- Преподавателю
- Физика
- План конспект урока по физике на тему
План конспект урока по физике на тему
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова Н.И. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по физике в 9 «а» классе
по теме: «Закон инерции - первый закон Ньютона».
Цели: сформировать представление явления инерции, продемонстрировать на опытах проявление закона инерции; показать роль И. Ньютона в зарождении и развитии механики.
Задачи:
обучающая: Объяснить физический смысл явления инерции и закона инерции
развивающая: способствовать созданию условий на уроке для развития умений учащихся слушать и слышать друг друга, анализировать результаты эксперимента, аргументировать свою и групповую точки зрения.
воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся путем ознакомления с физическим явлением «инерция», способствовать привитию умственного труда, создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.
Тип урока: объяснение нового материла
УМК: авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И.
Возраст учащихся: 14-15 лет, учащиеся 9 -х классов.
Наглядные пособия: презентация,
Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; интерактивная система тестирования; металлические шарики (3); желоба двух видов (6); монеты (14); измерительные стаканы (14); нить; песок; груз 100 г.; демонстрационное оборудование по механики; демонстрационные машины (14).
Этапы урока.
1. Орг. Момент.
2. Мотивационный этап.
3. Усвоение новых знаний с экспериментами.
4. Первичное закрепление в виде интерактивного тестирования.
5. Итог урока.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход урока
-
Орг. момент.
Приветствие детей, проверка наличия учебных принадлежностей, отчет дежурных по классу, внимание на физическое оборудование на партах.
-
Мотивационный этап. Слайд №1.
«Наблюдая движение окружающих нас тел, можно подумать,
что тело движется только в том случае, если его что-то движет. Например, повозка движется, пока её тянет лошадь.»
Обсуждение с обучающимися гипотезы Аристотеля, сравнение движения земных и небесных тел. Т.е. ещё Аристотель задумывался и рассуждал о причинах движения, а причины движения изучает раздел механики «динамика». Слайд №2. И вплоть до начала 17 века, т.е. 2000 лет, в правильности учения Аристотеля никто и не сомневался.
Обучающимся предлагается самостоятельно, каждому провести опыт №1 со стаканом и монетой и попытаться объяснить увиденное (на стакан кладём картон, на картон - монету, сначала медленно тянем картон со стаканы, а затем резко выдёргиваем картон, и наблюдаем за движениями монеты в этих случаях). Обучающиеся с учителем обсуждают разное движение монеты и выясняют можем ли мы обладая знаниями, которые уже есть, назвать данное явление. Выясняется, что нет!!!
Затем учителем проводится опыт № 2 грузом 100 гр и нитью (к грузу, подвешенному на нити на штативе, прикрепляют точно такую же нить снизу, сначала резко дёргаем за нижнюю нить - рвётся нижняя нить; меняем нижнюю нить на такую же и медленно тянем за нижнюю нить - рвётся верхняя). Перед обучающимся ставится задача сравнить увиденное в двух проведённых опытах (№1 и №2), ни похожи ли продемонстрированные явления? Выясняется, что да!!!
Постановка обучающимися целей урока.
-
Усвоение новых знаний.
На парте у каждого обучающегося находятся машинки из лабораторного оборудования. Ставится вопрос, как изменить скорость данного физического тела, находящегося в состоянии покоя. Обучающиеся пробуют изменить скорость машин и выдвигают свои идеи. Попробуем сделать вывод.
Слайд №3. Скорость тела изменяется только вследствие действия на него других тел.
То, что скорость тела изменяется только вследствие действия на это тело других тел, первым предположил Г. Галилей и тем самым опроверг теорию Аристотеля. Г. Галилей был первым из учёных, кто начал проверять свои предположения на опыте.
