Урок Постоянный электрический ток

  Повторительно-обобщающий урокпо теме  «Постоянный электрическийток»   Игра-соревнование Цель проведения: повышение уровня знаний, активизация мыслительной деятельности, воспитание интереса к пред­мету,  развитие коммуникативных качеств путем вовлечения в соревновательный процесс всех студентов. Цель урока:повторить тему, выявить пробелы в знаниях, подготовить студентов к зачету. Оборудование:карточки с заданиями, приборы для сборки электрической цепи. Ход игры:  Группа делится на 2-3 команды,...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра - соревнование

на уроках электротехники

Повторительно-обобщающий урок по теме «Постоянный электрический ток»


Игра-соревнование

Цель проведения: повышение уровня знаний, активизация мыслительной деятельности, воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных качеств путем вовлечения в соревновательный процесс всех студентов.

Цель урока: повторить тему, выявить пробелы в знаниях, подготовить студентов к зачету.

Оборудование: карточки с заданиями, приборы для сборки электрической цепи.

Ход игры

Группа делится на 2-3 команды, каждая со своим названием и девизом. Объясняются правила игры: учитывается скорость и правильность ответов.

Задание № 1

Дать краткое название понятиям по определению:

1. Направленное движение заряженных частиц под действием электрического

поля. (Электрический ток.)

2. Мера противодействия проводника установлению в нём электрического тока.

(Сопротивление.)

3. Отношение работы сил электрического поля по перемещению заряда между двумя точками поля к этому заряду (Напряжение.)

4. Физическая величина, показывающая, какой электрический заряд протекает через поперечное сечение проводника за 1 с. (Сила тока.)

5. Два проводника, разделенные тонким слоем диэлектрика. (Конденсатор.)

6. Отношение работы сторонних сил по перемещению заряда вдоль контура к этому заряду. (ЭДС.)

7. Назовите прибор для измерения:

а) силы тока;

б) напряжения;

в) сопротивления;

г) мощности тока.

8. Поясните условное обозначение системы названных приборов.

9. Расскажите об устройстве и принципе действия названных приборов.

Задание № 2

Решить задачу (по одному студенту от каждой команды)

Урок Постоянный электрический ток

Задание № 3

(Одновременно с заданием № 2)

1-й команде: перечислить действия тока.

2-й команде: перечислить условия, необходимые для существования тока.

3-й команде: рассказать от каких величин зависит сопротивление проводника?

Задание № 4

Практическая работа (по одному студенту от команды).

1-й команде: вычислить сопротивление лампы и ЭДС. (Для измерения ЭДС можно подключить вольтметр к полюсам источника тока.)

2-й команде: определить потребляемую лампой мощность и ЭДС источника тока. (Р = I • U.)

3-й команде: определить количество теплоты, выделившееся в лампе за 3 мин. (Q = IUt.)

Задание № 5

(После проверки задания № 3)

Написать формулы

1-й команде:

1. Закон Ома для полной цепи.

2. Работа тока.

3. Удельное сопротивление проводника.

2-й команде:

1. Сопротивление проводника.

2. Закон Ома для участка цепи.

3. ЭДС источника.

3-й команде:

1. Мощность тока.

2. Количество теплоты, выделившееся в проводнике.

3. Формулы для определения напряжения.

Задание № 6

Решение качественных задач

1-й команде: цепь составлена из батареи аккумуляторов и последовательно соединенных амперметра, металлической цепочки и выключателя. Если замкнуть цепь и руками постепенно увеличивать напряжение цепочки, то по амперметру можно наблюдать возрастание тока. Почему? (Уменьшение сопротивления в местах контакта звеньев цепочки.)

2-й команде: елочная гирлянда спаяна из лампочек для карманного фонаря. При включении этой гирлянды в сеть на каждую приходится напряжение 3В. Почему же опасно, выкрутив одну из лампочек, воткнуть в патрон палец? (Сопротивление лампы несколько Ом, а сопротивление тела человека несколько тысяч Ом. Чем больше сопротивление участка цепи, тем больше падение напряжения на этом участке: U= I• R.)

3-й команде: 1) ученик по ошибке включил вольтметр вместе амперметра при измерении силы тока в лампе. Что при этом произойдет с накалом лампы?

2) Ученик включил амперметр вместо вольтметра при измерении напряжения на горящей лампочке: Что при этом произошло с величиной тока в цепи? К чему приведет такая ошибка? (К порче амперметра и аккумулятора.)

1-й команде: через лампочку карманного фонаря и через лампу, включаемую в электросеть для освещения, проходит ток приблизительно одной и той же величины. Почему же эти лампочки выделяют разное количество теплоты за одно и то же время? (У лампочек различное сопротивление.)

2-й команде: в сеть параллельно включены две лампы. Сопротивление одной из ламп больше другой. В которой из ламп проходит больший ток? Выделится большее количество теплоты? (Больший ток проходит через лампу с меньшим сопротивлением. При параллельном соединении напряжение одинаково на обеих лампах, поэтому большее количество теплоты выделится на лампе с меньшим сопротивлением.)

Задание № 7

Назвать единицы измерения и физические величины по их обозначениям.

Задание № 8

(По одному ученику от команды)

Из всех предложенных формул и схем на карточках выбрать (представители команд садятся за стол и выбирают нужные карточки).

1-й команде: формулы и схему последовательного соединения.

2-й команде: формулы и схему параллельного соединения.

3-й команде: формулы и схему смешанного соединения проводников.

Задание № 9

Решить задачу:

1-й команде: при подключении лампочки к батарее элементов с ЭДС 4,5 В вольтметр показал напряжение на лампочке 4 В, а амперметр - силу тока 0,5 А. Каково внутреннее сопротивление батареи?

Урок Постоянный электрический ток

2-й команде: при подключении электромагнита к источнику тока с ЭДС 30В и внутренним сопротивлением 2 Ом напряжение на зажимах стало 28 В. Найти силу тока в цепи.

Урок Постоянный электрический ток

3-й команде: в проводнике сопротивлением 2 Ом, подключенном к элементу с ЭДС 1,1В, сила тока равна 0,5 А. Какова сила тока при коротком замыкании?

Урок Постоянный электрический ток

Подведение итогов соревнования:

- награждение команды-победительницы;

- поощрение лучших игроков;

- выставление и мотивация оценок.

Домашнее задание:

индивидуальные рекомендации по подготовке к зачету.

Используемая литература:

Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.

Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. М.: Просвещение, 1986.







© 2010-2022