Элективный курс Практика подготовки к ЕГЭ по физике

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Хворостянка

муниципального района Хворостянский Самарской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора по УВР

Директор школы

учителей математики, информатики и физики

Руководитель МО _____________/Г. П. Потапова /

____________/О.А. Савенкова/

Протокол №_______________

_____________/ И. А. Воробьева /

Приказ № _____

от « » __________________2015 г.

«____» ______________________2015 г.

от «______» __________2015г.




АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

по элективному учебному курсу

«Практика подготовки к ЕГЭ по физике»

10-11 класс (70 часов)


Ступень обучения: основное общее образование

Уровень: базовый

Составитель: Грызлова Галина Викторовна учитель физики и математики высшей категории.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по научной работе ГБОУ ХГТ им. Рябова

____________ / С.А. Николаева/



Пояснительная записка

Реализация идеи профильного обучения на старшей ступени предполагает создание востребованных учащимися и их родителями элективных курсов. Одним из таких курсов может быть разработанный мною элективный курс «Практика подготовки к ЕГЭ по физике». Данный курс предназначен для учащихся общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать ЕГЭ по предмету .

Программа предметного курса учитывает цели обучения учащихся средней школы по физике и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы классической механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики и квантовой физики.

Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в практику итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ порождает проблемы адаптации к новой системе контроля знаний. Целью ЕГЭ является дифференцированная диагностика степени освоения вопросов школьной программы по физике и наличия знаний, навыков и умений, позволяющих продолжить обучение в соответствующих вузах. В связи с вышеизложенным, предлагаемый элективный курс, приобретает особую значимость.

Данный курс рассчитан на 70 часов.

Систематическое решение задач способствует развитию мышления учащихся, воспитывает трудолюбие, настойчивость, волю, целеустремленность, колоссальное терпение, является средством контроля знаний, умений и навыков. Программа разработана с таким расчетом, чтобы учащиеся получили достаточно глубокие знания по физике и в ВУЗе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности.

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиадам, набор и составление задач по определенной тематике и др. Курс предполагает выполнение самостоятельных работ над тестовыми заданиями, контрольные работы, решение занимательных и экспериментальных задач.

Целью элективного курса «Практика подготовки к ЕГЭ по физике» является систематизация и совершенствование уже усвоенных в основном курсе знаний и умений и их углубление, а также развитие интереса к физике.

Задачи:

  • познакомить учащихся с классификацией задач по содержанию, целям, способам представления и содержанию информации (части «А», «В», «С»);

  • совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графически, геометрически и т.д.;

  • использовать активные формы организации учебных занятий;

  • развивать коммуникативные навыки, способствующие умению вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения при обсуждении хода решения задачи;

  • использовать нестандартные задачи для развития творческих способностей старшеклассников;

  • развивать информационно-коммуникативные умения школьников при выполнении тестовых заданий с помощью компьютера.

Используемые технологии:

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникативные;

  • практические работы;

  • обучение в диалоге;

  • лекционно-семинарская система обучения;

  • личностно-ориентированное обучение.

В результате изучения курса обучающийся должен знать: основные законы и формулы из различных разделов физики; классификацию задач по различным критериям; правила и приемы решения тестов по физике;
уметь: использовать различные способы решения задач; применять алгоритмы, аналогии и другие методологические приемы решения задач; решать задачи с применением законов и формул, различных разделов физики; проводить анализ условия и этапов решения задач; классифицировать задачи по определенным признакам; уметь правильно оформлять задачи.

Элективный курс предполагает развитие у обучающихся: интеллекта, творческого и логического мышления, навыков самоанализа и самоконтроля, познавательного интереса к предмету.

Элективный курс «Практика подготовки к ЕГЭ по физике» позволяет реализовать следующие принципы обучения:

  • дидактические (достижение прочности и глубины знаний при решении тестовых задач по физике; обеспечение самостоятельности и активности учащихся; реализация интегративного политехнического обучения и др.);

  • воспитательные (профессиональная ориентация; развитие трудолюбия, настойчивости и упорства в достижении поставленной цели);

  • межпредметные (показывающие единство природы и научной картины мира, что позволит расширить мировоззрение учащихся).

Содержание курса:

Введение. Правила и приемы решения физических задач. Как работать над тестовыми заданиями. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

МЕХАННИКА (15 ч)

Кинематика (3ч) Решение тестовых задач с использованием формул, устанавливающих взаимосвязь между основными кинематическими параметрами. (Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движений. Движение по окружности.)

Динамика (3 ч)

Законы Ньютона. Решение качественных задач. Определение силы упругости. Силы тяжести. Веса тела. Математический способ решения задач на движение тел при наличии силы трения. Применение законов Ньютона. Закон всемирного тяготения. Решение расчетных задач. Тестовое решение задач по теме.

Законы сохранения (5 ч)

Импульс. Закон сохранения импульса. Виды столкновения тел. Применение закона сохранения импульса при упругом столкновении. Работа, энергия. Теоремы о кинетической энергии тела и потенциальной энергии тела. Закон сохранения энергии. Решение расчетных задач. Решение расчетных и комбинированных задач.

