• Преподавателю
  • Физика
  • Конспект урока обобщающего повторения Давление твердых, жидких и газообразных тел

Конспект урока обобщающего повторения Давление твердых, жидких и газообразных тел

Урок обобщения и систематизации знаний.     Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”. Формирование познавательных УУД на уроках физики. Задачами этого урока являются: Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, основанных на понятие “Давление”. ·         Продолжить формирование навыков и умений, необходимых для решения расчетных, качественных, творческих задач по теме “Давление твёрдых тел, жидкостей и газа”. На этом уроке нам предстоит вспомнить материал, который мы изучали на предыдущих уроках и закрепить свои знания на практике.     
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обобщающего повторения

"Давление твердых, жидких и газообразных тел"

«Блажен, кто явственно узрел

Хотя бы скорлупу природы».

Гете

Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: "Давление твердых тел, жидкостей и газа". Формирование познавательных УУД на уроках физики.

Задачи:

  • Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, основанных на понятие "Давление".

  • Продолжить формирование навыков и умений, необходимых для решения расчетных, качественных, творческих задач по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа".

  • Развивать умения анализировать, логически рассуждать, самостоятельно формулировать выводы, проводить эксперимент с учетом ТБ, умения сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

  • Создать условия для развития навыка устной речи, чувства взаимопонимания и взаимопомощи, развития мотивации изучения физики, через сообщение интересных сведений, посредством разнообразных приёмов деятельности.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:

на столах в поддоне 1. Динамометр, брусок, линейка. Шарики.

на кафедре 1. Динамометр, брусок, линейка.

2. Стакан с водой, тарелка, бумага, спички.

3. Сообщающиеся сосуды, наполненные раствором медного

купороса и подсолнечным маслом.

на доске: Эпиграф. Тема урока.

I. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит вспомнить материал, который мы изучали на предыдущих уроках и закрепить свои знания на практике. Подготовиться к контрольной работе, которая будет на следующем уроке. Тетради открыли, на полях записали число, записали тему урока "Давление твердых, жидких и газообразных тел". Мы с вами уже проводили уроки с демонстрациями, лабораторные работы и уроки решения задач, а сегодня попробуем объединить их.

I I. Повторение.

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ

(читает учитель) "Дождь льет как из ведра, ужас что такое! И вдруг, в городские ворота постучали, и старый король пошел отворять. У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с ее волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса. "Ну, это мы узнаем!" - подумала старая королева, ничего не сказала, и пошла в опочивальню, сняла с кровати все тюфяки и подушки и положила на доски горошину, а потом взяла двадцать тюфяков и положила их на горошину, а на тюфяки еще двадцать перин из гагачьего пуха. На этой постели и уложили на ночь принцессу.
Утром ее спросили, как ей спалось. Ах, ужасно плохо!- отвечала принцесса.- Я всю ночь не сомкнула глаз. Бог знает, что там у меня было в постели! Я лежала на чем-то твердом, и у меня все тело в синяках! Это просто ужас что такое ..."

Не будем продолжать! Это что за сказка? Правильно, «Принцесса на горошине».

Вопросы:

  • Почему она испытала неудобство, лежа на перине, под которой были положены такие маленькие горошины? (Принцесса оказывала давление на эту горошину.)

  • Как рассчитать это давление? Записываем в тетради. (p = F/S)

  • В каких единицах измеряется давление? (Па)

  • Из каких единиц состоит она? (Па = Н/м2)

  • В каком агрегатном состоянии находится тело, если оно передает оказываемое на него давление только по направлению действия силы? (ГИА)


Опыт 1. Определение давления деревянного бруска на стол


У вас на столе есть бруски, динамометры и линейки. Определим давление бруска на стол.

План выполнения: (записываем измерения в тетради)

  1. Конспект урока обобщающего повторения Давление твердых, жидких и газообразных телС помощью динамометра измерим вес бруска.

  2. Измерим линейкой длину и ширину бруска. Вычислим площадь грани.

  3. Вычислим давление бруска на поверхность стола по формуле.

  4. Назовите, какие получились значения? (Запись на доске)


Давление тел различной формы (практическое применение)


Вопросы к демонстрации

  • Конспект урока обобщающего повторения Давление твердых, жидких и газообразных телКонспект урока обобщающего повторения Давление твердых, жидких и газообразных тел Мне ответ серьёзный дайте,

Кто сейчас сказать готов,

Почему следы в асфальте

Лишь от женских каблуков?

Отвечайте же скорее:

Конспект урока обобщающего повторения Давление твердых, жидких и газообразных тел Что, девчата тяжелее?

  • Школьный рюкзак должен иметь широкие лямки. Почему?


  • Конспект урока обобщающего повторения Давление твердых, жидких и газообразных телА когда нужно увеличить давление? (острый нож, лопата....)

  • Почему комар легко прокалывает довольно прочную кожу человека?


ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТЕЙ

Но не только твердые тела нас окружают.

Вопросы:

  • В каких еще состояниях может находиться вещество?

  • А как жидкости могут оказывать давление? (каждый верхний слой давит на нижний)

  • От чего будет зависеть давление жидкостей на дно сосудов? (От плотности жидкости, высоты их столба p=ρgh)

Передача давления в жидкости. Закон Паскаля


  • Конспект урока обобщающего повторения Давление твердых, жидких и газообразных телНальем воду в шарик. Почему форма шарика такая правильная? Одинаковое ли давление жидкости оказывают на стенки и дно сосуда?

