Методическая разработка по проведению занятия физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка по проведению занятия физикиМетодическая разработка по проведению занятия физикиМетодическая разработка по проведению занятия физикиМетодическая разработка по проведению занятия физикиМетодическая разработка по проведению занятия физикиМетодическая разработка по проведению занятия физикиМетодическая разработка по проведению занятия физикиМетодическая разработка по проведению занятия физикиМетодическая разработка по проведению занятия физикиМетодическая разработка по проведению занятия физикиМетодическая разработка по проведению занятия физикиМетодическая разработка по проведению занятия физикиГосударственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Владимирской области «Владимирский аграрный колледж»









Методическая разработка

по проведению занятия физики

Тема: «Строение атома. Опыты Резерфорда»

Специальность: 36.02.01 Ветеринария





Автор: преподаватель

физики ГБОУ СПО ВО «Владимирский аграрный колледж» Фирсова Ангелина Александровна

Новоалександрово

2015


Рассмотрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных

дисциплин

Протокол № _____ от ____________

Председатель комиссии ___________



Рецензент:

Яблокова Н.Н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ВО «Владимирский аграрный колледж»

Жукова И.Н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ВО «Владимирский строительный колледж»



Рекомендовано к использованию методическим советом

Протокол № _______ от ____________________

Аннотация.

Цель написания методической разработки: совершенствование методики проведения урока физики для специальности 36.02.01 Ветеринария.

Для знакомства обучающихся с биографией Э.Резерфорда, для поиска информации о развитии взглядов на строение атома других ученых, для демонстрации компьютерной модели опыта, эксперимента Резерфорда по рассеянию α - частиц применяются цифровые образовательные Интернет-ресурсы и компьютерные программные средства. Данное занятие изучается в разделе «Строение атома и квантовая физика».

Иллюстрация изучаемого материала, наглядность при изложении нового материала и его закреплении, широкое использование возможности моделирования изучаемых процессов и явлений являются очень важными при изучении данного раздела физики. Это связано с тем, что достаточно сложно вводить наглядные представления при изучении строения атома.

Методически продуманное применение цифровых образовательных ресурсов позволит преподавателю при изучении данной темы сформировать определенные информационно-коммуникативные навыки у обучающихся.

В ходе занятия используется фронтальная, индивидуальная и групповая работы. Занятие сопровождается презентацией. Проверка полученных знаний проводится путем решения задачи, тестирования. В конце занятия происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.

Методическая разработка предназначена для преподавателей математических и общеобразовательных дисциплин, рекомендуется для использования при проведении занятий теоретического направления по дисциплине «Физика».

Содержание. стр.

Введение 5

  1. Основная часть 7

    1. Методическое обоснование темы 7

    2. Методические рекомендации по проведению занятия 8

    3. План занятия 9

    4. Содержание этапов занятия 12

    5. Дидактический материал к занятию 21

Заключение 24

Список литературы 25

Приложения






Введение.

Физика - фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего мира, наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат - сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

Изучение ядерной физики имеет огромное познавательное, воспитывающее и развивающее значение. Ознакомление с методами исследования, применяемыми в ядерной физике, и с достижениями в этой области вводит обучающихся в круг фундаментальных проблем современной физики, выводит их на передний край современного естествознания. Здесь завершается формирование знаний о строении и структуре вещества, иллюстрируется специфика явлений в микромире.

При изучении данного раздела программы обучающиеся убеждаются в том, что процесс познания - это непрерывное углубление и развитие знаний путем перехода от одной относительной истины к другой, более глубокой.

Требования федерального государственного образовательного стандарта - сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни. Для осуществления стандартов образования преподаватель должен владеть современными технологиями развивающего обучения. В связи с этим, преподавателю необходимо овладевать ИКТ - технологиями.

Цель применения компьютера на занятиях физики - создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления обучающихся.

























Основная часть.

