Программа дополнительного образования «Основы физического исследования»

Направленность программы курса «Основы физического исследования» по содержанию  является научно-технической.  По функ­циональному предназначению программа - учебно-познавательная и прикладная; по форме организации является индивидуально ориентированной, групповой. Например, над некоторыми заданиями обучающимся будет удобней работать индивидуально или в парах, а иногда использовать и групповую поддержку.  Время реализации программы - два года. Настоящая программа разработана в соответствии с «При... Программа «Основы физического исследования» предназначена для использования в системе дополнительного образования для обучающихся 12-16 лет, склонных к творческому осмыслению физических знаний, самостоятельному поиску решения проблем, к творческой исследовательской деятельности. Педагогическая целесообразность программы. Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, что нашло свое отражение -                   в принципах обучения: индивидуализация и диф...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Условия жизни в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние ученики получили целостное компетентностное образование. Становление и развитие компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном пространстве на основе личностно-деятельностного подхода, когда ученик выступает как субъект деятельности, субъект развития, субьект исследования. Приобретение компетенций базируется на опыте исследовательской деятельности, что реализует курс «Основы физического исследования».

Направленность программы курса «Основы физического исследования» по содержанию является научно-технической. По функциональному предназначению программа - учебно-познавательная и прикладная; по форме организации является индивидуально ориентированной, групповой. Например, над некоторыми заданиями обучающимся будет удобней работать индивидуально или в парах, а иногда использовать и групповую поддержку.

Время реализации программы - два года.

Настоящая программа разработана в соответствии с «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» (письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки России от 11.12.2006 №06-1844), Письмом Комитета по образованию Администрации Волгоградской области № 3679 от 23.08.2006 г., с учетом требований Всероссийского конкурса исследовательских работ старшеклассников им. В. И. Вернадского.

Новизна программы состоит в том, что она включает двухступенчатую деятельность, которая может быть реализована последовательно, одна за другой, или независимо друг от друга. Первый год обучения, «Основы физического исследования», ориентирован на обучающихся, не имеющих опыта учебно-исследовательской работы. В процессе обучения они приобретают теоретические знания явлений, физических закономерностей и процессов, у них формируются исследовательские умения и навыки, навыки публичных представлений результатов своего учебного исследования. Освоившие эту деятельность обучающиеся получают законченное представление о методике проведения физического исследования, правилах его оформления и публичного выступления. Второй год, «Основ физического исследования», предназначен для детей, получивших ранее опыт физического исследования в рамках первого года прохождения программы «Основы физического исследования» в МОУ ДЮЦ г. Волгограда или иным образом (в секциях городского научного общества учащихся, профильных лагерях, в школьном кружке, посредством самообразования, индивидуальных консультаций и т.п.). Содержание этой программы предусматривает организацию среди детей практической исследовательской деятельности по широкому кругу проблем естественнонаучной и технической направленности.

Использование программы позволяет организовать учебно-познавательную и исследовательскую деятельность среди обучающихся с учётом их реального уровня подготовленности, обеспечивает возможность создания максимально благоприятных условий для развития каждого обучающегося.

Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует профессиональной ориентации обучающихся, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает обучающихся практическими умениями и навыками, что особо востребовано в настоящее время.

Программа «Основы физического исследования» предназначена для использования в системе дополнительного образования для обучающихся 12-16 лет, склонных к творческому осмыслению физических знаний, самостоятельному поиску решения проблем, к творческой исследовательской деятельности.

Педагогическая целесообразность программы. Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, что нашло свое отражение

  • в принципах обучения: индивидуализация и дифференциация при выборе и разработке темы научных исследований, проектов и творческих работ; доступность изложения материала, рассчитанного на возраст 12-16 лет; результативность;

  • формах и методах обучения: коллективные занятия, индивидуальные консультации, участие в тематических мероприятиях;

  • методах контроля и управления образовательным процессом: конференции, диспуты, физические турниры, презентации, интеллектуальные игры, проекты;

  • средствах обучения: Интернет-ресурсы на базе ОУ, средства библиотечного фонда г. Волгограда.

Цель программы - способствовать формированию у обучающихся исследовательских компетенций в области физики.

Задачи:

  1. Помочь обучающимся овладеть процедурой физического исследования;

  2. Познакомить с возможными подходами к сбору и обработке фактического материала;

  3. Развить у обучающимся способность аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;

  4. Научить правилам оформления исследовательской работы;

  5. Научить компетентно подготовить представление своей исследовательской работы;

  6. Сформировать навыки устного публичного выступления;

  7. Развить интеллектуальную инициативность обучающихся.


Отличительной особенностью данной образовательной программы является ее практическая направленность, которая и предопределила значимость индивидуальных занятий. Учебное исследование, предполагающее сбор и анализ физического материала, по своей природе является уникальным, так как в его процессе изучаются разнообразные физические явления, закономерности, процессы, требующие индивидуального рассмотрения и адресной, консультационной поддержки юного исследователя. Предлагаемая образовательная программа, ориентированная на развитие физического научного сознания подростка, нуждается в тьюторском сопровождении и предполагает выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов с первого года обучения.

