Программа для внеурочных занятий

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа

«Применение ПК

для создания творческих работ

по физике »


для внеурочных занятий с учащимися




Составитель:

учитель физики Рымкус А.А.

ГБОУ гимназия № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Высшая квалификационная категория






2014-2015 учебный год






Аннотация


Для молодого человека, вступающего в жизнь, важно умение пользоваться современными информационными технологиями, быть знакомым с методами организации исследовательских работ на стадии поиска и обработки информации. В условиях современной жизни важно не только уметь работать на персональных компьютерах и уметь что-то программировать. Гораздо важнее знать, как применять эти полученные знания для своей учебной деятельности, а в дальнейшем и для своей работы.

Этот курс «Применение ПК для создания творческих работ» поможет познакомиться с тем, как использовать компьютер как инструмент для получения знаний, для обработки и представления информации, как современное средство коммуникации.

Статус документа


Рабочая программа для внеклассных занятий составлена на основе следующих документов:

  1. Авторская программа элективного курса «Применение ПК для создания творческих работ» Рымкус А.А. - учителя физики гимназии № 441, рассмотренная и допущенная к использованию в образовательных учреждениях

(ПРОТОКОЛ № 2 заседания секции физики РЭС от 27 сентября 2005г ) и прошедшая перерегистрацию в 2011 году ,Выписка из ПРОТОКОЛА №3 заседания предметной секции по физике ЭНМС по физике от 21.12.2011)


Рабочая программа конкретизирует содержание занятий кружка и дает распределение учебных часов по темам. Рабочая программа отражает рекомендуемую последовательность занятий с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Особенности контингента учащихся, в котором реализуется данная программа

Программа «Применение ПК для создания творческих работ учащихся» предназначена для занятий во внеурочное время с учениками 7-8-9 классов как одна из форм дополнительного образования. Программа рассчитана на тех ребят, которые уже имеют базовые знания по информатике, обладают достаточными навыками работы на ПК и интересуются физикой, астрономией. Эти ребята достаточно мотивированны к обучению и занятия по этой программе позволяют им познакомиться с тем видом деятельности, с которым возможно будет связан дальнейший профиль обучения и предполагаемая профессия.

Внеурочные занятия по данной программе могут помочь и тем ребятам, которые испытывают затруднения при обучении по базовым программам. Как правило, все они тоже пользуются ПК, и создание собственной творческой работы поможет им заинтересоваться физикой, освоить некоторые разделы физики, получить хорошие оценки и повысить самооценку.


Пояснительная записка

В проекте новых образовательных стандартов для учащихся старших классов предполагается «Индивидуальный образовательный проект», это означает, что учеников придется учить еще и азам научно-исследовательской работы. А это будет невозможно, если школьники не овладеют хотя бы минимальными навыками использования современных информационно-компьютерных технологий еще в основной школе.

Предлагаемый межпредметный курс «Применение ПК для создания творческих работ учащихся» предназначен для занятий во внеурочное время с учениками 7-8-9 классов как одна из форм дополнительного образования.

Содержание данного курса принципиально отличается от базового курса по информатики тем, что показывает конкретное применение полученных знаний по информатике для научно-исследовательской и творческой работы учащихся в области естественнонаучных дисциплин вообще, и в частности, по физике. Данная программа является авторской разработкой учителя физики Рымкус Анны Анатольевны - Соровского Учителя 1995,1996 и 1998 года, а так же победителя конкурса «Лучшие учителя России» ПНП в 2006 году. В 2005 году программа была рассмотрена, утверждена и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях решением Региональной Экспертной Комиссии (протокол №2 от 27 сентября 2005 года. С тех пор по этой по программе «Применение ПК для создания творческих работ» успешно работают не только учителя физики, она достаточно универсальна и может применяться для внеурочной работы, в том числе и в системе дополнительного образования по любым предметам. В гимназии №441 Фрунзенского района работа учителей физики, химии и биологии по данной методике позволила многим учащимся успешно подготовиться к участию районных и городских ученических конференциях, стать лауреатами различных творческих предметных конкурсов.



Содержание программы

1 этап

1.Обучение работе с мультимедийными носителями информации для поиска необходимой информации.

