Рабочая программа по физике 7-9класс Л. Э. Генденштейн

Аннотация к рабочей программе по физике в 7-9 классы Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования . М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. и Программы и примерного поурочного планирования для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы/(авт.-сост. Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский).-М.: Мнемозина,2013. На изучение физики в7-9 классах отводится 315ч: из расчёта...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение к Основной общеобразовательной программе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №22»





Рассмотрена Согласована Рассмотрена Утверждена

на заседании МО заместитель директора на заседании приказом по МБОУ

учителей математики, по УВР МБОУ «ООШ №22» педагогического совета «ООШ № 22»

физики, информатики __________/Т.Е.Иванюк/ Протокол от « 29» августа 2014г.

от « 29» августа 2014г. №288

Протокол 18 июня 2014г. № 8

от «18» июня 2014г.

№ 6

Руководитель МО

________Г.Н.Кирсанова

Рабочая программа

по учебному предмету «Физика»

7-9 классы









Составитель

Семакина Валентина Федоровна,

учитель физики





г. Старый Оскол

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования . М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. и Программы и примерного поурочного планирования для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы/(авт.-сост. Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский).-М.: Мнемозина,2013.

Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного курса «Физика»

- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

- усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и

квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование у учащихся умения наблюдать природные явления и выполнять

опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление,

эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат

экспериментальной проверки;

- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации,

ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

• развитость познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами

и возможностями;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

К метапредметным результатам обучения физике в основной школе относятся:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации

учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, развитие умения предвидеть возможные результаты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и гипотезами, выдвигаемыми для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями: выдвижение гипотез для объяснения известных фактов, экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез, разработка теоретических моделей процессов или явлений;

• формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушать собеседника, понять его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

• формирование умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

• умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умение применять теоретические знания по физике на практике, в частности, для решения физических задач;

• умение применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

• формирование убежденности в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки для развития материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формирования умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные навыки, заключающиеся в умении докладывать результаты своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

• способность понять и объяснить такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, линейчатый спектр излучения газов;

• умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

• овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной жидкости, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

• понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

• овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни

(быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Общая характеристика учебного предмета «Физика»

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Место учебного предмета «Физика» в учебном плане

На изучение физики в7-9 классах отводится 315ч: из расчёта 3 ч. в неделю,35 учебных недель.

Рабочая программа составлена без изменений.

В учебно-методический комплекс входят:

  1. Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 7 класс. В 2ч. Ч.1. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2014.

  2. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Задачник. 7 класс. Мнемозина

  3. Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 8 класс. В 2ч. Ч.1. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2014.

  4. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Задачник. 8 класс. Мнемозина

  5. Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 9 класс. В 2ч. Ч.1. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2014.

  6. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Задачник. 9 класс. Мнемозина

  7. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Методические материалы. Пособие для учителя. 7, 8, 9 классы. Мнемозина,2012

  8. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Самостоятельные работы. 7 класс. Мнемозина,2012.

  9. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Тематические контрольные работы. 7 класс. Мнемозина,2012

  10. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Тетради для лабораторных работ. 7 класс. Мнемозина

  11. Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-11 классы / авт.-сост. Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский. - М.:Мнемозина, 2013.

С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая работа, а также нетрадиционные формы уроков.

Промежуточная аттестация учащихся по геометрии проводится в форме тестирования или в устной форме. Текущий контроль осуществляется в форме контрольных работ, тестирования. самостоятельных работ, зачетов.

Приложение1





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физика»

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

• развитость познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами

и возможностями;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и

изобретений, результатам обучения.

К метапредметным результатам обучения физике в основной школе относятся:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации

учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, развитие умения предвидеть возможные результаты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и гипотезами, выдвигаемыми для

их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями: выдвижение гипотез для объяснения известных фактов,

экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез, разработка теоретических моделей

процессов или явлений;

• формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию

в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения

познавательных задач;

• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и

способности выслушать собеседника, понять его точку зрения, признавать право другого

человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристически-

ми методами решения проблем;

• формирование умения работать в группе с выполнением различных социальных

ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

• умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умение применять теоретические знания по физике на практике, в частности, для решения физических задач;

• умение применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;





Содержание учебного предмета «Физика»

Физика и физические методы изучения природы

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измере-

ние физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Нау-

ка и техника.

