• Преподавателю
  • Физика
  • Обобщение опыта по теме: Использование информационно коммуникативных технологий при формировании умения самостоятельного поиска информации учащимися для изучения физики

Обобщение опыта по теме: Использование информационно коммуникативных технологий при формировании умения самостоятельного поиска информации учащимися для изучения физики

1.Тема опыта. Использование информационно коммуникативных технологий при формировании умения самостоятельного поиска информации учащимися при изучении  физики. 2. Сведения об авторе опыта. Сапронова Галина Николаевна, учитель физики муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Губкина Белгородской области. Педагогический стаж составляет 20 лет, из них 17 лет  работает учителем физики в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17». Научно-методическая тема... 3. Условия возникновения, становления опыта. XXI век называют «веком электронного общества» и «веком информационной цивилизации». Новые составляющие информационной компетентности ребенка связаны с появлением компьютерных технологий информационного обмена. Формирование информационной компетентности в работе с предметной виртуальной информационной средой — новая проблема дидактики физики. Это и обосновывает выбор проблемы. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»


Использование информационно коммуникативных технологий при формировании умения самостоятельного поиска информации учащимися для изучения физики



Автор опыта:

Сапронова Галина Николаевна,

учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17»












Губкин - 2011

Содержание:

  1. Информация об опыте 3-9


  1. Технология опыта 10-15


  1. Результативность опыта 16-19


  1. Библиографический список 20


  1. Приложение к опыту 21




































I.Информация об опыте

1.Тема опыта.

Использование информационно коммуникативных технологий при формировании умения самостоятельного поиска информации учащимися при изучении физики.

2. Сведения об авторе опыта.

Сапронова Галина Николаевна, учитель физики муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Губкина Белгородской области.

Педагогический стаж составляет 20 лет, из них 17 лет работает учителем физики в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17».

Научно-методическая тема школы «Профессиональная компетенция педагога как условие повышения качества образования обучающихся». Соответственно главная цель обучения в школе - достижение высокого уровня образования, основанного на гуманистической философии, нравственной гармонии личности, на формировании самостоятельности обучающихся, определяют выбор темы педагогического опыта «Использование информационно коммуникативных технологий при формировании компетенции самостоятельного поиска информации учащимися для изучения физики».

3. Условия возникновения, становления опыта.

XXI век называют «веком электронного общества» и «веком информационной цивилизации». Новые составляющие информационной компетентности ребенка связаны с появлением компьютерных технологий информационного обмена. Формирование информационной компетентности в работе с предметной виртуальной информационной средой - новая проблема дидактики физики. Это и обосновывает выбор проблемы.

Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации и условием развития личности

В документе «Федеральный компонент государственного образования по физике» отмечается, что «впервые на всех ступенях обучения выделены обще учебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению».

Одна из компетенций, которой должен обладать выпускник, это умение «осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (справочных и научно - популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)».

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» занимает ведущие позиции среди общеобразовательных учреждений города, имеет достаточно высокий рейтинг у населения. Школа расположена в новой части города.

В данном микрорайоне отсутствуют промышленные предприятия. В 2009-2010 учебном году в школе обучается 757 учащихся. Население данного района устойчивое, здесь проживают работники ЛГОКА, комбината «КМАруда», администрации города, учителя, врачи, социальные работники. Уровень образования и культуры родителей, детей, обучающихся в нашей школе, достаточно высок, поэтому требования к уровню образования детей и их воспитания, получаемых в школе, тоже очень высок. Многие родители хорошо проинформированы в области последних педагогических и образовательных технологий, являются сторонниками открытого гуманистического воспитания с личностно-ориентированным образованием, где главной целью является самовыражение личности. Поэтому в школе возникла необходимость применения новых способов организации деятельности учащихся и методов воспитания на уроках и во внеурочное время, ориентации на индивидуальное развитие каждого ребенка.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании физики.

4.Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.

Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информации. От нашего понимания значимости этих умений и готовности к формированию соответствующих навыков у учащихся зависит не только успех детей в познавательной и практической деятельности, но, в определенной мере, и вероятность их социальной адаптации, а иногда - и физического выживания­ в условиях современного информационного общества.