  • В каком агрегатном состоянии находится тело, если оно передает оказываемое на него давление по всем направлениям одинаково ? (ГИА)

  • Сформулируйте закон Паскаля.



Физминутка


Я предлагаю вам, ребята, выполнить дыхательную гимнастику: (сидя за столом)

1-е упр. Набрать воздух в лёгкие (вдыхаем медленно, но как можно больше воздуха),

Медленно выдохнуть

2-е упр. Руки медленно поднимаем вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох.

Руки опускаем - выдох.

3-е упр. Глубоко вдохнуть, медленно выдыхаем

Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-4 раза в день, потому что так обогащаются кислородом из воздуха ваши внутренние органы и мозг.



Давление жидкости в сообщающихся сосудах


  • Какие сосуды называются сообщающимися?

  • Каково свойство сообщающихся сосудов? (видео)

  • На одинаковом ли уровне будут находиться в сообщающихся сосудах разнородные жидкости?

  • Приведите примеры сообщающихся сосудов?

(Конспект урока обобщающего повторения Давление твердых, жидких и газообразных телГотовимся к ЕГЭ) Решение задачи: В широкую U-образную трубку с вертикальными прямыми коленами налиты неизвестная жидкость плотностью 1 и вода плотностью 2 = 1,0103 кг/м3 (см. рисунок). На рисунке b = 10 см, h = 24 см, H = 30 см. Чему равна плотность жидкости 1? (700 кг/м3)

ДАВЛЕНИЕ ГАЗОВ

Вопросы:

Ученые говорят: "Мы живем на дне воздушного океана"

  • Как вы это понимаете? (Атмосфера). Слово «атмосфера» введено М.В. Ломоносовым.

  • Что такое атмосферное давление? (Атмосферное давление - давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы).

  • Почему молекулы не падают на Землю под действием силы тяжести? (Беспорядочно и непрерывно движутся)

  • А почему молекулы не улетают в мировое пространство? (чтобы покинуть планету, необходимо иметь скорость около 11,2 км/с)

А теперь загадки:

1. Кто современникам на удивленье

Измерил атмосферное давление? (Торричелли)

2. Чей опыт удивил людей

Потребовав 16 лошадей.
Когда и где он сделан был,
И в чем людей он убедил? (Герике, Магдебург, 1 мая)

Убедимся в существовании атмосферного давления.

Демонстрация. Выйти сухим из воды


Положите на плоскую тарелку монету и налейте воды. Монета очутится под водой. Вынуть ее теперь голыми руками, не замочив пальцев и не выливая воды из тарелки, невозможно, - скажите вы и ошибетесь!

Конспект урока обобщающего повторения Давление твердых, жидких и газообразных телВот как это можно сделать. Зажгите внутри стакана бумажку и, когда воздух нагреется, опрокиньте стакан на тарелку рядом с монетой так, чтобы монета не очутилась под стаканом. Бумага под стаканом сразу погаснет, и воздух начнет в стакане остывать. По мере его остывания вода будет как бы втягиваться стаканом и вскоре вся соберется там, обнажив дно тарелки. Подождите минуту, чтобы монета обсохла, и берите ее, не замочив пальцев.

Понять причину этих явлений нетрудно. Когда воздух в стакане нагрелся, он расширился; избыток его нового объема вышел из стакана. Когда же оставшийся воздух начал остывать, его уже стало недостаточно, чтобы в холодном состоянии оказывать прежнее давление, т.е. уравновешивать наружное давление атмосферы. Вода под стаканом теперь испытывает меньшее давление, чем в открытой части тарелки: она вгоняется под стакан, втискиваемая туда избытком давления наружного воздуха. Вода в стакан вдавливается под стакан извне.


На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперед

Нам погоду узнает. (Барометр)

Определим атмосферное давление по показаниям барометра.

  • А чему равно нормальное атмосферное давление? (760 мм. рт. ст. или 100.000 Па)

…И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи.

«О, если я не дойду,

Если в пути пропаду,

Что станет с ними, с больными?

С моими зверями лесными?

Почему Айболит боится не дойти? (С высотой давление уменьшается)

Решить задачу (Г.Остер):

Конспект урока обобщающего повторения Давление твердых, жидких и газообразных телДопустим, вы в научных целях сосали колпачок от авторучки и он крепко присосался к языку. Как, не действуя руками и не пользуясь услугами лошадей, избавиться от слишком уж сильно присосавшегося к языку колпачка авторучки?

Ответ: Подняться вместе с барометром на самую высокую вершину горы. Когда стрелка барометра приблизится к нулю, колпачок сам отпадет.

Ну вот, мы и подошли к концу урока. Какие вопросы мы с вами повторили?

1. Давление твердого тела на опору

2. Давление жидкости и газа на дно и стенки сосуда,

3. Давление атмосферы



Рефлексия (продолжи фразу)


  • Меня удивило…

  • Материал урока мне был…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Моё настроение после урока…

Запишите домашнее задание: повторить §33-44.

Заполнить лист обобщения (таблицу)


Физическое
тело

Как
передается давление

Формула

расчета

Единица измерения

Способ

измерения
давления

Применение

твердое


жидкое


газообразное



Физическое
тело

Как
передается давление

Формула

расчета

Единица измерения

Способ

измерения
давления

Применение

твердое


жидкое


газообразное


Конспект урока обобщающего повторения Давление твердых, жидких и газообразных телКонспект урока обобщающего повторения Давление твердых, жидких и газообразных тел

7


© 2010-2022