Статья Системно-деятельностный подход в изучении физики

Раздел Физика
Класс 12 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно - деятельностный подход как основа реализации современной образовательной парадигмы.

Современное общество состоит из деятельных личностей: только через собственную деятельность каждый познаёт окружающий мир, ищет пути решения жизненных, личных и профессиональных проблем. Поэтому учитель должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся, который систематически планирует процесс обучения так, чтобы усвоение знаний доставляло учащимся удовольствие, и на уроки они шли с радостью.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются основным фактором успешного усвоения знаний, развития познавательных способностей и личных качеств. Ведущими являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эврестические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы эффективны для развития творческого мышления и важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, способности к сотрудничеству).

Ведущим, на мой взгляд, является метод проектов. Это замечательное дидактическое средство обучения проектированию - умению на практике находить решения различных проблем, которые возникают в жизни человека. Проекты органично вписываются в учебный процесс. Таким образом, метод проектов на уроках физики позволяет создавать такую проблемную ситуацию, в результате которой учащийся самостоятельно формулирует исследовательские проблемы и ищет их решения.

Если в традиционном обучении ученик получает готовые, систематизированные знания, подлежащие усвоению, то при использовании метода проектов систематизация, приведение знаний в порядок - дело самого учащегося, который сам из множества впечатлений, знаний строит свой проект. Деятельность учащихся в методе проектов осуществляется на следующих этапах:

·определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

·выдвижение гипотезы их решения;

·обсуждение методов исследования;

·проведение сбора данных;

·анализ полученных данных;

·оформление конечных результатов;

·подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования "круглого стола", творческих отчётов, презентаций и т. д).

В проектной деятельности учащихся выделяют особенности.

Межпредметная интеграция (физика, химия, биология). Выбор для изучения социального или производственного объекта.

Тип проектов: исследовательские, творческие, долглсрочные, групповые.

Педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся: консультирование.

Инструмент работы руководителя проекта: вопросы, проблемные вопросы, деятельностные задания.

Приведу пример проекта, выполненного смешанной группой учащихся. Так, при изучении темы "Техника периода индустриальной цивилизации" ученики готовили проект "Паравозы Черепановых и Стефенсона".

Приведу план проекта:

1) Зарождение и развитие железных дорог.

2) Великий английский изобретатель Д. Стефенсон. Паравозы Стефенсона.

3) Замечательные русские механики Ефим и Мирон Черепановы. Паравозы Черепановых.

4) Сравнительная характеристика английских и русских паравозов. Критериями оценки являются достижение целей проекта.

Если цели проекта достигнуты, то можно расчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся, и способствовать реализации современной образовательной парадигмы.

Ячменёва Н. В, преподаватель

физики 1квалификационной

категории

ГАОУ СПО СО "ВСАМК"



© 2010-2022