Конспект урока по теме Свойства света

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар

«Корпускулярно- волновой дуализм».

Цель: учащиеся должны показать знания о природе света, истории развития учения о свете, волновые и квантовые представления о свете.

Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о природе света, о единстве волновых и корпускулярных свойствах света, подвести учащихся к идеям корпускулярно-волнового дуализма обсуждение практического применения оптических явлений, формирование материалистического мировоззрения.

Оборудование: компьютер, электрометр, источник света «Фотон», поляроиды, спектроскоп.



  1. Вступительное слово учителя.



Свет. Такое короткое и в то же время такое емкое слово. « В слове свет заключена вся физика»- говорил С.И. Вавилов .Выдающиеся мыслители и ученые осознавали эту фундаментальную роль света в природе задолго до выявления истинной природы света. Все они придерживались разных точек зрения, но вместе с тем понимали, что свет…..

Чудный дар природы вечной

Дар бесценный и святой.

В нем источник бесконечный

Наслажденья красотой

Солнце, небо, звезд сиянье

Море в блеске голубом,

Всю природу созиданья

Мы лишь в свете познаем.

  1. Презентация о ученых.



Вопросы.

1.Кто теоретически доказал, что свет -электромагнитная волна? ( Максвелл).

2 Кто впервые экспериментально обнаружил электромагнитную волну? .

3. Кто впервые выдвинул гипотезу, что свет переносится в виде корпускул?

( Ньютон) .

  1. На какие свойства опирался в своих работах Гюйгенс? ( дифракция, интерференция).

  2. Кто впервые получил интерференцию от пластины и линзы?

  3. Кто впервые объяснил многоцветность тонких пленок явлением интерференции?

  4. Кто создал теорию дифракции света и получил дифракционную картину от проволоки. нити, диска и т.д.?

  5. Какие волновые свойства могут быть доказаны на основе принципа Гюйгенса?

  6. Какое явление доказало, что свет поперечная волна? Кто впервые теоретически предсказал поперечность электромагнитных волн?

  7. Какое свойство света, обнаруженное в 1887 году, не могло быть объяснено волновой теорией?

  8. Кто установил законы фотоэффекта?

  9. Кто за создание теории фотоэффекта получил Нобелевскую премию?

  10. Кто является основоположником квантовой теории?

  11. Какой ученый выдвинул гипотезу о корпускулярно- волновом дуализме элементарных частиц?

  1. Физика в таблицах.

Учащиеся заполняют таблицы.




Явления, в которых проявляются

Волновые свойства света

Интерференция

Дифракция

Дисперсия

Поляризация

Отражение, преломление

Давление света

Прямолинейность распространения

(корпускулярные) квантовые свойства света


Тепловое излучение

Фотоэффект

Химическое действие света

Отражение

Давление света

Прямолинейность распространения






характеристики фотона

Волновые корпускулярные

Частота, длина волны энергия, масса, импульс

Фотон

Частица вещества







Движение не описывается законами Ньютона

Движение описывается законами Ньютона

Законы сохранения



Вид излучения

частота

Энергия фотона, Дж

Доминирующие свойства

Низкочастотные колебания

Радиоволны


Инфракрасное


Видимое излучение

Ультрафиолетовое


Рентгеновское


Гамма- излучение




Волновые




Волновые и квантовые






квантовые

Вопросы к первой таблице.

  1. почему давление света и прямолинейность указаны и в волновых и в квантовых явлениях?

  2. Вопрос ко второй таблице. Запишите формулы объединяющие волновые и корпускулярные свойства фотона. Сделайте вывод.

  3. У какого излучения ярче проявляются квантовые свойства?



Вывод: Квантовый - значит волновой и корпускулярный в диалектическом единстве.







4. Работа в группах.

№1.



Можно ли считать фотон материальным объектом, - ведь его масса покоя равна нулю?

№2.

Что такое электромагнитная волна, в частности, световая волна, - материальный объект или процесс.

№3.

Как проявляется взаимосвязь материи и движения в существовании фотона?

5.ЗАКОНЫ.

Презентация.



Геометрической оптики.

  1. Прямолинейное распространение света.

  2. Отражения.

  3. Преломления.





Фотоэффекта.

1.

2.

3.

4.



Вывод:

Свет -сложный материальный объект, который одновременно обладает свойствами волны и частицы, однако не является однозначно ни тем, ни другим.







6. Задачи.

Семинар

по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».



Конспект урока по теме Свойства света

План.

1. Заполнить таблицу (дома).

Конспект урока по теме Свойства света

2. Дополнительные вопросы по таблице.

Объекты:

1. Дать сведения по полям.

2. Привести доказательства сведений по вихревому электрическому полю.

Характерные явления:

1 . Описать и продемонстрировать опыты, подтверждающие возникновение индукционного тока.

Условия:

1.Перечислить способы изменения магнитного потока.

2.Обосновать назначение замкнутого контура в опытах по наблюдению явления электромагнитной индукции.

Средства описания:

1.Что определяет закон электромагнитной индукции?

2.В формулы, каких величин входит индуктивность?

3. Используя формулы для определения эдс, указать природу эдс.

4.Выразить единицу измерения магнитного потока, индуктивности, магнитной индукции через другие единицы измерения.

Использование и учет:

1.Объяснить смысл слов Гельмгольца (см. эпиграф).



  1. Решение задач.

Быстро и в точку.

(см презентацию)

Порешаем!!!

Задания по трем дорожкам

(сборник задач по физике Н. А. Парфентьева)

1.№ 609(1) № 620 №624

2. № 613 №621

3. № 615

Д.з. № 612; 620, 623





© 2010-2022