Метапредметный урок сила трения (7 класс)

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок сила трения

Тема Сила трения

Тип урока изучение нового материала

Цели: изучить три вида сил трения (трение покоя, скольжения, качения);

выяснить природу и направление сил трения; от чего зависит сила трения, способы увеличения и уменьшения её, полезное и вредное значение.

обобщить полученные знания

проверить и закрепить полученные знания

Задачи:

образовательные: интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления, отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.

развивающие: научить учащихся логически мыслить, обобщать, делать выводы, выделять главное, работать с учебником, способствовать развитию языка.

воспитательные: воспитать умение работать в группе, развивать сотрудничество, выслушать товарищей, уважать мнение других.

Приобретаемые навыки детей:

- учащиеся учатся работать в группах, обобщать, сопоставлять, проводить исследования

- развитие логического мышления, памяти, речи учащихся. пространственного воображения.

- повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания.

- воспитание внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплины.

- подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.

Формы организации работы детей:

- Используется словесно- иллюстративный метод. репродуктивный метод, практический метод, проблемный метод, беседа-сообщение ,метод письменного текущего контроля.

Формы организации работы учителя:

- Проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации

- Постановка цели занятия перед учащимися.

- Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран , трибометр демонстрационный, набор грузов, стекло, наждачная бумага, таблица, динамометр, презентация

Ход урока.

Этапы урока время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

примечание

Орг момент


Мотивация на основе создания проблемной ситуации


Объявление темы урока

целеполагание


Освоение новых знаний

На основе:

а) информация об истории силыучителя


б) получение первичных знаний на основе выполненного опыта




в) объяснение учителя


г)исследование

факторов возникновения силы трения




д) получение знаний на основе ИКТ

е) исследовательская работа в группах




физминутка





Перенос знаний в новую ситуацию






Контроль за усвоением знаний.


Домашнее задание

ж)установление межпредметных связей

Рефлексия

Здравствуйте. Рада видеть вас на своем уроке!

Ребята! Перед вами изображение памятника, который находится в Санкт- Петербурге. Кому он посвящен?

Может быть, не все из вас знают технические подробности создания памятника царю Петру 1!.

Для пьедестала подготовили монолитную гранитную глыбу весом более тысячи тонн! И доставили ее из Финского залива, в Петербург. Как же в XVIII веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов, люди могли совершить такое чудо?

Как вы думаете, какая физическая сила позволила им осуществить это?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните какие силы вы знаете?

Достаточно ли знаний только об этих силах, чтобы объяснить, как была перемещена огромная глыба на значительное расстояние.

Сегодня на уроке - исследовании « Сила трения!» я помогу вам овладеть знаниями об этой физической величине.

Все важные и значимые моменты вы будите записывать в рабочую карту, который лежит у вас на столах.

Какие способы обретения знаний на уроке физики, вы обычно используете? (Теоретические сведения изучаете? Опыты проводите. Говорите о том, как эти знания применяются на практике?)

Пожалуйста, озвучьте цели нашего урока.

Чтобы достичь этих целей, мы будем использовать разные пути познания. Эмпирический, авторитетный, рациональный пути познания. Сначала предлагаю вам пойти авторитетным путем познания.

Вопросом, возникновения Fтр люди заинтересовались очень давно. Первые исследования трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи, более 400 лет назад, но его работы не были опубликованы. Поэтому считают, что законы трения открыл французский ученый Шарль Кулон .

Когда и кем была открыта сила трения, мы узнали.

А чтобы узнать, :

что такое сила трения?

Как она проявляется в природе ?

чем она отличается от других сил?,

мы пойдем эмпирическим путем познания и проведем несколько опытов.

Во время проведения опыта, вам необходимо ответить на вопросы ЗАДАНИЕ 1. Провожу сама опыт- комментарий

  1. Деревянную плоскость расположите горизонтально, положив ее на парту.

  2. На ее положите деревянный брусок с тремя грузами.

  3. Зацепите его динамометром и равномерно перемещайте по плоскости.

Обратите внимание: динамометр показывает некоторое значение. На тело действует сила, но скорость тела не меняется.

Ответьте на вопросы

1) Что явилось причиной возникновения силы трения?

2) Куда направлена сила трения - в сторону движения или в противоположную?

3) Где находится точка приложения этой силы?

Ответив на вопросы, сформулируем определение силы трения

сила, возникающая при взаимодействии двух тел в процессе движения одного тела по поверхности другого и направленная в сторону, противоположную движению, называется силой трения.

Обозначается сила трения Fтр . Вспомните, в каких единицах измеряются все силы.

Пойдем авторитетным путем познания.

Запишем формулу силы трения Fтр = µN

где N - сила реакции опоры, соответствующая силе давления, производимой телом на поверхность, а µ -коэффициент трения, который ввел только в конце 18 века Шарль Кулон.

Значения коэффициента трения для различных материалов можно найти в физических справочниках. Вот некоторые из них.

Чтобы выяснить причины возникновения Fтр, воспользуемся эмпирическим путем познания.

Металлический шарик пустим по поверхности стекла , стола и наждачной бумаги. Проследите за скоростью движения шарика. Почему на разных поверхностях движение шарика различно? Что явилось причиной возникновения силы трения?

