- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока Влажность воздуха
Конспект урока Влажность воздуха
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Беляев Д.М. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок № ___
Тема урока: «Влажность воздуха»
Дата проведения: ___27.12.2013 года___
Цель урока: вызвать объективную необходимость изучения нового материала, способствовать овладению знаниями по теме « Влажность воздуха»,
ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха.
Задачи:
Образовательные:
-
Выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение".
-
Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.
-
Продемонстрировать способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения - гигрометра, психрометра.
Воспитательные:
На материале урока указать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Итак, приготовились к уроку: дневник, тетрадь, ручка, учебник - на столе. Здравствуйте, садитесь. По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше.
Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос по теме "Парообразование и конденсация". Потом попробуем ответить на вопрос, что нужно понимать под влажностью воздуха и какое значение она имеет в жизнедеятельности человека, а также какими способами и какими приборами можно измерить влажность воздуха, и самое интересное, как можно определить влажность, если под рукой нет специальных приборов. Затем проверим свои приобретенные знания при решении задачи.
-
.Актуализация знаний.
-
Изучение нового материала.
Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека складывается из многих факторов: атмосферного давления, температуры окружающей среды, магнитного поля Земли и влажности воздуха. Оказывается оптимальная для человека влажность лежит в пределах 40-60%. Наша задача, выяснить, что же понимают под влажностью воздуха, как ее можно определить и выяснить, а оптимальные ли условия для работы, например в нашем классе, у вас дома.
Но прежде, я даю такое задание, в процессе изучения нового материала, составить в своих тетрадях краткий план основных моментов, о которых будет идти речь на уроке, и конечно же не забывать записывать все, что будет записано на доске.
Итак, начнем наш разговор с того, что из курса географии вам известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой.
С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар. Количество пара, содержащегося в атмосфере, играет очень важную роль для жизни на Земле, в том числе и на самочувствие человека. Также, для предсказания погоды, атмосферных явлений необходимо следить за влажностью воздуха. Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. Как вы понимаете, чем больше водяного пара будет содержаться в атмосфере при данной температуре, тем больше будет влажность воздуха, т.е. тем ближе пар будет к состоянию насыщения.
Как же определить влажность воздуха?
Для этого, во-первых, необходимо знать количество водяного пара в единице объема воздуха. Для этого вводится понятие абсолютная влажность воздуха, которая показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях (т.е. при данной температуре и атмосферном давлении).
Обозначается - абсолютная влажность воздуха - плотность водяного пара [единица измерения - кг/м3].
При тех же условиях водяной пар может быть насыщенным. Существуют специальная таблица, в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара, которая обозначается 0.
Зная значения плотности насыщенного пара и пара, содержащегося в атмосфере, можно определить, насколько отличается при данных условиях водяной пар от насыщенного. Для этого вводится понятие относительной влажности воздуха, которая равна отношению абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженному в процентах.
Обозначается - относительная влажность воздуха. Посмотрите на определение и как мы с вами обычно делаем из определения попытайтесь записать формулу, для расчета относительной влажности воздуха.
=(/0)*100%
Не меняя массу содержащегося в атмосфере водяного пара его можно сделать насыщенным, если изменять температуру, а именно понижать. Температура, при которой пар, содержащийся в атмосфере становится ,насыщенным, называется точкой росы. Откуда такое интересное название? Каждый из вас неоднократно наблюдал такие природные явления, как появление тумана или выпадение росы. Почему и как это происходит? По утрам, когда температура воздуха понижается, пар охлаждается и при некоторой температуре становится насыщенным. Дальнейшее понижение температуры окружающей среды приводит уже к конденсации этого пара в виде появления тумана и росы. Роса свидетельствует о том, что влажность была 100%. Относительную влажность можно измерять с помощью ряда приборов, специально созданных для этого. Это гигрометры и психрометры.
1. Гигрометры (волосной и конденсационный) - рисунок 1, рисунок 2.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
2. Психрометр - рисунок 3, рисунок 4.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
А как измерить влажность воздуха, если нет специального прибора, а только комнатный термометр?
-
. Закрепление изученного.
Задача 1. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 40С. Относительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометра.
(Ответ tc=140C? tвл=100С).
Задача 2. Влажность воздуха равна 78%, а показание сухого термометра равно 120С. Какую температуру показывает влажный термометр?
(Ответ: tвл=100С).
-
. Подведение итогов урока. Домашнее задание.