Работа с одаренными детьми на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совершенствование методического сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с одаренными и мотивированными на достижения детьми.

Выступление на ГМО учителей физики 12.01.2015 г.

Подготовила учитель физики МБОУ «Гимназия №3» Тарасова М. В.

Работа с одарёнными детьми требует от учителя особой методической и педагогической подготовки. Существует ряд трудностей, которые мешают работе учителя с одарёнными детьми. Довольно медленно меняется отношение учителя к одарённому ученику и снимаются барьеры, скрывающие таланты ребёнка. Способности одарённых детей чаще оцениваются по результатам выполнения типовых проверочных работ. Недостаточен методический и психологический уровень подготовки учителей для работы с одарёнными детьми, проявляющими неординарность в поведении и мышлении, что приводит к неадекватной оценке их личных качеств и учебной деятельности. Учитель вынужден либо акцентировать внимание на одарённом ребёнке, в ущерб остальной массе учеников, либо работать с основной массой, игнорируя запросы одарённого ребёнка. Один учитель и одна школа не в состоянии обеспечить оптимального развития одаренных детей. В условиях поточного образования учесть интересы и одарённых детей и основной массы учеников довольно трудно.

Хочется отметить, что действительно одаренных, талантливых детей не так уж и много. Поэтому, говоря об одаренных детях в общеобразовательной школе, мы имеем в виду следующую формулу: Работа с одаренными детьми = Работа с детьми повышенного уровня развития. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье.

Учитывая, что мы живем в динамическом, развивающемся мире, обновление знаний должно находить отражение при обучении базовым дисциплинам постоянно. Поэтому правило моей преподавательской деятельности - необходимо непрерывно учиться самой. В этих целях:

- провожу более глубокий анализ базового материала (ни один учебный год не проходит без переработки его с позиций уровня обученности и обучаемости данного класса);

- постоянно отслеживаю новости в области физико-математических наук и в методике преподавания физики: в методической и научно- популярной литературе;

- провожу постоянную переработку, адаптацию новой информации с позиций применения на уроках и во внеурочной работе прежде всего с учащимися, проявляющими способности к изучению физики.

Работать с детьми повышенного уровня развития интересно и трудно: в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. Мои учащиеся являются победителями и участниками олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах.

Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности.

В деятельности по созданию условий для развития способностей и интересов к изучению физики я выделила в процессе своей практике несколько главных направлений работы с одаренными детьми:

Прежде всего, одаренных детей надо выявить. Как я их выявляю? Во-первых, методом наблюдения. Одаренные дети имеют ряд особенностей: они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Во-вторых, использую следующие диагностики выявления одаренности: тест «Оцени свой творческий потенциал», «Исследование научно-исследовательского потенциала учащихся». Обязательно беседую с другими учителями-предметниками, психологом школы, чтобы лучше понять склонности ребенка. Далее в результате деятельности такие дети чаще всего решают задачи нестандартно, много успевают решить заданий за урок, с интересом работают самостоятельно. При работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих принципов: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. Это предполагает разнообразие заданий по форме и содержанию: доклады или небольшие сообщения, решение задачи или «вихрь» задач, подготовка презентаций или отдельных слайдов, подготовка исторических справок, подготовка экспериментов и домашние мини-исследования, и работа с дополнительной литературой в печатном и электронном виде.

На всех этапах урока физики я стараюсь использовать внутреннюю дифференциацию через индивидуальные карточки с заданиями разных уровней сложности и объема, подготовку дополнительного материала по теме, организацию разноуровневых самостоятельных работ и тестов. Кроме того, на протяжении нескольких лет использую внешнюю уровневую дифференциацию в 7,8 классах. Три класса делятся на три потока по своему уровню обученности и обучаемости. Идет поточное обучение по предметам физика, биология, химия. Деление на потоки гибкое и ребенок может переходить из потока в поток. Такое обучение дает возможность всем детям развиваться с собственной скоростью и чувствовать себя комфортно на уроке, повышает мотивацию к изучению физики.

Считаю актуальным опираться также на такие и принципы, как:

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя, когда учитель выступает в роли консультанта;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм влечет за собой улучшение качества образования. Считаю, нестандартные уроки - это те уроки, которые содержат способы подачи учебного материала, информацию и задания, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. На уроке появляется возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, превращающая его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.