Методическое обоснование темы.

В курсе физики довольно большое значение придается рассмотрению темы «Строение атома. Опыты Резерфорда». Именно опыты Резерфорда являются важными для формирования мировоззрения обучающихся при введении представлений о строении атома. Именно в этой теме рассматриваются взгляды на строение атома.

Предлагаемая методическая разработка урока по теме построена на применении методических приемов различных видов образовательных технологий. Тип урока: изучение нового материала.

Использование слайдов на занятии позволяет акцентировать внимание обучающихся на основных этапах урока, придает уроку эстетичность и наглядность.





Методические рекомендации по проведению занятия.

Лекция - это ведущая форма группового обучения. Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы учебной дисциплины и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления.

Использование Интернет-ресурсов для демонстрации во время объяснения нового материала и для самостоятельной работы обучающихся позволит приобрести необходимые знания, умения и навыки.

В результате изучения данной темы обучающиеся:

- узнают о жизни и деятельности Э.Резерфорда;

- получат представление о модели атома Томсона, об опытах Резерфорда;

- узнают о размерах атомного ядра, ядерной (планетарной) модели атома, недостатках модели атома Резерфорда.





План занятия.

ГБОУ СПО ВО «Владимирский аграрный колледж»

Учебно-методическая карта занятия

По учебной дисциплине: Физика

Специальности: 36.02.01 Ветеринария

Составлена в соответствии с ФГОС СПО (федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования) Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 12 » мая 2014 г. № 504

Группа: 17 Дата проведения:

Тема занятия: «Строение атома. Опыты Резерфорда».

Вид занятия: Лекция

Тип урока: Изучение нового материала

Методы обучения: Рассказ, фронтальная беседа, лекция, демонстрация презентации, Интернет - ресурсы

Цели занятия и формируемые компетенции:

учебная и формируемые ОК - формирование знаний о планетарной модели атома, обеспечить усвоение следующих понятий: модель Томсона, модель Резерфорда;

воспитательная и формируемые ОК - формирование навыков работы в группе; прививать интерес к предмету через различные виды деятельности; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

развивающая - продолжить развитие словесно-логического мышления на основе операций обобщения, синтеза, анализа и аналогии; развивать умение запоминать, сохранять и воспроизводить информацию; умение строить ответ в научном стиле с использованием физических терминов.

Межпредметные связи:

Обеспечивающие - математика

Обеспечиваемые - биология, химия

Обеспечение занятия:

А. Наглядные пособия: презентация, стенды

Б. Раздаточный материал:

В. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, сеть Internet, CD диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

Г. Учебные места: кабинет физики

Д. Литература: основная - Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. - М., 2011.

Дмитриева В.Ф. Сборник задач по физике: учеб. пособие. - М., 2011.

дополнительная: Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10-11: Книга для учителя. - М., 2011.

Содержание занятия

Номер элементов урока

Элементы занятия, изучаемые вопросы, методы обучения

Планируе

мое время

1.

Организационный момент

Проверка наличия присутствующих, заполнение журнала


1 мин.


2.

Постановка целей урока и мотивация

3 мин.

3.

Актуализация опорных знаний

Карточки с тестовыми заданиями

17 мин.

4.

Изучение нового материала

Лекция, рассказ, демонстрация презентации, Интернет-ресурсы

  1. Экспериментальная установка

  2. Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц

  3. Модель атома Резерфорда

58 мин.

5.

Закрепление учебного материала

Устные упражнения

Выполнение заданий по карточкам, CD диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

30 мин.

6.

Задание на дом.

Дмитриева В.Ф.. Физика, 2011, стр. 387-390.

10 мин.


7.

Подведение итогов занятия, достижение поставленных целей, оценка знаний обучающихся

1 мин.



Преподаватель: Фирсова А.А.




Содержание этапов урока.

  1. Организационный этап.

Проверка наличия присутствующих, заполнение журнала.

