- Преподавателю
- Физика
- Урок Постоянный электрический ток
Урок Постоянный электрический ток
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зубкевич Л.А. |
Дата | 29.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Интеллектуальная игра - соревнование
на уроках электротехники
Повторительно-обобщающий урок по теме «Постоянный электрический ток»
Игра-соревнование
Цель проведения: повышение уровня знаний, активизация мыслительной деятельности, воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных качеств путем вовлечения в соревновательный процесс всех студентов.
Цель урока: повторить тему, выявить пробелы в знаниях, подготовить студентов к зачету.
Оборудование: карточки с заданиями, приборы для сборки электрической цепи.
Ход игры
Группа делится на 2-3 команды, каждая со своим названием и девизом. Объясняются правила игры: учитывается скорость и правильность ответов.
Задание № 1
Дать краткое название понятиям по определению:
1. Направленное движение заряженных частиц под действием электрического
поля. (Электрический ток.)
2. Мера противодействия проводника установлению в нём электрического тока.
(Сопротивление.)
3. Отношение работы сил электрического поля по перемещению заряда между двумя точками поля к этому заряду (Напряжение.)
4. Физическая величина, показывающая, какой электрический заряд протекает через поперечное сечение проводника за 1 с. (Сила тока.)
5. Два проводника, разделенные тонким слоем диэлектрика. (Конденсатор.)
6. Отношение работы сторонних сил по перемещению заряда вдоль контура к этому заряду. (ЭДС.)
7. Назовите прибор для измерения:
а) силы тока;
б) напряжения;
в) сопротивления;
г) мощности тока.
8. Поясните условное обозначение системы названных приборов.
9. Расскажите об устройстве и принципе действия названных приборов.
Задание № 2
Решить задачу (по одному студенту от каждой команды)
Задание № 3
(Одновременно с заданием № 2)
1-й команде: перечислить действия тока.
2-й команде: перечислить условия, необходимые для существования тока.
3-й команде: рассказать от каких величин зависит сопротивление проводника?
Задание № 4
Практическая работа (по одному студенту от команды).
1-й команде: вычислить сопротивление лампы и ЭДС. (Для измерения ЭДС можно подключить вольтметр к полюсам источника тока.)
2-й команде: определить потребляемую лампой мощность и ЭДС источника тока. (Р = I • U.)
3-й команде: определить количество теплоты, выделившееся в лампе за 3 мин. (Q = IUt.)
Задание № 5
(После проверки задания № 3)
Написать формулы
1-й команде:
1. Закон Ома для полной цепи.
2. Работа тока.
3. Удельное сопротивление проводника.
2-й команде:
1. Сопротивление проводника.
2. Закон Ома для участка цепи.
3. ЭДС источника.
3-й команде:
1. Мощность тока.
2. Количество теплоты, выделившееся в проводнике.
3. Формулы для определения напряжения.
Задание № 6
Решение качественных задач
1-й команде: цепь составлена из батареи аккумуляторов и последовательно соединенных амперметра, металлической цепочки и выключателя. Если замкнуть цепь и руками постепенно увеличивать напряжение цепочки, то по амперметру можно наблюдать возрастание тока. Почему? (Уменьшение сопротивления в местах контакта звеньев цепочки.)
2-й команде: елочная гирлянда спаяна из лампочек для карманного фонаря. При включении этой гирлянды в сеть на каждую приходится напряжение 3В. Почему же опасно, выкрутив одну из лампочек, воткнуть в патрон палец? (Сопротивление лампы несколько Ом, а сопротивление тела человека несколько тысяч Ом. Чем больше сопротивление участка цепи, тем больше падение напряжения на этом участке: U= I• R.)
3-й команде: 1) ученик по ошибке включил вольтметр вместе амперметра при измерении силы тока в лампе. Что при этом произойдет с накалом лампы?
2) Ученик включил амперметр вместо вольтметра при измерении напряжения на горящей лампочке: Что при этом произошло с величиной тока в цепи? К чему приведет такая ошибка? (К порче амперметра и аккумулятора.)
1-й команде: через лампочку карманного фонаря и через лампу, включаемую в электросеть для освещения, проходит ток приблизительно одной и той же величины. Почему же эти лампочки выделяют разное количество теплоты за одно и то же время? (У лампочек различное сопротивление.)
2-й команде: в сеть параллельно включены две лампы. Сопротивление одной из ламп больше другой. В которой из ламп проходит больший ток? Выделится большее количество теплоты? (Больший ток проходит через лампу с меньшим сопротивлением. При параллельном соединении напряжение одинаково на обеих лампах, поэтому большее количество теплоты выделится на лампе с меньшим сопротивлением.)
Задание № 7
Назвать единицы измерения и физические величины по их обозначениям.
Задание № 8
(По одному ученику от команды)
Из всех предложенных формул и схем на карточках выбрать (представители команд садятся за стол и выбирают нужные карточки).
1-й команде: формулы и схему последовательного соединения.
2-й команде: формулы и схему параллельного соединения.
3-й команде: формулы и схему смешанного соединения проводников.
Задание № 9
Решить задачу:
1-й команде: при подключении лампочки к батарее элементов с ЭДС 4,5 В вольтметр показал напряжение на лампочке 4 В, а амперметр - силу тока 0,5 А. Каково внутреннее сопротивление батареи?
2-й команде: при подключении электромагнита к источнику тока с ЭДС 30В и внутренним сопротивлением 2 Ом напряжение на зажимах стало 28 В. Найти силу тока в цепи.
3-й команде: в проводнике сопротивлением 2 Ом, подключенном к элементу с ЭДС 1,1В, сила тока равна 0,5 А. Какова сила тока при коротком замыкании?
Подведение итогов соревнования:
- награждение команды-победительницы;
- поощрение лучших игроков;
- выставление и мотивация оценок.
Домашнее задание:
индивидуальные рекомендации по подготовке к зачету.
Используемая литература:
Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. М.: Просвещение, 1986.