Новые задачи в обучении предполагают: изменения в требованиях к уровню владения информацией, самостоятельному поиску и обработке информации; изменение содержания и организации материала; использование адекватных современных технологий. Известно, что использование ИКТ легко модернизирует традиционные виды учебной деятельности к применению информационных носителей и мультимедийных проектов. Одной из возможных моделей реализации на практике личностно-ориентированного подхода, формированию такой ключевой компетенций учащихся как самостоятельный поиск информации, является использование информационных и Интернет технологий в обучении физике.

Все это обуславливает необходимость применения в образовательном пространстве школы ИКТ как средств, организующих учебную деятельность ученика.

Активной позиция ученика может быть только при наличии интереса. Эффективность обучения зависит от уровня мотивации учения, поэтому необходимо поддерживать интерес к физике, используя разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности учащихся.

Основу самостоятельной деятельности составляют умения самостоятельно приобретать новые знания, владение которыми позволяет формировать ключевые компетенции учащихся как интегральные качества личности.

Переход к информационным технологиям обучения предполагает создание условий для их апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным и требуют решения целого комплекса психолого-педагогических, учебно-методических и других проблем. К ним относятся следующие проблемы:

  1. Выработка единого комплексного научно-методического подхода к решению проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

  2. Разработка методики использования информационных технологий в практической деятельности.

  3. Подготовка учащихся к использованию информационных технологий для приобретения знаний и умений.

  4. Материально-техническое оснащение образовательного учреждения.

  5. Поиск, разработка и создание соответствующего методического обеспечения

Существует целый комплекс противоречий, характеризующих современный этап внедрения ИТ в образовательную сферу. К ним можно отнести следующие противоречия:

  • между требованиями, выдвигаемыми современным информационным обществом к системе образования по формированию информационной культуры учащихся, и существующей педагогической практикой;

  • между накопленным опытом использования ИТ в учебном процессе и невысоким уровнем методического сопровождения деятельности учителя, использующего эти технологии;

  • между готовыми программными средствами и возможностями их использования для создания развивающей среды для учащихся.

Указанные противоречия говорят о существовании проблемы определения целей и разработки методики применения средств ИТ в работе учителей физики.

Таким образом, актуальность проблемы исследования обуславливается противоречиями между теоретическим и практическим аспектами применения средств ИТ в работе учителей физики, в несоответствии готовых программных средств, требованиям современного урока и всего учебного процесса.

5. Ведущая педагогическая идея опыта.

Глобальные изменения социального масштаба, происходящие в настоящее время, компьютеризация и информатизация всех сфер: информационной, коммуникационной, профессиональной современного общества вызывает необходимость применения в образовательном пространстве школы ИКТ как средств, организующих учебную деятельность ученика способного адаптироваться в сегодняшней жизни.

Одной из ведущих педагогических идей применения ИКТ на уроках физики является овладение новыми способами деятельности учащимися по осуществлению самостоятельного поиска и обработки информации естественно - научного содержания.

В настоящее время образовательные электронные издания и ресурсы сети Интернет предоставляют возможности для самостоятельного изучения физики. Очевидно, что самостоятельное бессистемное использование школьником информационных ресурсов не может быть результативным. Эффективность применения информационных технологий в процессе обучения в значительной степени определяется тем, как организована самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

В процессе обучения на базе новых информационных технологий в условиях повышения степени активности и уровня мотивации учащихся роль преподавателя изменяется, но его деятельность не становится при этом менее значительной. Самостоятельная работа школьников на всех основных этапах координируется преподавателем посредством выбора способов организации среды обучения, создания виртуального рабочего места учащегося. В этом контексте перед учителем встают следующие основные задачи: отбор информационных ресурсов, формирование блока заданий на основе используемых информационных ресурсов, выбор критериев оценки самостоятельной деятельности учащихся, создание тренирующего и тестирующего блока.

6. Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с сентября 1996 года, когда из учащихся 7-х классов были сформированы отделы для работы с Интернет ресурсами, по 2010 год - год выпуска их из школы.

7. Диапазон опыта

При подготовке, организации и проведении уроков по физики с использованием ИТ учитель выполняет следующий алгоритм действий:

- анализирует программу по физике, определяет, какие ЗУН надо сформировать по данному разделу физики, какое время отводится для этого и определяет тематику уроков;

- анализирует содержание изучаемого материала по выбранной тематике в учебниках и электронных учебных пособиях;

- проводит тематическое планирование учебного процесса;

-при планировании каждого урока продумывает форму его проведения, необходимые приборы и материалы для демонстрационного эксперимента, объем заданий для организации самостоятельной работы на уроке и при подготовке домашнего задания;

- предусматривает возможность использования информационных технологий, наглядных пособий, практических работ, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся.