2.Работа в редакторе Power Point..Создание презентаций для уроков по различным темам.

3.Использование персонального компьютера для создания электронных презентаций творческих работ в редакторе Power Point.

4.Создание и оформление творческих работ.

5.Подготовка к участию в творческих конкурсах. Защита творческих работ.


2 этап


1. .Знакомство учащихся с методами создания и оформления творческих работ.

2. Обучение работе с литературой и другими источниками информации при подготовке докладов и реферативных работ.

3. Поиск и обработка полезной информации с помощью персональных компьютеров. Работа с мультимедийными носителями информации.

4.Поиск полезной информации в сети Интернет. Обзор Интернет-ресурсов по выбранной теме.

5.Совместная работа с учителями информатики при подготовке учащихся к созданию WEB - страничек или презентаций в редакторе Power Point по физике.

6.Подготовка учащихся к участию в работе различных творческих конкурсах.


Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся с небольшой группой (не более 6 человек) в кабинете физики при наличии 2-3 ПК, мультимедийной установки и выхода в ИНТЕРНЕТ, или в кабинете информатики в свободное от основных занятий время или в библиотеке (медиатеке) - тогда численность группы можно увеличить. Кроме того предполагается, что учащиеся имеют возможность самостоятельно работать над своим проектом за ПК дома или в школьном кабинете информатики.


Методы работы:

Предполагается, что эти учащиеся уже владеют навыками работы на персональных компьютерах. Поэтому содержание данного курса принципиально отличается от базового курса по информатики тем, что показывает конкретное применение полученных знаний по информатике для научно-исследовательской и творческой работы учащихся в области естественнонаучных дисциплин вообще, и в частности, по физике.

Основные виды деятельности педагога в этом случае - групповая работа на стадии освоения методик работы и дифференцированная, индивидуальная работа с учащимися, руководство их самостоятельной работой по предмету.


Виды деятельности учащихся: различная самостоятельная и, безусловно, творческая работа с использованием ПК и самых современных информационных технологий.

Таким образом, содержание курса должно способствовать:

Расширению знаний учащихся в предметной области физика и прикладной области информатика.

Приобретению навыков поиска информации с помощью современных информационных технологий, обработки ее и представления с помощью ПК.

Развитию творческих и исследовательских способностей.

Самоопределению учащихся, потому как позволяет им познакомиться с тем видом деятельности, с которым возможно будет связан дальнейший профиль обучения и предполагаемая профессия.


Цели программы:

  1. Создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся.

  2. Формирование познавательного интереса.

  3. Приобщение учащихся к научной работе, знакомство с современными методами научных исследований

  4. Знакомство с возможностями применения знаний по информатике для работы в различных профессиональных сферах.

  5. Создание предпосылок для профессионального самоопределения.

  6. Дополнительная мотивация к изучению физики и информатики.


Задачи, решаемые в процессе занятий:

  1. Образовательные:

  • Закрепление и расширение знаний по физике и информатике.

  • Ознакомление с методикой (алгоритмом) поиска информации.. Самостоятельная работа по предложенным алгоритмам с помощью ПК.

2.Развивающие:

  • Привитие навыков поиска необходимой информации и работа с ней с помощью персонального компьютера.

  • Опережающее обучение работе в среде Microsoft Office и современными источниками информации

  • Расширение кругозора учащихся, развитие их интеллекта.

  • Развитие навыков самостоятельной деятельности при выполнении

творческих заданий.

3. Воспитательные:

  • Формирование политехнического мышления.

  • Привитие культуры использования информационных технологий.

  • Развитие креативного мышления, создание условий для саморазвития учащихся.


Прогнозируемые образовательные результаты:

В процессе обучения учащиеся приобретают конкретные умения и навыки, связанные с работой с современными мультимедийными источниками информации :

  • Опытом работы в различных поисковых системах ИНТЕРНЕТ и на различных мультимедийных носителях.

  • Навыки поиска, подбора и работы с информации по заданной теме.

  • Навыки использования возможностей ПК для создания и оформления творческих и исследовательских работ, работы в различных редакторах Microsoft Office.