2. Постановка целей урока и мотивация:

Сообщение темы, целей и задач занятия. Объяснение важности и значимости освоения данного материала.

Ознакомление обучающихся с планом будущей учебной работы.

3. Актуализация опорных знаний.
Перед тем как перейти к изучению новой темы, повторим предыдущий материал. Для этого напишем физический диктант, который состоит из 5 вопросов. После того, как ответите на вопросы, обмениваетесь листочками с соседом по парте и выставляете оценку по приведенным критериям и эталону верных ответов (слайд 3).


Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Количество верных ответов

5

4

3

2-0


  1. Отдельная порция электромагнитной энергии, испускаемая атомом, называется:

а) джоулем;

б) электрон-вольт;

в) электроном;

г) квантом;

д) ваттом.

  1. Коэффициентом пропорциональности во второй из простых «великих» формул называется постоянной:

а) Фарадея;

б) Авогадро;

в) Планка;

г) Больцмана;

д) Эйнштейна.

  1. Явление вырывания электронов из вещества под действием света называют:

а) фотосинтезом;

б) ударная ионизацией;

в) фотоэффектом;

г) электризацией;

д) квантованием.

  1. Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов …

а) линейно возрастает с увеличением длины волны и мощности излучения;

б) линейно возрастает с частотой света и не зависит от его интенсивности;

в) линейно взрастает с частотой света и его интенсивностью;

г) линейно убывает с частотой света и не зависит от его интенсивности;

д) линейно убывает с частотой света и его интенсивностью.

  1. Какое из перечисленных ниже выражений показывает зависимость энергии кванта от работы выхода и кинетической энергии электрона?

а) А+Методическая разработка по проведению занятия физики

б) hν;

в) Методическая разработка по проведению занятия физики

г) Методическая разработка по проведению занятия физики

д) Методическая разработка по проведению занятия физики

6. Если электроны, выбитые светом, вылетают за пределы вещества, то фотоэффект называют…

а) внутренним

б) внешним


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Вариант ответа

г

в

в

б

а

а

Из курса физики и химии известно, что все тела состоят из атомов. В центре атома находится ядро, заряженное положительно. Вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны. Электроны располагаются вокруг ядра на разных расстояниях, образуя электронные слои. Известно также, сколько электронов может находиться в слое и подслое-оболочке. Но до сих пор физические законы, по которым «устроен» атом, не изучались. Наша задача состоит в том, чтобы изучить эти законы.

Еще античные философы предположили, что все вещества состоят из атомов. Первые научные доказательства существования атомов - наименьшего структурного элемента вещества, являющегося носителем его свойств, были установлены химиками в XIX в. Большую роль в развитии атомистической теории сыграл Д.И. Менделеев, разработавший в 1869 г. Периодическую систему элементов, в которой показал периодичность химических свойств и поставил вопрос о единой природе атомов [5]. Вспомним, как зарождалась теория атома (слайд 4,5).

Мы вспомнили важнейшие факты из истории развития атомной физики, рассмотрели первую модель атома - модель Томсона, известная под названием «пудинг с изюмом». Эта модель не могла объяснить периодичность свойств атом, следующую из Периодической системы Д.И. Менделеева, а также закономерности в спектрах атомов. Поэтому её справедливость можно было подтвердить или опровергнуть только с помощью исследования, что и сделал Э.Резерфорд [4].
4. Изучение нового материала:


1.Экспериментальная установка


В 1911 году Эрнест Резерфорд совместно со своими коллегами исследовал рассеяние альфа-частиц в очень тонкой (1мкм) золотой фольге (слайд 6).


2.Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц


Источник альфа-частиц помещали внутри свинцовой полости с узким каналом. Все альфа-частицы, кроме движущихся по узкому каналу, поглощались свинцом. Узкий пучок альфа-частиц падал на золотую фольгу перпендикулярно ее поверхности. За фольгой был помещен подвижный экран, покрытый флуоресцирующим веществом; альфа-частицы, прошедшие через фольгу, вызывали вспышки на экране. Такая установка, находящаяся в вакууме, позволяла наблюдать альфа-частицы, рассеянные под углом до 150° (слайд 6).