Механические колебания и волны (3 ч)

Основные характеристики колебательного движения: амплитуда, период, частота, циклическая частота. Длина волны. Графики колебательных движений. Резонанс. Решение задач на применение законов колебательного движения.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (8 ч)

Основы МКТ (3 ч)

Основные положения МКТ. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы. Изопроцессы. Графическое решение задач. Относительная влажность воздуха. Решение расчетных и качественных задач.

Основы термодинамики (6 ч)

Внутренняя энергия. Фазовые переходы вещества. Решение графических и расчетных задач. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Тепловые двигатели. КПД. Решение комбинированных задач на применение первого закона термодинамики, определение КПД тепловых двигателей.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (18 ч)

Электростатика (3 ч)

Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряженность. Принцип суперпозиции полей. Потенциал. Разность потенциалов. Работа в электростатическом поле. Конденсаторы. Электроемкость конденсатора. Энергия электрического поля конденсатора. Решение качественных и комбинированных задач.

Законы постоянного электрического тока (5 ч)

Сопротивление проводника. Законы Ома. Закон Джоуля - Ленца. Решение задач на расчет сопротивления сложных электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи, законов последовательного и параллельного соединения проводников. Решение задач на описание законов постоянного тока с использованием закона Джоуля - Ленца.

Магнитное поле. Электромагнитные колебания и волны (10 ч)

Магнитное поле. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Магнитный поток. ЭДС в движущихся проводниках. Решение расчетных и качественных задач. Колебательный контур. Электромагнитные колебания и волны, их характеристики. Формула Томсона. Решение тестовых задач по теме.

ОПТИКА (8 ч)

Закон отражения, закон преломления, прямолинейного распространения света. Линзы. Формула тонкой линзы. Изображения, даваемые линзой. Интерференция. Дифракция. Дисперсия. Дифракционная решетка. Решение качественных и расчетных задач.

КВАНТОВАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА (7 ч)

Элементы теории относительности. Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна. Фотоны. Атомное ядро. Ядерные реакции. Закон радиоактивного распада. Расчет энергии выхода при ядерных реакциях. Решение задач на применение закона сохранения массового числа и электрического заряда. Решение качественных задач и расчетных задач по теме.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА (7 ч)

На уроке кратко поясняют понятия абсолютной и относительной погрешностей, погрешностей прямых измерений (на примерах измерения различных физических величин соответствующими приборами); вводят понятие среднего значения физической величины при прямых измерениях; приводят примеры представления результатов различных физических величин в форме таблиц и графиков. Акцент следует сделать на практическом применении основ теории погрешностей: сравнение результатов измерений и значимые и незначимые различия, учет погрешностей измерений при построении графиков. При практической оценке погрешности непосредственного измерения достаточно довольствоваться максимальной погрешностью отсчета по шкале, равной ± 1 цене деления прибора (в том числе и для электроизмерительных приборов). Необходимо привести примеры записи результата измерения с указанием абсолютной погрешности, обратив внимание на число значащих цифр в значении измеренной величины и в погрешности. Экспериментальные задачи по различным разделам (фотографии, таблицы, схемы) в дальнейшем рассматривают на практических занятиях.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Лекции

Практика

Всего

10 класс

1.

Введение. Правила и приемы решения тестовых заданий

1


1


2.

Решение тестовых заданий по теме «Кинематика»

1

2

3

Решение экспериментальных задач

3.

Решение тестовых заданий по теме «Динамика»

1

2

3

Самостоятельная работа над тестовыми заданиями

4.

Решение тестовых заданий по теме «Законы сохранения в механике»

1

2

3

Решение занимательных задач.

5.

Решение текстовых задач по темам: «Динамика», «Законы сохранения в механике»

-

2

2

Самостоятельная работа

6.

Решение тестовых заданий по теме «Механические колебания и волны»

1

2

3

Тестирование

7.

Решение тестовых заданий по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

-

2

2

Компьютерное тестирование

8.

Решение тестовых заданий по теме «Термодинамика»

1

2

3

Тестирование

9.

Решение текстовых задач по теме «Термодинамика»

-

3

3

Самостоятельная работа

10.

Решение тестовых заданий по теме «Электростатика»

1

2

3

Контрольная работа

11.

Решение тестовых заданий по теме «Постоянный ток»

1

2

3

Тестирование

12.

Решение текстовых задач по теме «Постоянный ток»

-

2

2

Самостоятельная работа

13.

Методы научного познания

1

2

3


Итого

9

25

34

11 класс

1.

Решение тестовых заданий по теме «Магнитное поле»

1

2

3

Самостоятельная работа над тестовыми заданиями

2.

Решение тестовых заданий по теме «Электромагнитные колебания и волны»

1

2

3

Компьютерное тестирование

3.

Решение текстовых задач по темам: «Магнитное поле», «Электромагнитные волны»

1

3

4

Самостоятельная работа

4.