Большое внимание уделяется в программе обучению оформлять полученную информацию в виде тезисов, сообщений, а также подготовке публичной презентации работы, так как предусматривается публичное представление результатов исследовательского поиска на конкурсах, фестивалях школьного, городского, регионального и всероссийского уровней, публикация тезисов в специальных сборниках работ школьников. Публичное выступление с исследовательскими проектами, публикации помогают осознать обучающимся значимость научного труда в обществе.

Программа предусматривает различные формы работы: лекции, беседы, дидактические игры, выполнение практических экспериментальных и творческих заданий (групповых и индивидуальных). Последним отводится ведущая роль.

Сроки реализации программы. «Основы физического исследования»: на протяжении двух лет обучения предусматривается 2-часовое занятие два раза в неделю (144 часа в год).

Наполняемость группы, занимающейся по программе курса «Основы физического исследования» - 15 - 12 человек.


По окончании 1 года обучения

по программе курса «Основы физического исследования» обучающиеся

Будут знать:

  • основные типы исследовательских работ;

  • структуру исследовательской работы, общие правила её оформления;

  • общие требования к написанию работ;

  • методы исследования, использующиеся в физике.


Будут уметь:

  • пользоваться популярной и научной справочной литературой;

  • пользоваться Интернет-ресурсами;

  • составлять примерную программу исследовательских действий по выбранной теме, простой и развёрнутый план;

  • оформлять результаты своего исследования.


По окончании 2 года обучения

по программе курса «Основы физического исследования» обучающиеся


Будут знать:


  • основные особенности физического исследования;

  • методы исследовательской деятельности сообразно задачам исследования;

  • специальные терминологии;

  • актуальные госты

  • правила подготовки к публичному выступлению на заданную тему;

  • теорию аргументации.


Будут уметь:



  • обрабатывать экспериментальные данные;

  • производить расчеты погрешностей измерений;

  • редактировать тексты своих исследований;

  • готовить публичное выступление по материалам своего исследования;

  • аргументировать свою точку зрения во время диспутов, дискуссий;

  • оформлять результаты своего исследования.



Приобретут навыки:


  • публичного представления исследовательской работы;

  • экспериментальной деятельности.


Учебно-тематический план курса

«Основы физического исследования»

1-го года обучения




ТЕМА

Всего часов

Колич.

теор. часов

Колич.

груп.

практ.

часов

Колич.

инд. практ.

часов

1.

Вводное занятие. Важнейшие исследования в области физики.

4

2

2

-

2.

Научные гипотезы, теории физических явлений, процессов. Методы исследования, использующиеся в физике.

10

4

6

-

3.

Основные типы исследовательских работ

6

2

4

-

4.

Знакомство с учебной литературой по проблеме исследования в области физики

16

2

-

14

5.

Физические Интернет-ресурсы.

2

2

-

-

6.

Методы исследования, использующиеся в физике.

12

4

4

4

7.

Структура исследовательских работ

14

4

4

6

8.

Общие требования к написанию работ

12

2

2

8

9.

Разработка программы исследования.

16

2

-

14


Физический практикум (решение исследовательских задач).

10

-

10

-

10.

Индивидуальные исследования.

22

-

-

22

11.

Обработка экспериментальных данных и расчет погрешностей измерений

18

4

4

10

12.

Итоговое занятие.

2

-

2

-

13.

Всего часов

144

28

38

78




Учебно-тематический план курса

«Основы физического исследования»

2-го года обучения

ТЕМА

Всего часов

Колич.

теор. часов

Колич.

груп.

практ.

часов

Колич.

инд. практ.

часов

1.

Вводное занятие. Выбор или уточнение темы исследования. Актуальность исследования.

4

1

1

2

2.

Литературным обзор (имеющиеся сведения) исследуемых явлений, процессов.

8

4

4

-

3.

Анализ теоретических расчётов, проведённых экспериментов, полученных вычислений.

10

5

5

-

4.

Консультации по содержанию персональных тем исследования.

52

-

-

52

5.

Подведение результатов исследования. Оформление заключения работы.

8

4

4

-

6.

Соответствие проекта исследовательской работы ГОСТу. Электронная версия представления работы.

28

8

10

10

7.

Подготовка публичной презентации исследовательской работы.

12

-

6

6

8.

Учимся аргументировать.

18

4

4

10

9.

Итоговое занятие.

4

-

4

-

Всего часов

144

26

38

80

















Литература:

Котельникова Я.Н. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся. Методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников// Исследовательская работа школьников. 2009. №1. С. 49-61.

Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие /Сост. С.В. Палецкий. - Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2004.

Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе. Автореферат дис. … канд. Пед. Наук. - Астрахань, 2010.

«Организация научно-исследовательской и экспериментальной внеурочной деятельности по физике». Наука. Творчество. VII Международная научная конференция. 2011г.

Популярная механика.popmech.ru

Ильченко В. Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 2003.

Кац Ц.Б. Физика и живая природа. - Физика в школе, 2010.

Куценко Н. И. Исследовательские задачи по физике. - Учитель, 2011.

Гурский И. П. Элементарная физика. - М.: Наука,1999.







© 2010-2022