В школе №17 г. Губкина существует возможность проводить уроки физики в компьютерном классе. Учитель дифференцирует задания для учащихся по уровню сложности. Важно, чтобы каждый учащийся работал над индивидуальными заданиями в полную силу, в своем ритме и получал от этого удовлетворение.

Учитель использует различные варианты построения уроков с использованием электронного учебника (ЭУ):

- ЭУ используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащиеся сначала опрашиваются по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала учащиеся работают парами за компьютером со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.

- В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-20 мин.). Такой вариант предпочтителен для уроков итогового повторения, когда по ходу урока надо повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. Учащиеся должны иметь возможность поработать сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), индивидуально (по очереди).

- Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключение урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Таким образом, происходит приобщение учащихся к самостоятельной работе на уроке.

- ЭУ используются как средство контроля усвоения учащимися понятий, когда в состав ЭУ входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Процент правильно решенных задач дает ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и дорабатывать этот материал.

Учитель использует на уроках различные модели в зависимости от специфики урока:

- модели - конструкторы;

- модели установок;

- модели физических явлений,

Еще одно направление использования компьютера Сапроновой Г.Н. это создание презентации к своим урокам. Создавая презентацию, учитель на экран компьютера выносит основные физические понятия, формулы, выводы по данному уроку, рисунки, таблицы, схемы, различные видеофрагменты физических явлений и демонстраций, необходимых для восприятия темы урока (Приложение 1). В презентацию включаются вопросы и задания на повторение и закрепление учебного материала.

Разрабатывая урок учитель составляет тематическое планирование с компьютерной поддержкой (Приложение 2), продумывает мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, методику постановки проблемной ситуации и способы контроля. Учитель прогнозирует возможный ход урока, пытается предвидеть трудности реализации плана урока.

Дидактический анализ различных уроков позволяет определить структуру урока с использованием информационных технологий:

  1. Вступление, в котором ставится цель, задачи урока, актуализируются опорные знания.

  2. Основная часть, где раскрывается содержание учебного материала.

  3. Заключение - подведение итогов, оценивание работы учащихся, определение домашнего задания.

Исходя из анализа проведенных уроков, можно считать, что критериями эффективности уроков с использованием информационных технологий являются:

  • активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса;

  • вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;

  • развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;

  • формирование у учащихся современных представлений о целостности природы;

  • формирование системного мышления и глубокого осознания усвоенных понятий.

Одно из обязательных и основных требований к уроку с использованием информационных технологий - повышение роли самостоятельности учащихся, так как информационные технологии расширяют объем изучаемого материала, создают необходимость самостоятельного отбора и анализа актуальной информации.

Апробация использования ИТ при изучении ядерной физики показала её эффективность и технологичность. Она обеспечивает реализацию одного из основополагающих дидактических принципов - учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Результативность педагогического опыта Сапроновой Г.Н. подтверждают результаты диагностики её деятельности в процессе преподавания физики. В классах, где она проводит уроки физики с компьютерной поддержкой, повысилось качество предметных знаний учащихся, уровень удовлетворенности организацией учебного процесса и креативности мышления. Учащиеся стали больше интересоваться вопросами, связанными с изучением физики, выдвигать большое количество различных идей, предлагать различные пути решения проблем. Учащиеся с высоким уровнем креативности предлагают нестандартные решения различных проблем. Они стали отдавать предпочтения заданиям, в которых надо изменять различные параметры, разрабатывать свои пути решения. Учащиеся на уроках стали высказывать собственное мнение, отстаивать его.

9. Новизна предусматривает:

  • индивидуально ориентированный подход в обучении учащихся при изучении физики с использованием ИКТ на профильном и базовом уровне;

  • внедрение авторской модели организации учебно-познавательной деятельности учащихся, на основе использования информационных технологий;

  • применение электронного курса для учащихся по ядерной физике;

  • использование методических рекомендаций по применению информационных технологий в преподавании физики.

8. Теоретическая база опыта:

Теоретической основой опыта являются результаты исследований, посвященных педагогическим и методическим аспектам использования средств новых информационных технологий (НИТ) в образовании. Это работы В.А Извозчикова, И. В. Роберт, А.В Смирнова, Г. М. Коджаспирова, А.Ю Уварова, С.А Христочевского, Е.С Полат, а также философское исследование Б. С. Гершунского.

