Учебный модуль «Оптика»

Технология модульного обучения является современной здоровьесберегающей педагогической технологией, оптимально обеспечивающей психофизиологическое развитие школьников. Использование системы учебных модулей позволяет предупредить перегруженность учащихся путём логического структурирования содержания и увеличения уровня их самостоятельной работы на уроке, объективировать оценку результатов обучения, учесть индивидуальные возможности каждого ученика.Содержательная часть модуля представлена структур...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебник Касьянов В.А.

Автор: Шипкина Е.А.

Учебный модуль «Геометрическая оптика» 11 класс. 15 учебных часов.

Учебный модуль «Оптика»

Словарь.

1.Оптика-раздел физики, изучающий световые явления.

2.Геометрическая оптика - раздел оптики, который изучает законы распространения света.

3.Свет - видимое излучение (380-780 нм).

4.Источник света - тело, излучающее световую энергию.

5.Естественные источники света - источники природного происхождения (Солнце, звёзды, светлячки, молния).

6.Искусственные источники света - источники, созданные в результате деятельности человека (экран телевизора, лампочка).

7.Луч света - прямая вдоль которой распространяется энергия от источника.

8.Линза - прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.

9.Собирающая линза - преобразует пучок параллельных лучей в сходящийся.

Учебный модуль «Оптика»Учебный модуль «Оптика»

10.Рассеивающая линза - преобразует параллельный пучок лучей в расходящийся.

Учебный модуль «Оптика»Учебный модуль «Оптика»

11.Главная оптическая ось - прямая, на которой лежат центры сферических поверхностей, ограничивающих линзу.

12.Главная плоскость - плоскость, проходящая через центр линзы перпендикулярно главной оптической оси.

Оптический центр - точка, в которой после преломления собираются лучи.

13.Главный фокус - точка, в которой после преломления собираются лучи.

14.Действительный фокус - фокус собирающей линзы.

15.Мнимый фокус - фокус рассеивающей линзы.

16.Фокальная плоскость - плоскость, проходящая через фокус перпендикулярно главной оптической оси.

17.Фокусное расстояние - это расстояние от главного фокуса до центра линзы.

18.Оптическая сила линзы - величина, обратная ее фокусному расстоянию.

D=1/F

1/F=1/d+1/f - формула тонкой линзы.

Утверждения.

1.Закон распространения света.

В прозрачной однородной среде свет распространяется прямолинейно.

2.Закон отражения.

Принцип Гюйенса.

Каждая точка среды, до которой дошло возмущение, сама становится источником вторичных волн.

Учебный модуль «Оптика»

Учебный модуль «Оптика»-угол падения

Учебный модуль «Оптика»-угол отражения

Луч падающий, отраженный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости, причем угол падения равен углу отражения.

3.Закон преломления.

Учебный модуль «Оптика»

Падающий луч, преломленный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости. Отношения синуса угла падения к синусу угла преломления - постоянная величина.Учебный модуль «Оптика»

4.Луч, прошедший через оптический центр линзы не преломляется.

Учебный модуль «Оптика»

Учебный модуль «Оптика»

Л.р. »Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы».

Цель: Определить фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы. Выяснить, как происходит формирование изображения на сетчатке глаза.

Оборудование: Собирающая линза, экран, свеча, линейка.

Ход работы:

I.физическая часть:

1.расположить вдоль одной прямой свечу, линзу, экран.

2.Добиться на экране изображения характерного для условия d=2F (действительное, обратное, с сохранёнными размерами).

3.Измерить расстояние от свечи до линзы и от линзы до изображения.

4.Определить фокусное расстояние линзы.

5.Рассчитать оптическую силу линзы D=

6.Сделать вывод (о зависимости оптической силы собирающей силы от её фокусного расстояния).

II.Биологическая часть:

1.Не секрет, что у многих людей проявляются проблемы зрения. Какие? И почему? (доклад).

2.Прочтите параграф №58 стр. 182 (раздел: Нарушение зрения).

3.Продолжите составление структурно - логической схемы модуля, по применению линз используя понятия: Дефекты зрения (возрастные, врожденные), дальнозоркость, близорукость, коррекция с помощью линз.

4.Вывод:

5.Гигиена зрения (стр. 185+видеофильм)

Дополнительные задания.

I.Физическая часть:

1.Построить изображения в тонких линзах и охарактеризовать их для случаев:

а)d<F б)d=F в)F<d<2F г)d=2F д)d>2F

II.Биологическая часть:

1.Подумайте и объясните:

А) в каком случае глаз отдыхает при рассматривании близкого или далёкого предмета;

Б *) к каким последствиям привело бы помутнение хрусталика или вытекание из глаза жидкого стекловидного тела.

Проверка знаний.

Тест.

1.Из чего состоит оптическая система глаза?

А) хрусталика

Б) роговица

В) стекловидное тело

Г) водянистая влага передней и задней камеры

2.Оптическая сила линзы D=4дптр, чему равно её фокусное расстояние?

А) 0,025м

Б) 0,25м

В) 2,5м

Г) 2,5см

3.Когда возникает близорукость?

А) увеличение вертикальной оси глаза

Б) увеличение горизонтальной оси глаза

В) увеличение продольной оси глаза

Г)всё вышесказанное

4.Каким должно быть расстояние до глаза при чтении, письме?

А) 10-12см

Б) 30-35см

В) свыше 40см

Г) 10-20см

5*.Определите оптическую силу системы двух линз, одна из которых имеет оптическую силу D=6дптр, а другая - фокусное расстояние F=25см?

А) 0,1дптр

Б) 1дптр

В) 10дптр

Г) 5дптр


© 2010-2022