Провожу уроки-конференции, уроки КВН, уроки-викторины, урок -деловая игра, урок-путешествие, уроки-практикумы. Использую активные методы обучения (проблемные, игровые, учебная дискуссия, мозговой штурм с использованием ИКТ, цифровых образовательных ресурсов и Интернет-ресурсов).

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания. Например: посчитать свою скорость до школы, свое давление на пол, изучить явление захода солнца на протяжении 10 дней (в 7 классах), изучить и объяснить окраску бабочек, мыльных пузырей (в 11 классах), узнать о магнитных бурях (в 9классах) и др. С интересом воспринимаются учениками занимательные опыты: танцующие человечки, послушная линейка - по электричеству, волшебная кружка - по оптике, несгораемый бумажный стакан - по теме «Теплота». Для многих тем курса физики мною подобраны системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности. На уроках физики я стараюсь показать учащимся, что знание физики необходимо всем людям, в любой работе. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи, приглашаю на уроки наших выпускников. Это и есть компетентностный подход в обучении.

ИКТ вносит элемент наглядности и повышает интерес к уроку, развивает творческие способности учеников. Они самостоятельно готовят презентации и выступают с ними на уроке. Материал накапливаю и использую потом в других классах. Практикую в старших классах изучение домашнего задания самими учащимися и представление материала с помощью мультимедийных презентаций. Для детей повышенного уровня развития провожу элективные курсы по изучаемым темам. В 9 классе в рамках предпрофильной подготовки веду курс «Избранные вопросы механики», адаптированный для их уровня подготовки. Организуя свою деятельность на реализацию целей и задач работы с одаренными детьми, я убедилась, что она не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения школьников - до подготовки выпускников к профессиональному самоопределению и поступлению в высшие и специальные учебные заведения.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по физике. Хочу отметить следующее: включаю в содержание внеклассной работы вопросы, выходящие за рамки школьной программы по физике, но примыкающие к ней. Включаю в содержание внеклассной работы и вопросы, вошедшие в содержание физического образования в последние десятилетия: в старших классах учитываю профиль и самоопределение учащихся.

Внеклассная работа осуществляется в самых разнообразных видах:

Индивидуальная работа - работа с учащимися с целью руководства самостоятельной работой учащихся по физике, подготовкой рефератов, докладов, сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах.

Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести элективы, курсы.

Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, научно - практические конференции, недели физики, астрономии, олимпиады, конкурсы, соревнования. («Новое в науке», «Календарь знаменательных дат», «Что такое нанотехнологии», «Космос в цифрах» и др.)

На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Привлекаю детей к участию в дистанционных олимпиадах (например, «БАРСИК», «ФИЗТЕХ»), что позволяет каждому участнику, причем с любым уровнем теоретической подготовки, реализовать себя и развить свои креативные умения, создают равноправную соревновательную возможность школьникам из разных городов (и даже стран!), возможность выбора формы своего участия, обладают особой универсальностью заданий. Интернет - олимпиада как одна из форм внеклассной работы пробуждает неподдельный интерес к творчеству, познанию, а так же закрепляются навыки самостоятельной работы и работы в коллективе, что очень важно для получения профессии в будущем и социальной адаптации подростков в современной жизни.

Работу по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников я провожу в течение всего учебного года. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи. Работа должна быть направлена на ожидаемые результаты для учащихся: формирование интереса к более глубокому изучению основ естественных наук; расширение кругозора, развитие самостоятельности; становление способности учитывать, анализировать и согласовывать многочисленные точки зрения в рамках поставленной задачи с целью достижения поставленных задач; воспитание научной культуры мышления. Создание современного кабинета физики - важная задача для учителя. Я постоянно работаю в этом направлении. Помогают мне в этом родители и учащиеся. Сейчас в кабинете есть необходимые средства обучения для выполнения лабораторных работ, демонстрационного эксперимента, наглядные пособия, раздаточный и справочные материалы, доступ в локальную сеть школы и глобальную сеть Интернет.

Данные мероприятия приносят результаты.

Но самое главное, учитель физики вынужден заниматься саморазвитием, продвижением своих учеников в жизни. Так работать гораздо интереснее, чем просто давать определенный процент обученности и качества. Эта программа заставляет учителя работать творчески, писать проекты и реализовывать их. Обучая одаренных, учимся сами, а значит, будем соответствовать новым требованиям ФГОС.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Считаю: успех приходит к тому, кто непрерывно работает над собой, когда рядом те, кто верит, надеется, помогает, кто сам стремится к успеху.

© 2010-2022