности обладает некоторыми особенностями.

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

Качественные задачи, которые используются на уроке, должны соответствовать теме урока, органично вкрапляться в структуру урока и подача их должна быть не однотипной, тогда будет польза и эффект.

Использование качественных задач целесообразно:

- когда есть опасность непринятия учащимися какого- либо учебного задания;

- при прохождении сложных тем или постановке трудных дидактических задач урока;

- при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений;

- при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

Некоторые качественные задачи я предлагаю для устного решения в начале или в конце урока. Эти задания определяются не трудностью физического решения, а нестандартностью решения, новизной и необычностью физической ситуации. Такие задачи удобны для повторения или для выполнения однотипных упражнений.

Ввиду простоты решения некоторых из этих задач, ученики их лучше усваивают. Качественные задачи способствуют углублению и закреплению знаний учащимися. Они служат также средством поверки знаний и практических навыков школьников. Умелое применение учителем качественных задач повышает интерес учащихся к физике и поддерживает активное восприятие ими материала в течение урока. Решая качественные задачи, учитель анализирует явления, развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, умение применять теоретические знания для объяснения явлений природы, быта, техники, расширяет технический кругозор учащихся, подготавливает их к практической деятельности. Качественные задачи дают возможность учителю ввести упражнения в те разделы курса физики средней школы, которые рассматриваются только с качественной стороны.(например: гидродинамика, электромагнетизм, волновая оптика и др).

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.









Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

При решении качественных задач применяют следующие 3 приема: 1.Эвристический,состоящий в постановке и разрешении ряда взаимно связанных качественных вопросов, ответы, на которые содержатся либо в условии задачи, либо в известных ученику физических законах. Этот прием ряд методических достоинств: он учит анализировать физические явления, описанные в задаче, синтезировать данные её условия с содержанием известных законов, обобщать факты, делать выводы.

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

2.Графический прием применим к тем качественным задачам, условие которых формулируется с помощью различных иллюстраций. Ответ получается в виде соответствующего чертежа, графика, рисунка, схемы, фотографии. Достоинство этого приема - наглядность и лаконичность решения. Он развивает функциональное мышление школьников, приучает их к точности, аккуратности.

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

3.Экспериментальный метод заключается в получении ответа на вопрос задачи на основе опыта, поставленного и проведенного в соответствии с её условием. В процессе экспериментального решения задачи школьники становятся как бы исследователями, развивается их любознательность, активность, формируются практические умения и навыки работы с физическими приборами. При правильно поставленном опыте ответ, полученный экспериментальным путем, не вызывает сомнений. В то же время, эксперимент не объясняет, почему именно так, а не иначе протекает явление. На помощь приходит словесное доказательство.

В основе любого их тех приёмов решения качественных задач лежит аналитико - синтетический метод. Можно указать на следующую схему этого метода решения для большинства качественных задач:

1.Ознакомление с условием задачи.

2.Анализ содержания задачи.

3.Составление плана решения.

4.Осуществление плана решения.

5.Проверка ответа.

Заключение.

Только при таком подходе к решению качественных задач можно достичь результативности обучения физике. Ребята с удовольствием участвуют в различных олимпиадах, конкурсах, достигая хороших результатов, занимают призовые места.

Умения и навыки решения качественных задач помогают учащимся при выполнении заданий ЕНТ.

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

На снимке: я и Ветчинникова Полина, уч-ся 8- Б класса .участница областного конкурса «Юный физик».(2012г).

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

Ветчинникова Полина, учащаяся 8- Б класса, член команды Уланского района в областном конкурсе «Юный физик».(2012год).

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

Демешева Диляра , учащаяся 8- Б класса - активная участница всех конкурсов и олимпиад.

Обобщение опыта работы по теме Решение качественных задач - один из путей активизации творческой деятельности учащихся.

На переднем плане фото Строкатов Владимир, ученик 9- Б класса, двукратный участник и призер Республиканской дистанционной олимпиады для школьников по физике. (2014, 2015 гг).

© 2010-2022