Методологической основой исследования являются:

- фундаментальные работы в области философии образования, психологии и педагогики, методологии педагогических исследований (Бабанский Ю.К., Беспалько В.П., Выготский Л.С, Лернер И.Я., Леонтьев А.А.);

- работы по методологии, теории и практике информатизации образования (Лобач О.В., Красильникова В.А., Гершунский Б.С.)

- исследования по вопросам конструирования педагогического процесса (Оконь В.),

- концепции построения содержания образования (Беспалько В.П.)

II.Технология описания опыта

Бесспорно, что использование компьютера, разнообразных мультимедийных средства, сети Интернета на уроках оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых это обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.

Модели мультимедийных программ легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать, модернизировать и адаптировать традиционные методы, формы, виды обучения и воспитания согласно требованиям времени.

Работа учащихся с компьютерными моделями и виртуальными лабораториями полезна, так как они могут ставить многочисленные эксперименты и проводить исследования. Использование ИКТ открывает перед учащимися огромные возможности формирования компетенции самостоятельного поиска информации, превращает выполнение многих заданий в микроисследования, стимулирует развитие творческого мышления учащихся, развивает способность решать различные ситуации в реальной жизни, повышает интерес к физике.

Предлагаемый опыт реализуется с 7 класса, преподавание ведется по учебнику А. В. Перышкина, за основу планирования взята программа С. В. Громова. Внесены изменения в календарно - тематическое планирование.

В 7 классе при изучении физики возможно формирование предметной информационной компетентности на элементарном уровне:

- самостоятельно изучать материал по учебнику или конспектам программ с использованием анимации процессов (например, правила взвешивания на рычажных весах (Приложение 3), трение в природе и технике);

- составлять вопросы к рисункам, схемам, опытам (например, объем тела неправильной формы, схема работы домкрата);

- отвечать домашнее задание, используя анимации (например, давление воздуха, видеофильмы - закон Гука, закон Паскаля);

- используя алгоритм, решать задачи и проверять решение в электронных таблицах, по условиям на бумажных носителях;

- готовить сообщения, мини исследования по материалам Интернета (например, «От опытных фактов - к научной гипотезе» урок исследование);

осуществлять информационный поиск (например, составлять монографию Архимеда);

- делать тематическую подборку в Интернете рисунков, открытий ученого, применения данного закона или явления в практике (например, «Устройство каких приборов основано на существовании атмосферного давления»)

В процессе преподавания с использованием мультимедийных курсов «Библиотека наглядных пособий», «Физикон» собран большой дидактический материал по применению ИКТ в 7 классах:

- тестовые задания по промежуточному и итоговому контролю (Приложение 4);

- алгоритмы решения задач;

- система комбинированных и обобщающих уроков, направленных на формирование целостной картины окружающего мира (урок - лекция с элементами беседы и каскадом опытов виртуальных и реальных «Сила трения в природе и технике», «Простые механизмы»;

- нестандартные уроки - презентации (например, «Газовые законы» (Приложение 5), «Измерение - основа техники», «Роль атмосферного давления в живой и неживой природе», «Мореплавание и воздухоплавание», «Исследование морских глубин»);

- индивидуальные карточки-задания в бумажном и электронном виде;

- карточки помощи пошагового выполнения виртуальных лабораторных работ;

- индивидуальные задания к интерактивным моделям, виртуальным лабораторным работам;

- вопросы к видеофрагментам, экспериментам, моделям;

- распечатана наглядная информация к урокам, формулы из справочных электронных таблиц библиотеки наглядных пособий.

С чего начать учителю?

Начать надо с самого простого: освоить компьютер на уровне оператора ПК, так, что бы свободно владеть программами Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint, образовательными программами. Изучить диски из образовательной коллекции, обязательно проработать все методические материалы программы. Выбрать класс, отобрать материал, соответствующий программе и учебнику, сопоставить со своими возможностями и видением изучения данной темы, спланировать тему, блок или раздел. Обязательно выяснить, кто и на каком уровне из учеников владеет компьютером, умеет пользоваться Интернетом.

Алгоритм работы учителя на базе новых ИКТ для формирования компетенции учащихся осуществления самостоятельного поиска информации.