Проведем второй опыт. Возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу и попробуйте сдвинуть. Получилось? Почему трудно сдвинуть две очень гладкие пластины? Что произошло с ними?

Хочу отметить, что даже самые гладкие на вид поверхности имеют неровности, которые препятствуют движению одного тела по поверхности другого. Но оказывается, уменьшение неровностей снижает силу трения только вначале. Дальнейшее уменьшение шероховатости приводит к увеличению силы трения.

Итак, есть две причины возникновения силы трения. Запишите их в рабочую карту.

Посмотрите на экран.

Авторитарный путь познания поможет узнать, какие виды силы трения различают ученые.

Итак, с какими видами трения вы познакомились? Запишите в рабочую карту.

Обратимся к эмпирическому пути познания при выполнении 2 задания.

Продолжим наше исследование и выясним, отчего зависит сила трения. Сравним виды сил трения.

У каждой группы свое исследование. Отвечая на вопросы, записывайте выводы в рабочую карту.

Итак, отчего же зависит или не зависит сила трения?

Прошу вас рассказать о ходе исследования и представить результаты.

Руководитель 1 группы. Пожалуйста.

Лидер 2 группы. Пожалуйста.

Послушаем 3 группу. Пожалуйста.

Спасибо за исследования. Сделайте обобщающий вывод, заполнив пробелы в задании 4. Итак, от каких факторов зависит сила трения.

Послушаем выводы исследования 4 и 5 групп. Пожалуйста, руководитель 4 группы.

Руководитель 5 группы, а какие у вас результаты?

Правильно. Молодцы! Заполните пробелы в задании 5.

Сила трения постоянно присутствует в реальной жизни. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

Сделаем шаг вперед, назад. Какой вид трения возник в результате

нашего движения?

Потрем ладони а здесь какой вид трения?

повернем голову направо, налево

Выполним вращательные движения руками. Здесь какой вид трения.?

Спасибо. Займите свои места.

Ребята. Приведите примеры из жизни, когда необходимо увеличить, а когда уменьшить силу трения.

Как же можно уменьшить или увеличить силу трения?

На основании знаний, полученных в течение веков, люди научились регулировать силу трения, заменять один вид трения другим.

Ребята, вы уже получили достаточно знаний о силе трения, ее видах, условиях возникновения.

Я хочу вернуть вас к той жизненной ситуации, которая заинтересовала вас в начале урока.( Петр1)

Как же в XVIII веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов, люди могли доставить из Финского залива в Петербург, 1000 тонную глыбу?

Какая сила способствовала перемещению?

Какой вид трения создавался при перемещении?

( Можно ли было это осуществить на основе трения скольжения?)

Кто готов выдвинуть свою гипотезу, и объяснить это чудо?

Правильно, мастера изготовили помост, поместили его на специально отлитые бронзовые шары, заключенные в салазки. Так они заменили трение скольжения на трение качения. При этом шары периодически смазывались говяжьим салом, чтобы уменьшить трение. Так гром-камень за 120 дней был доставлен из Финского залива в Петербург, где стал прекрасным пьедесталом для памятника Петру 1.

Ребята, мы справились со всеми заданиями, которые помогли вам овладеть знаниями о силе трения. Чтобы достичь поставленных целей, прошли путь от Леонардо да Винчи до наших дней. Какие пути познания позволили нам достичь поставленных целей?

Проверим, как усвоен материал, и подведем итоги урока.

Выполните задание 5. Учитывая последовательность тестовых заданий, вставьте соответствующие ответам цифры в таблицу.

Посмотрите на экран. Сверьте ответы. Поднимите руку те, кто верно указал 3 ответа, 4 ответа, 5. Выставьте отметки в рабочую карту.

Запишите домашнее задание.

Посмотрите слайды и определите, виды трения, показанные на этих слайдах.

Сила трения присутствует повсеместно, во всех сферах реальной жизни.

Зима радует нас великолепной погодой, многие из вас, наверное, пойдут сегодня кататься на санках или лыжах.

Какой вид трения возникает при движении на санках или лыжах?

Как увеличить силу трения скольжения?

Но зима приносит не только радостные моменты, но и создает опасные ситуации на дорогах, тротуарах. Как уменьшить силу трения?

Так можем ли мы обойтись без знаний о силе трения в нашей повседневной жизни?

Спасибо за работу, мне было приятно работать с вами.


Сила трения

(сила тяж+сила упр)

Нет недостаточно



Дети озвучивают цели




Изменение скорости произошло вследствие взаимодействия бруска и поверхности, по которой он двигался.

Сила направлена против движения бруска.

В месте контакта двух поверхностей.





Проводим опыт- учитель

причиной трения является шероховатость поверхности соприкасающихся тел.

Между ними возникло-молекулярное взаимодействие, которое приводит как бы к прилипанию соприкасающихся поверхностей











уменьшить или увеличить силу трения можно, повлияв на причины, обусловливающие значение силы трения (шероховатость, материал, нагрузка) или заменить один вид трения на другой.







Проводится тест


Дети выясняют какой вид трения.

Совместно с учениками подводим итог урок

Ответы учащихся










































© 2010-2022