Обучающимся предлагается поработать в группах. Дети делятся (можно по рядам) на три группы и проводят опыты, которые в своё время проводил Г. Галилей, скатывают свободно с наклонной плоскости одинаковой высоты одинаковые шары, и замеряют пути шаров по горизонтальному желобу. Разница заданий состоит в том, что поверхности горизонтальных желобов разная: гладкая, более шероховатая, песок. Сравнивают пути шариков и делают вывод. Чем меньше трение, тем шарик прокатывается больше. А если трения бы не было совсем, то шарик катился бы вечно. Именно Г. Галилей, проводя свои опыты, сделал это предположение и назвал его законом инерции.
Тема нашего сегодняшнего урока «Закон инерции - первый закон Ньютона» Слайд №4. Записывают тему урока.
Итак, кто первым из учёных задумался о причине движения?
- Аристотель: для поддержания движения тела необходимо постоянно прикладывать к нему силу.
- Усомнился в теории Аристотеля Г. Галилей и вывил первый закон механики - закон инерции: Слайд №5. Если на тело не действуют другие тела, то оно движется прямолинейно равномерно или сохраняет состояние покоя.
- Какое слово вам кажется незнакомым, хотя изучалось это понятие в 7 классе?
-Инерция.
- Может кто-то помнит, что же такое инерция?
Слайд №6. Свойство тела сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения (сохранять свою скорость неизменной) при отсутствии действия на него других тел называется инерцией.
Вернёмся к опытам в начале урока (с монетой и грузом), теперь мы знаем это за явление? Попытаемся объяснить.
Монета, т.к. мы действовали не на неё, а на картон пытается сохранить свою первоначальную нулевую скорость. Грузик по явлению инерции также сохраняет свою скорость постоянной.
Ещё раз обратите пожалуйста внимание на слайд, рассмотрим два примера: мельница и вбивание гвоздя. Проявляется ли на каком-нибудь примере явление инерции. Да!
-
Мельница, хоть и ветер уже не дует некоторое время будет крутиться. Почему, по явлению инерции.
-
Действуем силой только на гвоздь, а гвозди, лежащие рядом, тоже будут совершать движение (прыгать).
Рассмотрим опыт №3. Демонстрационное оборудование по механике с вентилятором, кареткой и шариком.
Каретка движется равноускорено и закон инерции Г. Галилея не выполняется.
-
Слайд №7. ИСО. Инерциальные СО - системы отсчета, в которых выполняется закон инерции (тело отсчета покоится или движется равномерно и прямолинейно).
Значит, закон инерции выполняется только в системах отсчета, связанных с покоящимся или движущимся равномерно и прямолинейно телом.
Например. Представим себя в движущемся поезде, или автомобиле. Когда нам легко сохранить свою скорость? Тогда, когда поезд движется прямолинейно равномерно. А на повороте, как меняется наша скорость? Когда поезд разгоняется или притормаживает? Обсуждение.
И. Ньютон уточнил закон инерции Г. Галилея, связав его выполнение только в инерциальных системах отсчёта.
Слайд №8. Первый закон Ньютона. Существуют такие системы отсчёта, относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной, если на него не действуют другие тела или действие других тел компенсируется.
Слайд №9. Рассмотрим несколько примеров применения первого закона Ньютона.
-
Тела находится в состоянии покоя на опоре.
-
Тело находится в состоянии покоя на подвесе.
-
Равномерное движение парашюта.
-
Равномерное прямолинейное движение автомобиля.
-
Равномерное прямолинейное движение ракеты.
-
Первичное закрепление знаний.
Интерактивное тестирование. 6 вопросов.
-
Итоги урока.
Все полученные в тесте отметки выставляются в журнал.
-
Рефлексия.
Что мы делали, к каким результатам пришли? Что изменилось в представлениях о причине движения? Какие проблемы остались? Что бы хотели узнать на последующих уроках?
-
Домашнее задание. Слайд № 10
§ 6. , вопросы после параграфа.
Письменно: 1) № 7.14; 20; 23
2)написать сочинение на тему «Я и инерция».
Слайд № 11
Любите, дети, физику!
Она всегда, везде
Поможет вам в умении,
И в жизни, и в труде!