- Учителю необходимо заранее подготовить план работы с выбранной для изучения компьютерной моделью, сформулировать вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями модели.

- Отработать все вопросы на модели, решить задания, даже если они кажутся вам простыми и ответы очевидными .

- Четко определить с какой целью и в какое время урока будете использовать компьютер, Интернет или материал дистанционного урока.

- Легче начинать с эпизодического применения компьютера на уроке в течение нескольких минут для объяснения, какого то явления или устройства при изучении нового материала или создания проблемной ситуации, например, использовать видеофильм или анимацию.

- Для проведения первых уроков не надо изобретать «велосипед». Проще использовать уроки образовательных программ, например «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики». Позднее можно комбинировать материал согласно своего видения темы.

- Сложными уроками являются уроки - практикумы, уроки - лабораторные работы. Для успешного проведения таких уроков желательно отпечатать для учащихся карточки помощи проведения работы с индивидуальными заданиями.

- Много времени и большая продуманность каждого этапа, элемента урока требуется для подготовки и проведения урока-презентации (Приложение 6). Компьютер используется весь урок, параллельно с другими видами работ.

- Все индивидуальные задания нужно раздавать учащимся перед уроком. Учащиеся должны быть заранее предупреждены о том, что урок будет проходить в кабинете информатике или в лекционном кабинете (там, где есть компьютер и медиа проектор) .

Методы и приемы работы учащихся с использованием ИКТ по формированию компетенции самостоятельного поиска и обработки информации (Приложение 7).

- выполнение индивидуального задания на компьютере;

- выполнение задания по видеофрагменту с предоставлением письменного отчета,

- работа по вопросам, или решить задачу при просмотре пошаговой анимации или лабораторного эксперимента

- составление обобщающих таблиц;

- выполнение индивидуального теста на компьютере;

- работа по вопросам параграфов учебника, используя рисунки, фотографии, анимации;

- пересказ опыта, анализ рисунка, схемы, задания из учебника;

- решение качественных задач, анализ устройства приборов, схемы процесса, используя пошаговую анимацию;

- при опросе;

- тестирование;

- парный взаимоконтроль, по вопросам на бумажных носителях;

- подготовка, сообщений, мини проектов, рефератов с использованием Интернет - ресурсов.

Формы и навыки работы учащихся с использованием ИКТ в значительной степени влияет на успешность выполнения ЕГЭ, так как целый ряд заданий из всех частей КИМ напрямую построен на материале фронтальных работ.

Экспериментальное задание №23 проверяло умения:

- проводить косвенные измерения ряда физических величин

- представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных.

Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Выполнение лабораторных работ можно осуществлять разными способами:

- предложить выполнить лабораторную работу на уроке физики, а оформить её на уроке информатики с помощью MS Word, используя MS Excel для обработки данных, построения графиков и диаграмм;

- предложить выполнить лабораторную работу на уроке физики, а оформить её на уроке информатики с помощью MS Word, используя MS Excel для обработки данных, но табличный процессор использовать для исследования физической модели, т.е. связать с темой "Моделирование". Предложить учащимся в табличном процессоре изменять различные физические параметры, чего нельзя сделать за короткое время на уроке при выполнении лабораторной работы.

Часть реального (ручного) эксперимента из обучения физике уходит по разным причинам. При этом реальность заменяется схемами - рисованными, анимационными и текстовыми. Виртуальный и реальный мир можно крепче «сшить» путём взаимного отождествления элементов. Важно учащимся понять, что даже в виртуальном эксперименте числовые данные и зависимости не могут быть любыми, а должны быть «привязаны» к реальному миру.

Преимущества реального демонстрационного эксперимента. Физика живая, можно руками ощупать установку, попробовать разные, не запрограммированные режимы, провести дополнительные опыты.

Недостатки реального демонстрационного эксперимента. Настройка оборудования требует много времени, определённых умений в проведении эксперимента. Вечная нехватка запчастей. На демонстрационном столе при работе в нескольких параллелях возникает каша и гора приборов. Показания приборов иногда включают не только основные факторы, но и ряд побочных. Учащиеся нередко за приборами не видят сути явления.

Преимущества виртуального демонстрационного эксперимента. Просто воспроизводится, время на подготовку тратится немного. Не требует материальных и конструкторских затрат. Легко воспроизводится многократно. «Смена декорации» проводится быстро и легко. Записанные клипы и слайды легко использовать для повторения, организации кратковременных проверочных работ

Недостатки виртуального демонстрационного эксперимента. «Плакатная» физика. Нужно ещё убедить ребят в том, что реальное физическое явление протекает именно так, а не так, как захотел аниматорщик.