  • Создание собственных информационных проектов: презентаций в редакторе Power Point, WEB- страничек или сайтов по различным темам физики.

Способы оценки результативности занятий:

Результаты занятий должны быть предъявлены при создании зачетной работы. Экспертиза проводится посредством защиты этих проектов, или на заключительных уроках-смотрах творческих работ. Такие работы могут в дальнейшем использоваться во время уроков как дополнительный материал - если работа представляет собой презентацию о физическом явлении, знакомит с историей открытия или биографией ученого. На втором этапе занятий целесообразно объединять учащихся в творческие группы для создания информационных проектов. Лучшие и наиболее полные проекты представляются к участию в различных конференциях и конкурсах творческих работ на межшкольном, районном и городском уровнях.


Примерная тематика работ, предлагаемых учащимся:

  1. Физические явления: создание информационных проектов.

  2. История физики и техники, биографии ее творцов.

  3. История развития физических приборов как технических систем с использованием методики ТРИЗ.

  4. Физика и окружающая среда: экология, здоровье человека.

  5. Физика природных явлений.

  6. Астрономия: создание информационных проектов по различным темам.

  7. Интеграция физики с другими науками и т.д.

  8. Робототехника: история, современные достижения, перспективы.

«Применение ПК для создания творческих работ по физике»

Содержание программы:



Содержание блока

Часов

Теория

Практика


1 этап - 18 час

Обучение работе с мультимедийными носителями информации.

2

1

1

Работа в редакторе Power Point..Алгоритм создания презентаций по различным темам

2

1

1

Использование ПК для создания электронных творческих работ в редакторе Power Point по выбранному алгоритму

4

1

3

Создание и оформление творческих работ.

4

1

3

Подготовка к участию в творческих конкурсах.

2

-

2

Защита творческих работ.

2

-

2


2 этап -18 часов

Знакомство учащихся с методами создания и оформления творческих работ

1

1

-

Обучение работе с литературой и другими источниками информации при подготовке докладов и реферативных работ.

3

1

2

Поиск и обработка полезной информации с помощью персональных компьютеров. Работа с мультимедийными носителями информации.

4

1

3

Поиск полезной информации в сети Интернет. Обзор Интернет-ресурсов по выбранной теме.

3

1

2

Работа с учащимися : создание презентаций в редакторе Power Point по физике или WEB - страничек (совместно с учителем информатики)

4

-

4

Подготовка учащихся к участию в различных творческих конкурсах.

2

-

2

7.

Защита творческих работ.

2


2






Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся с небольшой группой (не более 6 человек) в кабинете физики при наличии 2-3 ПК, мультимедийной установки и выхода в ИНТЕРНЕТ, или в кабинете информатики в свободное от основных занятий время- тогда численность группы можно увеличить. Кроме того предполагается, что учащиеся имеют возможность самостоятельно работать над своим проектом за ПК дома или в школьном кабинете информатики.


Информационная поддержка курса:

Литература для учителя:

1. Первин Ю.А. «Информатика дома и в школе. Книга для ученика».- СПБ.:БХВ-Петербург, 2009

2. Сидорова Е.В. «Использум сервисы Google:электронный кабинет преподавателя»- СПБ.: БХВ-Петербург,2010

3. Тематический сборник №55 за 2004/05 г НМЦ Фрунзенского района «Положение о проведении конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся».

Мультимедийные средства:

1.«Открытая физика . Версия 2.5» 1-2 части «Физикон»

2. «Открытая астрономия. Версия 2.5.» «Физикон»

  1. «Уроки открытого колледжа. Астрономия» «Физикон»

  2. «1С: Репетитор. Версия 1.5»

  3. «Иллюстрированный энциклопедический словарь» «Новый дом»

  4. « «От плуга до лазера 2.0» «Новый диск»

Интернет-ресурсы:

 kvant.info/ - журнал "Квант",

 college.ru/physics/index.php - Открытый колледж. Физика.

 college.ru/astronomy/index.php - Открытый колледж. Астрономия.

 class-fizika.narod.ru/ - сайт "Классная физика",

· nuclphys.sinp.msu.ru/persons/persons.htm - фотографии физиков

· worldleonard.h1.ru/ - Леонардо да Винчи

· photos.aip.org/ - архив Сегрэ - фотографии

· home-edu.ru/user/f/00000951/biograf/indru_a.htm - биографии

· physhistory.narod.ru/default.htm - сайт по истории физики

· distedu.ru/mirror/_fiz/optics.ifmo.ru/demo/ - история оптики

· krugosvet.ru/ - энциклопедия «Кругосвет»

· viol.uz/history.htm - история радио.