Демонстрации

Наблюдение физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника,

притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической

искры.

Механические явления

Кинематика

Механическое движение. Траектория. Путь - скалярная величина. Скорость - век-

торная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение - векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от

времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Демонстрации

1. Равномерное прямолинейное движение.

2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета.

3. Свободное падение тел.

4. Равноускоренное прямолинейное движение.

5. Равномерное движение по окружности.

Динамика

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса - скалярная величина. Плотность вещества. Сила - векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.

Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр

тяжести.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плава-

ния тел.

Условия равновесия твердого тела.

Демонстрации

1. Явление инерции.

2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.

3. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии.

4. Измерение силы по деформации пружины.

5. Третий закон Ньютона.

6. Свойства силы трения.

7. Сложение сил.

8. Явление невесомости.

9. Равновесие тела, имеющего ось вращения.

10. Барометр.

11. Опыт с шаром Паскаля.

12. Гидравлический пресс.

13. Опыты с ведерком Архимеда.

Законы сохранения импульса и механической энергии.

Механические колебания и волны

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохране-

ния механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД).

Возобновляемые источники энергии.

Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование ко-

лебаний в технике.

Демонстрации

1. Реактивное движение модели ракеты.

2. Простые механизмы.

3. Наблюдение колебаний тел.

4. Наблюдение механических волн.

5. Опыт с электрическим звонком, помещенным под колокол вакуумного насоса.

Строение и свойства вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое

движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства

газов, жидкостей и твердых тел.

Демонстрации

1. Диффузия в растворах и газах, в воде.

2. Модель хаотического движения молекул газа.

3. Модель броуновского движения.

4. Сцепление твердых тел.

5. Повышение давления воздуха при нагревании.

6. Демонстрация образцов кристаллических тел.

7. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.

8. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача.

Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации

1. Принцип действия термометра.

2. Теплопроводность различных материалов.

3. Конвекция в жидкостях и газах.

4. Теплопередача путем излучения.

5. Явление испарения.

6. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.

7. Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.

8. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.

Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон со-

хранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия

электрического поля. Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Демонстрации

1. Электризация тел.

2. Два рода электрических зарядов.

3. Устройство и действие электроскопа.

4. Закон сохранения электрических зарядов.

5. Проводники и изоляторы.

6. Электростатическая индукция.

7. Устройство конденсатора.

8. Энергия электрического поля конденсатора.

9. Источники постоянного тока.

10. Измерение силы тока амперметром.

11. Измерение напряжения вольтметром.

12. Реостат и магазин сопротивлений.

13. Свойства полупроводников.

Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле

тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.

Демонстрации

1. Опыт Эрстеда.

2. Магнитное поле тока.

3. Действие магнитного поля на проводник с током.

4. Устройство электродвигателя.

5. Электромагнитная индукция.

6. Правило Ленца.

7. Устройство генератора постоянного тока.

8. Устройство генератора переменного тока.

9. Устройство трансформатора.

Электромагнитные колебания и волны

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнит-

ных излучений на живые организмы. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет - электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила

линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

Демонстрации

1. Свойства электромагнитных волн.

2. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

3. Принципы радиосвязи.

4. Прямолинейное распространение света.

5. Отражение света.

6. Преломление света.

7. Ход лучей в собирающей линзе.

8. Ход лучей в рассеивающей линзе.

9. Получение изображений с помощью линз.

10. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

11. Модель глаза.

12. Дисперсия света. Разложение белого света призмой.

13. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Квантовые явления

Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия

связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные

реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.

Демонстрации

1. Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.

2. Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.

3. Дозиметр.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных

тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

Демонстрации

1. Астрономические наблюдения.

2. Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба.

З. Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.

Тематическое планирование

№п\п

Название раздела, темы

Количество часов

7 класс

105ч

1

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

10

2

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

6

3

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

85

4

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ГОДА

1

5

РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ

3

8 класс

105ч

1

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

26

2

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

46

3

ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

28

4

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ГОДА

1

5

РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ

4

9 класс

105ч

1

МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

18

2

ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И СИЛЫ

25

3

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ

16

4

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

13

5

АТОМ И АТОМНОЕ ЯДРО

13

6

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

6

7

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

9

8

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ГОДА

1

9

РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ

4





Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса

Основная литература

для учителя:

  • Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 7 класс. В 2ч. Ч.1. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2014.

  • Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Задачник. 7 класс. Мнемозина

  • Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 8 класс. В 2ч. Ч.1. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2014.

  • Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Задачник. 8 класс. Мнемозина

  • Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 9 класс. В 2ч. Ч.1. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2014.

  • Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Задачник. 9 класс. Мнемозина

  • Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Методические материалы. Пособие для учителя. 7, 8, 9 классы. Мнемозина,2012

  • Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-11 классы / авт.-сост. Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский. - М.:Мнемозина, 2013.

для учащихся:

  • Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 7 класс. В 2ч. Ч.1. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2014.

  • Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Задачник. 7 класс. Мнемозина

  • Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 8 класс. В 2ч. Ч.1. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2014.

  • Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Задачник. 8 класс. Мнемозина

  • Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 9 класс. В 2ч. Ч.1. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2014.

  • Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Задачник. 9 класс. Мнемозина

Дополнительная литература

для учителя:

  • Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Самостоятельные работы. 7,8,9 классы. Мнемозина,2012.

  • Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Тематические контрольные работы. 7,8,9 классы. Мнемозина,2012

  • Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Методические материалы. Пособие для учителя. 7, 8, 9 классы. Мнемозина,2012

для учащихся:

  • Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Тетради для лабораторных работ. 7 класс. Мнемозина,2012

  • Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Самостоятельные работы. 7,8,9 классы. Мнемозина,2012.

Сайты:



- Открытая физика / под ред. С.М. Козела. - М.: Физикон. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. - 1 CD - диск. - Загл. с экрана.

- Физика. Механика. Методики и материалы к урокам. [Электронный ресурс]. - Ре-жим доступа: свободный. - 1 CD - диск. - Загл. с экрана.

- Физика. 7 - 11 классы. Практикум. - М.: Физикон. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. - 1 CD - диск. - Загл. с экрана.

- Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7 - 11 классы. - М.: Ки-рилл и Мефодий. [Электронный ресурс] - Режим доступа: свободный. - 1 CD - диск. - Загл. с экрана.

- Ученический эксперимент по физике. - М.: Центр МНТП. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. - 1 CD - диск. - Загл. с экрана.

- Школьный физический эксперимент. - М.: ИД «Равновесие». [Электронный ресурс] - Режим доступа: свободный. - 1 CD - диск. - Загл. с экрана.

Оборудование и приборы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание


ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ

1.

Комплекты таблиц демонстрационных по физике

«Механика»;

«Молекулярная физика»

« Электродинамика»

«Оптика»

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату.




КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

2.

Учебно- методическая литература по физике (учебники, задачники, дидактические материалы, справочная литература).

Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету


3.

Раздаточные материалы

Служат для проведения итогового контроля и самостоятельных работ


СРЕДСТВА ИКТ

4.

Универсальный портативный компьютер, проектор, мультимедийная доска

Используется учителем


5.

Диски серии «Наглядная физика» для 7-9 классов по темам:

«Механика»;

«Молекулярная физика»

« Электродинамика»

«Оптика»

Используется в соответствии с планированием


6.

Наборы «Механика»;

«Молекулярная физика»

« Электродинамика»

«Оптика»

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, проведения опытов и выполнения лабораторных работ



Демонстрационное оборудование

«Механика»

  1. Держатели со спиральными пружинами

  2. Комплект пружин для демонстрации волн

  3. Комплект «Вращение»

  4. Камертоны на резонансных ящиках с молоточком

  5. Трубка Ньютона

  6. Прибор для демонстрации независимости действия сил

  7. Прибор для демонстрации законов механики

  8. Прибор для демонстрации закона сохранения импульса

  9. Прибор для демонстрации закона сохранения энергии

  10. Трибометр демонстрационный

  11. Маятник Максвелла

  12. Модель системы отсчета

«Механические колебания и волны»

  1. Прибор для демонстрации распространения волн

«Электромагнитное поле»

1. Катушка для демонстрации магнитного поля тока (на поставке со столиком)

