Работа с одаренными детьми

Ученые сегодня единодушны  в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся  в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится  в  миллионах томов Российской государст...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Щекочихина Александра Аниковна,

учитель физики и информатики,

МБОУ ЛестранхозовскаяСОШ

Работа с одаренными детьми

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, "что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг". Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

Понятно, что подобные примеры исключительны своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманистичности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

В.Штерн предлагает следующие определение одаренности:

Умственная одаренность (УО) есть «общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни» Он подчеркивает, что признак приспособления выдвигает зависимость действий от внешних моментов (задач, требований жизни)и отличает УО от гениальности, . А признак всеобщности отличает УО от таланта.

Умственно одарен тот, кто легко приспосабливается к новым требованиям при различных условиях и в различных областях.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: "Способности - объяснение вашего успеха".

Основная миссия учителя развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.

В своей работе я придерживаюсь принципа: « У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться.»

Цель: Создание условий для перехода от человека знающего к человеку, умеющему применять знания в нестандартных ситуациях, т.е развитие у учащихся способностей неординарно мыслить, критически анализировать ситуацию и формулировать перспективные задачи, планировать и организовывать свою деятельность.

Задачи:

  1. Своевременно выявлять способных и творчески мыслящих детей с первых уроков изучения физики.

  2. Научить ребенка применять и развивать свои способности в учебной деятельности

  3. Сформировать навыки самостоятельного приобщения учеников к меняющимся знаниям и приобретению новых знаний.

  4. Развивать продуктивное мышление, способности переосмысления имеющихся знаний и генерации новых

  5. Поощрять инициативу детей, их желание к творческому росту, самореализации и самоопределению.


В систему обучения, стараюсь включать следующие компоненты:

  • Корректирующие - для одаренных детей, которые испытывают эмоциональные и поведенческие трудности.

  • Развивающие - для улучшения состояния эмоциональной сферы

  • Интегративные - соединяют познавательные и эмоциональные компоненты

В работе с детьми я учу их находить тайны окружающих явлений, объяснить их, используя для этого методы физической науки.

Оригинальный ум и богатое воображение выдающихся писателей, народная мудрость и юмор помогают мне сделать изучении физики более интересным и эмоциональным. В этом мне помогает пособие: С.В. Тихомирова канд. пед. наук «Физика в пословицах и поговорках , стихах и прозе, сказках и анекдотах».Москва Новая школа 2002г.

«Многознание уму не научает»,- сказал древний философ. Изучить учебники- ещё не значит освоить физику и овладеть соответствующим мышлением. Настоящее образование человек получает тогда, когда сам ищет ответы на возникающие у него вопросы. А научить задавать вопросы труднее, чем отвечать на них…

Как же научить задавать вопросы? Прежде всего , нужно научить видеть и замечать вокруг удивительное. «Познание начинается с удивления»- эта древняя мудрость говорит о первом и непременном условии любого образования. Способность удивляться- великий дар природы, который помогает нам не только учиться, но и жить . Например на экскурсии во время дождя:

  • Дождь- это движущие капли воды. Мы же видим не капли, а струи как это объяснить?

  • Какие капли дождя падают быстрее крупные или мелкие? Почему?

  • Существует примета о продолжительности дождя по пузырькам на лужах? Как её можно объяснить

  • Почему сильный дождь охлаждает воздух?

предлагаю составлять вопросы, например на прогулке в лес:

  • Почему журчит ручей?

  • Почему течение реки посередине быстрее, чем у берегов?

  • Почему листья осины дрожат в безветренную погоду?

  • Почему удар молнии расщепляет дерево? И т.д. Не забывая при этом обращать внимание на красоту природы и бережное отношение к ней.

Следующий шаг- понять и сформулировать своё незнание об увиденном. Подчеркну, что именно незнание , а не знание! Незнание гораздо важнее уже известного. Дело в том, что движущей силой является вопрос, а не ответ. Вопрос начинает познание, а ответ, то есть знание, завершает его, как бы успокаивает исследующего. Перефразируя Ф.Бекона , скажем, что именно «Незнание- сила!» Умение сформулировать своё незнание- значит приблизиться к истине. Как говорится, «поставить проблему- это значит наполовину её решить».

Итак, проблема, вопрос или противоречие сформулированы. Что же дальше? А дальше выбираются пути и методы познания. Чтобы отвечать на поставленные вопросы, нужно определиться с выбором мировоззренческой позиции и соответствующего познавательного инструментария.

В классической физике инструментарий, как правило, известен- это методы физического познания: наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, моделирование, проверка построенного объяснения или теоретической схемы и др. Но не только физические методы применяются для того, чтобы искать решения. Помогут и методы, которые называются эвристическими, фантазирование, гиперболизация (преувеличение), «вживание»в изучаемый предмет или явление, « мозговой штурм» и др.

  • Метод «вживания» С помощью чувственно- образных и мысленных представлений человек пытается «переселиться» в изучаемый объект, как бы почувствовать и познать его изнутри. Например: одного ученика прошу представить что он молекула , он описывает что он видит и чувствует , остальные учащиеся задают ему наводящие вопросы.

  • Метод образного видения. Предлагается нарисовать увиденные образы изучаемого объекта, то есть то на что он похож.

  • Метод придумывания. Создание нового, неизвестного ранее продукта в результате определённых умственных действий. Используя такие приёмы, как замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; поиск свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. Например: «Представьте себе, что кусок бетона попал в жидкую ртуть, как он будет там себя вести?»

  • Метод «Если бы…». Составляется описание или рисуется картина о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится - увеличится в 10 раз сила гравитации, исчезнет трение, растают ледники и т.д.. Подобный метод не только развивает способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, его фундаментальные физические основы.

Я перечислила только те методы которые использую в своей работе , но их намного больше , с ними можно ознакомиться в книге «Увлекательна физика» А.В.Хуторской, Л.Н. Хуторская издательство АРКТИ Москва 2000

Таким образом «выращиваем» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий . Но с детьми которые имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления отношусь с особым «трепетом». Так как они требуют индивидуализированной работы. С ними после уроков мы решаем задачи повышенной сложности (результат призовые места на районной олимпиаде), эксперименты и исследовательские опыты , подготовка к научно -практическим конференциям (призовые места на районных конференциях «Юность, наука , культура»).

В своей работе предусматриваю развитие продуктивного мышления, навыков применения на практике, что позволяет генерировать новые знания, дает возможность ребенку приобщатся к постоянно развивающемуся знанию и к новой информации, способствует саморазвитию и самореализации.

Очень важно формировать у одаренных детей видеть и использовать аналогии, развивать образное мышление, умение смотреть на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, включая их в различные контексты. При обучение таких детей центр тяжести с обучения на учение, индивидуальную работу самих учащихся с соответствующей научной и учебной литературой , а также на самостоятельные решения задач и выполнение экспериментальных исследований. Роль учителя в этом случае сводится к стимулированию познавательного интереса, консультациям, рекомендациям соответствующей литературы, организации обмена мнениями.


© 2010-2022