- Преподавателю
- Физика
- Методические рекомендации к уроку Релятивистская динамика
Методические рекомендации к уроку Релятивистская динамика
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Видеоуроки |
Автор | Якунина О.Б. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №4 г.Таганрога Ростовской области
«Релятивистская механика»
с использованием мультимедийного приложения к уроку, выполненного в среде Power Point
УМК Тихомировой С.А
Физика. 11 класс
Базовый уровень
Автор:
учитель физики МАОУ лицея №4
Якунина
Ольга Борисовна
Таганрог, 2016
Методические рекомендации к уроку.
Название презентации:
«Релятивистская механика»
(для демонстрации на экране при помощи мультимедийного проектора).
Автор: Якунина О.Б., МАОУ лицей №4 г.Таганрог, Ростовской области.
Предмет: Физика, УМК С. А. Тихомировой
Класс: 11 (базовый уровень).
Форма проведения:.урок-лекция
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Время проведения: 2 академических часа (80 минут).
Данная презентация предназначена для изучения темы: «Релятивистская механика» Пакет содержит информацию в доступном, наглядном виде, знакомит учащихся с основными понятиями данной темы, развивает наглядно-образное мышление, умение анализировать, обсуждать и решать задачи и делать выводы.
Образовательные цели:
1. Вывести зависимость массы от скорости;
2. Показать противоречия между динамикой Ньютона и СТО;
3. Показать взаимосвязь между массой и энергией;
4. Научиться применять полученные знания для решения конкретных задач.
Формировать понятия: масса покоя, энергия покоя.
Развивающие цели:
-
Развивать и совершенствовать умение применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации.
-
Совершенствовать умения высказывать свою точку зрения и принимать альтернативную информацию по данной проблеме.
-
Развивать умение анализировать полученные результаты.
Воспитательные цели:
Развивать умение вести дискуссию, самостоятельного поиска решения, конструирования обобщенного способа решения новой задачи.
Применяемые на уроке педагогические технологии: сотрудничество, проблемное обучение, поисковый метод, работа в парах, фронтальная беседа, использование ИКТ.
Материалы и оборудование:
-
экран, мультимедийный проектор (для демонстрации обучающей презентации).
Основополагающие вопросы занятия:
-
Зависимость массы от скорости
-
Взаимосвязь массы и энергии в СТО
План проведения занятий.
Подготовительный этап:
Подготовка презентации, компьютера, экрана, раздаточного материала.
Этапы обучения:
1. Слайд №1-4. Вступительное слово учителя. Объявляется тема урока
Переход от слайда к слайду происходит с помощью линейной навигации.
-
Слайды №№5-18. Введение новых понятий, объяснение нового материала.
-
Далее учитель предлагает учащимся объединиться в группы по 4-5 человек и перейти к практической части урока. Первую задачу надо решить обязательно, а вторую - дополнительно.
Слайд №19
Задачи
-
Электрон движется со скоростью 0,8 скорости света. Определить: массу электрона, энергию покоя электрона, полную энергию электрона, кинетическую энергию электрона.
-
С какой скоростью движется тело, если его энергия покоя в три раза больше кинетической энергии?
Далее учащиеся представляют свои решения на доске.
-
Заключительный этап урока «Давайте улыбнемся!» Слайды №№20-27.
-
Слайд № 28. Обобщение изученного.
Выводы:
-
При движении тел со скоростями, близкими к скорости света, становится заметным изменение массы. Масса тела, измеренная в системе отсчета, относительно которой данное тело не движется, называется массой покоя;
-
Основной закон релятивистской динамики учитывает не только факт увеличения скорости под действием силы, но и то, что масса тела при этом также увеличивается, а значит, - уменьшается ускорение;
-
Эйнштейн вывел универсальную формулу, называемую сегодня формулой Эйнштейна, отражающую связь между энергией и массой;
-
Всякое тело обладает массой покоя и уже благодаря факту своего существования обладает некоторой энергией. Эту энергию называют энергией покоя
7. Домашнее задание. Слайд 29.
-
§ 50,51
(по учебнику С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский)
-
Решить задачу Эйнштейна
-
№1113 - 1117, 1130 (Задачник А.П. Рымкевича)
Используемые материалы:
-
Учебник физики для 11 класса авторы: С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский
-
Диск «Уроки физики Кирилла и Мефодия» (серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», 2005г. и 2006г.);
-
Диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»