2. Прибор для изучения правила Ленца

3. Катушка дроссельная

4. Магнитная стрелка на подставке

5. Комплект полосовых, дугообразных и кольцевых магнитов

6 Трансформатор

«Электромагнитные колебания и волны «

  1. Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле

  2. Конденсатор демонстрационный

  3. Конденсатор разборный

  4. Батарея конденсатора, 60 мкФ

  5. Электромагнит разборный

  6. Спектроскоп

  7. Скамья оптическая ФОС с принадлежностями

  8. Набор по дифракции, интерференции и поляризации света

  9. Прибор для изучения законов геометрической оптики

  10. Комплект приборов для изучения принципов радиоприема и радиопередачи

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Физика»

Механические явления

Выпускник научится:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Тепловые явления

Выпускник научится:

• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Квантовые явления

Выпускник научится:

• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;
• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;
• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

• различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;
• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;
• различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;
• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.













Приложение 1

Формы и средства контроля

7класс

№ п/п

Вид работы

Тема

1

1. Контрольная работа

« Механическое движение»

2

2. Контрольная работа

«Взаимодействие тел»

3

3. Контрольная работа

«Давление. Закон Архимеда. Плавание тел»

4

4.Контрольная работа

«Работа. Мощность. Энергия»

5

1.Лабораторная работа

«Определение цены деления шкалы измерительного прибора»

6

2.Лабораторная работа

«Измерение линейных размеров тел и площади поверхности»

7

3.Лабораторная работа

«Измерение объема жидкости и твердого тела»

8

4.Лабораторная работа

« Измерение скорости движения тела»

9

5.Лабораторная работа

« Измерение массы тел»

10

6.Лабораторная работа

« Измерение плотности твердых тел и жидкостей»

11

7.Лабораторная работа

«Конструирование динамометра и измерение веса тела»

12

8. Лабораторная работа

«Измерение коэффициента трения скольжения»

13

9.Лабораторная работа

«Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание»

14

10.Лабораторная работа

«Условия плавания тел в жидкости»

15

11.Лабораторная работа

«Изучение условия равновесия рычага»

16

12.Лабораторная работа

«Нахождение центра тяжести плоского тела»

17

13.Лабораторная работа

«Определение КПД наклонной плоскости»

8 класс

№ п/п

Вид работы

Тема

1

1. Контрольная работа

« Тепловые явления»

2

2. Контрольная работа

«Электрические взаимодействия. Электрический ток»

3

3. Контрольная работа

«Работа и мощность тока», . « Электромагнитное поле»

4

4.Контрольная работа

«Оптические явления»

5

1.Лабораторная работа

«Измерение удельной теплоемкости вещества»

6

2.Лабораторная работа

«Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения»

7

3.Лабораторная работа

«Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления»

8

4.Лабораторная работа

« Изучение последовательного соединения проводников»

9

5.Лабораторная работа

« Изучение параллельного соединения проводников»

10

6.Лабораторная работа

« Изучение теплового действия тока и нахождение КПД электрического нагревателя»

11

7.Лабораторная работа

«Изучение магнитных явлений»

12

8. Лабораторная работа

«Наблюдение и изучение явления электромагнитной индукции. Принцип действия трансформатора»

13

9.Лабораторная работа

«Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»

14

10.Лабораторная работа

«Исследование зависимости явления преломления света»

15

11.Лабораторная работа

«Изучение свойств собирающей линзы»

16

12. Лабораторная работа

«Наблюдения явления дисперсии света»

9 класс

№ п/п

Вид работы

Тема

1

1. Контрольная работа

« Механическое движение.», « Законы Ньютона»

2

2. Контрольная работа

«Силы в механике»

3

3. Контрольная работа

«Механические колебания и волны»

4

4.Контрольная работа

«Атом и атомное ядро»

5

1.Лабораторная работа

«Изучение прямолинейного равномерного движения»

6

2.Лабораторная работа

«Изучение прямолинейного равноускоренного движения»

7

3.Лабораторная работа

«Исследование зависимости силы тяжести от массы тела»

8

4.Лабораторная работа

« Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом»

9

5.Лабораторная работа

« Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»

10

6.Лабораторная работа

« Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения»

11

7.Лабораторная работа

«Измерение мощности человека»

12

8. Лабораторная работа

«Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения»

13

9.Лабораторная работа

«Изучение колебаний пружинного маятника»

14

10.Лабораторная работа

«Наблюдение линейчатых спектров излучения»



© 2010-2022