Учебно-тематическое планирование занятий

К программе «Применение ПК

для создания творческих работ по физике »

(36 +36 занятий по 1 часу)


1 этап (36 часов)

Вид деятельности: традиционное сочетание объяснений учителя с практической работой учащихся на ПК


Содержание занятий:

1.Теория:Знакомство с формами применения ПК на уроках физики. Обзор имеющихся программ и мультимедийных дисков по физике. Практическая часть: знакомство с ученическими работами прошлых лет.



2.Практическое занятие: работа на ПК знакомство с мультимедийными программами: «Открытая физика 2.5», «Открытая астрономия 2.5»

2 ч

3. Теория:Знакомство с программой «От плуга до лазера»., Практическая часть:Обучение методам работы.


4.Практическое занятие: работа на ПК с программой по алгоритму поиска необходимой информации.

5.Теория: Работа в редакторе Рower Рoint -2007 Практическая часть: работа в РР


6.Практическое занятие: работа на ПК над созданием структуры собственной презентации, подбор шаблона оформления.

7.: Практическое занятие : Создание слайдов, подбор соответствующего дизайна.

. Оформление титульного листа

8-9.Практические занятия: Работа над содержанием презентации

10.Теория: Ссылки и управляющие кнопки. Гиперссылки Практическая часть: работа на ПК 11Практическое занятие Создание ссылок и управляющих кнопок.

12. Практическое занятие: Работа за ПК, создание гиперссылок в своей работе

13. Теория: Анимации в РР. Практическая часть: анимация рисунков и текста

14. Практическое занятие: работа на ПК созданием анимаций в своей работе.

15-16Практические занятия : работа над своими презентациями.

17-18. Защита презентаций.

4

Итого: 18 занятий, из них большая часть времени отводится на практическую самостоятельную работу учащихся.



2 этап (36часов)

Вид деятельности: сочетание объяснений учителя с индивидуальной работой с учащимися.

Основной упор делается на самостоятельную работу учащихся над творческой работой.

Содержание занятий:

1. Теоретическая часть: Знакомство с методами работы с различными источниками информации при подготовке докладов и реферативных работ. Практическая часть: знакомство с работами прошлых лет



2.Практическое занятие :Индивидуальная работа: выбор темы творческой работы.

3. Практическое занятие:Индивидуальная работа с учащимися: постановка конкретных задачи, определение направления деятельности при создании творческой работы.

4. Практическое занятие:Индивидуальная работа с учащимися : оказание методической помощи при работе с литературой по теме творческой работы.

5.Практическое занятие: работа над содержанием творческой работы


6..Теоретическая часть: обзор имеющихся мультимедийных средств по физике.

Практическая часть: работа учащихся с ММС по теме своей творческой работы



7 Теоретическая часть: обзор Интернет-ресурсов по физике. Практическая часть: работа на сайте ru.wikipedia.org/


8.: (совместно с учителями информатики)Поиск полезной информации в сети Интернет.


2

9.Теоретическая часть (совместно с учителями информатики): Практическая часть Обработка полезной информации с помощью персональных компьютеров.

10.Теория:Правила оформления реферативных работ. Практическая часть : работа над своим рефератом


2

11.Теория:Требования к оформлению творческих работ по физике в виде WEB-страниц или презентаций Power Point. Практическая часть: индивидуальные консультации по оформлению

2

12. Практическое занятие: (совместно с учителями информатики) работа над выполнением требований и устранением недостатков.

2

13-14. Индивидуальные консультации для учащихся. оказание помощи в оформлении творческих работ, работа над тезисами.

15-16. Защита творческих работ.

4

17-18 Подготовка лучших работ к участию в творческих конкурсах

4



12


© 2010-2022