3.Демонстрация анимации со звуком «Опыт Резерфорда»

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/85a43aa4-1f7a-455a-ac5a-e1a58587a7ef/9_250.swf (слайд 7).

4.Обсуждение результатов опыта

Полученный результат был совершенно непонятен в рамках модели Томсона, так как положительный заряд атома, распределенный по всему его объему, не мог оказать столь значительного воздействия на массивные и быстрые альфа-частицы.
Наблюдения показали, что большинство альфа-частиц проходят сквозь фольгу без заметного отклонения от первоначального направления, некоторые частицы отклоняются на небольшой угол и лишь немногие частицы претерпевают сильное отклонение. Примерно 1 из 20000 тысяч частиц испытывает отклонение на угол порядка 900, а одна из 70000 - на угол 1500. Из результатов исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Атом не является сплошным.

  2. Внутри атома существуют силы, способные отбросить альфа-частицы.
    Этой силой может быть сила взаимодействия летящей частицы с положительно заряженной частью атома. Эта часть должна быть настолько массивной, чтобы смогла отклонить в сторону летящую альфа-частицу. То есть положительный заряд атома и его масса сконцентрированы в весьма малой области пространства. Так Резерфорд пришел к мысли атомного ядра (слайд 8,9).

5. Модель атома Резерфорда

По Резерфорду атом состоит из центрального ядра, в котором сосредоточена практически вся масса атома и весь положительный заряд. Вокруг ядра по круговым орбитам вращаются электроны. Число электронов в каждом атоме таково, что их суммарный отрицательный заряд равен положительному заряду ядра, в связи с этим в целом атом нейтрален (слайд 10,11).

  1. Демонстрация видеоролика-анимации «Планетарная модель атома»

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb14a02f-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch08_08_02.swf

(слайд 12).



5. Закрепление учебного материала.
1.Решите задачу:

Определить частоту света, излучаемого атомом водорода, при переходе электрона на уровень с главным квантовым числом n1 = 2, если радиус орбиты электрона изменился в 9 раз? [3] (слайд 13)

Задача решается у доски:

Дано:

Решение:

n1 = 2

r1/r2 = 1/9

Частота света, излучаемого атомом водорода, определяется формулой

Ν = R( (1)

R - постоянная Ридберга;

n2 - номер орбиты, с которой переходит

электрон; n1 = 2 - номер орбиты, на которую

электрон переходит.

Из формулы rn = n2 для радиуса орбиты

следует, что

Разделив и умножив правую часть равенства (1)

на n12, получим

Вычисления: ν = 3,29*1015 с-1 (1- =

0,73*105 с-1.

Найти:

ν = ?

Ответ: ν = 0,73*105 с-1.


2. Ответьте на вопросы.
CD диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Режим тестирования, раздел «Квантовая физика».

Вопросы обсуждаются со всеми обучающимися, выбирается верный ответ, один из обучающихся, сидя за компьютером, вводит вариант правильного ответа.

3.Разгадайте ребус.

То, что провозгласил Эрнест Резерфорд в 1911 году коллегам лаборатории после осуществления опытов по рассеянию альфа частиц? (слайд 14)

(Ответ: «Теперь я знаю как выглядит атом»)


6.Задание на дом.

Дмитриева В.Ф.. Физика, 2011, стр. 387-390 (слайд 15).