Таким образом, у каждой технологии использовании демонстрационного эксперимента есть свои преимущества и свои недостатки. А нельзя виртуальный и реальный эксперимент объединить так, чтобы преимущества были бы сложены?

Попробуем это рассмотреть на нескольких примерах.

Сначала предлагается виртуальная версия работы «Измерение оптической силы собирающей линзы», используя ученический эксперимент по физике раздел «Оптика». На экране видно, как надо расположить линзу, экран, предмет. Показано, как измерять фокусное расстояние линзы. Затем приступаем к выполнению реального эксперимента по данной теме.

Рассматриваем виртуальные версии работ «Измерение периода колебаний математического маятника от длины нити», «Измерение коэффициента трения скольжения» и «Измерение выталкивающей силы», используя ученический эксперимент по механике. Используя ученический эксперимент по электродинамике можно показать работы по электричеству.

При выполнении лабораторных работ полученные экспериментальные данные заносим в таблицу, строим график на заранее приготовленной системе координат. Использование компьютеров в учебной деятельности школы является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

В каждом классе в течение учебного года проводится хотя бы одна домашняя лабораторная работа. Задания для таких работ могут быть очень простыми - например, найти работу и мощность при подъеме ученика по лестнице в кабинет физики (7 класс), измерение собственного роста с помощью секундомера и нитки при изучении темы "механические колебания" (9 класс), создание самодельной электрической батарейки (8 класс). Некоторые работы можно назвать исследовательскими, например - исследование явления электризации тел (для учеников 8 класса). Обязательное условие при выполнении большинства этих работ - представление отчета в определенные сроки по электронной почте в виде письма с вложением. Кроме того, описания лабораторных работ могут рассылаться по электронной почте. Поощряются ученики, выполнившие отчеты нестандартно - дети создают презентации-отчеты, присылают протоколы в виде документов Word . Современная цифровая аппаратура позволяет включать в отчеты фотографии и небольшие видеоролики.

Для повторение материала перед лабораторными работами, использется программа Microsoft Office PowerPoint , предлагается учащимся анимации или иллюстрированные картинки по данной теме.

Умение использовать информационные технологии в обучении становится одним из профессиональных качеств учителя физики, и если рассматривать процесс информатизации обучения физике как одну из современных тенденций дидактики физики, то владение методологией, принципами и методикой применения дидактических информационных средств становится инвариантным требованием квалификационной характеристики учителя физики. Применение ИКТ на уроках физики повышает активность работы учащихся и обеспечивает перевод из состояния пассивного потребителя информации в состояние хозяина своей образовательной деятельности.

Дидактические материалы созданные в процессе работы с мультимедийными объектами:

- раздаточный материал;

- тесты в электронных таблицах;

- карточки - задания составленные по экспериментальным заданиям «Живая физика»;

- план выполнение виртуальных лабораторных работ;

- методические разработки и дополнительный материал к урокам используя, Интернет ресурсы;

- задания для саморазвития школьников;

Преимущества предлагаемого опыта - способствует развитию личности ребенка:

- Формируется устойчивое умение осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и обрабатывать ее.

- Активизируется познавательный интерес, при использовании естественного интереса школьников к компьютеру.

- Развивается эмоциональная сфера ребенка.

Преимущества в образовательном процессе.

Увеличивается:

- объем самостоятельной работы;

- эффективность восприятия информации за счет наглядности;

- эффективность использования проектной методики;

- разнообразие видов деятельности на уроке;

- эффективность восприятия информации за счет наглядности.

Появляется возможность:

- редактировать объекты, согласно методическим задачам;

- создавать и хранить собственные презентации, дидактические материалы на электронных носителях;

- многократно повторять;

- осуществлять пошаговую демонстрацию;

- использовать Интернет - ресурсы;

- видеть структуру вещества на атомно-молекулярном или планетарном уровне;

- видеть принцип действия технических устройств в ходе работы механизма;

- демонстрировать опыты, не воспроизводимые в школьных условиях;

- видеть схему протекания опыта при объяснении сложных моментов теории, при решении задач.








