Статья о вопросах экологии при изучении физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ

Бережное использование, сохранение и воспроизведение природных богатств стало важнейшей задачей нашего общества. К пониманию этой задачи и практической ее реализации следует готовить людей со школьной скамьи, при изучении всех учебных предметов. Учитывая это, мы разработали содержание экологического образования и воспитания учащихся на местном материале, основываясь на том, что ребята с особым интересом воспринимают конкретные примеры по охране природных ресурсов из непосредственно окружающего их мира (природы района, области, республики).

Говоря о физике как науке о природе, мы подчеркиваем не только разнообразие и богатство последней, но и ее уязвимость, подверженность гибельному влиянию человеческой деятельности, что народ понимал уже давно, и в его традиции вошло бережное отношение к природе. Любовь и бережное отношение к лесам, пастбищам, родникам, животному миру издавна в традициях народов Крыма. В былые времена строго регулировались пастьба скота, дни сбора валежника в лесу, месяцы охоты: святым делом считалось благоустройство родника, сооружение моста, укрепление берегов рек на свои средства. Сейчас, когда из-за роста технической цивилизации человечества природа оказалась в опасности, сохранение ее самым важным и благородным делом.

  • На первых же уроках физики, излагая учебный материал с опорой на знания учащихся по природоведению, следует остановиться на том, что знание физических законов способствует изучению и сохранению окружающего нас мира. Например, энергия водных потоков, согласно законам физики, может быть преобразована с помощью гидростанций в электрическую энергию. (Учащимся надо сказать, что в старших классах при изучении передачи электрической энергии и ее использования они подробно познакомятся с тем, как это происходит.) Благодаря использованию возобновленных источников энергии (прежде солнечной и ветроэнергии) Крым сможет экономить органическое топливо, способствуя сохранению природных запасов нефти, торфа и газа в стране.

На следующем этапе беседы с учащимися следует остановится на том, что строительство ГЭС не только дает положительные результаты, но и приносит большой вред природе. Например, водохранилища ГЭС способствуют затоплению больших участков леса, пастбищ. (а лес - это легкие планеты: 1 га леса избавляет от углекислого газа и пыли 18 млн.м3 воздуха); затопленный лес будет гнить под водой, ухудшая условия обитания рыб и качество питьевой воды. Следовательно, необходимо принимать меры, уменьшающие возможные негативные последствия (выбирать наиболее удачное место для возведения ГЭС, очищать дно водохранилища и т.д.)

  • При изучении устройства и принципа действия шлюзов полезно рассказать о следующем факте. В 1984 г., когда стояла суровая зима и нужен был камыш для подкормки скота, в Мектебском охотническом хозяйстве (Дагестан) колхозники открыли шлюзы и осушили озеро, где он рос. Этим был нанесен государству ущерб в 260 тыс,руб., так как озеро и его окрестности богаты дичью, ценными видами рыбы и зверя, которые при этом погибли или покинули свои места обитания. Виновные понесли наказание, озеро восстановлено, и здесь, как и прежде, останавливаются теперь на отдых, а иногда и зимуют многие перелетные птицы, занесены в Красную книгу, живут те же животные и рыбы. Однако случай этот заставляет помнить о том, что все устройства, в том числе шлюзы, могут быть использованы человеком и во благо, и во вред и надо все время оценивать последствия своих действий. Здесь уместно сообщить, что в последние годы колонии редких птиц, занесенных в Красную книгу России и обитающих в водоемах, уменьшились на 75% из-за выжигания и осушения тростниково-болотного пояса, из-за строительства дамб на озерах.

  • Рассматривая значения диффузии для протекания разных процессов в природе, важно оценивать ее роль в атмосфере. При этом отмечаем, что воздух - один из важнейших элементов окружающей среды. Если без воды человек может несколько дней, а без пищи - несколько недель, то без воздуха - лишь считанные минуты. Опасно для жизни человека и загрязнение воздуха вредными веществами, хотя оно и не сказывается так быстро, как лишение воздуха. Между тем многие промышленные предприятия в том числе нашей республики выбрасывают в атмосферу вредные вещества в количествах, превышающих установленные нормы. Диффундируя в воздухе, эти вещества переносятся затем воздушными потоками и распространяются на большие расстояния, загрязняют окружающую среду. Диффузия таких веществ и скопление их в атмосфере вызывают так называемые кислотные дожди, опасные для всего живого. Столь же вредна диффузия отходов нефтепродуктов, химического производства в водах морей, рек, озер и водоемов; она наносит огромный ущерб природе и народному хозяйству, отправляя воду и обитающие в ней флору и фауну. Законы физики помогают бороться и с этим злом, причем в двух направлениях: на их основе 1) создают очистные сооружения и 2) разрабатываются безотходные технологии.

  • При изучении двигателя внутреннего сгорания можно рассказать ученикам о том, что перевод транспорта на газовое топливо и электрического даст ощутимый результат в сохранении чистоты атмосферы. Статистические данные показывают, что у нас в республике загрязнение атмосферного воздуха на 80% происходит вследствие выброса отработанных газов транспортом. Как известно, для сохранения чистоты атмосферы во многих курортных городах Крыма разрешено движение только электротранспорту. В курортных городах будут курсировать электромобили, которые представляют собой бесшумный аккумуляторный микроавтобус, перемещающийся на расстояние более 100 км без подзарядки.

  • Излагая учебный материал о рентгеновском излучении и его применении, полезно ознакомить учащихся с рентгенографическим методом изучения состояния и роста растений (деревьев), позволяющим без вреда для исследуемого объекта (не срубая дерева) определить, чем он болен, каково его развитие. Этим методом широко пользуются лесоводы и растениеводы Крыма.



© 2010-2022