7. Подведение итогов занятия, достижение поставленных целей, оценка знаний обучающихся.
Открытие Резерфорда потрясло умы фактически всех физиков. Мало того, что сразу удалось объяснить результаты всевозможных опытов, в том числе и с прохождением альфа-частиц, но, идея Резерфорда была просто красива.
В ходе занятия вы продемонстрировали себя наблюдательными экспериментаторами, умеющими не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Предлагается ответить на «вопросы» (слайд 16,17):

• Сегодня я узнал…

• Было интересно…

• Было трудно…

• Я понял, что…

• Я научился…

• Меня удивило…

• Мне захотелось…, т.е дается оценка своей учебной деятельности на уроке.




Дидактический материал к занятию.

Тестовые задания.

  1. Отдельная порция электромагнитной энергии, испускаемая атомом, называется:

а) джоулем;

б) электрон-вольт;

в) электроном;

г) квантом;

д) ваттом.

  1. Коэффициентом пропорциональности во второй из простых «великих» формул называется постоянной:

а) Фарадея;

б) Авогадро;

в) Планка;

г) Больцмана;

д) Эйнштейна.

  1. Явление вырывания электронов из вещества под действием света называют:

а) фотосинтезом;

б) ударная ионизацией;

в) фотоэффектом;

г) электризацией;

д) квантованием.

  1. Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов …

а) линейно возрастает с увеличением длины волны и мощности излучения;

б) линейно возрастает с частотой света и не зависит от его интенсивности;

в) линейно взрастает с частотой света и его интенсивностью;

г) линейно убывает с частотой света и не зависит от его интенсивности;

д) линейно убывает с частотой света и его интенсивностью.

  1. Какое из перечисленных ниже выражений показывает зависимость энергии кванта от работы выхода и кинетической энергии электрона?

а) А+Методическая разработка по проведению занятия физики

б) hν;

в) Методическая разработка по проведению занятия физики

г) Методическая разработка по проведению занятия физики

д) Методическая разработка по проведению занятия физики

6. Если электроны, выбитые светом, вылетают за пределы вещества, то фотоэффект называют…

а) внутренним

б) внешним

Карточки с заданиями.

  1. Определить частоту света, излучаемого атомом водорода, при переходе электрона на уровень с главным квантовым числом n1 = 2, если радиус орбиты электрона изменился в 9 раз?

  2. То, что провозгласил Эрнест Резерфорд в 1911 году коллегам лаборатории после осуществления опытов по рассеянию альфа частиц?






Заключение.

Физика является для человека важнейшим источником знаний; непрерывно расширяя и многократно умножая возможности человека, обеспечивает его уверенное продвижение по пути технического прогресса. Физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит ориентироваться в шкале культурных ценностей.

Значение открытия планетарной модели атома Резерфорда огромно. Как писал немецкий ученый Макс Планк: «Из идеи движения электронов, подобно движению планет, возникла атомная физика».

Знание строения атомного ядра позволило разложить по полочкам все, из чего складывалось вещество.

Количество протонов и нейтронов в ядре строго указывает, какой это элемент, каковы его физические и химические свойства.

В ходе занятия предусматривалось использование инновационных и традиционных методов и форм: словесных (информирование, обсуждение), информационно - коммуникационных (работа с заданиями, текстом, формирование умений работать с информацией, принимать оптимальные решения), проектно - исследовательских.

Методическая разработка может использоваться преподавателями как пособие по проведению практического занятия.






Список литературы.

  1. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. - М., 2011.

  2. Дмитриева В.Ф. Сборник задач по физике: учеб. Пособие. - М., 2011.

  3. Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотсикй. -М.: Просвещение, 2012.

  4. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике для 8 - 10 классов средней школы. - М.:Просвещение. 2011.

  5. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей:учебник. - М., 2012.

  6. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2012.

  7. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. - М., 2010.

  8. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. - М., 2011.

  9. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10-11: Книга для учителя. - М., 2011.

  10. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. - М., 2010.

  11. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. - М., 2010.

  12. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): Учебник. - М.: Мастерство, 2012.

  13. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. «Решение ключевых задач по физике для профильной школы» -2011.




© 2010-2022