III. Результативность.

Результаты работы по данной проблеме прослеживаются в прилагаемом мониторинге, который подтверждает эффективность данного опыта. Качество знаний обучающихся по годам составило:

Учебный год

Качество знаний

Успеваемость

2007-2008

65%

100%

2008-2009

65%

100%

2009-2010

65,5%

100%

Административные контрольные работы:

Учебный год

класс

Качество знаний

Успеваемость

2008-2009

11 а

85%

100%

2008-2009

60%

100%

2009-2010

8 б

100%

100%

Одним из показателей сформированности данной компетенции является умение учащихся проводить исследовательскую работу. Так в областном конкурсе «Шаг в будущее», 2008год г. Белгород, Михнева Евгения 11 класс - заняла 1 место с работой по теме:«Черные дыры» в учебниках по физике (Приложение 8). III Региональная научно - практическая конференции «Первые шаги» 2008 г.Михнева Евгения 11 класс - I место. IV Региональная научно - практическая конференции «Первые шаги» 2009 г. Журавлева Елена -10 класс, 1место за работу «Шумовое загрязнение микрорайона Журавлики». На Российской научной конференции школьников «Открытие», которая проходила в Шебекино 4 декабря 2009 года учащиеся 6 б класса Пустовая Инна и Пустовая Марина, учащаяся 10 класса Журавлева Елена награждены дипломами за лучшие работы.

Эффективность предлагаемого опыта подтверждают результаты муниципальных олимпиад членов научного общества «Физики».

п/п

Ф.И.О.

Год

Класс

Название олимпиад

Занятое место

Уровень олимпиады

(муниципальный, областной, всероссийский, международный)

1

Маркелов Антон Александрович

2008

10б

Физика

2

муниципальный

2

Зубкова Наталия Евгеньевна

2008

10б

Астрономия

2

муниципальный

3

Руменко Евгения Олеговна

2008

Астрономия

2

муниципальный

5

Андреева Татьяна

2008

9 а

политехническая

3

муниципальный

4

Зубкова Наталия Евгеньевна

2009

11б

Астрономия

2

муниципальный

5

Руменко Евгения Олеговна

2009

10в

Астрономия

2

муниципальный

6

Ишков Дмитрий

2009

Физика

1

муниципальный

7

Пустовая Инна Владимировна

2010

7 Б

Астрономия

1

муниципальный

8

Пустовая Марина Владимировна

2010

Астрономия

2

муниципальный

Мониторинг качества образования по физике показывает рост обученности учащихся, что подтверждается в период итоговой аттестации учащихся и дальнейшем обучении в технических ВУЗах и на физико-математических факультетах университетов.

Поступление в ВУЗы на бюджетной основе 2008 - 2009 учебный год:

1. Бунин И.М - МГУ - фил.ПГС инженер-строитель Губкин

2. Гадецкий А.С - МГУ - фил.Автомеханический Губкин

3. Бятов В.А - БГТУ - Машиностроительный факультет. Белгород
4. Зубкова Е.В. - БГТУ им.Шухова-фил. Экономический факультет. Губкин
5. Кадышев Н.Д. - БГТУ Машиностроительный факультет. Белгород
6. Чуев Н.Ю. - МГГУ Строительный факультет. Москва
7. Шаповалов В.Ю. - БГТУ Машиностроительный факультет. Белгород

8 Булгакова А.С. - ВГУ. Строительный. Воронеж

9 Чуев С.А. - МИССИС. Москва.

10 Кузмич В.Е. - БГТУ им.Шухова. Проектирование здание. Белгород.

2009 - 2010 учебный год:

1.Жданкин Е.В. СПГГУим. Плеханова. Электроснабжение. С- Петербург.

2. Зубкова Н.Е. МАТИ. Автоматизация систем управления. Москва.

3. Качунина Н.Н. МГУ ПТ. Москва.

4.Кузмина Н.О. БГТУ им.Шухова. Проектирование здание. Белгород.

5. Меркелов А.А. СПГГУим. Плеханова. Маркшейдер. С- Петербург.

6. Чеботарев Д.И. СПГГУим. Плеханова. Маркшейдер. С- Петербург.

7. Манаков Андрей МИССИС. Москва.

Разработки уроков и сообщения из опыта работы размещены на школьном сайте school-17gub2007.narod.ru.

Опыт по формированию навыков самостоятельной работы с информацией естественнонаучного содержания с использованием различных источников может применяться интегрировано при изучении различных учебных предметов, а также использоваться во внеурочной работе.