Решение тестовых заданий по теме «Оптика»

1

2

3

Тестирование

5.

Решение текстовых задач по теме «Оптика»

2

3

5

Самостоятельная работа

6.

Решение тестовых заданий по теме «Квантовая и ядерная физика»

1

2

3

Компьютерное тестирование

7.

Решение текстовых задач по теме «Квантовая и ядерная физика»

1

3

4

Самостоятельная работа

8.

Методы научного познания

1

3

4

9.

Итоговое повторение

2

5

7

Итоговый тестовый зачёт

10.

Итого

11

25

36


Всего

20

50

70


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Учащиеся должны расширить знания по физике и научиться применять знания при решении задач различного типа.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Промежуточный контроль, самостоятельные работы по решению задач, доклады. Итоговый контроль, тестирование, рефераты.



Список литературы для учителя

  1. Бершадский М. Е., Бершадская Е.А. Методы решения задач по физике.- М.: Народное образование, 2001.

  2. Вишнякова Е. А., Макаров В. А. Отличник ЕГЭ. Физика. Решение сложных задач. ФИПИ.- М.: Интеллект-Центр, 2010.

  3. Гладкова Р.А. Сборник задач и упражнений по физике: учебное пособие.- М.: ВЛАДОС, 2007.

  4. Единый государственный экзамен 2015: Контрольные измерительные материалы: Физика/ Авт.-сост. В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов.- М.: Просвещение, 2015.

  5. Зорин Н. И. Физика. Сдаём без проблем!- М.: Яуза-пресс. 2013.

  6. Кабардин О. Ф. Физика. Справочные материалы. - М.: Просвещение, 1988.

  7. Меледин Г. В. Физика в задачах: Экспериментальные задачи с решениями.- М.: Наука, 1990.

  8. Разумовский В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучение.-М.: ВЛАДОС, 2007.

  9. Физика: Сборник задач для проведения устного экзамена по физике за курс средней школы. 11 кл./Авт.-сост. В.А.Коровин, Г.Н.Степанова.- М.: Дрофа, 2000.- 192 с.

  10. Физика. 11 класс: элективные курсы/Сост. О.А.Маловик.- Волгоград: Учитель, 2008.-125 с.

  11. Фомина М. В., Парфентьева Н. А. В помощь поступающим в вузы. Сборник задач по физике.- М.: Издательство «Мир».,1997.

  12. Фомина М. В. В помощь поступающим в вузы. Решебник задач по физике.- М.: Издательство «Мир»., 2001.

Список литературы для учащихся

  1. Балашов В.А. Задачи по физике и методы их решения. - М.: Просвещение, 1983.

  2. Бабаев В. С., Тарабанов А. В. Физика: весь курс. - М.: Эксмо, 2008.

  3. Гольфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике - М.: Высшая школа, 1973.

  4. Единый государственный экзамен 2015: Контрольные измерительные материалы: Физика/ Авт.-сост. В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов.- М.: Просвещение, 2015.

  5. Задачи по физике для поступающих в вузы.- М.: Наука, 1976.

  6. Касаткина И. Л. Физика. Полный курс.- М.: Астрель, 2011.

  7. Моркотун В.Л. Физика. Все законы и формулы в таблицах. 7-11 кл.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 160 с.

  8. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. - М.: Просвещение, 1992.- 159 с.

  9. Физика: Сборник задач для проведения устного экзамена по физике за курс средней школы. 11 кл./Авт.-сост. В.А.Коровин, Г.Н.Степанова.- М.: Дрофа, 2000.



Рецензия

на авторскую программу элективного курса «Практика подготовки к ЕГЭ по физике»

для учащихся 10-11 классов.

Автор составитель: Грызлова Г. В. учитель физики высшей квалификационной категории

ГБОУ СОШ с. Хворостянка Самарской области.



Рецензируемая программа «Практика подготовки к ЕГЭ по физике» направлена на решение проблемы профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования. Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.

Рецензируемая программа состоит из пояснительной записки, цели и задач курса, требований к знаниям и умениям учащихся, содержания обучения. Данный курс является источником, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации для формирования физического мышления при решении заданий по физике.

Анализ содержания программы позволяет констатировать, что программа соответствует основным принципам реализации концепции профильного обучения; содержание её актуально, так как содержит все знания необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Развёртывание материала в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими темами. Степень обобщённости включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развитию абстрактного мышления учащихся, формированию системности знаний. Методы обучения соответствуют поставленным в программе задачам. Материал программы распределен во времени с учётом его достаточности для качественного изучения учащимися и получения запланированных результатов.

Данную программу можно использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ по физике.

В целом рецензируемая работа носит завершенный характер и может быть использована учителем физики. Таким образом, данная программа соответствует требованиям к составлению программ элективных курсов и может реализоваться в жизни.

Дата: 25.08.2015г.

Рецензент:

Заместитель директора

по научной работе

ГБОУ ХГТ им. Рябова

/С.А. Николаева/



© 2010-2022