- Преподавателю
- Физика
- Статья Системно-деятельностный подход в изучении физики
Статья Системно-деятельностный подход в изучении физики
Раздел | Физика |
Класс | 12 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ячменева Н.В. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Системно - деятельностный подход как основа реализации современной образовательной парадигмы.
Современное общество состоит из деятельных личностей: только через собственную деятельность каждый познаёт окружающий мир, ищет пути решения жизненных, личных и профессиональных проблем. Поэтому учитель должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся, который систематически планирует процесс обучения так, чтобы усвоение знаний доставляло учащимся удовольствие, и на уроки они шли с радостью.
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются основным фактором успешного усвоения знаний, развития познавательных способностей и личных качеств. Ведущими являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эврестические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы эффективны для развития творческого мышления и важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, способности к сотрудничеству).
Ведущим, на мой взгляд, является метод проектов. Это замечательное дидактическое средство обучения проектированию - умению на практике находить решения различных проблем, которые возникают в жизни человека. Проекты органично вписываются в учебный процесс. Таким образом, метод проектов на уроках физики позволяет создавать такую проблемную ситуацию, в результате которой учащийся самостоятельно формулирует исследовательские проблемы и ищет их решения.
Если в традиционном обучении ученик получает готовые, систематизированные знания, подлежащие усвоению, то при использовании метода проектов систематизация, приведение знаний в порядок - дело самого учащегося, который сам из множества впечатлений, знаний строит свой проект. Деятельность учащихся в методе проектов осуществляется на следующих этапах:
·определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
·выдвижение гипотезы их решения;
·обсуждение методов исследования;
·проведение сбора данных;
·анализ полученных данных;
·оформление конечных результатов;
·подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования "круглого стола", творческих отчётов, презентаций и т. д).
В проектной деятельности учащихся выделяют особенности.
Межпредметная интеграция (физика, химия, биология). Выбор для изучения социального или производственного объекта.
Тип проектов: исследовательские, творческие, долглсрочные, групповые.
Педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся: консультирование.
Инструмент работы руководителя проекта: вопросы, проблемные вопросы, деятельностные задания.
Приведу пример проекта, выполненного смешанной группой учащихся. Так, при изучении темы "Техника периода индустриальной цивилизации" ученики готовили проект "Паравозы Черепановых и Стефенсона".
Приведу план проекта:
1) Зарождение и развитие железных дорог.
2) Великий английский изобретатель Д. Стефенсон. Паравозы Стефенсона.
3) Замечательные русские механики Ефим и Мирон Черепановы. Паравозы Черепановых.
4) Сравнительная характеристика английских и русских паравозов. Критериями оценки являются достижение целей проекта.
Если цели проекта достигнуты, то можно расчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся, и способствовать реализации современной образовательной парадигмы.
Ячменёва Н. В, преподаватель
физики 1квалификационной
категории
ГАОУ СПО СО "ВСАМК"