Его можно применять в основной и старшей школе всех уровней. Он будет интересен учителям разных специальностей и квалификационных категорий.

Результативность применения опыта в учебном процессе можно оценить с помощью положений педагогики развития, создающей для ученика особое образовательное пространство: открытия себя, своих возможностей, интересов, формирования навыков самостоятельного поиска информации.

В основе предлагаемых критериев лежат теоретические положения, разработанные к. п. наук С. Зайцевым:

- наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации;

- наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере;

- переживание учеником субъективного открытия;

- отношение к новому знанию как к личностной ценности.

Рассмотрение общего состояния в применении и методическом обеспечении ИТ в отечественных школах позволило учителю сделать вывод о недостаточной систематизации накопленного практического опыта по внедрению информационных технологий в преподавании (Приложение 9).

Галиной Николаевной проведена классификация форм учебной работы с использованием ИТ. Содержательно компьютерная поддержка урока физики может быть разнообразной:

- видео - и анимационные фрагменты-демонстрации классических опытов, явлений, технических приложений (не подменяющие демонстраций на уроке);

- материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно - диагностического, проводимого в ходе усвоения нового с целью коррекции процесса дальнейшего обучения);

- использование в лабораторных работах математических программ расчета результатов, погрешностей, построения графиков;

- проведение компьютерных лабораторных работ (обучающая программа «Открытая физика»);

- создание физических моделей процессов и устройств в специальных средах, развивающие интуитивное мышление (обучающая программа «Живая физика»);

- включение в ход урока исторического и справочного материала;

- серии задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами анализа решения и возможностью последующей проверки результатов в компьютерном эксперименте;

- наборы нестандартных творческих заданий (на несколько уроков) креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование учебной информации (Приложение 10);

- анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления нового, систематизации материала;

- творческим заданием для учащихся может быть создание серий слайдов (опорных конспектов) к учебным темам по физике.

Большое время уделяется учителем изучению особенностей процесса формирования физических понятий у школьников, их психологических и дидактических особенностей, которые анализировались им с новых позиций наглядности и возможностей использования научно информационных технологий.




























IV. Библиографический список.

  1. Анохин С.М.Возможности применения технологий Интернета в образовании./ С.М. Анохин//Народное образование.2006. №5.-С.35-40.

  2. Балакин М.А. Современные технологии в физическом образовании/ М.А. . Балакин// Физика прил. к газ. «Первое сентября».2007.№10.-С.7-9.

  3. Герасимова, Г. В., Поддоскина, И. Б., Туркина, О. В. Информационные технологии на уроках физики // Физика (приложение к газете «Первое сентября»). - 2004, №14

  4. Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики/Сост.; М.Ю. Демидова, В.А. Коровин.-М.:Мнемозина.2003.-229 с.

  5. Крутский А. Н. Психодидактика: новые технологии в преподавании физики.// Физика в школе.2005.№2.С.6-7.

  6. Новикова Е.А. Инновации учебном проектировании//Инновации в образовании №4, 2007.

  7. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.272с.

  8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие - М.: 2001.

  9. Селевко Г. К.Современные образовательные технологии./ Г.К. Селевко //Учебное пособие. - М.: Народное образование.1998.256с.

  10. Сергеев И.С.Как организовать проектную деятельность учащихся: И.С. Сергеев.-Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.-2-е изд., испр. и доп.-М.:АРКТИ, 2005.-80 с.

  11. Туркин, О. В. Использование электронной таблицы MS Excel и языка Visual Basic for Application для построения графиков состояния идеального газа // Информатика (приложение к газете «Первое сентября»). - 2002, № 14 - с. 28-31.

  12. Туркин, О. В. Использование электронных таблиц при исследовании физических моделей // Информатика (приложение к газете «Первое сентября»). - 2001, № 17 - с. 17-20

  13. Туркин, О. В. Расчет движения небесных тел // Информатика (приложение к газете «Первое сентября»). - 2002, № 18.

  14. Туркин, О. В., VBA - Практическое применение - М. : СОЛОН-ПРЕСС, 2007 - 128 с.

  15. Щепакина Т.Е. Реализация метода проектов при изучении баз данных в условиях профильной дифференциации/Т.Е.Щепакина//Школьные технологии.2006.№1.-С.53-55.



© 2010-2022