Рабочая учебная программа в 11 классе по физике

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089. Примерной программы основного общего образования по физике (МО РФ) сборник нормативных документов, Физика. М. Дрофа, (2009), авторской программы (авторы: В.С. Данюшков, О.В. Коршунова), составленной на основе программы автора Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. - М.: Просвещение, 2009).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Цели изучения физики:

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи учебного предмета:

Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

  • формирования основ научного мировоззрения;

  • развития интеллектуальных способностей учащихся;

  • развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики;

  • знакомство с методами научного познания окружающего мира.

Требования к уровню подготовке выпускников, обучающихся по данной программе:

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;



Содержание учебного курса:



Повторение (3 часа)

Электродинамика (7 часов)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Потенциальность электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Электрический ток. Сила тока. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Закон Ампера. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы: сила Лоренца. Явление электромагнитной индукции, правило Ленца, закон электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей: вихревое электрическое поле. Индуктивность. Электромагнитное поле.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Колебания и волны (17 часов)

Свободные электромагнитные колебания: колебательный контур, аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Переменный электрический ток: электрический резонанс. Электромагнитные волны: излучение открытого колебательного контура, свойства электромагнитных волн. Изобретение радио А.С. Поповым. Радиосвязь. Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника».

Оптика (16 часов)

Скорость света. Законы распространения света: законы отражения и преломления света, полное отражение света. Волновые свойства света: дисперсия света, интерференция света, дифракция света. Дифракционная решетка. Различные виды электромагнитных излучений. Виды спектров. Шкала электромагнитных волн.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа № 4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла».

Лабораторная работа № 5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны».

Лабораторная работа № 7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

Квантовая физика (16 часов)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект: законы фотоэффекта. Фотон: энергия и импульс фотона. Планетарная модель атома: опыты Резерфорда, размеры атомного ядра. Квантовые постулаты Бора: модель атома водорода по Бору. Лазеры. Радиоактивность: открытие, альфа-, бета- и гамма- излучении, закон радиоактивного распада, период полураспада. Строение атомного ядра: изотопы, открытие нейтрона. Ядерная энергетика: цепные ядерные реакции, ядерный реактор. Элементарные частицы: методы наблюдения и регистрации.

Повторение (9 часов)

Календарно - тематическое планирование на 2015 - 2016 учебный год

11 класс (68 часов)



№ урока

Программный материал

Дата

Примечание

По плану

Фактическая


Повторение (3 часа)




1

Решение задач по теме «Кинематика. Динамика. Статика»




2

Решение задач по теме «Законы сохранения»




3

Решение задач по теме «Электродинамика»





Основы электродинамики (продолжение) (7 часов)





Магнитное поле




4

Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Сила Ампера.




5

Применение закона Ампера. Сила Лоренца.




6

Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»





Электромагнитная индукция




7

Магнитный поток. Правило Ленца.




8

Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.




9

Самоиндукция. Индуктивность. Электромагнитное поле.




10

Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции»





Колебания и волны ( 17 часов)





Механические колебания




11

Свободные и вынужденные колебания. Математический маятник.

12

Гармонические колебания. Фаза колебаний.

13

Вынужденные колебания. Резонанс.

14

Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника»

15

Контрольная работа за 1 четверть


Электромагнитные колебания

16

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур.

17

Уравнение, описывающие процессы в колебательном контуре. Период свободных электромагнитных колебаний.

18

Переменный электрический ток. Активное сопротивление. Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока.

19

Резонанс в электрической цепи. Генератор на транзисторе.

20

Трансформаторы. Передача электроэнергии.


Механические волны

21

Волновые явления. Длина волны. Скорость волны.

22

Волны в среде. Звуковые волны.


Электромагнитные волны

23

Электромагнитная волна. Изобретение радио А.С.Поповым.

24

Принцип радиосвязи. Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн.

25

Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи.

26

Решение задач по теме «Колебания и волны»

27

Контрольная работа по теме «Колебания и волны»


Оптика (16 часов)


Световые волны

28

Скорость света. Принцип Гюйгенса. Законы отражения и преломления света.

29

Лабораторная работа № 4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла»

30

Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы.

31

Лабораторная работа № 5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

32

Контрольная работа за вторую четверть

33

Дисперсия света. Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны»

34

Интерференция света и механических волн.

35

Дифракция механических волн и света. Дифракционная решетка.

36

Поперечность световых волн. Поляризация света.

37

Решение задач по теме «Световые явления»


Элементы теории относительности

38

Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности.

39

Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией.


Излучения и спектры

40

Виды излучений. Источники света. Виды спектров.

41

Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

42

Рентгеновские излучения. Шкала электромагнитных излучений.

43

Лабораторная работа № 7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».



Квантовая физика (16 часов)


Световые кванты

44

Фотоэффект. Теория фотоэффекта.

45

Фотоны. Применение фотоэффекта.

46

Давление света. Химическое действие света.

47

Строение атома. Опыты Резерфорда.

48

Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.

49

Трудности теории Бора. Квантовая механика.


Физика атомного ядра

50

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие радиоактивности.

51

Контрольная работа за третью четверть

52

Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

53

Изотопы. Открытие нейтрона.

54

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Ядерные реакции.

55

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.

56

Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии.

57

Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений.

58

Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы.

59

Единая физическая картина мира. Физика и научно - техническая революция.


Повторение ( 9 часов)

60

Решение задач по теме «Электродинамика. Колебания и волны»

61

Решение задач по теме «Оптика. Квантовая физика».

62

Итоговая контрольная работа

63

Решение экспериментальных задач

64

Физическая природа звезд

65

Наша галактика

66

Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение.

67

Излучения я спектры

68

Физика атомного ядра. Элементарные частицы



Перечень учебно - методического обеспечения

  1. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин;под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание - М: Просвещение, 2009 - 399с.

  2. Физика. Задачник 10 - 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П.Рымкевич. - 15-е изд., стереотипное М.Дрофа 2011 - 188с

Список литературы

  1. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин;под ред. В.И. Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание - М: Просвещение, 2009 - 399с.

  2. Физика. Задачник 10 - 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П.Рымкевич. - 15-е изд., стереотипное М.: Дрофа 2011 - 188с

  3. Л.А. Кирик. Физика-9. Методические материалы. М.: Илекса,2003

  4. Контрольно - измерительные материалы. Физика. 11 класс / Сост. Н.Ф. Гаврилова. - 2 - е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2014. 96 с.

  5. Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9-11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. - М.: Вербум-М, 2001. - 208 с.

  6. Степанова ГН. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. - М.: Просвещение, 2003.



© 2010-2022